Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль ведущего в ток-шоу





Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. О ток-шоу можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, креативность. Также ведущий должен уметь заинтересованно слушать, «завести» аудиторию, уметь держать интригу и напряжение до конца передачи, следить за ходом дискуссии и направлять (если это необходимо) ее в другое русло.

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связны с индивидуальностью ведущего ток-шоу.

Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы, потому что он:

1. Знает тему и участников разговора;

2. Главным правилом считает «развлекать, поучая»;

3. Предоставляет слово участникам программы и «забирает» его;

4. Выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

5. Удерживает течение разговора в нужном русле;

6. Пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

7. Делает выводы сам и подводит к выводам участников передачи.

Ток-шоу отличается необычайной функциональной широтой и тематической разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Важны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на влияние сознания массового зрителя, которое создает эффект «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. (могилевская)

Обязательными «компонентами» ток-шоу, помимо ведущего, выступают гости («герои») — обычно, это либо известные в какой-либо сфере, либо интересные зрителям своими поступками, мыслями, образом жизни люди. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

На американском телевидении с появлением жанра ток-шоу возникает особая должность – модератор ток-шоу (от лат. «умеряю», «сдерживаю»). Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском и белорусском телевидении активно пользуются услугами модераторов. (могилевская)

Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Кроме этого, модератор ток-шоу должен выполнять две основные задачи: а) уложиться в отведенное время эфира; б) равномерно и эффективно распределить его между всеми участниками.

На некоторых телеканалах существуют специальные отделы по работе с публикой. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.

В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосования.

Ведущий — это человек, которого мы часто видим на экране как автора идеи, создателя передачи, интересовал исследователей с самого начала работы телевидения в прямом эфире. Так, первого советского телекритика В.С. Саппака вдохновила на размышления о ведущих на экране возможность телевидения показать зрительской аудитории автора программы в неповторимый момент реализации творческого замысла. Несмотря на то, что исследования Владимира Семеновича приходятся на 1950-е-1960-е годы, актуальность они не утратили по сей день. До сих пор является актуальным его мнение о небезвредности водворения на телеэкране «банально-фотогеничных» лиц, в которых проступает «типажно-массовидное, «такое, как все», чаще всего – никакое». (Саппак 2007, 149). Абсолютно современным нам представляется также сформулированный им «запрет» на «безукоризненную банальность» на телеэкране: «На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона» (саппак).

Из высказываний В.С. Саппака можно сделать вывод, что ведущий—это не только обложка, не только лицо программы, но это ее символ, ум и душа. Выше уже упоминалось, что некоторые современные исследователи склонны считать, что вся зрелищная культура (кино, эстрада, радио, телевидение, политические ток-шоу) построены на персонификациях. Это значит, что при создании ток-шоу необходимо учитывать приписывание ведущему определенных свойств.

Например, в теории средств массовой информации и коммуникации эффект персонификации связан с разработкой социально-психологического подхода. На его основе данного подхода Н.Н. Богомолова выделяет целостную модель коммуникатора, которая представлена двумя рядами отношений: между коммуникатором и сообщением, коммуникатором и аудиторией. В первом из них накапливаются характеристики коммуникатора (ведущего), которые включают эмоциональные, поведенческие и когнитивные аспекты. Такие качества, как адекватное отображение действительности, умение донести его до аудитории, правдивость, честность, убежденность, искренность, способствуют целенаправленной и эффективной персонификации ведущего, содействуют его активному восприятию аудиторией. Исходя из первого типа отношений, формируется второй ряд, он устанавливается между ведущим и аудиторией, который определяется по фактору уважения – привлекательности. Это представляет особую значимость для ведущего ток-шоу, ведь он — буфер между экспертами и зрителями. Принцип обратной связи позволяет сделать вывод о том, что если ведущий не обладает качествами первого ряда, то ему трудно рассчитывать на высокий уровень персонификации у аудитории (Богомолова 1990, 96–97).

С тезисом, что на телевидении сообщение неотделимо от его носителя, российский социолог П.С. Гуревич определил, что при условиях личностных, персонифицированных характеристиках коммуникатора оно приобретает смысл. Эффект завершенной персонификации, согласно его мнению, достигается при абсолютном слиянии телепередачи и ее ведущего, создающем подсознательное ощущение их единства. (см. Гуревич 1991, 201).

Развивая похожую мысль В.И. Михалкович вводит в научный оборот понятие «двойственность в единстве» (Михалкович 1982, 63). В этом случае ведущий воспринимается не как частное лицо, которым на телеэкране может быть любой зафиксированный в кадре человек. Эффект персонификации срабатывает чаще всего на надличностном уровне, который обусловлен социальным статусом человека, его общественными функциями, профессией. В.И. Михалкович подчеркивает: телеэкран не только допускает – требует, чтобы «приватная» индивидуальность «видимого» человека не сливалась с «публичной», «ролевой», а чтобы человек представал на экране в своей индивидуальности. Однако в создании образа на экране участвуют и зрители. В этой связи персонификация не может рассматриваться вне учета реакции аудитории, ее знаний, жизненного опыта, образно-эмоциональной памяти, которые неизбежно опосредуют восприятие любой информации и формируют отношение к ведущему. Этот момент В.И. Михалкович назвал «непреднамеренной образностью» (Михалкович 1983, 114).

«Непреднамеренная образность» – это результат не предусмотренного автором семантического преображения сообщения, осуществляемого в процессе общения с зрительской аудиторией, которая легко «переключается», особенно когда ее не увлекает содержание высказывания. При этом у зрителя есть образ говорящего с телеэкрана человека, предстающего в качестве «жизненного типа», в котором открывается «не уникальность “вот этого” человека, но типичность, обобщенность, принадлежность к определенному множеству, типу» (Там же, 113).

Выдвинутые идеи были развиты А.А. Новиковой в концепции «социальной маски», которые исследователь сформулировал в монографии «Телевидение и театр: пересечения закономерностей» (см. Новикова 2004). Согласно этой концепции, растиражированный телеэкраном образ «живого» человека рано или поздно потеряет индивидуальные черты и превратится «в транслятора каких-то определенных идей и моделей взаимоотношения с окружающим миром» (Новикова 2004, 79). «Социальная маска», по ее мнению, предстает как определенный тип ведущего или участника телепередачи, который «своими взглядами и поведением (стилем общения с аудиторией) претендует на выражение общественного мнения, мировоззрения и социально-психологических установок определенной части аудитории, как бы представляет собой обобщенный портрет этой группы населения» (Там же, 79–80).

Для формирования «социальной маски» необходимо, чтобы ведущий регулярно появлялся в телевизионном кадре, был последователен в своей социальной позиции.

Концепции «социальной маски» не противоречит и практика белорусского телевидения. Действительно, телевидение эпохи социального застоя тиражировало образ советского человека, который представал, с одной стороны, «таким, как все» и в то же время идеальным современником. Ведущие телевизионных передач: дикторы, обозреватели, комментаторы – должны были соответствовать установленным образцам поведения на телеэкране. В то время нормой для ведущих была эмоциональная сдержанность, откровенная демонстрация экранного аскетизма.

Данный тип творческой личности был широко распространен на Белорусском телевидении (БТ), однако это не исключало появления на телеэкране иных типов ведущих. Так, постоянная ведущая одной из наиболее популярных на БТ в 1980-х гг. цикловых передач «Служба вашего настроения» ведущая Г. Кравчук покоряла зрителей таким человеческим обаянием, теплом, искренностью, которые свидетельствовали: на телеэкране – личность в своей «частной», «приватной» индивидуальности, отдающая предпочтение субъектно-субъектным отношениям с экранными собеседниками и телезрителями. (мельникова, К ТИПОЛОГИИ ВЕДУЩЕГО НА БЕЛОРУССКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ)

В начале 1990-х гг., появляется новый тип ведущих. Сейчас, это символ успешной карьеры, неизбежно связанный с красивой жизнью. На телеэкране такой подход персонифицируется в жизненном типе преуспевающего молодого человека, «гламурного» героя, который представляется не как гражданин, а «яркая упаковка, за которой может быть скрыто все, что угодно».

«Гламурный» тип ведущего приходит не только в развлекательные программы, но и в другие жанры тележурналистики. Это Дмитрий Нагиев («Большая стирка»), Андрей Малахов («Пусть говорят»), Ирина Ромбальская («Большой завтрак»).

Важно отметить, что ведущие ток-шоу привлекают зрителей не только своим образом, имиджем, но и правильным поведением. Ведущий ток-шоу в своей речи специально использует большое разнообразие изобразительно-выразительных средств. Грамотно поставленная и правильная речь, делает его убедительным, и участники легко воспринимают его речь. Таким образом ведущий помогает зрителям ненавязчиво принимать авторское мнение.

Однако стоит сказать, что ведущий по-прежнему должен выполнять функции, предписанные ему рамками программы. Он остается модератором, и в тоже время остается провокатором конфликтных ситуаций, которые необходимы программе по определению жанра.

Помимо основных речевых и языковых установок ведущего, ведение программы в популярном жанре ток-шоу, требует жесткого контроля над происходящим в студии и огромной ответственности. Личностные и профессиональные качества становятся основополагающими в работе в прямом эфире. Ведущий не только высказывает своё мнение и задает вопросы, но и дает высказаться и гостям и аудитории, находящейся в студии. Также он должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера, так как время эфира всегда ограничено. И, конечно же, высокая информированность, просвещенность и эрудиция. Вот качества профессионального телевизионного журналиста.


Date: 2016-06-09; view: 7127; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию