Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория личности в психологии





Следующей общепризнанной фундаментальной категорией в психологии выступает категория «личности» как важнейшая характеристика человека. Однако категория «личность» не является сугубо психологическим понятием и изучается всеми общественными науками. В том числе: философией, социологией, педагогикой и др.

За интересом к проблеме личности стоят вполне понятные объективные причины, связанные, в первую очередь, с проблемами общей жизненной активности, психическим состоянием и здоровьем, проблемами формирования гармонично развитой личности и многими другими [12, с. 97].

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность человека с психологической точки зрения?

На этот вопрос психологи отвечают по-раз­ному. В настоящее время в психологии существует несколько десятков теорий личности и дефиниций (определений) личности. Разнообразие подходов и расхождений во мнениях свидетельствует о сложность самого феномена личности.

Эту проблему образно выразил знаменитый советский философ Э.В. Ильенков: где, в каком пространстве, существует личность? (Ильенков Э.В., 1979, с. 216). В себе? Для себя? В других? Для других?

Одним из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека является подход известного ленинградского ученого Б. Г. Ананьева. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке он отмечал, что проблема человека становиться общей проблемой для всей науки в целом.

В своей работе, посвященной проблемам человекознания, Б.Г. Ананьев писал: «В системе тех или иных связей человек изучается наукой то, как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса – личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости» [1, с. 3]. Таким образом, Б.Г. Ананьев в системе человекознания выделял такие основные понятия: индивид, субъект деятельности, личность, а также такое специфическое человеческое образование, возникающее в процессе социального развития человека, как индивидуальность.

Прежде, чем рассматривать проблему личности, определимся в основных понятих, с которыми она тесно связана. Это понятия: «человек, как существо биосоциальное», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Человек - это биосоциальное существо, целостность, сочетающее в себе в неразрывном единстве физическое и психическое, природное и социальное, наследствен­ное и приобретенное в личном жизненном опыте. Как живой орга­низм человек обладает определенной физической кон­ституцией, типом нервной системы, высокоразвитым мозгом, его функцией - сознанием, способным отражать окружающий мир и изменять его и т. д. В этом своем качестве он является частью природы и под­чинен биологическим закономерностям развития, начиная от зарождения до смерти. Но и в этой своей определенности, качестве человек качественным, коренным образом отличается от всех других высших представителей животного мира.

Поиски объективных критериев подобного отличия велись еще с античных времен. Так, Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) говорил, что, человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки. Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.) характеризовал человека как «политическое животное». В.М. Ломоносов (1711-1765) в качестве ведущих отличий называл разум и слово, человек – есть «словесное животное». А.Н. Радищев (1749-1802) отличительными признаками человека считал: прямохождение, развитие руки, речи, мышление, более долгий период созревания, способность к сопереживанию, общественное житие. Ф Энгельс (1820-1895) в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в качестве факторов определивших выделение человека из животного мира отмечает: прямую походку; развитие руки, «которая являлась не только органом труда, а также продуктом его»; изменение функций руки вело к анатомическим имениям всего организма и прежде головного мозга; общественная жизнь и совместный труд вызывали «потребность что-то сказать друг другу», развивается гортань, язык, появляется речь. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами…» формирования человеческого мозга. «А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий – органов чувств…Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые толчки к дальнейшему развитию». «… возник в добавок еще новый элемент – общество». Помимо этого становится разнообразнее пища человека. «Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и приручению животных… Подобно тому как человек научился есть все съедобное, он также научился и жить во всяком климате. Он распространился по всей пригодной для житья земле, он, единственное животное, которое в состоянии было сделать это самостоятельно… новые потребности, потребности в жилище и одежде для защиты от холода и сырости, создали, таким образом, новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от животного… Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду» и общественной жизни. [16, с. 508-513]

Таким образом, человек развивался как существо общественное, наделенное высшим уровнем развития психического - сознанием. Это качественно отличает его от всех других существ на земле. Он не только продукт длительной эволюции природы и общества, но и актив­ный деятель (субъект), преобразующий окружающий мир.

В силу этого среди важнейших факторов, определяющих форми­рование и развитие человека, его личности, необходимо в первую очередь назвать предметно-практическую, трудовую деятельность по целесообразному измене­нию и преобразованию окружающего мира и общение как необходимые условия и предпосыл­ки становления человеческого сознания и самосознания. Только в социальной среде, общаясь с другими людьми, индивид может усво­ить знания, умения, навыки, нормы и правила, соци­альный опыт, осуществлять совместную деятельность и т.д.

Источником, побуждающим человека к трудовой деятельности, являются потребности. Именно нехватка чего-либо необходимого для поддер­жания человеческой жизни на должном уровне, для функционирования той или иной социальной группы (и общества в целом) заставляют их активно действовать в целях обеспечения себя нужными предметами, Средствами, благами и т.п. Удовлетворяя свои потребности, люди вынуждены изменять природу, общественные отноше­ния, социальные связи и институты, овладевать все новыми и новыми приемами и вида­ми деятельности. В этом культурно-историческом прогрессе они постоянно развивают и совершенствуют свою природу, свои лич­ностные качества.

Каждая человеческая личность по-своему уникальна и неповторима. Однако, ее уникальность не означает недоступности научному анализу. Она сви­детельствует лишь о том, что личность представляет со­бой весьма сложное, бесконечное переплетение различных свойств и качеств, причем повторяемость любого варианта такого сплетения абсолютно исключена. Личности могут быть типичными, т.е. похожими в каких-то наиболее суще­ственных характеристиках, но только не абсолютно тожде­ственными.

Общепринятой психологической теории личности пока нет. Но весьма существенной особенностью совре­менной психологии является обоснование и реализация в исследованиях личности системно-структурного под­хода. Сущность его в том, что личность понимается как целостное образование, включающее в себя множество элементов и отношений между ними, связывающих эле­менты в единое целое. В рамках системно-структурного подхода личность определяется как совокупность системных качеств, приобретаемых и раз­виваемых индивидом в процессе общения и предметно-практической деятельности.

С позиций этой концепции сразу возникает вопрос: а что такое системное качество? В современной науке системой называют та­кую совокупность элементов любой природы (биологи­ческой, психологической, социальной или технической), которая благодаря своим структурным особенностям дает новое качество, несводимое к качествам составляющих ее элементов. Под структурными особенностями имеется ввиду то, что систему образуют не случайные элемен­ты, взаимодействующие друг с другом как попало, а лишь те, которые необходимы и достаточны для возникнове­ния этого нового качества. Такими понятиями, представляющими системные качества и являются индивид, субъект деятельности, индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития. В данном случае определение подчеркивает биологическую сущность человека. Человек рассматривается как биологический объект, как природное явление. Но иногда под этим понятием понимают человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудие труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства: присущие для всех людей особенности, такие как соответствие определенному возрасту, принадлежность к определенному полу, индивидуально-типические характеристики, в том числе, конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Вторичные свойства индивида: совокупность первичных свойств, определяющих динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Интеграция всех этих свойств представлена с одной стороны в темпераменте человека, а с другой - в задатках.

Другое понятие, которое рассматривал Б.Г. Ананьев при изучении человека – это «субъект деятельности». Данное понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что «субъект» соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие не возможно без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека с позиции субъекта деятельности необходимо уяснить смысл категории «субъект», как философского понятия. Чаще всего данная категория употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект – это существующие не зависимо от нашего сознания предметы или явления реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека – субъекта процесса взаимодействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека. Но, в любом случае, как мы выяснили, субъектом деятельности всегда выступает только человек или коллективный управляющий социальный орган.

Главной чертой человека как субъекта, отличающего его от остальной живой природы, является сознание и целенаправленная деятельность. Сознание - высшая форма психического развития, присущая только человеку, определяющая возможность познания объективной реальности, формирования осознанного поведения и, как следствие, проявление активности, направленной на преобразование окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего нас мира является еще одной чертой человека как субъекта. Потому субъект – это индивид как носитель сознания и активности, обладающий способностью к деятельности.

Исходя из выше приведенных суждений, можно сделать вывод, что человек рассматривается Б.Г. Ананьевым одновременно с нескольких позиций. Во-первых, как представитель живой природы, биологический объект. Во-вторых, выступает в качестве субъекта сознательной деятельности. В-третьих, человек не может рассматриваться вне общества, поскольку он социальное существо. Следовательно, человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием, активностью и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует четвертое понятие, выступающее в виде высшей интегрированной характеристики человека – его индивидуальности.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости конкретного человека. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомно-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, или говоря другими словами, индивидуальность формируется на основе природных задатков в процессе социального развития и становления человека, как члена общества. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Что же делает человека личностю? Данное понятие, как и понятие «индивид» имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под «личностью» понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они схожи в одном – человек является социальным существом, членом человеческого общества. Следовательно, понятие «личность» характеризует человека как представителя человеческого общества, как социальное существо.

Прежде чем рассмотреть характеристики человека как личности, необходимо определить, в чем заключается необходимость разведения понятий «индивид» и «личность». Это обусловлено тем, что человек являясь с одной стороны представителем животного мира, с другой стороны живет не по законам этого мира, а по законам человеческого общества. В отличие от животного человек способен мыслить и трудиться, а взаимоотношения в обществе строятся не на основе биологической целесообразности, а человеческой морали. Поэтому понятие «личность» никогда не может быть отнесено к животному и всегда является определяющим признаком человека. Необходимо также подчеркнуть, что человек как социальное существо формируется только в человеческом обществе.

Известны случаи, когда маленькие дети, в возрасте до 3 – 4 лет по стечению обстоятельств оставались без родителей и воспитывались животными, например волками или обезьянами. Когда через определенное время их находили люди, то своим поведением и уровнем интеллектуального развития они не были похожи на людей, хотя внешне оставались людьми – представителями биологического вида homo sapiens. Поэтому мы с полной уверенностью можем утверждать, что человек не только биологический объект, но и социальное существо. Именно в этом заключается основное отличие человека от животного мира.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при формировании понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупно­сти его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Рассмотрим некоторые подходы к определению личности.

Начнем с этимологический подхода к определению личности, его семантической функции. Первоначально слово личность (лат. - person) обозначало маску, которую надевал актер, затем самого актера и его роль. В английском, немецком, французском языке person означает лицо, особу, человека.

Слово личность исключительно многозначно. И в настоящее время выделяют следующие подходы к рассмотрению личности:

- антропологический - личность как родовое понятие, как индивид, представитель человеческого рода, продукт природы, биосоматическое начало (Л. Фейербьах, бихевиоризм);

- социологизаторский подход - личность как объект и продукт социальных отношений, как система ролевого поведения, ее социальный статус (А. Сен-Симон, социолог Э. Дюркгейм, марксизм, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.В. Петровский, И.С. Кон и др.

«Человек (сущность личности) есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс);

- персоналистский подход - личность как некая абсолютно самостоятельная и индидуально-неповторимая целостность (прагматизм В. Джеймса, экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра, гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса, а также Б.Г. Ананьев, ленинградская школа).

Существующее многообразие подходов к изучению личности отражает и многообразие ее дефиниций.

И.С. Кон так определяет личность: с одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и ощущения.

А.Н. Леонтьев: Личность /= индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе.

Б.Д. Парыгин: Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношенийи объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств не принято также относить качества человека, характеризующие особенности развития его психических по­знавательных процессов или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу целом. Чаще всего в понятие «личность» включают устойчивые свойства человека, которые опреде­ляют его значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, можно дать следующее определение личности: Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловле­нных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, являются и, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Следовательно, интегральная дефиниция личности рассматривает человека с двух сторон как объект и субъект социальных и биологических отношений. Учитывая этот момент можно мы очень кратко определяем личность как социальную значимость человека для себя и для других. Это определение предельно краткое и дается нами с точки зрения социологизаторского подхода. Оно показывает, что человек уже с момента рождения имеет статус личности – новорожденного – для других, по крайней мере, для его ближайшего окружения, сам себя не осознавая. Когда же человек становится личностью для себя? Вероятно, с того самого момента, когда ребенок начинает отделять себя от других, т.е. с первых слов «Дай мне» и «Я». В дальнейшем процесс личностного развития идет очень стремительно. Человек все более становится личностью для себя и для других, осознавая свою индивидуальную неповторимость, значимость и оценку ее другими. После же смерти человека значимость его личности для себя уходит в небытие, но для других, как харизматической личности, может оставаться на века.

Таким образом, в понятии «личность» отражается ряд характеристик человека как социального существа. В структуре данного понятия рассматриваются и такие психологические характеристики как темперамент, задатки и способности, направленность (мотивация), характер, статус и роль в обществе. В это же понятие включают волю и чувства.

Другая проблема, которая дискутируется в психологии личности – это проблема соотношения понятий «личность» и «индивидуальность». В отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий в отношении иерархии понятий «личность» и «индивидуальность». Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще представлена в работах представителей ленинградской научной школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его не похожим на других людей, т.е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким понятием, нежели понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое понятие в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим же в данных подходах является то, что понятие «личность» касается, прежде всего, качеств человека, проявляющихся на социальном уровне в ходе формирования общественных отношений и связей.

Такое расхождение во мнениях, прежде всего, вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека, одна из центральных и самостоятельных проблем современной психологии. Это первое, с чем приходится сталкиваться, при изучении вопросов, касающихся психического развития индивида.

Следует отметить, что рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального на психическое развитие человека, мы невольно выделяем три составных компонента, три уровня организации человека: биологическое (или уровень биологической организации, физиологические и психофизиологические процессы); психическое (уровень психической организации, психические процессы, состояния и свойства личности) и социальное (социальный уровень, социальные процессы, образования и взаимосвязи). Таким образом, мы рассматриваем данную проблему взаимодействия в триаде «биологическое – психическое – социальное».

Date: 2016-05-14; view: 1335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию