Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологические особенности жанра телевизионного ток-шоу





 

В процессе создания журналистского произведения автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творческой задачи, которая может быть реализована в различных жанрах журналистики. У каждого из них есть свои опознавательные и выразительные признаки и характеристики, без знания которых вряд ли можно подготовить журналистский материал. Творчество журналиста, которое разворачивается в системе журналистских жанров, во многом определяет специфику его работы.

Для того, чтобы выявить типологические особенности жанра ток-шоу, необходимо для начала разобраться в понятии «жанр», затем узнать, к какой группе жанров исследователи относят ток-шоу, а уже потом перейти к его специфике. Рассмотрим понятия «жанр», которые дают исследователи.

В теории литературоведения и журналистики существуют различные подходы в определении понятия жанр. Обусловлено это многозадачностью и разноплановостью данного понятия, так как в каждом виде искусства, литературы, в нашем случае — журналистике, существует свой «набор» жанров, которые обладают специфическими свойствами и признаками.

Само определение «жанр» в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению профессора факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета М.Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками». (ким, жанры современной журналистики, стр. 6)

В учебнике Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика» жанр рассматривается как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков». (кузнецов, стр 172).

Известный исследователь Воронежского государственного университета Л.Е. Кройчик, определяет жанр как «относительно устойчивую структурно-содержательную организацию произведения, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца».

Свое определение жанра дает и белорусский исследователь Д.Л. Яконюк, который считает, что семантика слова «жанр» напрямую связана с его переводом из французского языка и обозначает род либо вид журналистского произведения, которые создаются на основе использования и синтеза устойчивых традиционных форм журналистики.

Формулировки, как можно видеть, разные, но суть их одна: жанр в журналистике — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических содержательных и структурно-композиционных признаков. (шестеркина, стр. 52)

Как справедливо отмечал российский критик М.М. Бахтин, «жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития». Данную мысль можно дополнить высказыванием академика Д.С. Лихачева, которые писал, что «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически». (ким совр. жанры)

Появление жанров журналистики было обусловлено ее историческим развитием, а также общественной и политической потребностью обществом.

Переходим к определению понятия «ток-шоу» и его месту в системе жанров телевизионной журналистики.

Исследователи телевизионной журналистики Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, который пошел от английского talk–show— разговорное представление, и является западным жанром, адресованный «не всем, но каждому». (вакурова, московкин)

Существует также и такое определение понятия:

«Ток-шо́у — вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение». (википедия)

Есть мнение, что классическое ток-шоу — это треугольник: ведущий — приглашенные собеседники (эксперты) — зритель в студии. Каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью» (кузнецов). Схема жанра довольно проста и беспроигрышна — это герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но, многие специалисты этого жанра считают, что залог успешного ток-шоу — юмор. Герой должен уметь смеяться над собой и обладать эрудицией. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Г.В. Кузнецов приходит к мнению, что «…это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала» (кузнецов).

Телевизионное ток-шоу является смешанным жанром, в котором компилируются элементы различных жанров:

- информационных (репортаж, интервью);

- аналитических (дискуссия, обозрение);

- художественно- публицистических (очерк, зарисовка).

Пока у жанра ток-шоу не было определенных границ (как и самого термина), в нем происходили всяческие изменения и открытия, не только творческие, но и социальные.

Существует несколько разновидностей ток-шоу, поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям.

Так, Н.В. Вакурова различает следующие виды ток-шоу:

· Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном телевидении.

· Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам в соответствии с полученной информацией.

· Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию, эффективное, по Э.Берну общение перед экраном). Существует, по крайней мере, в двух формах — посвященная конкретной общественно значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном телевидении чаще всего бывает включена в ток–шоу.

· Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном телевидении чаще всего бывает включена в ток–шоу. (вакурова)

В основе классификации исследователей Н.П. Задорожной и И.А. Чистяковой, помимо перечисленного за пределами рассмотренных критериев в оценке разновидностей ток-шоу остался еще один. Этот критерий — характер вопросов. (багиров) Выделяют два типа вопросов: открытый и закрытый.

В настоящее время чаще всего используется вторая форма ток-шоу, с альтернативным вопросом в основе. Так строились популярные программы белорусского телевидения 1990-х- 2000-х гг.: «Выбор», «5х5», сейчас так работает «Дело принципа». Динамику такой программе задает конфликт, который авторы ток-шоу закладывают в самой формулировке вопроса. Аудитория условно делится на два лагеря, и участники каждого доказывают свою правоту. В таком ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной «весовой категории» и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию.

Форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, не менее эффективна и так же присутствует в телеэфире. Это, например, такие программы, как «Форум» на телеканале «Беларусь-1». Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что отнесение жанра ток-шоу к определенной группе жанров не будет наверняка правильной.

Например, белорусский исследователь ток-шоу Д.Л. Яконюк относит ток-шоу к публицистическим жанрам, а по структуре жанровой композиции выделяет следующие виды:

1. Информационно-аналитические;

2. Социально-публицистические;

3. Познавательно-развлекательные;

В то время как московская и питерская школа журналистики относит ток-шоу к аналитическим жанрам.

Масштабная работа по построению структурной системе тележурналистских жанров была проведена Л.Е. Кройчиком. Она представляется наиболее соответствующей специфике жанров тележурналистики по нескольким аспектам.

Во-первых, Л. Е. Кройчик уточняет терминологию. Вместо понятия «аналитические» он вводит в научный оборот более точное— «исследовательские» жанры. Ведь, строго говоря, журналистскую работу можно назвать исследованием, если под этим термином понимать поиск ответа на вопрос. А различный характер исследования, его глубина стали основой жанровой типологии.

Во-вторых, классификация Л. Е. Кройчика не разрушает привычную для телевидения классическую систему жанров (именно эта система представлена во всех учебниках по тележурналистике), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения действительности. Разделение всех жанров на пять групп вместо традиционных трех уточнила местонахождение вновь образованных и так называемых «гибридных» жанров:

– оперативно-новостная группа (информационная заметка во всех ее разновидностях) — это всегда сообщение о событии;

– в основе оперативно-исследовательских жанров (интервью, репортаж, отчет) лежит истолкование оперативных событий;

– исследовательско- новостные жанры (корреспонденция, комментарий, рецензия), сохраняя новостное (событийное) ядро передаваемой информации, оценивают факты, анализируют проблемы;

– исследовательские жанры (статья, письмо, обозрение) базируются на логически рациональном анализе фактов, опираются на систему рассуждений журналиста, в них сопоставляются противоположные точки зрения;

– в исследовательско- образных жанрах (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражаются психологизм личности, поступки и переживания действующих лиц, создается галерея образов.

В-третьих, в характеристику жанров вводится определение «оперативность», что для тележурналистики имеет принципиальное значение.

В результате перевода структурно-жанровой модели Л. Е. Кройчика на язык телевидения, типологическая система жанров телевизионной журналистики представлена следующими группами:

– оперативно- новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет;

– оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет;

– исследовательско- новостная (в данном случае термин «новостная» обозначает не информационную программу, а наличие события как новостной основы жанра): комментарий, журналист­ское расследование;

– исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа;

– исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, телефельетон, телепамфлет. (Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров)

Согласно данной классификации, ток-шоу относится к группе публицистическо- исследовательских жанров, если не включать сюда развлекательные ток-шоу.

Рассмотрим специфику жанра ток-шоу подробнее. В качестве основных характеристик выделим следующие пункты:

Date: 2016-06-09; view: 1337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию