Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Музейное источниковедение





Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов под углом зрения, характерном для источниковедческой дисциплины; разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций. Объектом исследования здесь становится музейный предмет как феномен истории и культуры.

Термин музейный предмет был введен в научный оборот в начале 1930-х гг. Н. М. Дружининым. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий. В исследования зарубежных и российских ученых З. Странского, Й. Бенеше, К. Шрайнера, А. М. Разгона, В. Ю. Дукельского, В. В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Объекты и предметы, обладающие научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью, имеющие значимость для определенного музейного собрания, принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмет должен пройти ряд операций (процесс оценки информационной, культурологической, научной и социальной значимости, комплектования, учета, описания, включения в определенное музейное собрание, подготовки к длительному хранению и многоплановому использованию). В музейном собрании музейный предмет превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления, процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношение со средой обитания, выявляют присущие ему характеристики. Но в фондовых собраниях и экспозициях музейный предмет приобретает новые связи с другими предметами, тем самым расширяя первоначальные бытовые функции. Наибольшее внимание при выявлении музейных предметов обращают на такие качества, как информативность, аттрактивность и экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических, культурный, общественных и природных процессах и явлениях. Информативность музейного предмета как источника можно разделить на две условные позиции: внутреннее информационное поле (атрибуция предмета: название, назначение, время создания, форма и др.) и внешнее (история предмета, история происхождения, бытования, т. е. информация «вокруг» предмета, косвенная информация).

Аттрактивность отражает внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание (формой, цветом, размерами и др.).

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, его способностью вызывать у человека ассоциации, сопричастность к определенным событиям, явлениям.

Репрезентативность, т. е. информационная насыщенность в ряду типичных предметов или уникальность и мемориальная значимость музейного предмета.

Музейный предмет – исторический источник, так как является продуктом деятельности людей, содержит в себе факты, реальные явления общественной жизни в единстве непосредственного и опосредованного отражения. Все исторические источники делятся на типы: письменные, вещественные, этнографические, устные или фольклорные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. Такое деление исходит из двух принципов: способ передачи информации на определенных носителях (вещественные, устные, письменные) и методы и приемы, предлагаемые исследованиями различных наук (этнографии, археологии, лингвистики, истории). В музейные собраниях выделяют шесть типов источников: вещественные (вещевые), изобразительные, письменные, фонические, фотоисточники, киноисточники. Исходя из специфики источников при их источниковедческом анализе применяют методики различных наук. Главным источником методов исследования музейных предметов становятся вспомогательные исторические дисциплины как раздел источниковедения и история материальной культуры и быта. Вспомогательные исторические дисциплины определяют методику работы с письменными источниками (эпиграфия, папирология, берестология, палеография, дипломатика, археография, генеалогия, метрология, историческая география). Вспомогательные исторические дисциплины, работающие с вещественными памятниками (нумизматика, бонистика, филателия, вексиология, фалеристика, сфрагистика), часто применяют методику истории материальной культуры (этнографические, археологические методы и др.).

Особенность музейного предмета (семантическая зашифрованность информационной составляющей) определяет особую знаковую систему: отдельный музейный предмет – это индивидуальный символ, расшифровка которого возможна через совокупность предметов музейного собрания и методику междисциплинарного исследования; включение семантики музейного предмета в новые взаимосочетания через объединение в коллекционные и экспозиционные собрания. Семантика музейных предметов выполняет две главные функции: функцию передачи значения и смысла исторического явления, события, процесса; функцию общения как побуждения к действию.

 

Date: 2016-05-15; view: 987; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию