Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование взрослых





Образование взрослых трактуется в Российской педагогической энциклопедии как направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью.

Основной целью системы образования взрослых как социального института в условиях кризисной ситуации, как отмечает В. И. Побед, является оказание социально-образовательной помощи личности в адаптации к новым условиям существования, в определении его участия в производственной, социальной и культурной жизни общества, в выработке социального иммунитета, адекватного поведения в экстремальных условиях.

Е. П. Тонконогая выделяет как негативные, так и позитивные тенденции развития образования взрослых в настоящее время. К негативным относятся:

— значительное уменьшение количества обучающихся;

— заметное свертывание некоторых направлений постбазового образования;

— сокращение сроков обучения;

— коммерциализация многих форм образования взрослых;

— регионализация образования.

В качестве позитивных выделяются следующие:

— появление новых структур, предлагающих взрослым разнообразные образовательные услуги по новым дефицитным и престижным профессиям менеджера, маркетолога, дилера, брокера и т.д.;

— трансформация прежних структур образования взрослых в другие, более гибкие и отвечающие современным потребностям;

— расширение целей и направлений образования;

— предоставление взрослым полной свободы выбора направлений и проблематики образования;

— осуществление отбора и структурирования содержания образования с учетом личностных интересов и потребностей взрослых;

— стремление использовать образование взрослых как фактор социальной адаптации и социальной защиты некоторых социально-демографических групп населения (безработных, инвалидов, беженцев, демобилизованных из Российской Армии и др.);

— использование современных информационных технологий в образовании взрослых.

Взрослость представляет собой один из этапов возрастной эволюции человека, который длится около 40 лет и характеризуется наивысшими достижениями личности.

В социально-психологическом смысле взрослость наступает в процессе формирования человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Ю. Н. Кулюткин выделяет следующие основные характеристики взрослости:

— трудовая деятельность является ведущим видом деятельности взрослого человека;

— включение молодого человека в производственную жизнь приводит к изменению социального положения, его статуса;

— под влиянием трудовой деятельности и нового социального статуса у молодого человека формируется и новая социальная позиция, характеризующая его как взрослого человека, — позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности.

С.Г.Вершловский выделяет следующие ориентации взрослых в сфере образования. Так, если актуальным для человека выступает непосредственная польза образования (для работы, статуса и т.д.), то этот человек ориентирован на его практическую ценность. В том случае в основе отношения к образованию лежат принципы внешней целесообразности. Другой тип ориентации связан с признанием самостоятельной ценности образования; в этом случае учебная деятельность выступает в качестве самодеятельности. Третий тип связан с ориентации таким образом, что общее образование вообще не входит в систему его ценностей, незначимо; в этом случае не осознано то, ради чего совершается выбор.

Н.Ф.Федорова в зависимости от мотивационной ориентации учащихся взрослых разделяет их на следующие три группы.

К первой группе лиц, ориентированных на цель деятельности, относятся те, кто использует получаемое образование для достижения четко поставленных целей. Ко второй группе лиц, социально ориентированных, относятся те, для кого условия обучения имеют определенный смысл и значение, хотя само обучение может и не быть связанным с содержанием их деятельности. И, наконец, к третьей группе относятся лица, ориентированные на учение, те, кто стремится получить знания ради знаний.

Интересной является также классификация взрослых учащихся в соответствии с их стилем работы. Н.Ф.Федорова выделяет четыре группы таких учащихся.

К первой группе относятся те, кто придерживается принципа конкретной логической последовательности. Такие учащиеся получают информацию из непосредственного опыта, они ценят порядок и логическую последовательность, следуют прямым указаниям и любят четко организованную презентацию материала, спокойную обстановку. При организации учебного процесса используются книги, учебные пособия, программированные материалы и вычислительная техника, тренинги, рисунки, модели, четко спланированные экскурсии.

Ко второй группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой абстрактной хаотичности. Такие учащиеся ценят обучение в целом, но предпочитают получать информацию в неорганизованном, хаотичном виде. Складывается впечатление, что они организуют информацию сами, пропуская ее через призму того, что им хотелось бы получить от обучения. В процессе обучения используются метод групповых дискуссий, короткие лекции, сопровождающиеся вопросами и ответами, обсуждения.

К третьей группе относятся учащиеся, следующие принципу абстрактной логической последовательности. Они имеют, как правило, блестящие способности к декодированию письменных, устных и образных символов, имеют в своем воображении обилие различных концептуальных представлений, на фоне которых выстраивают то, что читают, видят или слышат в графической или образной форме. Они предпочитают рациональное и последовательное изложение материала, из которого могут извлечь основные идеи. В учебном процессе предпочтение имеют задания на самостоятельное чтение, слушание и проработку материала, а также проведение занятий проблемного, аналитического характера.

К четвертой группе относятся учащиеся, следующие принципу так называемой конкретной хаотичности, демонстрирующие склонность к экспериментированию. Они быстро схватывают идеи и делают интуитивные шаги в решении нечетко просматриваемых проблем; учатся путем проб и ошибок, успешно работают в малых группах, демонстрируя высокую степень самостоятельности, не следуя за инструкциями в точности, а внося что-то свое. В учебном процессе используются ролевые игры и моделирование, самостоятельные проекты, проблемные ситуации, дополнительные задания для самостоятельной работы.

Процесс обучения взрослых имеет свою специфику. О. В. Эрлих выделяет следующие факторы, ее определяющие.

1. Смещение акцентов с передачи знаний в содержании образования на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными аспектами реальности (поиск необходимых знаний, создание программ самообразования, профессионального развития и т.д.).

2. Постепенное «снятие» преподавания как одной из составляющих процесса обучения и переход субъекта андрагогического процесса в «режим саморазвития».

3. Моделирование «сжатых временных рамок» прохождения каждой «учебной» роли в процессе формирования характера познавательной деятельности.

4. Практико-ориентированный характер учебного процесса.

5. Ориентация учебного процесса на удовлетворение потребности взрослых учащихся в профессиональном и неформальном общении.

Названные особенности позволяют говорить о следующих критериях эффективности этого процесса.

1. Создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса.

2. Выявление и осознание в процессе обучения ценностей «развитие», «субъективная» активность как фактора в позитивной самореализации личности.

3. Овладение в процессе обучения умением создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом.

4. Овладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт.

5. Способность постоянной позитивной коррекции своих потребностей в соотнесении с потребностями социальной среды, других индивидов.

6. Сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.

7. Соответствие структуры познавательной деятельности структуре деятельности взрослого человека.

8. Связь процесса обучения с решением значимых для взрослого человека проблем профессиональной деятельности.

9. Формирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании.

10. Создание в процессе обучения условий для целостного овладения как «нормативным компонентом» своей деятельности в соответствии с содержанием основных социальных ролей, которые выполняет взрослый человек, так и инструментарием, позволяющим создавать «проекты развития» в ходе учебного процесса.

11. Овладение в процессе обучения умениями презентации своего профессионального, личностного имиджа и результатов своей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших компонентов системы образования взрослых является информационно-просветительская деятельность, которая имеет свою специфику: непрофессиональную направленность, ориентацию на духовные интересы различных групп населения; многомерную дифференциацию реальной аудитории по социально-демографическим, профессиональным и другим признакам; функционирование на основе добровольности, неформального общения и самодеятельности участников образовательного процесса. Как отмечает Л. В. Полагутина, значимость информационно-просветительской деятельности в системе образования взрослых отражают выполняемые ею функции:

а) креативная, способствующая реализации творческого потенциала личности через развитие как познавательной, так и социальной активности, так как, включаясь в систему информационно-просветительской деятельности, человек становится не только объектом образовательного процесса, но и его активным субъектом;

б) компенсаторная, восполняющая, дополняющая базовое образование;

в) интегрирующая — объединяющая непрерывность приобретения и накопления систематических знаний, поскольку информационно-просветительская деятельность является всеохватывающей по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщей по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы, где каждый человек получает возможность выстраивать собственную систему пролонгированного образования.

 

Date: 2016-05-14; view: 517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию