Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешний долг и проблемы его обслуживания





 

Внешняя задолженность – это сумма финансовых обязательств страны перед иностранными кредиторами, которая должна быть погашена в установленные строки.

Теория проблемы внешней задолженности прошла четыре этапа развития.

На первом этапе, в 1970-е гг., считалось, что в развитых странах аккумулировано достаточно сбережений, чтобы эффективно рециркулировать их в развивающиеся страны, которые, хотя и испытывали дефицит баланса текущих операций, могли эффективно использовать займы и расплатиться с внешними долгами.

На втором этапе, в 1980-е гг., выяснилось, что набранные займы обслуживаются плохо, процентные ставки высоки, сроки платежей сокращаются, многие развивающиеся страны подходят к грани банкротства. Более того, платежи по долгам стали превышать приток новых кредитов, поэтому развивающиеся страны превратились в чистых кредиторов развитого мира. Теории внешней задолженности сконцентрировались на механизмах обеспечения платежей по долгам (debt repudiation), которые, по существу, представляли собой смесь способов принуждения к платежам и поощрения стран, выполняющих свои обязательства.

На третьем этапе, в конце 1980-х гг., стало ясно, что основным механизмом решения долговой проблемы могут быть перенос сроков платежей и долгосрочная реструктуризация долга на много лет вперед, когда развивающиеся страны смогли бы потенциально начать выплаты по своим внешним обязательствам. Теории долгового навеса (debt overhang) показали, что он является негативным налогом на государственные ресурсы и оказывает крайне негативное влияние на рост сбережений.

На четвертом этапе, в середине 90-х гг. стало окончательно ясно, что многие развивающиеся страны ни оплатить свою внешнюю задолженность и что единственным способом решения проблемы их долгового бремени является простое списание значительной ее части. Теории внешнего долга сконцентрировались на анализе масштабов и механизмах такого списания.

Сегодня международная задолженность продолжает оставаться одной из острейших нерешенных проблем в международной экономике.

Для анализа уровня и динамики внешнего долга, с пособности страны продолжать обслуживать внешний долг, используя поступления валюты, что по­зволило бы сопоставлять его между разными странами, Мировой банк использует следующие соотношения:

EDT/ XGS – отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

EDT/GNI – отношение общей суммы внешнего долга к валовому националь­ному доходу;

TDS/XGS – отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг;

INT/GNI – отношение платежей процентов к ВНД;

RES/EDT – отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга;

RES/MGS – отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;

Short term/EDT – доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;

Concessional/EDT – доля долгосрочного долга в общей сумме внешнего долга;

Multilateral/EDT – доля долга международным организациям в общей сумме внешнего долга.

В аналитических целях считается, что верхним пределом оптимальности внешнего долга является:

- соотношение EDT/XGS ( отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг) на уровне не более 200-250%;

- соотношение TDS/XGS ( отношение платежей по обслуживанию долга к экс­порту товаров и услуг) не более 20-25%.

 

При этом, правда, в числителе учитывается не весь внешний долг, а только государственный и гарантированный государством долг. Его размер оценивается не по лицевой стоимости долга (face value) на момент подписания кредитного соглашения, а на основе концепции чистой текущей стоимости на определенную дату по текущей процентной ставке.

Основными аналитическими показателями, по которым обобщаются данные о внешней задолженности, являются:

невыплаченный и распределенный долг (debt outstanding and disbursed) – сумма невыплаченной задолженности по кредитам, которые реально получены заемщиком, по состоянию на конец года;

выдача кредитов (disbursements) – получение новых кредитов заемщиком в течение года;

нераспределенный долг (undisbursed debt) – часть неисчерпанной должником суммы кредитов, соглашение о выдаче которых подписано;

выплаты основной суммы (principal repay­ments) – выплаты должником частей основной суммы долга в течение года;

платежи процентов (interest payments) – выплаты должником процентов по остатку задолженности в течение года;

платежи по обслуживанию долга (debt service payments) – суммы платежей основной суммы долга и процентов по остатку задолженности, производимые должником в течение года;

чистые потоки (net flows) – получение новых кредитов заемщиком минус выплаты им основной суммы долга;

чистые трансферты (net transfers) – получение новых кредитов заемщиком минус его платежи по обслуживанию долга.

Невыплаченный и распределенный долг представляет собой показатель текущей внешней задолженности страны. Каждый год она получает новые кредиты, но вынуждена производить платежи по обслуживанию накопленного внешнего долга. Поскольку все займы предоставляются под про­цент, такие платежи состоят из платежей по погашению основной суммы долга и выплаты процентов.

Если платежи по обслуживанию долга превышают выдачу новых кредитов, то чистые трансферты становятся отрицательными. В странах с высоким уровнем внешней задолженности отрицательными могут быть и чистые потоки. В некоторых случаях страна или фирма может подписать соглашение с кредитором об открытии кредитной линии, но не воспользоваться ею или воспользоваться частично. В этой ситуации возникает нераспределенный долг.

Займы государств должны быть выплачены заемщиком. Однако, поскольку заемщиком является суверенное государство, никаких механизмов принуждения его к платежам не существует, что в значительной степени повышает риск таких займов. Считается, что мотивами, заставляющими страны рассчитываться по своим внешним обязательствам, могут быть лишь угроза политической конфронтации со страной-кредитором, которая может привести к конфискации активов страны-должника, находящихся на ее территории (здания, земля, суда в морских портах, самолеты в аэропортах, депозиты в банках), которые могут быть обращены в погашение долга, а также прекращению двусторонней торговли, эмбарго на поставку ключевых товаров и предоставление частных кредитов, прекращению международной помощи. Поскольку эффективность таких конфронтационных мер весьма ограничена, международный опыт поиска решений внешней задолженности в настоящее время основывается в основном на идее долговой кривой Лаффера.

Долговая кривая Лаффера (debt Laffer's curve) – кривая, показывающая оптимальный уровень внешней задолженности, позволяющий государству-должнику поддерживать приемлемые для кредиторов платежи по внешнему долгу.

Эта кривая является одной из групп кривых, созданных на базе относящейся к государственному бюджету идеи американского экономиста Артура Лаффера о том, что существует некоторый оптимальный уровень налогов, который позволяет максимизировать налоговые поступления в казну. Если налоги становятся выше оптимального уровня, люди просто перестают их платить и доходы казны падают. Применительно к внешнему долгу это означает, что существует некоторый оптимальный уровень внешней задолженности страны, который позволяет ей продолжать обслуживать внешний долг. Если его размер становится слишком большим, то страна, как это уже случалось, просто перестает платить по своим долговым обязательствам, объявит себя банкротом, от чего пострадает и кредитор. Поэтому с точки зрения кредиторов наиболее разумная политика управления внешним долгом стран заключается в том, чтобы путем реструктуризации долга поддерживать платежеспособность стран-должников на оптимальном для кредитора уровне.

Реструктуризация долга (debt restructuring) – принимаемые по согласию должников и кредиторов меры, направленные на поддержание платежеспособности должников в средне- и долгосрочной перспективе.

Реструктуризация внешнего долга может осуществляться на базе одной или комбинации следующих мер:

Перенос платежей (debt rescheduling) – перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным.

Сокращение суммы долга (debt stock reduction) – снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого прощения (списания) части долга, либо продажи со скидкой на вторичном рынке, либо конверсии в какие-либо национальные активы страны-должника.

Рекапитализация (recapitalization) – обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов. Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план тогдашнего министра финансов США Николаса Брейди, в соответствии с которым некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы экономических реформ, могли обменять их долги иностранным банкам на обли­гации, которые могли бы продаваться по рыночной цене на мировом финансовом рынке (так называемый Brady bonds).

Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга включает следующую последовательность практических шагов:

1) принятие страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой МВФ и Мировом банком с помощью их концессионных кредитов;

2) согласие Парижского клуба официальных кредиторов на ре­структуризацию чистых потоков средств, связанных с обслуживанием долга, на концессионных условиях и реструктуризацию основной суммы долга после трех лет стабильного выполнения программы структурной перестройки и реформ, одобренной МВФ;

3) проведение страной-должником двусторонних переговоров со странами, не входящими в Парижский клуб, и частными кредиторами о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, какие предоставлены Парижским клубом;

4) списание на двусторонней основе долгов, возникших в результате получения страной-должником официальной помощи развитию;

5) предоставление новых концессионных кредитов стране-должнику.

Главная идея такой последовательности действий заключается в том, что облегчение долгового бремени предоставляется стране при условии проведения радикальных экономических и структурных реформ, которые в будущем будут способствовать выплате оставшейся задолженности. Механизм реструктуризации внешнего долга может несколько модифицироваться в зависимости от состояния платежного баланса каждой страны, ее взаимоотношений с кредиторами и проводимой программы экономических реформ. На первом этапе обычно реструктурируются чистые потоки по долгу, т.е. платежи процентов и основных сумм задолженности, а на втором – сама общая сумма внешнего долга.

Прощение долга (debt forgiveness) применяется весьма ограниченно на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перс­пективе ни при каких, даже самых бла­гоприятных, условиях.

Продажа долгов на вторичном рынке со скидкой от номинальной стоимости (buyback) используется активно, особенно кредиторами латиноамериканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов.

САМОСТОЯТЕЛЬНО: вторичный рынок внешних долгов /9, С. 689-692/

Конверсия долга в форме свопов долга на акции (debt for equity swaps) означает погашение невыплаченной части внешней задолженности фирмы ее акциями, а государства – облигациями казначейства. Банки-кредиторы получают тем самым часть собственности в предприятиях стран-должников, могут получать дивиденды по таким акциям, а также продать их на вторичном рынке. Подходы к решению проблемы внешней задолженности согласовываются в рамках Парижского клуба официальных кредиторов и Лондонского клуба частных кредиторов.

Парижский клуб – созданная в 1956 г. неформальная организация правительств стран-кредиторов, занимающаяся наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов.

Лондонский клуб – консультационный комитет крупнейших частных банков-кредиторов, заседающий в связи с их переговорами с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведутся одним из банков от лица и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете.

В рамках Парижского клуба разрабатывались различные подходы к должникам:

1. Торонтские условия – действовавшие в 1988-1991 гг. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран.

2. Лондонские условия – действовавшие в 1991-1994 гг. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны-кредиторы могли списать до 50% чистой текущей стоимости долга.

3. Неапольские условия – действующие с 1995 г. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны, получившие ранее льготы на основе Торонтских или Лондонских условий, могут получить дальнейшие льготы от кредиторов в виде списания 67% чистой текущей стоимости их долга.

САМОСТОЯТЕЛЬНО: Хьюстонские и Лионские условия, Инициатива HIPC (Highly Indebted Poor Countries Initiative) /9, С. 693-697/

Date: 2016-05-15; view: 12443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию