Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные методы профориентации, как способ представления ВУЗа среди абитуриентов





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный университет

технологий и управления им. К.Г. Разумовского»

(Первый казачий университет)

 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра связей с общественностью

и рекламные технологии

 

 

Абиев Тогрул Аслан оглы

Современные методы профориентации, как способ представления ВУЗа среди абитуриентов

 

Направление подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью»

Выпускная квалификационная работа студента 4-го курса очной (очно-заочной, заочной) формы обучения

 

Допущена к защите на ГАК Заведующий кафедрой: кандидат политических наук, Н.С.Виноградова _______________   «___»__________ 2015 г.       Научный руководитель: кандидат педагогических наук О.А.Моисеева _______________ «___»__________ 2015 г.  

 

Автор работы_______________

подпись

 

Москва 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретико-методологические особенности анализа позиционирования современного образовательного учреждения. 9

1.1.Деятельность современного ВУЗа в условиях модернизации высшего образования 9

1.2. Теоретические подходы к позиционированию образовательного учреждения на рунке образовательных услуг. 16

1.3. Методы профориентации современной образовательной организации. 25

Глава 2. Роль университетов в представлении абитуриентов о высшей школе. 34

2.1. Методы анализа. 34

2.2. Анализ результатов исследования. 42

2.3. Авторский проект профориентации. 75

Заключение. 89

Список использованных источников. 96

Приложения. 103

Список ссылок. 112

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Российский рынок образовательных услуг характеризуется усилением конкуренции между высшими учебными заведениями, что, в свою очередь, вынуждает вузы искать новые пути повышения своей привлекательности для конечного потребителя в сложных условиях продолжающегося реформирования системы образования, глобализации, вхождения в ВТО, интеграции с международными образовательными системами и стандартами, перехода к экономике, базирующейся на знаниях, и возникающей в связи с этим потребности в высококвалифицированных кадрах, необходимости обучения человека на протяжении всей жизни, а главное – в условиях неблагоприятной демографической ситуации, поставившей негосударственный сектор высшего образования, особенно в сфере предоставления услуг по очной форме обучения, в очень сложные условия в связи с сокращением численности студентов[1].

По прогнозам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, частный сектор российского высшего профессионального образования может сократить до 70 % своих учебных заведений в ближайшие два года[2]. Этот прогноз имеет вполне определенные основы. Во-первых, это уже обозначенные конкуренция и сокращение количества абитуриентов. Во-вторых, явно недостаточная, а часто отсутствующая поддержка негосударственного сектора образования со стороны государства. В-третьих, издержки функционирования самих негосударственных образовательных учреждений, сводящих институциональные основы образования и воспитания к предоставлению образовательных услуг в рамках реализации коммерческого проекта. В-четвертых, это сохраняющееся в общественном сознании недоверие ко всему негосударственному, в том числе и к негосударственным образовательным организациям.

В ситуации сжимающегося рынка образовательных услуг необходимость борьбы за абитуриентов и ресурсы требует от вузов эффективного использования всех способов повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, связанные с имиджем и репутацией. Все это существенно актуализирует необходимость целенаправленной и постоянной заботы вузов о привлекательном позитивном имидже и высокой деловой репутации. И здесь следует указать на три, на наш взгляд, заслуживающие внимания проблемы, которые требуют решения:

– объективная потребность вузов в успешном позиционировании на основе повышения конкурентоспособности в рыночных условиях и недостаточная разработанность профессионального подхода к целенаправленному представлению ВУЗа среди современных абитуриентов;

– требование со стороны практики научно-методического обеспечения деятельности по введению новых методов профориентации среди абитуриентов формированию имиджа негосударственного вуза и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов этой работы в условиях ВУЗа.

Обостряющаяся и принимающая не только внутринациональный, но и международный характер конкуренция на рынке образовательных услуг и академическая мобильность как никогда ранее актуализировали вопросы престижа и будущности российского образования как такового, престижа образовательных учреждений всех уровней, прежде всего высших учебных заведений. Институт образования, проблемы его функционирования и развития всегда находились в поле зрения исследователей, представляющих различные отрасли научного знания. Результатом этого познавательного интереса стала не только публикация большого числа книг и статей, защита диссертаций, но и формирование таких специальных направлений в структуре социально-гуманитарных наук, как педагогика высшей школы, социология образования, экономика образования и менеджмент образования и др.

Степень научной разработанности.

Фундаментальными работами в области социологии образования, экономики образования и менеджмента образования выступили научные труды Ю.В. Борисова[3], Н.В. Василенко[4], Т.Б. Глущенко[5], В. Колесов[6], Т.Ю. Митрофанова[7], С.Н. Павлов[8] и др., которые явились важнейшей теоретико-методологической основой данного исследования.

Научный интерес к обозначенным проблемам еще более возрос в связи с вхождением России в рамках Болонского соглашения в единое европейское образовательное пространство и начавшейся модернизацией отечественной высшей школы (А.Г.Асмолов[9], И.В. Абанкина[10], Т.П. Евсеенко[11], В. Колесов[12], Д. Салми[13] и др.).

Ряд российских исследователей определяет существующий на практике разрыв между необходимостью внедрения новых методов профориентации, как способах формирования представлений абитуриентов о конкретном высшем учебном заведении (И.В, Абанкина[14], Р.М. Бассет[15], Р. Джапарова[16], и др.).

Указывается также на противоречие между необходимостью развития сектора высшего образования и его восприятием общественным сознанием. Недостаточно изученными в условиях современных вызовов для системы образования являются вопросы, касающиеся стратегического управления профориентационной работой высших учебных заведений, как фактора по формированию своего положительного образа в сознании общества, адекватного их реальной роли в системе отечественного высшего образования[17].

Высокий исследовательский интерес, выразившийся в большом количестве публикаций, свидетельствует об актуальности проблем всех уровней образования, о теоретической и прикладной значимости их научного осмысления. Вместе с тем необходимо отметить, что не все проблемы современного отечественного образования, связанные с его модернизацией и развитием в современных условиях, подробно изучены. Одной из недостаточно исследованных проблем, на наш взгляд, является проблема внедрениях новых методов профориентации как способа представления о ВУЗе современных абитуриентов.

Отмеченные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности проблемы, ее недостаточная изученность послужили причинами выбора темы исследования.

Объект исследования – рекламная и пиар-деятельность

Предмет исследования –профориентация как способ позиционирования высшего учебного заведения в глазах абитуриента.

Цель работы состоит в выявлении влияния методов профориентации на процесс формирования и поддержания позитивного имиджа вуза в современных условиях.

Гипотезы исследования:

1. имидж ВУЗа в глазах студентов во многом зависит от наличия в ВУЗе разнообразных методов профориентационной работы,

2. выбор ВУЗа абитуриентами во многом зависит от позиционирования бренда и от разнообразных форм профориентации, которые проводятся со студентами,

3. профориентационную работу можно рассматривать как один из PR-инструментов продвижение имиджа и позиционирования высшего учебного заведения образовательных услуг,

4. развитие самоуправления в области профиориентационной работы во многом будет способствовать продвижению имиджа ВУЗа в регионе.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследовании решались следующие задачи:

1. изучить теоретико-методологические особенности анализа позиционирования современного образовательного учреждения,

2. проанализировать роль университетов в представлении абитуриентов о высшей школе,

3. охарактеризовать основные методы профориентации современной образовательной организации,

4. провести исследование о роли профориентационной работе в ВУЗе как способа его представления среди студентов,

5. разработать авторский проект профориентации.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили: законодательство Российской Федерации, фундаментальные положения в области социологии и менеджмента образования, основы теорий социальных институтов и организаций. Значение имели теоретические положения, содержащиеся в трудах по связям с общественностью, имиджелогии, коммуникавистики.

Исследование проводилось с применением как общенаучных методов (анализ, сопоставление, обобщение), так и частнонаучных методов (статистических и социологических).

Эмпирическая база проведенного исследования представлена обобщенными, систематизированными и проанализированными статистическими и социологическими (первичными и вторичными) материалами.

Значение проведенного исследования в теоретическом плане состоит в расширении имеющихся представлений о введении новых профориентационных методов работы ВУЗа как факторе формирования о нем представлений абитуриентов.

В практическом плане результаты исследования представляют интерес как отражающие конкретный опыт профориентационной политики ВУЗа, а также содержащие конкретные рекомендации, направленные на совершенствование работы по формированию и поддержанию позитивного имиджа вуза как фактора его конкурентоспособности.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 


Глава 1.

Теоретико-методологические особенности анализа позиционирования современного образовательного учреждения

 

1.1. Деятельность современного ВУЗа в условиях модернизации высшего образования

 

Большое количество внесенных изменений в действовавший Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. привело к кардинальной трансформации его концепции. Кроме того, следствием этого явилось дублирование норм, возникающим коллизиям, и нарастающим сложностям в судебной практике по трактовке действующих законов. В данном случае ярким примером может служить Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. Их нормативная идентичность составляла около 70%.

В результате 29.12.2012 г. Президент России подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г., в котором оказались зафиксированы нормы образования всех уровней - от дошкольного до вузовского. Причем согласно положениям указанного закона система российского высшего образования претерпела серьезную модификацию[18].

Во-первых, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес существенные изменения в юридическую терминологию российского права в части касающейся высшего образования. Были введены четкие определения часто употребляемых в данной области терминов и понятий, таких как «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «образовательный стандарт», «образовательная программа», «студенты» и др. Во-вторых, он заменил устаревший термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация» (далее - ОО). Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в РФ» был приведен в соответствие с гражданским законодательством. Использовавшийся ранее термин не коррелировал с Гражданским кодексом, согласно ч. 1, ст. 120 которого «учреждение» является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации[19]. С учетом этого в новом законе и применяется понятие «образовательная организация», которое в этом случае служит обобщенным для различных организационно-правовых форм. Как подчеркнула в своем интервью от 21 сентября 2012 г. заместитель Министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк расширение организационно-правовых форм образовательных организаций, то есть введение возможности оказания услуг населению и реализация государственной гарантии не только бюджетными и автономными учреждениями существенно расширит возможности граждан на доступность образования, что может послужить стимулом для развития повышения его качества[20].

В частности, согласно п. 4 ч. 2. ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» система высшего образования представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность[21]. В соответствии с ч. 4 ст. 22 образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. При этом ОО, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией (ч. 8, ст. 22).

Меняются также и концептуальные основы высшего образования: если в старом Законе РФ «Об образовании» употреблялся термин «высшее профессиональное образование», то в Федеральном законе «Об образовании в РФ» - просто «высшее образование». В данном случае также подразумевалась необходимость приведения понятийного аппарата в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно Конституции РФ, где ч. 3 ст. 43 говорит о том, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии[22].

Теперь в высшем образовании устанавливаются три уровня: 1 уровень -бакалавриат; 2 уровень - специалитет и магистратура; 3 уровень -подготовка кадров высшей квалификации в рамках обучения в аспирантуре (адъюнктуре), освоения программ ординатуры и ассистентуры-стажировки (ч. 5, ст. 10; ч. 4, ст. 69).

Таким образом, произошло упразднение системы послевузовского образования как отдельного уровня. Однако, учеба в аспирантуре рассматривается теперь шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации, а сама процедура присуждения ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Более того, исходя из п. 5, ч. 7 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию выдается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры или ассистентуры-стажировки, что представляется существенной юридической новацией.

Исходя из норм, закрепленных ч. 1-3 ст. 70 Федерального закона «Об образовании в РФ» прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена. Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по данным программам действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов. Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе целевой прием, устанавливается ОО высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации.

Помимо этого, ч. 7 ст. 70 устанавливает, что при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные организации вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса[23].

Серьезно изменились контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В настоящее время за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются образовательным организациям по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (ч. 1-3, ст. 100 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Кроме того, появился ряд категорий организаций высшего образования имеющих особый статус. В их число вошли Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, являющиеся ведущими российскими классическими университетами. Наряду с этим в Российской Федерации в отношении организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории «федеральный университет» (на данный момент в России 9 подобных университетов) и «национальный исследовательский университет» (на данный момент - 29 университетов). Они вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Однако, требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 10, ст. 1; ч. 1, 2 ст. 24).

Так Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О Федеральных университетах» определяет, что федеральный университет - это высшее учебное заведение, обеспечивающее высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок[24]. Целью создания таких учебных заведений является развитие системы высшего образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей ОО высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона «Об образовании в РФ» категория «национальный исследовательский университет» устанавливается организациями высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Учреждения высшего образования имеют право осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре) (ч. 4, ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ»)[25].

Также ч. 1 ст. 72 предусматривает возможность интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Ее целями являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

Ч. 1, ст. 103 предполагает возможность создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным оргшанизациям (в том числе совместно с другими лицами). Это особенно важно для технических вузов, которые заинтересованы в практической апробации и внедрении своих разработок в производство.

Серьезнейшей новацией следует признать внедрение процедуры мониторинга системы образования, в том числе высшего, применительно как к государственным, так и к частным вузам. Она представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3, ст. 97 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» устанавливает, что указанный мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год[26].

Впервые мониторинг высших учебных заведений Министерство образования и науки РФ провело осенью 2012 года. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. В этом году Министерство запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября[27].

Итак, в целом закон «Об образовании в РФ» является ключевым инструментом, регулирующим систему высшего образования. Он закладывает ее правовые, организационные и экономические основы, основные принципы, общие правила функционирования и осуществления образовательной деятельности ОО, определяет правовое положение участников отношений в этой сфере образования. Если положения старого Закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования, то новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Новый закон с одной стороны, закрепил тот опыт, который накоплен отечественной системой образования, с другой - он учитывает мировые тенденции и перспективы российского образования в международное образовательное пространство.

 

1.2. Теоретические подходы к позиционированию образовательного учреждения на рынке образовательных услуг

 

В последние десятилетия на рынке образовательных услуг произошли существенные преобразования. Наметилась тенденция роста стоимости нематериальных активов, среди которых наибольшую важность представляют знания, информация, имидж и бренд. Образовательные учреждения стремятся создать узнаваемый бренд, занять определенную позицию в сознании потребителей образовательных услуг. Этот процесс начинается с разработки стратегии позиционирования.

У потребителя должно сформироваться представление об особенностях товара, его цене, каналах распределения, имидже компании, уровне сервиса. Эффективная позиция не только подчеркивает имидж фирмы, но и содержит в себе явные выгоды потребителя и мотивы покупки товара. Вследствие того, что мотивы покупки у всех потребителей различны, представление о позиции одного и того же товара может существенно различаться у разных потребителей[28].

В своем исследовании, посвященном позиционированию, Джек Траут и Эл Райс дали следующее определение: позиционирование – это «операция на сознании потенциальных покупателей… Ваше само-дифференцирование в сознании клиента»[29].

Грахам Дж. Хулей рассматривает позиционирование как «процесс поиска такой рыночной позиции для компании, продукта или услуги, которая будет выгодно отличать ее (его) от положения конкурентов»[30].

В.И.Беляев под позиционированием понимает «процедуру определения места (товара, предприятия) в структуре потребительских предпочтений и сопоставления с конкурентами».

Значит, в позиционировании главное – отличие от конкурентов; объектом позиционирования может быть как товар или услуга, так и организация, а местом для позиционирования выступает сознание потребителя.

Ю.В. Борисова определяет позиционирование бренда как «часть идентичности бренда и предложения ценности, которая активно доводится до сведения целевой аудитории средствами коммуникации и показывает его преимущества перед конкурирующими брендами». Как концепция позиционирования так и концепция идентичности направлены на то, чтобы дифференцировать брендовый товар от конкурентов, а также облегчить потребителю решение проблемы выбора при покупке. Но позиционирование больше сфокусировано на самом товаре. Оно не показывает все богатство значений бренда и не отражает весь его потенциал. Позиционирование ориентировано на конкуренцию: оно показывает лучший способ для атаки доли рынка, занятой конкурентами[31].

Конкуренция на рынке образовательных услуг и научно-технических от­крытий между университетами мира разворачивается сегодня на платформах поисковых и рейтинговых систем, на коммуникационных площадках соци­альных сетей, на «полях» web-сайтов и научно-профессиональных форумов. Интернет-представительство университетов становится неотъемлемым ин­струментом реализации коммуникационных стратегий вузов, стремящихся занять лидирующие позиции в международных рейтингах и стать «центром превосходства» в научно-образовательной сфере.

Вхождение в международное образовательное пространство обусло­вило появление таких стратегических для российских университетов «вызовов», как повышение информационной открытости, ориентация на инновационный характер образования, улучшение качества образова­тельных услуг, активизация академической мобильности, интернализация образовательной деятельности и пр.

В сложившихся условиях университеты разрабатывают долгосрочные стратегии развития, где одним из ключевых пунктов выступает четко обозначенная коммуникационная стратегия вуза. Коммуникационная стратегия, в свою очередь, определяет стратегии позиционирования и продвижения университета[32].

В рамках реализации государственного проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов («Проект 5-100») перед пятнадцатью российскими вузами поставлена задача вхождения до 2020 г. в топ-100 лучших университетов мира (по результатам различных международных рейтингов). В этой связи коммуникационные стратегии этих российских вузов должны ориентироваться на формирование открытости и узнаваемости - атрибутивных характеристик современного конкурентоспособного университета. А это обусловливает необходи­мость использования интернет-технологий в коммуникациях университета в процессе позиционирования.

Из анализа определений позиционирования, можно представить позиционирование товара или услуги как деятельность, направленную на выявление уникального свойства товара / услуги, которое бы выгодно отличало его от аналогичных товаров / услуг, и определение сегмента рынка и целевой аудитории, в сознании которой необходимо сформировать позицию (образ) товара / услуги. Процесс позиционирования происходит на стыке имиджформирующих и «рыночных» технологий.

Позиционирование университетов также становится предметом исследований. При этом под стратегией позиционирования университетов понимается стратегия позиционирования образовательных услуг. С од­ной стороны, это логично, поскольку образовательная деятельность явля­ется системообразующим звеном университета. С другой стороны, в этом подходе обнаруживается недостаточное внимание к исследовательской миссии университетов, которая для гумбольдтской модели университета (а эта модель не исчерпала себя в современном российском университетском образовании) является не менее важной, чем образовательная миссия. Исследовательская деятельность университета, представленная в конкретных показателях ее эффективности, приобретает первостепенное значение для тех вузов, которые стремятся к усилению своих позиций в международных рейтингах (QS, Times Higher Education, Шанхайский рейтинг и пр.)[33].

В исследовании В. Кручинина позиционирование на рынке образовательных услуг понимается как деятельность, ориентированная на наиболее выгодное представление вуза и его услуг. Однако целевой аудитории наряду с объективными преимуществами вуза могут предлагаться эмоционально-психологические преимущества. Они базируются на интересах и потребностях той или иной аудитории, их ценностных установках и стереотипах[34]. Здесь «отстройка от конкурента» происходит на основе преимущества, которое выделено «искусственно». Это преимущество позволяет клиенту приобрести не просто услугу, но и еще какую-либо дополнительную ценность: радость общения, статус, яркие эмоциональные переживания, удовольствие. Приобретение услуги оборачивается для клиента в этом случае удовлетворением не одной, а ряда потребностей.

Этот механизм используется в имиджевой коммуникации и бренд- коммуникации, когда средствами коммуникаций формируется имидж и (или) бренд. Поэтому дополним определение Е.В. Карпушко: преимущества вуза и его услуг при позиционировании могут носить как рационально-объективный, так и эмоционально-психологический характер.

Среди возможных методов позиционирования (метод «уникального торгового преимущества», анализ, метод соответствия, метод «ре­естра», метод построения карт, метод эмоциональной взаимосвязи) исследователи особо выделяют метод «уникального торгового преимущества». Он предполагает комплексный анализ свойств университета (ситуационный анализ) и выявление его уникальных характеристик и конкурентных преимуществ.

Экстраполяция подхода на университет как объект позиционирования помогает выделить следующие направления поиска объективных конкурентных преимуществ[35]:

1) географическое преимущество: месторасположение вуза, транспортная доступность;

2) технологические преимущества: наличие лицензии, исследовательских лабораторий, современного оборудования, использование новейших образовательных технологий, наличие научно-технических информационных ресурсов (библиотек и пр.);

3) производственные преимущества (в нашем случае образовательные): профиль университета, наличие уникальных образовательных программ (по востребованным специальностям), международных программ и программ «двойного диплома», количество магистерских программ, наличие аспирантуры и пр.;

4) экономические преимущества: объем финансовых ресурсов (государственные и коммерческие вузы по определению находятся в неравной позиции), способы дополнительного финансирования и пр.;

5) профессиональные преимущества: наличие высококвалифицированных преподавателей и ученых с мировым именем, публикационная и академическая активность научно-педагогического коллектива, исследовательский потенциал;

6) социальные преимущества: наличие бюджетных мест, общежитий, льгот, грантов и пр.;

7) репутационные преимущества: положение в рейтингах, статистика трудоустройства выпускников, социальная активность вуза;

8) преимущества: адекватная ценовая политика, нали­чие коммуникационной стратегии, развитая корпоративная культура, символика, эффективные коммуникации.

Сочетание рационально-объективных и эмоционально-психологических конкурентных преимуществ в процессе позиционирования усиливает эффективность последнего и позволяет университету выйти на уровень бренд-коммуникации[36].

Особенно активно психологические преимущества используются вузами в рамках приемных кампаний, когда абитуриенту предлагается не только качественное образование и гарантия будущего трудоустройства, но также, например, возможность творческой самореализации и теплая дружеская атмосфера.

В зависимости от количества и «выраженности» конкурентных преимуществ университет может принять свой вариант стратегии позиционирования: заняться формированием конкурентной позиции или сохранять конкурентные преимущества и удерживать ранее достигнутые позиции[37].

На этапе стратегического планирования процесса позиционирования вуза в интернет-пространстве важное значение приобретает такой исследовательский метод, как коммуникационный интернет-аудит. Он позволяет оценить «текущую позицию» вуза в Интернете, определить эффективность использования или недооценку каких-либо каналов и инструментов позиционирования, понять, с какими целевыми группами электронной общественности требуется наладить коммуникацию.

Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг обусловливает необходимость поиска своего целевого сегмента рынка. В процессе позиционирования университету необходимо предложить преимущества для максимального удовлетворения потребностей и требований своих целевых групп. В стратегическом менеджменте говорят о контрагентах и стейкхолдерах, которые в рамках реализации коммуникационной страте­гии приобретают характер целевых аудиторий. Для университета существуют следующие возможные целевые группы, из которых может формироваться его общественность: школьники старших классов; абитуриенты; студенты (первое высшее образование), обучающиеся на бюджетной основе; студенты (первое высшее образование), обучающиеся на коммерческой основе; родители абитуриентов и учащихся; выпускники; учащиеся структур дополнительного образования; научно-педагогический состав вуза; субъекты рынка научно-исследовательских работ; субъекты рынка опытно-конструкторских работ; субъекты рынка консультационных услуг; субъекты рынка инновационных услуг; федеральные органы власти; местные и региональные органы власти; предпринимательское сообщество; местное население; научное сообщество; российское образовательное сообщество; зарубежное образовательное сообщество; различные фонды, организации, ассоциации; СМИ (в том числе журналисты электронных СМИ, блоггеры)[38].

Процесс позиционирования предполагает преобразование присутствия университета в информационной среде в целенаправленные коммуникации, когда вуз формирует свою коммуникативную среду, где системно взаимодействует со своей общественностью.

Системный подход к позиционированию вуза в силу специфики коммуникации дает, по сути, синергетический эффект - система коммуникации вуза становится саморазвивающейся. Процесс позиционирования университета в коммуникативном пространстве, естественно, должен коррелировать с общей стратегией позиционирования вуза. Интернет выступает как один из каналов коммуникации, по которому до целевых аудиторий доносится выбранная «конкурентная позиция», через который транслируется «уникальное тор­говое преимущество», благодаря чему в сознании электронной обще­ственности формируется некий образ конкретного университета.

Для донесения до общественности выбранной стратегической позиции (ключевой сегмент рынка, конкурентные преимущества, имиджформирующая информация) в процессе формирования образа / имиджа / бренда университета могут использоваться следующие инструменты комплекса коммуникаций.

Вид коммуникаций - связи с общественностью (PR). Инструменты позиционирования[39]:

‒ Прямые коммуникации.

‒ Электронная почта.

‒ Списки рассылок RSS-потоки.

‒ Размещение на площадках интернет-представительства вуза логотипа и других элементов корпоративной символики (фирменный стиль).

‒ Разработка дизайна университетского интернет-представительства (на основе фирменного стиля).

‒ Совершенствование юзабилити сайта.

‒ Наполнение и обновление контента сайта.

‒ Синхронизация русскоязычной и англоязычной версий сайта.

‒ Оптимизация интернет-ресурсов университета под поисковые системы (SEO).

‒ Создание аккаунтов, страниц, подкастов в социальных медиа.

‒ Формирование сообществ в социальных сетях.

‒ Оптимизация сайта под социальные сети (Social Media Optimization).

‒ Работа с корпоративным блогом и внешними блогами (блогерами).

‒ Работа с научно-образовательными и профессиональными форумами, сообществами и интернет-порталами.

‒ Диджитализация образовательной, исследовательской и пр. деятельности университета и ее результатов (размещение на платформе интернет-представительства образовательных онлайн-программ, научных электронных изданий, информационно-ресурсных баз, виртуальных туров и экскурсий, онлайн-трансляция конференций и т. п.).

‒ Работа с интернет-СМИ: пресс-релизы, анонсы, новости, публикации.

Вид коммуникаций - реклама. Инструменты позицио­нирования[40]:

‒ Баннерная реклама.

‒ Контекстная реклама.

‒ Текстовая реклама.

‒ Видеореклама.

‒ Реклама в социальных сетях.

‒ Реклама в электронной почте.

‒ Реклама в новостных рассылках.

‒ Реклама в рассылках отраслевых ресурсов.

‒ Скрытая реклама.

‒ Вирусная реклама.

Важно понимать, что любое конкурентное преимущество университета сегодня способно приобрести свое «место» в его представительстве[41]:

‒ использование геоинформационных интернет-сервисов (например, «Дубль ГИС») облегчит поиск вуза;

‒ виртуальные туры позволят посетить научные лаборатории;

‒ каталоги и ресурсные базы научных библиотек представят их огромный информационный потенциал;

‒ открытые курсы продемонстрируют использование актуальных образовательных технологий и подтвердят уровень квалификации сотрудников вуза;

‒ публикации университетских ученых.

Таким образом, информация об университете сложится в ту картинку (образ / имидж / бренд), которую сконструируют стратеги в рамках коммуникационной политики вуза.

Стратегия позиционирования может быть ориентирована на международный или региональный рынок образовательных услуг, технологий и исследований, на расширение целевого сегмента или формирование дополнительных конкурентных преимуществ. Университет может позиционировать себя как исследовательский «центр превосходства» либо как «кузницу высококвалифицированных кадров».

 

1.3. Методы профориентации современной образовательной организации

 

Профориентация выступает как средство создания условий, позволяющих человеку полноценно реализовать свои возможности и ресурсы. С другой стороны, профессиональная ориентация может также рассматриваться как система социально-экономических, социально-политических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии с учетом особенностей самого человека и объективных потребностей общества и государства[42]

Основным понятием профориентации является профессиональное самоопределение: это формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать профессиональные перспективы своего развития, а не плыть по течению, ориентируясь на близких или веяния времени.

Профориентационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как научно обоснованная система подготовки потенциальных абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно представить в виде пассивных и активных.

К пассивным методам относятся[43]:

- беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;

- приглашение профессионалов на тематические вечера;

- организация лекториев;

- оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;

- посещения предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;

- организация «Дня открытых дверей»;

- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;

- выступление ученых вуза в СМИ.

Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют более тщательной подготовки и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.

Активные методы профориентации: [44]

- организуемые в вузах различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы (юных экономистов, маркетологов, менеджеров, юристов и т.п.);

- привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений;

- организация консультаций (психологических, юридических, консультаций по ведению бизнеса и т.п.), работа которых говорит о прочности вуза на рынке образовательных услуг и высокой квалификации его работников;

- издаваемая в вузах справочная литература: книги, пособия, учебники, которые могут распространяться как через специализированные магазины, так и предлагаться для распространения в школах, учебных заведениях начального и среднего образования;

- создание в вузах работниками телевидения и преподавателями профориентационных и имиджевых роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;

- активное участие преподавателей вуза в государственных программах по переобучению безработных через центры занятости;

- организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;

- проведение профессиональных недель факультетов;

- организация олимпиад для школьников.

Клиентоориентированный подход предполагает формирование долгосрочных взаимоотноше­ний вуза с субъектами рынка образовательных услуг: абитуриентами и их родителями, выпуск­никами училищ, техникумов, колледжей, государственными структурами, представителями бизнеса, средствами массовой информации и др. Реализация данного подхода возможна только при постоянном мониторинге уровня лояльности потенциальных клиентов вуза, уровня удовлетворенности потребителей услуг, потребительских предпочтений и их ожиданий, при оценке обрат­ной связи с субъектами рынка.

Клиентоориентированность — конкурентное преимущество вуза, обеспечивающее формирование базы лояльных клиентов и положительный имидж вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда[45].

Уменьшение численности выпускников школ вследствие демографического кризиса стало крайне острой проблемой для многих вузов. А поскольку количество обучающихся студентов является базой для создания состава профессорско-преподавательских кадров, то этот объективный фактор делает необходимым исследование тенденций на рынке образовательных услуг, а также формирование стратегии развития вузов в ближайшей перспективе.

Контингенты обучающихся в высших учебных заведениях формируются в зависимости от конкретной демографической ситуации. Снижение количества выпускников общеобразователь­ных школ, а следовательно и абитуриентов вузов, которое началось в 2002 г. и будет наблюдаться до 2016 г. является результатом демографического спада в РФ. К 2016 г. в российских вузах останется около 4,5 млн студентов (против примерно 7,5 млн в 2009/10 уч. г.). Во время приемной кампании в 2011 г. часть вузов уже испытали недостаток абитуриентов, причем поступающих не только на платную, но и на бюджетную форму обучения[46].

1) Клиентоориентированный подход предполагает разработку программы повышения привлекательности вуза на рынке образовательных услуг, которая должна быть обязательным элементом стратегии устойчивого функционирования вуза. В программе должны быть прописаны:

2) идентификация основной миссии вуза, целей и конкретных задач в подготовке высоко­квалифицированных специалистов, востребован­ных на мировом рынке труда;

3) оценка сильных и слабых сторон деятель­ности вуза на соответствующем сегменте обра­зовательных услуг с целью выявления конкурентных позиций (SWOT-анализ);

4) анализ среды вуза;

5) формирование и развитие устойчивых, дли­тельных и взаимовыгодных взаимоотношений вуза с субъектами рынка образовательных услуг.

Приоритетными направлениями профориентационной деятельности в вузе на основе клиен- тоориентированного подхода являются[47]:

‒ разработка, постоянное обновление информации на сайте вуза, продвижение сайта вуза на сайтах по образовательной тематике, на справочных сайтах по вузам, сайтах с рейтингами вузов, сайтах для подготовки к ЕГЭ, сайтах с рефератами, на специализированных площадках, как: www.edunews.ru,www.abituru.ru,www.ucheba.ru, www.5ballov.ru, а также в социальных сетях: vkontakte.ru, odnoklassniki.ru и в поисковых сис­темах Яндекс, Google, Rambler, интернет-порталах, форумах и др.;

‒ изготовление и распространение корпоративной газеты вуза, размещение имиджевого ролика о вузе, о направлениях подготовки на мониторах, размещение рекламной информации о вузе, направлениях обучения на брендирован- ных стендах в городских и районных средних и средне-специальных учебных заведениях, а также в других регионах РФ;

‒ системная организация презентаций о вузе, о направлениях обучения в вузе с учащимися 9-11-х классов, с выпускниками лицеев, училищ, колледжей и техникумов, а также с выпускниками средних, средне-специальных учебных заведений в других регионах РФ[48];

‒ разработка и внедрение в деятельность вуза CRM-концепции, включающей в себя программные комплексы, предназначенные для ве­дения клиентской базы данных клиентов;

‒ подготовка, оформление помещения для работы приемной комиссии. Обучение персонала, работающего в приемной комиссии по эффективному обслуживанию клиентов, введение дресс-кода, соответствующего нормам высшего образования;

‒ проведение тренингов, мастер-классов для учеников старших классов с целью их дальней­шего профессионального самоопределения, а так­же создание групп общения в рамках инновационных развивающих программ;

‒ проведение совместных мероприятий по профессиональной ориентации с Центром непрерывного образования, Центром маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, а также с другими подразделениями университета[49];

‒ участие школьников и абитуриентов в традиционных профориентационных мероприятиях (днях открытых дверей университета, факультетов (институтов), выставке «Образование и карьера» и др.);

‒ подготовка качественной концертной программы для агитпоходов;

‒ разработка рекламной кампании: наружной рекламы, рекламы на телевидении, радио, рекламы в специализированных периодических изданиях, рекламных буклетов о вузе, рекламы в социальных сетях, анимационной баннерной рекламы в сети Интернет, контекстной рекла­мы, PR-кампаний, участие в выставках-ярмарках и т. п.;

‒ размещение рекламной информации о вузе в кинотеатрах, культурно- и спортивно-развлекательных центрах, а также организация тема­тических мероприятий;

‒ создание call-центра в вузе с целью эффективных коммуникаций с субъектами рынка образовательных услуг;

‒ разработка сувенирной продукции вуза (блокнотов, ручек, пакетов, шаров, флагов, магнитиков, кружек и др.).

Эффективность управления профориентационной деятельностью будет выше, если ее проводить на уровне ректората, факультетов (институтов), кафедр, конкретных преподавателей и аспирантов, на студенческом уровне. Такой многоуровневый подход к управлению профориентационной работой позволит наладить и укрепить связи с целевой аудиторией, чутко реагировать на изменения этой среды, внедрять новые подходы и коммуникационные технологии. Реализация комплекса разнообразных коммуни­кационных мероприятий, посредством которых реальный или потенциальный потребитель об­разовательного продукта или услуг индивидуализируется, обеспечивает эффективность профориентационной работы[50].

Важной целью профориентационной работы является влияние на поведение целевой аудитории, изменение ее позиции по отношению к тому или иному вузу. Здесь значительную роль играют стратегия позиционирования вуза, предложения уникального ряда образовательных программ, сервисное обслуживание потенциальных абитуриентов и их родителей.

При планировании стратегии по повышению привлекательности вуза необходимо разработать рентабельный вариант микса, который позволит решить основные задачи[51]:

1) осуществить выбор между альтернативными продуктами или программами подготовки на основе анализа рентабельности. Наибольшее внимание уделяется программам с самым высоким соотношением дохода и издержек, а также обеспечивающим социальные выгоды;

2) принять решение об уровне расходов на основе использования уже разработанных и определенных в теории методов расчета бюджета: с учетом имеющихся наличных средств; как процент от объема продаж; оценки паритета с конкурентами; расчет на основании поставленных целей и задач; определение оптимальных затрат по ответной реакции рынка;

3) разработать оптимальный вариант микса, состоящиего из товара, цены, мест продажи, продвижения, процесса оказания образовательной услуги, персонала и др. Содержание этого варианта будет изменяться в зависимости от стадии жизненного цикла предлагаемой услуги, а также наполнения ее необходимыми и востребованными на рынке компетенциями и экономической перспективой.

Таким образом, повышение привлекательности вуза на рынке образовательных услуг на основе клиентоориентированного подхода предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, в том числе с использованием различных инструментов.

Профориентационная работа высшей школы нацелена на помощь учащимся в выборе направления их будущей профессиональной деятельности. Профориентационная работа вуза в настоящее время, как показывает анализ практики, включает в себя две важных функции: поддерживающую профессиональное самоопределение школьника и имиджеобразующую, направленную на продвижение образовательных услуг образовательного учреждения. Без эффективной профориентационной деятельности современный вуз не может быть конкурентоспособным, так как основное его конкурентное преимущество - это качественно подготовленные выпускники вуза. Вузу, решающему две взаимосвязанные задачи, необходимо системно и креативно подходить к выбору методов профориентационной деятельности[52].

Профориентационная работа вуза включает комплекс PR-мероприятий с интерактивной и информационной составляющей. Цель проведения данных мероприятий – это, прежде всего, помощь старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности. Работа по профессиональному самоопределению построена таким образом, что создает возможность для развития мотивации, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы учащихся.

Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют более тщательной подготовки и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества. Примеры активных методов профориентации: организуемые в вузах различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы (юных экономистов, юристов и т.п.); привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; создание в вузах работниками телевидения и преподавателями профориентационных и имиджевых роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза; проведение профессиональных недель факультетов; организация олимпиад для школьников.

Итак, место профориентационной работы высшей школы играет в профессиональном самоопределении одну из ключевых ролей

Мы считаем, чем активнее и разнообразнее будет проводиться профориентационная работа высшим учебным заведением, тем более эффективным будет сознательный профессиональный выбор учащейся молодежи и тем более мотивированные к труду по профессии будут выпускники вузов.

Итак, позиционирование современных ВУЗов является важным элементом в конкурентной среде. Позиционирование создается в соответствии с потребностями целевой аудитории и положением на стратегической карте рынка. Позиционирование вузов является неотъемлемой частью развития территории.

При формировании позиционирования вуза необходимо опираться на потребности потребителей. Ценности и потребности потребителей основная опора для создания позиционирования и познается путем опроса потребителей. Так же не стоит забывать о необходимости определения положения конкурентов в умах потребителей и на карте рынка образовательных услуг.

В современных рыночных условиях вузам следует переходить на рыночные рельсы с использованием профориентационного подхода. Конкуренция нарастает среди вузов по причине роста заинтересованности общества в получении образования, вследствие роста числа вузов, вследствие перехода в постиндустриальное общество, часто называемое Общество знаний, в котором первостепенное значение имеет профориентация.


Глава 2.

Роль университетов в представлении абитуриентов о высшей школе

 

2.1. Методы анализа

 

Московский государственный университет технологий и управления (МГУТУ) был организован в 1953 году как Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности (ВЗИПП).

Учредитель ФГБОУ ВПО МГУТУ имени К.Г.Разумовского: Министерство образования и науки Российской Федерации: минобрнауки.рф

10 октября 2010 года вуз вписал в свою историю новую страницу: приказом Минобрнауки РФ университету присвоено имя выдающегося подвижника в деле развития науки и образования в России, первого русского Президента Академии наук графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

24 марта 2011 года еще одно знаковое событие случилось в университете. В этот день было официально объявлено о реорганизации ГОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления и ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности». Слияние с Российским заочным институтом текстильной и легкой промышленности, крупнейшим образовательным учреждением, которое ведет свою историю с 1932 года, произошло в рамках концепции модернизации российского высшего образования и в силу объективных обстоятельств, связанных с демографическим спадом и структурными изменениями в экономике страны. Создается один укрупненный сетевой университет Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского. Конечной целью объединения вузов должно стать повышение качества подготовки студентов за счёт интеграции финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов. В составе университета 18 филиалов по всей стране, в которых обучается около 60 тысяч студентов.

В августе 2011 года и мае 2012 к вузу присоединены два МГУТУ и казачья кадетская школа-интернат. Присоединены: ГОУ СПО Московский государственный колледж информационных технологий и управления, ФГОУ СПО «Омский химико-механический колледж», ФГБОУ «Морозовская А.В.Суворова кадетская школа-интернат».

С присоединением РОСЗИТЛП и колледжей расширил свой перечень направлений подготовки. Произошло увеличение спектра технологических (в области текстильной и легкой промышленности) и информационных (в области вычислительной техники, автоматизированных систем и программного обеспечения) образовательных программ предоставляемых университетом по уровням подготовки (бакалавр, магистр), специалитету, среднему профессиональному образованию и дополнительному образованию. Объединение учебных заведений повысило статус вуза, а консолидация сил по профориентационной деятельности позволила увеличить общий прием студентов на 14% в 2012 году.

Впервые в этом году Институт текстильной и легкой промышленности сделал набор на очную форму обучения, что говорит о востребованности среди абитуриентов предлагаемого образовательного продукта. Улучшился образовательный уровень абитуриентов, вырос до 69 баллов средний проходной балл.

Одним из главных итогов слияния стало создание современной системы интегрированного непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров по схеме: образовательные программы СПО - ВПО – ДПО.

Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2011 №1400 ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» присоединен к Московскому государственному университету технологий и управления в качестве структурного подразделения «Институт текстильной и легкой промышленности». В этом же году, 17 августа в структуру вуза вошли два МГУТУ: Московский государственный колледж информационных технологий и Омский государственный химико-механический колледж.

27 мая 2011 года приказом Минобрнауки РФ №1917 к университету присоединяется кадетская школа-интернат «Морозовский А.В. Суворова казачий кадетский корпус», который был переименован в «Университетский Морозовский казачий кадетский корпус» (филиал) ФГБОУ ВПО МГУТУ им. К.Г.Разумовского.

Требования к поступающим. МГУТУ зарекомендовала себя как вуз, для поступления в который нужны хорошие знания и подготовка, т.к. учеба в ней требует хорошей базы у абитуриента и значительных усилий. Это не изменилось и по сей день. Так, проходной балл ЕГЭ на ведущие факультеты МГУТУ, а именно экономики, менеджмента, права и бизнес-информатики является самым высоким по сравнению с другими вузами (303, 274, 284 и 205 соответственно).

Месторасположение. Внутренне оснащение аудиторий, мебель, оборудование также находится на высоком уровне.

Стоимость обучения. Среди всех остальных вузов, готовящих выпускников по направлениям экономики, экологии, технологии пищевых продуктов, менеджмента, бизнес-информатики и юриспруденции является недорогим вузом. Стоимость обучения составляет в среднем 75000-80000р.

Работа с абитуриентами. В МГУТУ постоянно проводятся зимние и летние школы для абитуриентов, где они играют в различные познавательные игры, весело проводят время, получают призы. Во время подобных школ абитуриенты могут познакомиться с тем, как на самом деле живут студенты, побывать в столовой, на кафедрах вуза. Помимо всего прочего МГУТУ, как и другие вузы регулярно проводит дни открытых дверей. Еще ключевой особенностью являются олимпиады МГУТУ, которые проводятся специально для того, чтобы желающие, способные абитуриенты поступили именно в этот вуз. В этом году МГУТУ проводила олимпиаду для поступающих в магистратуру, также вступительным испытанием, является написание эссе. Помимо всего прочего ЦДП, также информирует базовые школы о МГУТУ. В школы выезжают преподаватели, студенты, они рассказывают о жизни в МГУТУ и раздают бэкграундер.

Трудоустройство. МГУТУ – один из самых популярных университетов в России, её выпускники ценятся на рынке труда. В вузы нередко приходит работодатели, ведут тренинги и набирают лучших студентов на работу. Так же с МГУТУ заключают договора различные компании, для приглашения студентов на практику, после которой некоторые остаются там работать. Для трудоустройства выпускников, МГУТУ ежегодно устраивает «День карьеры», где различные организации рекламируют свои компании. Правда, по данным опроса (см. приложение А), все же 25% студентов считают что МГУТУ не помогает с трудоустройством, а 49% сомневаются. Следовательно, руководителям филиала стоит обратить большее внимание на данную проблему. Значит, требуется больше контактов с работодателями.

Методы обучения. МГУТУ один из первых вузов, который решил перейти на модульную систему обучения, так как и за границей. Сейчас в МГУТУ 4 модуля, после которого студенты проходят контрольные срезы, тест на знания. Дифференцированные зачеты, 10-бальная система оценок, так же похоже на иностранные методы обучения. В МГУТУ много преподавателей праМГУТУков, которые часто дают на занятия студентам различные кейсы. Именно поэтому студенты, которые выезжают на стажировку за рубеж чувствуют себя вполне комфортно. А по итогам обучения выпускники получают не только русский диплом, но и европейское приложение к диплому.

Неакадемическая жизнь. В МГУТУ есть специальные отделы, которые занимаются внеучебной деятельностью студентов, контролируют различные студенческие организации. Есть разные студенческие организации «Комотос» - занимается благотворительностью, «Свинг» - танцевальная группа, есть «Клуб интеллектуальных игр», «Бизнес-клуб» и другие. Все они помогают студентам разнообразить студенческую жизнь и ведут к сплочению коллектива.

На основании вышесказанного, можно составить сводную таблицу сильных и слабых сторон МГУТУ.


Таблица 1.- Сильные и слабые стороны МГУТУ

Сильные стороны: Слабые стороны
1. Узнаваемость бренда. 2. Престиж МГУТУ, который ведет к набору лучших абитуриентов. 3. Государственный вуз. 4. Наличие большого количества бюджетных мест. 5. Самый высокий проходной балл в области (по направлениям). 6. Современная материальная база. 7. Два новых корпус. 8. Новое общежитие с евроремонтом. 9. Высококвалифицированные преподаватели. 10. Современные методы преподавания. 11. Международные связи. 12. Различные студенческие организации. 13. Отличный коллективный дух. 14. Выдача европейского приложения наряду с русским дипломом. 15. Диплом МГУТУ ценится работодателями. 16. Социально-ответственная организация. 17. Является научно-исследовательским центром. 18. Имеет в наличии три лаборатории. 19. Большая библиотека. 20. Наличие военной кафедры. 21. Наличие собственных СМИ   1. Самая высокая цена за обучение (по направлениям). 2. Отсутствие цели университета. 3. Отсутствие миссии университета. 4. Отсутствие единого центра коммуникативной активности. 5. Не выражена стратегия. 6. Нет системы мониторинга конкурентов. 7. Слабое привлечение студентов к научной жизни университета. 8. Слабая помощь в трудоустройстве студентов. 9. Недостаточное количество мест в общежитии. 10. Нет прямого доступа к электронной библиотеки. 11. Большая удаленность корпусов друг от друга. 12. Отсутствие связей с выпускниками.  
Возможности: Угрозы:
1. Открытие новых направлений, выход на новые рынки. 2. Привлечение партнеров, прежде всего иностранных. 3. Расширение международных связей. 4. Заключение договоров с компаниями, которые были бы готовы брать студентов на практику и на работу. 5. Развитие научной деятельности вуза. 6. Увеличение доступа к ресурсам, за счет прямой регистрации в библиотеке. 7. Разработка четко выстроенной стратегии. 8. Создание системы мониторинга конкурентов.   Переманивание абитуриентов конкурентами, за счет предложения более выгодных условий (низкие цены, увеличение бюджетных мест, международные связи). 2. Ум

Date: 2016-05-14; view: 1667; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию