Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистика выразительной речи





 

Газетный, теле- и радиотекст воздействует не только на ум, но и на эмоции и через эмоции. Не умея моделировать текстовые эмоции, ты не научишься выразительно писать никогда, Что ж, будем учиться, а поможет нам в этом начжурка Джульетта, цитаты из дневника которой будут приводиться в этом разделе учебника (если нет особой сноски, значит, - она).

Можно выделить 4 основных эмоциональных ситуации, которые моделируются в тексте:

а) ситуация НОВИЗНЫ

Достигается, как правило, через пропуск смыслового звена, читателю либо уже известного, либо легко домысливаемого.

Пример (фрагмент)

Со слов Макса Гареева записал Артем Клименко.

Когда Бутусов был молодым, у него была девушка, которую он очень любил. И она тоже. Но Славу забрали в армию. Подруга написала письмо, но не получила ответа. Была на то причина. И тогда подруга написала, что если Бутусов не ответит ей, то она сожжет себя. Он не ответил.

Сидя у могилки любимой, Слава Бутусов придумал песню, под которую плакала потом вся страна.

б) ситуация, СВЯЗАННАЯ С ПРОШЛЫМ ОПЫТОМ ЧИТАТЕЛЯ

".,.Всю ночь мне снился лес - темный и страшный, я искала какую-то поляну и не могла найти ее, потом на меня напал зверь и укусил за руку - я аж проснулась от боли. Открыла глаза, но боль почему-то не исчезла, и руку продолжал кто-то грызть. Ну, конечно, это киса! Решила поиграть в шесть утра! Я схватила тапок и запустила в эту дрянь..."

в) ситуация ЗАРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ (смех, паника, слезы...)

"...На четвертый медленный ко мне подошел Р. и пригласил. И я, дура тупая,

пошла. Надо было и дальше плевать на него, но я столько ждала этого. Бог мой. - Это был наш последний танец, - сказал Р, когда он кончился. Меня трясло, я кинулась из зала в туалет, Юлька за мной. Плохо помню, о чем я говорила

ей, помню только ее слова: "Ну, хватит". И то, как она утирала мои слезы рукой..."

г) СТРЕССОВАЯ СИТУАУИЯ

"...На дискотеке меня ждал удар - Р. был с другой - с такой маленькой смазливой шлюхой - у меня ноги чуть не подкосились, когда я их увидела (они танцевали медленный танец). Я села на стул и мне показалось, что этот танец будет вечен..."

Существует 3 ОСНОВНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЭФФЕКТА, воздействующих на эмоции читателей, которые нелишне знать начжуру.

2. ЭФФЕКТ ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ (когда каждый кусочек текста подготовлен предшествующей речью, и вдруг...)

"...Откуда-то возник Серый. "Ставлю эту свечку за пропащую душу пьяницы' -сказал он и зажег огромную свечу. "Ну, тебя-то и миллион таких свечек не спасет,- ответила я и отвернулась. "С чего это ты взяла, что я ставлю ее за себя?"-не унимался он. Ну, это уж слишком..."

"...Сегодня умер Леша 3. Меня такая зависть взяла, что прямо руки зачесались прикончить себя сегодня прямо в праздник..."

«Я не люблю клоунов, цирк. Мне было плохо на представлении «Мим-театр Дождь». Отдаваясь, проститутка получает от этого удовольствие (я так думаю), а клоуны… мимику и выражение лица продают. Однажды в Нижнем Новгороде я была со знакомыми в баре, где по ночам выступал клоун с обезьянкой. Два раза я видела, как обезьянка, худенькая, дрожащая, как пресмыкающееся тянулась за сахарком и салом, повторяла заученные движения, специально падала, вызывая у всех смех. Как я плакала. Как мне было плохо. Мне говорят: «Хочешь, купи ее. Сама кормить будешь. А у меня было одно лишь желание, чтобы ее застрелили, и никогда не выставляли на потеху.» (Ирина Казанцева, газета «Сумерки свободы»)

 

2. ЭФФЕКТ НАПРЯЖЕНИЯ (читатель начинает ждать трагической развязки или у него по ходу повествования возникают вопросы, ответы на которые он хочет узнать немедленно, а автор все откладывает, все тянет и тянет.)

З. ЭФФЕКТ ПОВТОРЕНИЯ (один и тот же мотив, состояние, чувство передаются разными способами).

"...когда все стали только-только пьянеть... Юлька гадала на картах мне -выпал туз пики (пьянка) и король черви... Быстрей пей, скоро дискотека кончится... сначала я подумала, что неплохо бы спрыгнуть с пятого этажа, потом испугалась и пошла пить вторую бутылку... Сегодня пришла Юлька, зовет в баню, а у самой пакет в руке. "Нет,- говорю,- не пойду, не смогу я пить..."

Выразительности текста можно достичь и с помощью следующих привлекательных элементов:

а) ЗАГОЛОВОК

"Садисты со школьной парты", "Хотелка устала", "Возьми курай, сыграй мне на прощанье", "Лучше б "Вискаса" поели", "Новое поколение выбирает метлу'...

б) НАЧАЛО ТЕКСТА

"- Мама, я иду брать интервью у Кинчева,- сказала я.

- Осторожнее там, кинет еще чем-нибудь,- ответила мама."

ОЛЕСЬКА

"Разговор начался как-то сразу с моего прямого, несколько бестактного вопроса: "Это правда, что ты сидел?.."

Юля МАЗИТОВА

"- А почему Кинчев?

- А по кочану.

- Любимый цвет?

- Черный. Полный отказ называется."

АЛИСА

в) КОНЦОВКА ТЕКСТА (если за норму принять вывод или прогноз, то выразительность рождается на отступлении от нормы, например, обрыв на полуслове).

"Петер всю жизнь жил, не умирая, и даже не думал о смерти. И вот Петер, вернувшись домой, лег спать и впервые подумал о смерти, "Я много жил и прожил не зря. Я путешествовал, играл на базуке, принял буддийскую веру, помог бедным, прошел войну... Дай бог каждому такую жизнь! "Но тебе так и не открылась истина..."- возразил ангел. "Ну как же! Истина в том, что..."

Юля ВАСИЛЬКИНА.

"У него кровь бежит по клыкам, я едва разбираю его предсмертный хрип:

- Как же ты будешь жить теперь, без него и без меня?

Долгое-долгое молчание...Откуда-то теплый ветерок дунул, смутил озерную гладь в еловом лесу, и весь мир передернуло, и вдруг первая капля или слеза, черт знает... Глаза начинают прозревать, но видят лишь одно - Белую Дорогу, Черную Ночь и Сиреневый Ветер.

А кто тебе сказал, что я буду жить?"

Ирина КИСЕЛЕВА.

"Один человек сказал мне: "Вот ты пишешь, а кому это нужно, кроме тебя?" Вопрос больно ударил по щеке, и глухо отдалось в мозгу. Ты ищешь себя.

А кому это нужно? Ты поешь песни. А кому это нужно? Ты рисуешь. А кому... Так что же. может, пожертвовать своим телом на колбасу, и будет больше

пользы. Я ведь хочу быть для людей. Так как же, люди?"

Альбина ХАЛИТОВА

г) ПОДТЕКСТ (скрытый смысл)

"Понимаешь, я ему про штраф в 150 рублей за неявку по первой повестке, ну и отвернулся, закурить хочу в форточку, а он... он... бумажку в пять тысяч из кармана и - шелк ее зажигалкой: - Прикуривайте, товарищ прапорщик! - Ты меня понимаешь?"

Виталий ТЮННИКОВ.

а) КОНТРАСТ (сопоставление событий или героев текста)

 

Широк выбор и языковых приемов выразительности:

1.ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА.

"...То с одним потанцует, то с другим. И все такие уроды, мама! Я ни на один танец не пошла..."

",..Тут заходит сволочь Серый и начинает. докапываться, какую водку я хочу купить (на весь магазин!) и не пора ли мне завязывать с этим делом. Люди так и скривились в улыбочке - ну и девушка. Я, даже не взглянув на этого полудурка, выскочила на улицу. Отец опять без молока..."

"...Сегодня не учимся. Ходила на поминки к Юлькиной прабабушке. Ох, и наелась я! Хорошая прабабушка была у Юльки..."

2.ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (метафоры, аллегории, сравнения, стилизация, пародия...)

Пример (фрагмент)

ЧЕРНЫЙ - НИНДЗЯ

Как-то раз приехал к ним в деревню городской фокусник Феофан Ибрагимович и давай фокусы выдавать: то на крыльцо кому-нибудь ночью нагадит, то хату вместе с хозяином подожжет, то топориком по голове председателя тюкнет. Веселый, словом, был этот Феофан Ибрагимович.

Но никто в колхозе не знал, что на самом деле был он тайным шпионом гестапо. И все бы ничего, но крупно этот фокусник нагадил в последний раз в Таиланде.

И вот, когда на дворе стоял счастливый осенний день и медленно падали электрики со столбов, в деревню приехали каратисты из Таиланда на разборки свои гнилые с Феофаном Ибрагимовичем. Весь вечер кидались эти уроды гранатами прямо под окнами у Стаса Черного. А Стас в это время объяснял Марине Сапожниковой, которая играла на контрабасе "Мусорный ветер", содержание книги "Бобры и другие обитателя леса".Сидят наши герои мирно, о погоде калякают, а тут в форточку граната влетает вражеская и прямо около контрабаса взрывается. Тут Сапожникова выскакивает на крыльцо и говорит ласковым шепотом: - Вы что, кайфоломы, мыла поели?!

Макс ГАРЕЕВ,

Газета «Окно» г. Екатеринбург

3. ИРОНИЯ.

"...Народу было много, бутылок - тоже, девчонок - я и еще три куклы. Купили "Русскую". Пили' у меня, благо папа ушел навестить друзей (он ведь так редко их видит!..)"

 

4. НАРУШЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ, вообще любая текстуальная неожиданность.

"Запоявлялись на улицах мертвые кошки - весна пришла" ("Лера", автор Джен)

"Все любят повторять строки о "братьях наших меньших". Но, ведь, по Дарвину, мы произошли от обезьян значит, сами меньшие..." ("В струю!", автор Лена Липовецкая)

 

 

Необязательная главка № 7

СТИЛЬ ГАЗЕТЫ

(на примере анализа стиля газеты "Время колокольчиков", использованной авторами учебника по назначению, то есть для иллюстраций своих мыслей

на заданную тему)

 

Из кандидатской диссертации "Вентиляция крыши" (внутренняя критика версии кажущегося)

 

Стиль газеты "Время колокольчиков" как таковой мы склонны определить как "профессиональный дилетантизм", причем относим это, скорее, к достоинствам, так как профессионально, то есть излишне серьезно, делать газету для тинейджеров - дело достаточно тухлое. Именно поэтому в газету наилучшим образом укладываются материалы сильные, талантливые и незаказные. В заказном материале волей-неволей присутствует деланость, свойственная попыткам сделать "как надо" при весьма смутном представлении о "надо" и отсутствии необходимого уровня развития для "взрослого" профессионализма, который в "ВК" излишен. Однако подобная вольница имеет свою обратную сторону. Далеко не все, увы, начжуры обладают необходимой божьей искрой, чтобы при этом не удариться в детскость, подражательство, резонерство или откровенную галиматью, какой становится "настоящий начжуровский стиль", если из него убрать основное - силу впечатления, ощущения, убрать силу, в общем.

Этот стиль немногих мы определяем как "депрессивный импрессионизм". Традиционными для него являются нагнетание трагизма и бёзысходности, апелляция непосредственно к настроению читателя, эдакий волчий вой, наделенный литературными достоинствами.

Абсолютное большинство составляют в газете так называемые фоновые материалы, не имеющие стиля - информации, письма читателей и прочий разнобой. Все это служит наполнителем, оттеняющим сильные, стильные материалы.

Глава 8

ЭТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Для любознательных: Этика - совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общеcт ленной группы, профессии.

С. Ожегов "Словарь русского языка"

Как у хирургов есть своя этика не вырезать людей без причины, так и журналисты в своей работе придерживаются некоторых норм поведения. Мы не говорим здесь об об­щечеловеческих чертах, которые должны быть присущи любому человеку любой профес­сии - о честности, порядочности, пунктуальности, вежливости... (список продолжите са­ми). Есть еще некоторые аспекты специфичного поведения журналиста, о которых следует предупредить новичков в нашем деле.

Для вас не должна стать сюрпризом весть, что за некоторые свои деяния журналист может быть привлечен даже к уголовной ответственности. Внимательно следите за и будьте осторожны, чтобы не допустить:

- разглашения государственной тайны,

- распространения ложной информации, порочащей кого-либо.

- разглашения следственных материалов,

- разглашения сути открытия, изобретения без согласия открывателя, изобретателя.

- разглашение некоторых сведений о жизни человеке (тайны усыновле­ний, голосования, сведений о вкладах, о состоянии здоровья людей, их интимной жизни.)

Если вы даже просто для фотоэтюда об осеннем парке сделали фото влюбленном парочки на скамейке, то не спешите отдавать это в печать - сначала спросите разрешения у этих людей. Согласны, звучит немного дико, но... В одном документальном фильме о жизни проституток на фоне кадров оживленной людной улицы идет текст о нелегкой судьбе путан, причем оператор при этом преимущественно показывает одну красивую девушку, стремительно шагающую по тротуару... Что должен думать зритель? Да, так о ней подумали и ее знакомые, и ее то ли жених, то ли муж... Эта девушка подала на режис­сера фильма в суд и выиграла дело.

Журналистский материал должен соответствовать полученным вами данным. Сле­дует дать понять читателю, что то или иное могло быть домыслено журналистом.

Не стоит проводить параллелей между внешностью человека и его характером, даже если вы считаете себя опытным физиономистом. Соблюдайте меру гнева по поводу негативного явления или предмета и меру хвалебных слов в пользу положительных при­меров. Брызгать слюнями в любом случае не эстетично.

Вам наверняка знаком термин "плагиат", что означает "присвоение чужого мате­риала, публикация чужого материала под своим именем. Это противоречит этическим нормам журналиста так же, как и компиляция (составление материала на основе чужих исследований без самостоятельной обработки) и заавторство (выдача своего материала за чужой) Эти правила бесспорны и общеупотребляемы.

Но некоторые нормы поведения до сих пор четко не определены, и по их поводу ведутся активные споры. Например, о возможности совмещения профессий для сбора информации (т. е. журналист становится космонавтом, чтобы узнать, не играют ли на орбите в азартные игры), об этических нормах эксперимента, как метода сбора ин­формации (он может перерасти в провокацию) или о тайном использовании записываю­щих технических средств - видеокамеры, диктофона, фотоаппарата - и другие дискусси­онные нормы поведения. По отношению к ним стоит выработать свою точку зрения, исходя из своего нравственного развития. Поэтому, надеемся, с вами никаких проблем не будет.

 

 

АВТОРЫ УЧЕБНИКА.

Date: 2016-05-15; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию