Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Предмет исследования музееведения





 

Научная дисциплина должна иметь свой собственный предмет, объект и методы исследования. Предмет исследования всегда специфичен, в то время как объект изучается с разных позиций несколькими науками. Музей и музейное дело могут быть объектом исследования не только музееведения, но и философии, истории, искусствоведения, социологии. Базовым объектом изучения музееведения является музей и его деятельность: собирание, изучение, хранение, демонстрация музейных предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, памятников природы, которые входят в среду обитания и деятельности общества. Предмет музееведения включает четыре основные части:

· историю музейного дела, которая изучает проблемы возникновения музеев, их функционирования в разных исторических условиях, формирование музейной сети;

· организацию музейного дела, включающую изучение тезаврирования, т. е. научно-фондовую работу (исследование музейных предметов, их учет и сохранение); музейной коммуникации (рассматривает музей как один из институтов передачи информации и проблемы, связанные с воздействием музейных средств на различные категории посетителей);

· музейное источниковедение, которое исследует теорию и методику выявления и использования музейных предметов и их коллекций;

· практическое музееведение, объектом изучения которого являются непосредственно музеи различных стран мира.

В теоретическом обосновании предмета музееведения существует несколько подходов.

· Институциональный подход рассматривает предмет музееведения через определение музея как социального института. Исследователи, применяющие институциональный подход трактуют предмет музееведения с двух позиций: только музей и его функции; все музейное дело. Словацкий исследователь И. Бенеш определяет предмет музееведения как совокупность специализированной деятельности, путем которой музейное дело реализует свои социальные функции. Французский музеевед Ж. Ривьер считает, что предметом музеологии является изучение истории музеев и их роли в обществе. Распространению институционального подхода способствовало определение музееведения (музеологии) как «науки о музеях».

· Предметный подход (музейный предмет как феномен): предметом изучения музееведения является музейный предмет, так как музееведение – это наука о сборе, хранении, изучении и использовании музейных объектов. Сторонники этого подхода считают, что предметом музееведения не может быть музей, поскольку последний является организационным центром, учреждением, выполняющим определенную работу.

· Комплексный подход: получил развернутое обоснование в работах З. Странского, который ввел понятие музейность и сформулировал теорию специфического (музейного) отношения человека к действительности: современный музей является одной из исторических форм специфического отношения человека к действительности, т. е. сохранения и показа избранных предметов, музейность – это составная часть систем памяти. В российской науке сторонником комплексного подхода и его разработчиком был А. М. Разгон: предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

Для музееведения характерно использование целой системы методов, в таком объеме это не свойственно ни одной другой общественной дисциплине. Среди методов выделят:

· общенаучные, важнейшим из которых является диалектика, т. е. рассмотрение предметов, явлений в из взаимосвязи и развитии;

· частнонаучные, ведущее место занимают исторический, археологический, этнографический, нумизматический, искусствоведческий и др. методы.

Музей начинается с собрания коллекции памятников, раритетов, способствующих изучению истории жизнедеятельности личности и общества в окружающей их действительности. Музей связан с подлинными свидетельствами, которые документируют (закрепляют и репрезентируют через себя) прошлое. Собственно речь идет о функции документирования, т.е. отражения в музейном собрании исторических событий и естественно-научных явлений на основе музейных предметов. Музейный предмет при этом приобретает знаковое значение. Данная функция реализуется в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения. Создание и сохранение природной и культурно-исторической среды в музейных комплексах является основой и началом выполнения музеем своих социальных функций.

Изучение функций музея – есть изучение различных видов взаимодействия музейного института (музея) с обществом, через которые музей и выполняет свое предназначение. Основными функциями музея являются:

· документирование – процесс наиболее полного и подробного отражения через музейные предметы различных фактов и явлений, происходивших в обществе и природе. Эта функция реализуется в результате работы с музейными фондами (создание и расширение музейных коллекционных собраний через комплектование, при условии хранения и изучения);

· научно-исследовательская деятельность – непосредственный анализ, исследование музейных предметов, на основании чего делаются научно обоснованные выводы о роли, практическом значении музейных предметов в эпоху их создания;

· реконструкция минувших периодов истории – через музейный предмет возможно применять метод «погружения», создания квазиисторической обстановки, что позволяет сквозь столетия наглядно увидеть ту или иную эпоху;

· культурно-просветительская – в ходе посещения музея человек получает новые знания, повышает свой культурно-образовательный уровень;

· рекреативная (рекреационная) – функция отдыха, смены видов деятельности;

· идеологическая – подразумевающая, что музеи всегда функционируют в условиях конкретной исторической эпохи;

· нравственно-воспитательная – наглядное восприятии музейных ценностей пробуждает в человеке историческую память, формирует отношение к нравственным постулатам общества, акцентирует внимание на гражданской и патриотической позиции личности,

Ключевыми понятиями музееведения являются само определение музееведения, его предмета и объекта, функциональной значимости для общества. В обязательный терминологический словарь музееведения входят следующие понятия.

Музей – культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия; учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Музейное дело – область культурной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея. В XX в. музейное дело становится объектом культурной политики государства. Термин музейное дело можно определить и как деятельность общества по организации сети музеев и изучение истории музейного строительства, и как организацию процесса тезаврирования (научно-фондовая работа), музейной коммуникации.

Музейный предмет – движимый объект культурного и природного наследия / предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание.

Предмет музейного значения – результаты человеческой деятельности или движимые памятники естественной истории, объекты познавательного интереса, культурно-исторические ценности, как включенные в музейные собрания, так и не изъятые из среды обитания.

Вещественный памятник – музейный предмет, социокультурная информация которого закреплена на материальном носителе. Музейные предметы могут быть вещественными, изобразительными, письменными, фоническими, фото и кинодокументами, т. е. носителями информации, закрепленной на различных материальный носителях при помощи различных семантических знаков как вербальных, так и визуальных. Семантические, аксиологические и коммуникативные аспекты музейного предмета определяют существенные свойства музейного предмета: информативность, скрытую в знаковой системе вещественных и вербальных источников (семантика); ценность информации, заключенной в музейной предмете (аксиологичность); возможность передачи информации (коммуникативность).

Собрание музейное – научно-организованная совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов (фондов) и средств научно-информационного обеспечения музея (библиотека и архив), хранящихся в музее. Музейное собрание организуется в соответствии с государственными и внутримузейными нормативными документами (инструкции по учеты и хранению), оптимизирующими его хранение, научное изучение и презентацию.

Коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков (авторство, предметность, материал, тематика, время и т. п.).

Собиратель – человек отбирающий предметы не только по определенной системе, а и разнородные предметы, имеющие определенную значимость, Это первоначальный этап коллекционирования. В процессе собирательства происходит первичная систематизация окружающего мира с помощью создания определенных рядов артефактов и/или природных объектов.

Коллекционер – человек, целенаправленно отбирающий какие-либо предметы / артефакты и природные объекты по принципу их однородности и внутренней целостности.

 

Date: 2016-05-15; view: 2002; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию