Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежные концепции личности





Психоанализ З. Фрейда (1856 – 1939). Учение Фрейда о бессознательном широко известно и не без основания пользуется большой популярностью. Создавалось оно чрезвычайно биографично. Фрейд в первую очередь разрабатывал личные проблемы, которые выходили на первый план. Но, в целом, его учение представляет стройную систему взглядов на структуру личности, движущие силы и мотивы сферы бессознательного, механизмы, периодизацию психосексуального развития и другие проблемы. Поэтому логика изложения основных идей учения не совпадает с историей их возникновения и разработки.

В ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей: сознательной и бессознательной. Сознательная часть – как верхушка айсберга – невелика, и в общем то, не имеет существенного значения в психической жизни человека. Именно область подсознания, как подводная часть айсберга, содержит в себе инстинкты и движущие силы, объясняющие все нюансы поведения человека.

Классификации человеческих инстинктов он не разработал, но выделял две большие группы инстинктов:

- инстинкты жизни: голод, жажда, секс, направленные на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные силы или либидо – форма психосексуальной энергии в которой они проявляются;

- инстинкты смерти – разрушительные силы, направленные внутрь (мазохизм, суицид) или во вне (агрессия, ненависть).

В соответствие с этим в структуре личности выделяется следующие сферы или уровни:

- Ид (Оно) – низший уровень – сфера бессознательного. Именно в ней действуют основные группы инстинктов, которые и определяют в основном психическую деятельность и особенности поведения человека;

- Эго (Я) – уровень сознательной деятельности человека, рационального осмысления своей деятельности и поведения и стремления объяснить их с этих позиций;

- Супер-эго (Сверх Я) – высший уровень надсознательных процессов, воспринятых морально-нравственных традиций, норм подлежащих категоричному исполнению. Это уровень долженствования – «то что я обязан делать, исполнять, не смотря ни на что».

Эта модель личности тесно связана со стадиями, возрастными периодами психосексуального развития. Фрейд выделяет следующие периоды:

- оральная стадия (0-18 месяцев) – зона сосредоточения энергии либидо – рот через который происходит удовлетворение главных потребностей существования (сосание, касание, жевание). Главная задача этого периода, состоит в за­кладке основных установок зависимости, независимости, доверия и опо­ры в отношении других людей. Фиксация на этой стадии порождает инфантильность, зависимость от взрослых (руководителей), причем может выражаться амбивалентно как в конформном, так и негативном (нонконформном) поведении;

- анальная стадия (1,5-3 года) - зона сосредоточения энергии либидо - анус (удержание или выталкивание фекалий). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития - приучение к туалету (умение разграничить требования и социальные ограничения, исходящие от родителей). Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало на этой стадии. Поощрение детей к регуляторному опорожнению кишечника, поддерживающее старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать раз­витию творческих способностей. Фиксация на этой стадии и проблемы формируют упрямство, часто жестокость или аккуратность и бережливость;

- фаллическая стадия (3-6 лет) - зона сосредоточения энергии либидо - половые органы, дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Большин­ство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери (став свидетелями полового акта родителей или рисуя «первичную» сцену в своем воображении). Доми­нирующие конфликты и основные понятия: комплекс Эдипа, комплекс Электры, страх кастрации, идентификация с агрессором, зависть к пе­нису. Следствием разрешения эдипова комплекса является развитие супер-эго или совести ребенка. Неразрешимые проблемы эдипова комплек­са являются основным источником последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности;

- латентная стадия (6-12 лет) - зона сосредоточения ли­бидо проявляется слабо (сексуальное бездействие или начало мастурбации). Задачи и опыт, соответст­вующие данному уровню развития - расширение социальных контактов со сверстниками;

- генитальная стадия (пубертат - половое созревание) - зона сосредоточения энергии либидо - половые органы, когда для удовлетворения либидозного влечения необходим партнер. И молодой человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его личности (способность к гетеросексуальным отношениям). Задачи и опыт, соответствующие дан­ному уровню развития - установление интимных отношений или влюб­ленность, внесение своего трудового вклада в общество. Фиксация на проблемах этой стадии порождает бесчисленное многообразие психических отклонений в развитии личности

Психическое созревание личности заканчивается в основном в подростковом и юношеском возрасте.

По Фрейду, на любой из этих психосексуальных стадий у индивида может произойти фиксация - задержка или остановка развития. Усло­виями возникновения фиксации Фрейд считал факторы фрустрации (воз­никает в результате пресечения родителями или воспитателями психо­сексуальных потребностей ребенка) и сверхзаботливости (предоставле­ние ребенку недостаточного количества или отсутствие возможностей самому управлять своими внутренними функциями). В результате проис­ходит чрезмерное скопление либидо, что в последствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения» (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии (то есть воз­врату на более раннюю стадию психосексуального развития) в условиях эмоционального или физического стресса в будущем.

Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.

С каждой из психосексуаль­ных стадий развития связано формированииие и развитие различных типов характера.

Оральный характер:

- Орально-пассивный тип личности (формируется у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве). Основные черты - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского отношения к себе и постоянно ищет одобрения лю­бой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной независимости.

- Орально-агрессивный тип личности (формируется в результате фик­сации на орально-садистической фазе в течении второй половины перво­го года жизни, когда кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения). Основные черты - любовь к спорам, песси­мизм, саркастические «покалывания», а также частое циничное отноше­ние ко всему окружающему; тенденция эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальный характер:

- Анально-удерживающий тип личности (формируется у ребенка при чрезмерной тенденции «удерживания» (запорах), распространяющейся на другие виды поведения, в ответ на жесткие требования родителей «сей­час же сходить на горшок»). Основные черты - необычайная упрямость, скупость, методичность и пунктуальность; недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность.

- Анально-выталкивающий тип личности (также обусловлен роди­тельской строгостью в отношении туалета). Основные черты - склон­ность к разрушению, беспокойство, импульсивность, возможна даже са­дистская жестокость; в любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Фаллический характер:

- Мужской фаллический тип личности. Основные черты - дерзкое по­ведение, хвастливость и опрометчивость; стремление добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителями противоположного пола) и постоянные попытки доказать свою мужественность и половую зрелость; они убеждены в том, что они «настоящие мужчины», один из вариантов - безжалостное завоевание женщин (поведение по типу Дон Жуана).

- Женский фаллический тип личности. Основные черты - склонность флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться невинными и наивными в сексуальном отношении; некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над муж­чинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуве­ренными (таких женщин называют «кастрирующими»).

Генитальный характер:

это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Основные черты - способность достигать наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без следов чувства вины или конфликтных отношений; удовле­творение в гетеросексуальной любви; отказ от пассивности, свойствен­ной раннему детству, когда любовь, безопасность и комфорт легко дава­лись и ничего не требовалось взамен; умение трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и, прежде всего, брать на себя активную роль в разрешении жизненных проблем [8].

Эти стадии и типы характеров связаны у Фрейда с формированием защитных психических механизмов: вытеснения, регрессии, рационализации, проекции, сублимации (мы их не рассматриваем, для этого существует специальный курс).

Таким образом, те негативные эмоции, психотравмирующие обстоятельства с которыми сталкивается человек в определенный период своего психосексуального развития подавляются и вытесняются в сферу бессознательного. Но в последствие, при определенных условиях они прорываются и проявляются в поведении человека в виде невротических реакций, снах, описках, оговорках и т.д. В соответствие с чем, Фрейд и его последователи разрабатывали разнообразные методы психодиагностики и психотерапии.

Такова, в предельно общих чертах структура личности по Фрейду, основные движущие силы, стадии и механизмы психического развития (рис. 11.6.).

 

 
 


 

Супер-Эго (Сверх-Я)

 

Эго (Я)

 

Ид (Оно)

 

 

Либидо

Танатос

Рис. 11.6 - Структура личности по З. Фрейду

 

 

Аналитическая психология К. Юнга (1875 – 1961). Одно время сам Фрейд считал К. Юнга своим приемным сыном и часто называл его «своим преемником и кронпринцем». Но после того как их дружба распалась в 1914 г. К. Юнг приступил к разработке собственной аналитической психологии.

Главное отличие в вопросе о природе либидо. Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы. Юнг считает, что это жизненная энергия вообще, а секс как один из компонентов.

Юнг отвергает понятие «эдипов комплекс» и объясняет привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями, в способности матери их удовлетворять. У Юнга таковой опыт (эдипового комплекса) отсутствовал в собственных детских переживаниях.

 

В отличие от Фрейда у Юнга не было никаких проблем, связанных со сферой секса. Он также не считал необходимым, в отличие от Фрейда каким-либо образом ограничивать свою половую жизнь. У него были сексуальные связи с женщинами-пациентками и ученицами, длившиеся многие годы. «Для Юнга, который совершенно свободно и весьма активно удовлетворял свои сексуальные потребности, секс в целом играл минимальную роль в понимании человеческой мотивации. Фрейда же замученного собственными неосуществимыми и подавленными желаниями, секс, напротив, занимал центральное место». (Биограф. Schultz, 1990. P. 148). Фрейд хотя и подчеркивал роль секса в эмоциональной жизни человека, сам в целом негативно относился к сексу и испытывал определенней затруднения в этой сфере. Он считал, что половой акт унижает человека, оскверняет как его тело, так и душу. В 1897 г., когда Фрейду был 41 год, он сообщил, что лично он полностью отказался от секса: «Сексуальной возбуждение совершенно безразлично для такого человека, как я». (Freud. 1954. P. 221). Известно, что время от времени у Фрейда бывали периоды импотенции. Кроме того, часто он вынужден был воздерживаться от секса, поскольку не переносил презервативы и прерванный акт – обычные методы контроля рождаемости в то время (Gay. 1988). Цит. по Шульц Д., Шульц С.Э., История современной психологии. / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с. - С. 400).

 

Еще одно существенное различие, согласно Юнгу, в том, что человек не есть продукт детских переживаний (по Фрейду). Он может изменяться на протяжении всей жизни.

Суть аналитической психологии сводится к следующим основным идеям.

К. Юнг выделяет два уровня бессознательного. Личное бессознательное – т. е. воспоминания, желания, подвергшиеся вытеснению или забытые, но которые могут быть восстановлены в сознании. Ниже этого уровня лежит коллективное бессознательное – неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт предков, включая и животных предков (эволюционный опыт).

Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного он называет архетипы. Они связаны с такими моментами жизненного опыта как рождение и смерть, основные стадии жизни, реакцией на смертельную опасность и т.д.

 

 

Четыре типа встречаются чаще всего:

1. Персона – маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимали окружающие. Персона может неи совпадать с подлинной личностью (аналогично понятию ролевого поведения в социальной психологии).

2. Анима и анимус – отражают предположение, что каждый человек

несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима – отражение женских (феминных) черт в мужском характере. Анимус – отражение мужский (мускулинных) черт в женском характере.

3. Тень – обратная, темная сторона Я. Глубоко укорена в животном

прошлом человека. Совокупность всех аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков.

Юнг писал, что «тень» подталкивает нас совершить нечто такое,

что чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. В тоже время Она – источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также не возможна.

4. «Я» - важнейший, гармонизирующий все аспекты бессознательного архетип. Создает единство и стабильность личности. Это стремление к самоактуализации, наиболее полное раскрытие личности. Возможно лишь в среднем возрасте (35-40 лет). Наиболее важный этап в развитии личности, не детство, а зрелые годы.

К. Юнг вводит также понятия экстравертов и интровертов.

Экстраверты – направленность либидо во вне, внешние события, других людей. Эти личности коммуникабельны, легки в общении, легко приспосабливаются, считая, что успех дела зависит от них, а причины неудач следует искать в себе.

Интроверты – либидо направлено во внутрь, на собственное созерцание, мир внутренних переживаний. Эти люди любят уединение, не всегда общительны, часто причины неудач видят и ищут в сложившихся обстоятельствах.

На основании этого К. Юнг предлагает выделять следующие психологические типы, с учетом того, что все личностные различия проявляют себя в 4 функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции.

Согласно этому:

- мышление и чувства – рациональный уровень восприятия мира (основан на причинных суждениях);

- ощущения и интуиция – нерациональный уровень (отсутствует понятие причины).

В зависимости от психологической направленности экстраверсии - интроверсии, та или иная функция, которая доминирует в каждой паре функций, в каждый отдельный момент образуется восемь психологических типов:

Экстравертированный мыслительный тип;

Интровертированный мыслительный тип;

Экстравертированный чувствительный тип;

Интровертированный чувствительный тип;

Экстравертированный ощущающий тип;

Интровертированный ощущающий тип;

Экстравертированный интуитивный тип;

Интровертированный интуитивный тип.

Наряду с этим К. Юнг разработал словесно-ассоциативный тест, где в ответ на каждое слово, испытуемый должен сказать первое, что придет ему в голову. В последствии эта идея была положена в основу создания «детектора лжи».

Еще одна наиболее известная модель личности в психологии представлена концепцией «иерархии потребностей» или мотивации поведения человека. Автор А. Маслоу (1908 – 1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической (экзистенциальной) психологии.

С точки зрения Мослоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации – наиболее полному раскрытию своих способностей, задатков и реализации своего потенциала. Это наивысшая человеческая потребность. Но для того, чтобы эта потребность проявилась, должны быть удовлетворены потребности нижележащего уровня (рис. 11.7):

- физиологические (органические) потребности (голод, жажда, секс и др.);

- потребности в безопасности (чувство защищенности, свободы от страха, неудач, агрессии);

- потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, чувство внимания, заботы, любви, принятия и признания с их стороны);

- потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет);

- познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать);

- эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота);

- потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

 

 

 


Потребность

в самоактуализации

реализация своих целей,

способностей, развитие

собственной личности

 
 


Эстетические потребности

гармония, симметрия, порядок, красота

 
 


Познавательные потребности

знать, уметь, понимать, исследовать

 
 


Потребности уважения (почитания)

компетентность, достижение успехов, одобрение,

признание, авторитет

 
 


Потребности в принадлежности и любви

принадлежность к общности, чувство внимания, заботы, любви,

принятия и признания с их стороны

 

Потребности в безопасности

чувство защищенности, свободы от страха, неудач, агрессии

 
 


Физиологические (органические) потребности

голод, жажда, секс и др.

 


Рис. 11.7 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

В тоже время очень часто методы сбора данных и результаты исследований Маслоу подвер­гали критике в основном за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Кроме того, выбор испытуемых был явно субъек­тивен и основывался лишь на собственных взглядах Маслоу, критерии отбора сформулированы слишком нечетко. В самом деле, выборка испытуемых формировалась из людей неординарных и сумевших себя реализовать,по мнению Маслоу, и самих испытуемых. Поэтому, она не могла быть многочисленной и составляла около 300 человек. Но, результаты и этих исследований показали, что к самоактуализированным можно отнести обычно людей среднего и старшего возраста, как правило, не подверженных неврозам. Таких людей, по мнению Маслоу, 1% от всего населения.

А. Маслоу, хотя и соглашался с тем, что его работы не удовлетворяют строгим критериям научного исследования, все же настаивал на том, что никакими другими средства­ми феномен самоактуализации исследовать невозможно. Он рассмат­ривал свои работы как сугубо предварительные и не терял надежды, что когда-нибудь они получат должное подтверждение [15, c. 475].

Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев - вовсе не подтверждается. Но это дает лишь только стимул к дальнейшим исследования в этом направлении.

Трансакционный анализ. Его создатель Эрик Берн (1902 – 1970) американский психотерапевт, психиатр, психолог [2].

Концепция относится к синтетическим и не представляет школы или направления. Отличается оригинальностью подходов и идей – это синтез современных психоаналитических идей с другими концепциями. Основные идеи изложены в книге «Люди и игры», ставшая бестселлером и переведенная на многие языки. Автор считает, это книга о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, при лечении и психокоррекции всех разновидностей нервных и умственных расстройств.

Основные положения Э. Берн сводит к тому, что его:

- структурный анализ является теорией более общей, чем ортодоксальный психоанализ;

- предлагаемая концепция «Я» не совпадает с официальным психоаналитическим направлением.

Теоретическая основа и понятийный аппарат сводятся к следующему.

Термин «трансакционный анализ» используется, когда речь идет о системе в целом, включая структурный анализ.

«Трансакция» - единица взаимодействия в (при) межличностном общении (речь, слово. жест, поза и т.д.).

Структурный анализ предшествует трансакционному и стремится проанализировать состояния «Я». Цель процедуры – выяснения годсподствующих состояний «Я».

Трансационный анализ – анализ различных трансакций, с целью контроля над своими стремлениями управлять другими людьми или попыток безрассудно манипулировать собой.

В структуре личности одновременно присутствуют и выделяются различные Эго-состояния Я: взрослый, родитель, ребенок. Краткая характеристика основных Эго-состояний:

Родитель: контроль, запреты, требования, догмы, заботы, санкции, могущество. Девиз: «Так положено!». Формы проявления: «заботящийся» родитель; «контролирующий» родитель. Форма общения – монолог.

Взрослый: рациональная оценка ситуации, компетентность, независимость. Девиз: «Давайте подумаем и разберемся!». Форма проявления – разумный компромисс, поиск альтернатив. Форма общения – диалог.

Ребенок – аффективные комплексы (сильные кратковременные эмоциональные состояния), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Девиз: «Я хочу!». Формы проявления: «естественный» ребенок свободный, раскованный, живой, подвижный; «адаптированный» ребенок. Разновидности: «бунтующий», «соглашающийся», «отчуждающийся».

Эти Эго-состояния находятся в тесной взаимосвязи, исключают или контаминируют (взаимодействуют, взаимопроникают, «заражают») друг с другом, образуя сложные структурные связи характеризующие личность. Выявить структуру связей этих «эго-состояний», их аномалию - задача структурного анализа [2].

Одной из распространенных аномалий в психической структуре является исключение – проявляется в стереотипном и предусмотрительном образе действий или поведения (рис. 11.8).

 

Непоколебимый Непоколебимый Непоколебимый

Родитель Взрослый Ребенок

 

Рисунок 11.8 – Аномалия исключение в психической структуре Эго-состояний личности по Э. Берну

 

Исключительный (непоколебимый) Родитель встречается очень часто среди шизофреников; в этих типичных случаях исключение составляет основную защиту от археопсихической спонтанной деятельности. Такие люди труднее всего допускают существование Ребенка, так как цель исключения – контролировать и отрицать этот аспект личности.

Исключительный (непоколебимый) Взрослый: любимый способ рассуждения взвешивать все «за» и «против». Как следствие держит своего Ребенка и своего Родителя под железной пятой интеллекта. К несчастью, нередко это сказывается на сексуальной активности.

Исключительный (непоколебимый) Ребенок наблюдается в жизни чаще всего среди импульсивных нарциссов, какими являются, например, проститутки высокого класса; в клиническом плане у этого типа людей наличествуют некоторые формы шизофрении или же отстранены рациональные состояния «Я» Взрослого и догматические Родителя.

Другой распространенной аномалией в психической структуре является контаминация («заражение») одних Эго-состояний другими. На рисунке 11.9 представлены в качестве примера лишь некоторые виды контаминаций одних Эго-состояний другими.

 

 

Структура Структура Структура

предрассудка бреда шизофрении

 

Рисунок. 11.9 - Виды контаминаций одних психических Эго-состояний

личности другими по Э. Берну

Исходя из результатов структурного анализа Эго-состояний личности осуществляется анализ трансакционных связей и особенностей взаимодействия людей при групповом общении и, при необходимости, психокоррекция или психотерапия для нормализации поведения и межличностных отношений индивида. Э. Берн выделяет различные виды трансакций, как единиц межличностного общения: прямые (открытые), пересекающиеся (сталкивающиеся), скрытые и т.д.

Например, если это прямые трансакции, т.е. один человек с позиций Родителя обращается к другому как Ребенку и тот, принимая эти отношения, отвечает ему как Родителю, то конфликтов не возникает.

Если же трансакции пересекаются, т.е. люди говорят и общаются с разных позиций своих «эго-состояний», то они говорят на разных языках не понимая, и не воспринимая друг друга. Элементарные примеры таких трансакций приведены на рисунке 11.10.

 

Рис. 11.10 - Примеры трансакций по Э. Берну

Date: 2016-05-14; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию