Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Саморегулирование





Цивилизованный рекламный бизнес регулируется не только нормами национального законодательства. В том, что касается его нравственно-этических аспектов, имеет значение и саморегулирование.

12 марта 2012 года представители более 20 организаций подписали российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций <83>. Данная практика является общемировой (при его подготовке использовался Консолидированный кодекс МТП практики рекламы и маркетинговых коммуникаций от 1 июня 2006 года), но за границей уже принимаются кодексы, специально ориентированные на детский сегмент рынка. Например, в Австралии саморегулированием рынка рекламы занимается Австралийская ассоциация национальных рекламодателей, члены которой придерживаются Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций для детей <84>.

--------------------------------

<83> Текст Кодекса размещен на сайте Российской ассоциации рекламных агентств // URL: http://www.akarussia.ru/download/rrk.pdf.

<84> AANA Code for Advertising & Marketing Communications to Children // URL: http://www.aana.com.au/childrens_code.html.

 

Ряд принципов, провозглашенных российским Кодексом практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, имеют прямое отношение к информационной защите несовершеннолетних:

- отказ от нарушения маркетинговой коммуникацией (далее - МК) общепринятых принципов морали и нравственности;

- МК не должна побуждать к какой-либо форме дискриминации, в том числе по признакам расы, национальности, религии, пола, возраста, ограниченности физической возможности или сексуальной ориентации, или к иным формам унижения человеческого достоинства;

- МК не должна без обоснованной причины содержать идею, что отказ от приобретения рекламируемого товара может стать причиной несчастья или страдания;

- МК не должна побуждать к насилию, противоправному поведению и жестокости.

Несовершеннолетним также посвящена отдельная статья Кодекса - 13, в соответствии с которой маркетинговые коммуникации, предназначенные для несовершеннолетних, не должны подрывать общепринятые принципы морали и нравственности и поведения в обществе. МК не должна злоупотреблять неопытностью и доверчивостью, уделяя особое внимание следующему:

- преуменьшать или преувеличивать степень необходимого опыта, а также завышать или занижать возраст, необходимый для эксплуатации рекламируемых товаров;

- преуменьшать или преувеличивать подлинный размер, ценность, свойства, срок годности и эксплуатационные качества рекламируемого товара;

- скрывать информацию о необходимых дополнительных покупках, без которых невозможна эксплуатация рекламируемого товара (принадлежности, рекламные материалы, инструменты для сборки и т.п.).

Согласно той же статье несовершеннолетние не должны изображаться в опасных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью. МК не должна:

- наносить несовершеннолетним морального или физического вреда;

- предполагать, что обладание или использование предлагаемого товара принесет несовершеннолетнему физические, психологические или социальные преимущества перед другими несовершеннолетними либо что необладание этим товаром приведет к противоположному эффекту;

- подрывать авторитет родителей;

- побуждать несовершеннолетних убедить родителей или других лиц купить для них товар;

- создавать у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

Нельзя, однако, не отметить, что большинство приведенных положений уже включено в текст Закона о рекламе.

Мониторинг иностранного законодательства о рекламе показывает, что в других странах в части, касающейся информационной защиты несовершеннолетних, идет работа по его совершенствованию. В защите выявляются пробелы правового регулирования и принимаются меры по их устранению.

Так, в ноябре 2011 года сенаторы внесли на рассмотрение Парламента Австралийского Союза проект поправок к Закону о службах телерадиовещания 1992 года (Broadcasting Services Act 1992) <85>, предусматривающий защиту лиц, не достигших 16 лет, от нежелательной рекламы пищевых продуктов. Основные положения проекта гласят, что дети не могут являться целевой аудиторией рекламы нездоровой пищи, в связи с чем предложено установить ежедневный временной водораздел на трансляцию рекламы нездоровой пищи; обладатель лицензии на вещание не должен загружать сам или давать указание о загрузке, допускать или разрешать загрузку в Интернете рекламы, содержащей информацию о нездоровой пище, предназначенную детям, в том числе это касается электронных сообщений коммерческого характера, то есть спама. Рекламой, предназначенной для детей, предложено считать рекламу, которая нравится детям и транслируется непосредственно перед, во время или после детских программ или программ, аудитория которых, вероятно, будет состоять преимущественно или частично из детей, или рекламу, загруженную на сайты или веб-страницы, с таким же возрастным составом аудитории. В проекте указаны факторы, которые следует учитывать, признавая детскую направленность программы (или ее сегмента), сайта или веб-страницы, к ним отнесены используемые темы, содержание, дизайн, возраст героев и т.д.

--------------------------------

<85> Protecting Children from Junk Food Advertising (Broadcasting and Telecommunications Amendment) Bill 2011 // URL: http://www.comlaw.gov.au/Details/C2011B00239.

 

Понимание проблемы имеет место и в Эстонии. По мнению Института развития здоровья страны, следует запретить рекламу продуктов, потребление которых не входит в жизненные потребности человека, чрезмерное потребление которых может быть опасным: сахара, меда, варенья, сладостей, сладких прохладительных напитков и нектаров, некоторых соленых и жирных продуктов.

 

3.3. Правовая защита детей от вредного воздействия

информации, распространяемой в сети Интернет

 

Проблема правовой защиты детей от информационных и иных угроз Интернета для России стоит очень остро. Законы, предметом которых по здравому рассуждению должно стать регулирование (в той или иной степени) интернет-отношений, касаются этой сферы либо вскользь, либо не касаются вообще. Отчасти это связано с тем, что законы принимались в годы, когда доступ к Сети имела малая часть населения России, но главным образом причиной "правовой тишины" является новизна и необычность феномена Всемирной паутины.

Исследования в США показали, что уже к началу двухтысячных доступ к Интернету из дома, школы и других мест имели дети в возрасте от двух до семнадцати лет <86>. В 2006 году граждане ЕС предпочитали Интернет газетам и журналам. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет пользовались Интернетом по шесть часов в неделю и только два часа посвящали прессе, тогда как лица старше 65 тратили на чтение газет и журналов до шести часов, а Интернету уделяли только один час в неделю <87>.

--------------------------------

<86> Report to Congress. Children's Internet Protection Act (Pub. L. 106 - 554). Study of Technology Protection Measures in Section 1703: Department of commerce, National Telecommunications and Information Administration. August 2003 // URL: http:// www.ntia.doc.gov/ files/ ntia/ publications/ cipareport08142003.pdf.

<87> Media Literacy Profile EUROPE // URL: http:// ec.europa.eu/ culture/ media/ literacy/ docs/ studies/ country/ europe.pdf.

 

Интернет принес в нашу жизнь совершенно новые формы и методы информационного взаимодействия, в которые активно вовлекаются дети и молодые люди. Сети, в которых пользователи объединяются по интересам, стали особым источником информационных угроз.

Ю.В. Сокол отмечает, что в Интернете пользователи объединяются в группы, членство в которых, независимо от возраста участников, основано на общих пристрастиях, в том числе желании употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, скитаться из одной местности в другую. Так, на сайте "Блиннафиг" есть рубрика "Виртуальный собутыльник". Группа "Алкоголики" на сайте "ВКонтакте" включает 17 823 участника, из которых 4879 - несовершеннолетние (27,4%), вот некоторые темы группы: "Объединяемся и бухаем!", "Ищу собутыльницу" и т.п. Группа "Я нюхаю клей!" объединяет 286 человек, из которых 27 несовершеннолетние (9,4%). Интернет-сообщество "Автостопом в ночь" состоит из 18 437 участников, из которых 9023 (48,9%) - несовершеннолетние.

Опасность этого явления Ю.В. Сокол видит в том, что такие группы могут выходить за грани виртуальной реальности. Способы вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия с использованием Интернета до настоящего времени остаются вне поля зрения отечественных криминалистов, как ученых, так и практиков, констатирует автор <88>.

--------------------------------

<88> Сокол Ю.В. Организационно-тактические особенности расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар: ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", 2012. С. 13.

 

Непонимание природы Интернета, отсутствие объективного взгляда на эту реальность приводят к появлению невыполнимых или трудновыполнимых предписаний. Требования по защите детей от вредного информационного воздействия, разумные для большинства перечисленных видов информационной продукции, не срабатывают, если информация распространяется через Интернет.

Особенность сетевого пространства состоит в том, что потенциальным распространителем информации в нем является любой пользователь в любой точке мира. Пользователь, и никто другой, принимает решение о распространении контента. Технически любой материал может существовать в Сети круглые сутки.

Модельный закон об информационной защите детей не допускает распространения информации, не предназначенной для оборота среди детей, в доступное для детей время без применения способов ограничения доступа детей к указанной информации, а равно в доступных для посещения детьми общественных местах.

Отечественный Закон об информационной защите детей запрещает оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Вряд ли, создавая эти правила, разработчики в полной мере осознавали специфику интернет-пространства. Единожды размещенная в Сети информация становится доступной до тех пор, пока не будет заблокирована или удалена пользователем или администратором; распространитель в принципе не может знать, доступна ли размещенная им информация детям или нет.

Далее, что касается Интернета, заслуживает внимания требование Модельного закона о маркировке распространяемых в нем фильмов, электронных игр и любой информационной продукции, предназначенной для детей. Общее требование гласит: "Маркировка информационной продукции осуществляется ее производителем, а в случаях нарушения им требований настоящего Закона - ее распространителем, в соответствии с присвоенной ей при осуществлении возрастной классификации возрастной категорией посредством нанесения... ясно различимого изображения знаков категории".

В Законе об информационной защите детей на этот счет закреплено следующее: "Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации".

Кроме того, согласно Закону факт размещения продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) считается ее оборотом (в отношении регулирования оборота информационной продукции см. также таблицу 3).

Не секрет, что основной поток фильмов (включая анимационные) и компьютерных игр в Интернете размещается не производителями, а физическими лицами, которые "делятся" ссылками и содержимым собственных компьютеров с другими физическими лицами. Почти весь Интернет сегодня (уж российский наверняка) организован так, что соблюдение авторских прав делает его непривлекательным для большинства активных пользователей. Соблюдение авторского права приведет к спаду популярности файлообменников, торрент-трекеров, отчасти социальных сетей и ftp-серверов, которые будто нарочно были изобретены для мгновенного распространения информации, защищенной авторским правом.

Следуя букве Закона об информационной защите детей (часть 1 статьи 6), каждый распространитель контента, подпадающего под определение информационной продукции, обязан, если этого не сделал производитель, провести возрастную классификацию информационной продукции, а затем нанести знак информационной продукции.

Согласно части 4 статьи 11 Закона "оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается".

Все эти требования весьма обременительны для рядового пользователя. Следует также учесть, что порядок нанесения маркировки на тексты, изображения, аудио и видео, распространяемые в Интернете, Законом не регламентирован.

Справедливости ради заметим, что провести маркировку всех интернет-ресурсов невозможно уже потому, что многие из них находятся за пределами России (домены org, com, eu и др.), а иностранцы не станут маркировать свой контент в соответствии с требованиями законодательства РФ. Только гармонизация законодательства всех стран в данной области может сделать эти действия со стороны исполнителей хотя бы юридически реальными.

Продукция, отвечающая признакам информационной, сейчас довольно активно распространяется в социальных сетях ("Одноклассники", "Фейсбук", "Скайп" и т.п.), в которых обмен информацией происходит в режиме реального времени. Указанные сервисы принято называть "ресурсами с неконтролируемым содержимым", с чем, в общем-то, можно согласиться.

Вот мы и подошли вплотную к проблеме приватности в Интернете.

"Дело в том, что Интернет - это специфическое пространство, - объясняет Л.Е. Бляхер. - Вот есть пространство публичное, есть пространство приватное. Есть особое публично-приватное пространство, скажем, вы собрали своих друзей в кафе. Мы не можем назвать его полностью приватным, все-таки это кафе. И публичным его назвать нельзя: это мое пространство, я собрал своих друзей. Уважаемые господа бдящие, бдите в другом месте. Вот Интернет - это такое публично-приватное пространство. Если вы не входите в число моих друзей, не надо меня читать, мне это не нужно" <89>.

--------------------------------

<89> Интервью с Л.Е. Бляхером // URL: http://www.youtube.com/watch?v=VveGU5HW3Ak&feature=relmfu.

 

Высказанная идея заслуживает внимания и поддержки, однако существующие законодательные инициативы вносят свои коррективы в представления о свободном Интернете.

На сайте Лиги безопасного Интернета размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений при использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет" <90>. Проект предусматривает изменение Законов "О связи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О персональных данных", "О коммерческой тайне".

--------------------------------

<90> Законопроект размещен на сайте Лиги безопасного Интернета // URL: http://ligainternet.ru/sites/default/files/zakonoproekt.pdf.

 

Рассмотрим основные положения законопроекта.

Законодательство о связи предлагается пополнить обязанностью операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ограничивать доступ к размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, распространение которой запрещается федеральными законами.

В законодательство об информации, информационных технологиях и о защите информации вводятся новые понятия: "сайт в сети Интернет", "страница сайта в сети Интернет (интернет-страница)", "доменное имя", "IP-адрес (сетевой адрес)", "владелец сайта в сети Интернет", "единый реестр интернет-угроз". Закрепляются правовые основы ведения указанного реестра. Предполагается, что вести его будет некоммерческая организация, уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в сфере связи.

Хозяйствующим субъектам, предоставляющим услуги по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет, вменяется в обязанность информировать обслуживаемых владельцев сайтов в сети Интернет о необходимости незамедлительного удаления интернет-страниц, на которых размещается информация, распространение которой запрещается федеральными законами, в связи с включением сайта в сети Интернет в единый реестр интернет-угроз, а в случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет прекратить доступ пользователей сети Интернет к такому сайту в сети Интернет.

На операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, возлагается обязанность прекращать доступ пользователей к сайтам в сети Интернет, включенным в единый реестр интернет-угроз по сетевому адресу сайта в сети Интернет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере связи.

Законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах дополняется запретом распространения на территории Российской Федерации информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, пропагандирующей употребление, изготовление, сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Органам прокуратуры Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предоставляется право обратиться в суд с требованием о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет или странице сайта в сети Интернет, пропагандирующей употребление, изготовление, сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также о включении сайта в сети Интернет или страницы сайта в сети Интернет, содержащих подобную информацию, в единый реестр интернет-угроз.

Предложения по изменению законодательства о персональных данных заключаются во введении запрета на распространение в пределах территории Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, которая содержит персональные данные субъекта, размещенные без его согласия. Органам прокуратуры Российской Федерации, уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных, субъекту персональных данных предоставляется право обратиться в суд с требованием о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет или странице сайта в сети Интернет, персональными данными субъекта, размещенными без его согласия, а также о включении сайта в сети Интернет или страницы сайта в сети Интернет, содержащих подобную информацию, в единый реестр интернет-угроз.

И наконец, в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну, предлагается ввести запрет на распространение в пределах территории Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет-информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия обладателя указанной информации. Обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляется право обратиться в суд с требованием о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет или странице сайта в сети Интернет, коммерческой тайной, распространяемой без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, а также о включении сайта в сети Интернет или страницы сайта в сети Интернет, содержащих подобную информацию, в единую базу данных интернет-угроз.

Проект пока находится без видимого движения, и, возможно, вот почему. У провайдеров нет технической возможности предварительно просмотреть весь загружаемый пользователями контент до его размещения в Сети, понимание этого высказал Д.А. Медведев: "Мы можем закрывать различные сайты, можем блокировать различного рода вредоносное содержание, через полчаса все это оказывается в другом месте и оттуда таким же мутным потоком изливается на нас" <91>.

--------------------------------

<91> Комиссию по защите детей от вредного интернет-контента создадут в РФ // Российская газета. www.rg.ru. 25.11.2011. 16:15.

 

Помимо провайдеров просмотром интернет-содержимого может и должен заниматься Роскомнадзор. В конце 2011 года Федеральная служба получила возможность делать это при помощи программно-аппаратного комплекса, оснащенного контекстным словарем. Но вряд ли работа в данном направлении приведет если не к удалению, то хотя бы обнаружению контента, угрожающего детям. Целью мониторинга является обнаружение фактов злоупотребления свободой массовой информации (статья 4 Закона о СМИ), соответственно ограничена область мониторинга - ее наполняют только сайты, зарегистрированные в качестве СМИ.

Кроме того, существует Лига безопасного Интернета, которая является организатором движения кибердружинников, в данном случае имеет место параллель с обычными дружинниками, то есть гражданами, добровольно помогающими достижению общественно полезных целей. Лига в первую очередь ориентирует своих помощников на выявление в Сети педофилов, сбор в отношении их преступной деятельности материалов и передачу этих материалов в органы внутренних дел <92>. Информация о родственных сетевых проектах представлена в таблице 5 (см. Приложение).

--------------------------------

<92> Кибердружинники нас спасут, комментарий Константина Малофеева // URL: http://www.russia.ru/video/diskurs_12032/.

 

Все сказанное позволяет сделать вывод о высокой степени специфичности Интернета. Среда эта особая, она быстро меняется, а ее воздействие на юных зрителей отлично от воздействия других источников информации. Так, по мнению Л.Е. Бляхера, Интернет представляет собой пространство с ограниченным количеством угроз: "Виртуально мне могут дать пощечину, мне больно не будет, то есть это не опасное сообщество, это сообщество, где нет физической угрозы" <93>. Интересным представляется суждение Верховного Суда США, который дал различную оценку степени вредного воздействия радио, телевидения и Интернета. Последний, по мнению суда, не столь агрессивен, потому что "сообщения, переданные через Интернет, не "вторгаются" в дома людей и не появляются самопроизвольно на экране компьютера" <94>.

--------------------------------

<93> Интервью с Л.Е. Бляхером // URL: http://www.youtube.com/watch?v=-3Fd_L0UV3k.

<94> Цит. по: Справочник по свободе массовой информации в Интернете / Под редакцией Кристиана Меллера и Арно Амуру. Вена: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Офис представителя по вопросам свободы СМИ, 2004. С. 121.

 

Вместе с тем мир столкнулся с проблемой киберзапугивания несовершеннолетних, которое представляет собой виртуальное продолжение школьного преследования ребенка со стороны сверстников и старших школьников. Есть мнение, что такое запугивание способно привести к пропускам занятий, плохой успеваемости, нарушениям питания, росту школьного насилия <95>. Отличительный признак киберзапугивания - анонимность преследователей и техническая возможность распространения сведений, составляющих личную тайну жертвы. Видеоролик, представляющий жертву в унизительном свете, вряд ли может быть классифицирован как информационная продукция, однако как информация, причиняющая вред хотя бы отдельно взятому несовершеннолетнему, - безусловно, да. Эти аспекты вредного информационного воздействия, достигаемого при использовании Интернета, Законом вообще не учитываются, хотя громкое название Закона, пожалуй, обязывает учитывать в том числе и затронутую проблему и хотя бы принципиально ее решать.

--------------------------------

<95> Сандицкая Е. Киберзапугивание: как защитить своего ребенка в онлайне? // http:// www.chip.ua/ novosti/ bezopasnost/ 2011/ 09/ kiber-zapugivanie- kak- zaschitit- svoego- rebenka-v- onlaine.

 

Date: 2016-02-19; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию