Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое обеспечение дисциплины





Конспект лекций

 

Челябинск 2010


Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения

Кафедра документоведения и музееведения

 

Утверждаю

проректор по учебной деятельности

_____________С. В. Буцык

«___» _____________2010 г.

 

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ/МУЗЕОЛОГИЯ

 

Методическое обеспечение дисциплины

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальности

071500 Музейное дело и охрана памятников

направлению Музеология и охрана культурного и природного наследия

 

 

Челябинск 2010


УДК

ББК

А

 

Автор: А. В. Лушникова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой документоведения и музееведения

 

Рекомендовано на заседании кафедры документоведения и музееведения 2009 г., протокол №

 

Лушникова, А. В. Музееведение/музеология: конспект лекций для студ. очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071500 Музейное дело и охрана памятников квалификация Музеевед и направлению Музеология и охрана культурного и природного наследия /А. В. Лушникова; ФГОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2009. – с. – (Учебно-методический комплекс).

 

Курс лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материалы лекций тезисно раскрывают содержание базовых для студентов музееведов курсов Музееведение/музеология; история музеев, комплектование, учет, хранение музейных фондов, реставрация и консервация музейных предметов, научное проектирование экспозиции, музейная педагогика, менеджмент и маркетинг музея, охрана природного и культурного наследия. Лекции распределены по четырем разделам, раскрывающим теоретические и практические вопросы музееведения/музеологии, Могут служить пособием для сдачи экзамена по курсу «Музееведение/музеология» и пособием для подготовки к прохождению государственной аттестации по специальности Музейное дело и охрана памятников и направлению Музеология и охрана природного и культурного наследия.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

 

© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010
Оглавление

Введение  
Раздел 1. Музееведение/музеология – наука о музее  
Лекция 1. Музееведение/музеология. Понимание термина. Музееведение в системе наук  
Лекция 2. Предмет исследования музееведения  
Лекция 3. Методы музееведения  
Лекция 4. Язык науки. Структура музееведения  
Лекция 5. Теория музейного дела  
Лекция 6. Музейное источниковедение  
Лекция 7. Прикладное музееведение  
Лекция 8. Музейная сеть и классификация музеев  
Лекция 9. История музеев как составная часть музееведения  
Раздел 2. История музейного дела  
Лекция 10. Формирование музееведческой мысли  
Лекция 11. Протомузеи в Древнем мире и в эпоху Средневековья  
Лекция 12. Зарождение музеев в эпоху Возрождения и Просвещения: кунсткамеры и университетские музеи  
Лекция 13. Королевские музеи Европы  
Лекция 14. Музеи Европы в конце XVIII – начале XX вв.  
Лекция 15. Первые всемирные выставки и формирование просветительской миссии музея  
Лекция 16. Новые типы музеев XIX – XX вв.  
Лекция 17. Современные концепции музейного строительства  
Лекция 18. Новые тенденции в музейном мире конца XX – начала XXI вв.  
Раздел 3. Российские музеи: история и современность  
Лекция 19. Источники и литература по истории российских музеев  
Лекция 20. Формирование собраний памятников искусства и старины в XIII – XVIII вв. в России  
Лекция 21. Музеи и частные собрания России XVIII – первой половины XIX вв.  
Лекция 22. Музейное дело в России во второй половине XIX – начале XX вв.  
Лекция 23. Музеи СССР и сохранение культурного наследия в 1920 – 1930-е гг.  
Лекция 24. Российские музеи в годы Великой Отечественной войны  
Лекция 25. Музейное строительство в СССР во второй половине  
1940 – 1980-х гг.  
Лекция 26. Современное состояние и перспективы развития музейной сферы в России  
Раздел 4. Основные направления музейной деятельности  
Лекция 27. Музеи как исследовательские центры  
Лекция 28. Музееведческие исследования в историческом музее  
Лекция 29. Планирование и организация научно-исследовательской деятельности  
Лекция 30. Основные направления фондовой работы музея  
Лекция 31. Комплектование фондов музея  
Лекция 32. Организация работы по комплектованию.  
Лекция 33. Основы научной методики комплектования фондов  
Лекция 34. Учет музейных фондов как основа научной документации  
музейных памятников  
Лекция 35. Учет фондов и учетная документация  
Лекция 36. Хранение музейных фондов  
Лекция 37. Реставрация и консервация музейных предметов  
Лекция 38. Система хранения музейных фондов  
Лекция 39. Музейная экспозиция: основы проектирования  
Лекция 40. История становления и развития методов проектирования экспозиций  
Лекция 41. Новые технологии в музейном проектировании  
Лекция 42. Организация работы над экспозицией  
Лекция 43. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций  
Лекция 44. Организационно-массовая работа музеев  
Лекция 45. Музейная педагогика  
Лекция 46. Виды и формы образовательно-воспитательной работы музеев  
Лекция 47. Музейные здания. История и эволюция строительства  
Лекция 48. Информатизация в музее: история, современное состояние, перспективы  
Лекция 49. АИС в музее  
Лекция 50. Музей и открытое информационное общество  
Лекция 51. Менеджмент в музейной деятельности  
Лекция 52. Маркетинг в учреждения музейного типа  
Раздел 5. Музей и Наследие  
Лекция 53. Культурное и природное наследие как объект охраны  
Лекция 54. Система охраны культурного и природного наследия  
Список рекомендуемой литературы  

Введение

В 70-х гг. прошлого века в учебные планы российских высших учебных заведений была введена дисциплина, раскрывающая особенности работы с музейными коллекциями. Фактически стала реализовываться программа по подготовке музейных кадров, которую декларировали практики музейного дела еще в первые годы советской власти. Учебные дисциплины по музееведению носили ознакомительный характер и не раскрывали всей сложности, многозначности, функциональной насыщенности музейного дела с точки зрения сохранения наследия, организации его всестороннего использования для выполнения главной функции, определяющей музей как социальный институт – место сохранения, популяризации и интерпретации культурного и природного наследия, обладающего акcиологической, коммуникационной и воспитывающей функциями. Главная проблема преподавания данных дисциплин была в отсутствии подготовленных педагогов, знающих и понимающих специфику музейного дела. Но и перед музейными практиками, которые начинают преподавательскую деятельность, встают неразрешимые вопросы: любая наука предполагает выявление объекта и предмета своей деятельности через особый язык, расшифровку структуры науки, истории не просто отдельных музейных институтов, а функционального анализа исторических реалий развития такого явления, как музей.

Складывание теоретической составляющей музееведения как науки (философское основание, структурирование функций музея, формирование музееведческого языка, развитие сети музейной сети происходит на рубеже XIX – XX столетий. Но сложный XX в. не позволил музееведению заявить о себе в полный голос, его инструментарий, предметный ряд, особенности функционирования распределились между разными направлениями научного знания: историей, искусствоведением, историей материальной культуры и быта, археологией, этнографией, архитектурой и др. Только во второй половине XX в. все разрозненные компоненты стали собираться воедино. В российской науке формируется авторитетное направление научного знания – музееведение.

Становление науки – это сложный процесс. Расшифровка понятий, терминов требует десятилетий. Российская школа музееведения вошла в мировой процесс осознания музейной науки как самостоятельного научного знания с опозданием по сравнению с европейскими музеологическими школами. Первый учебник по музееведению (1988 г.) предлагает определение музееведения как междисциплинарного, а не самостоятельного знания. И все-таки признание музееведения как науки произошло, и в 1990-е гг. начинается планомерная подготовка специалистов музейного дела во многих вузах страны. Но программы обучения музееведов и музеологов несколько различаются. Главная проблема подготовки специалистов музейного дела – в отсутствии широкой учебно-методической базы, что во многом способствовало формированию авторских курсов по одним и тем же дисциплинам, несмотря на наличие образовательного стандарта. Даже издания, предлагаемые как учебники для системы высшего образования, раскрывают не все вопросы, необходимые для всестороннего ознакомления с современном состоянием музееведения/музеологии.

Мы столкнулись при подготовке данного конспекта лекций с тем, что многие темы, заявленные в образовательном стандарте практически не раскрыты: в современной учебной литературе: двойственность понятийного аппарата, научная методика, классификация музеев, историография, источники по изучению музейного дела в нашей стране, управления музеями (музейного менеджмента) и маркетинга, вопросы реставрации и охраны природного и культурного наследия, современное понимание проблем наследия, использования в музеях новых информационных технологий. В данной работе собрана воедино как информация, хорошо представленная в учебной литературе, так и достаточно фрагментарная, что потребовало расширения объема отдельных тем даже в рамках конспекта, т. е. тезисного изложения. Изначально не предполагалось включать большое количество фактологического материала по музеографии – содержание просто структурировано с точки зрения выделения основных проблем по истории становления музейного дела.

Последовательность тем обусловлена образовательным стандартом – это ответ на базовые проблемы, в которых должен разбираться студент-музеевед/музеолог, прежде чем приступит к конкретизации при изучении курсов специальности: научное проектирование экспозиции, музейная педагогика, комплектование, учет, хранение музейных предметов, музейный менеджмент, охрана природного и культурного наследия и ряда других Конспект лекций можно использовать и при подготовке к сдаче экзамена по музееведению студентам гуманитарных специальностей, студентам при подготовке к итоговой аттестации по музееведению/музеологии.

Мы не претендуем на уникальность собранногро материала, но часть сведений отражает авторскую позицию: более 20 лет работы в краеведческом музее способствовали формированию собственной оценки некоторых вопросов организации музейного дела и осмысления теоретических вопросов музееведения/музеологии.


Раздел 1. Музееведение/музеология –

Наука о музее

Date: 2016-05-15; view: 936; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию