Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе нормального психического развития мы наблюдаем изменения от менее совершенного состояния к более совершенному





В ходе нормального психического развития мы наблюдаем изменения от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений - к все более специфическим, дифференцированным. Эти изменения протекают в определенном времени, являясь относительно постоянными, необратимыми. Таким образом, психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенностями развития психики являются необратимость изменений, их направленность, закономерный характер.

Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С.Выготского о том, что нарушенное развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положениями, как положение о цикличности психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени.

Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития. К ним относятся следующие. Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, пере работке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет). Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредования. Как правило, такие дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом. Соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у детей с нарушениями психического развития динамично, изменчиво. Они не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и логически связанный материал запоминают не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа.

В-третьих, для всех видов нарушенного психического развития характерно замедление процесса формирования понятий. Так, дети дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме или по цвету плоских геометрических фигур, это указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям. Еще хуже дело обстоит с классификацией предметов. Ребенок может раскладывать картинки в соответствии со своим жизненным опытом: одежду положит около шкафа, бабочку объединит с цветами, так как часто видел предметы именно в таком сочетании. Он остается во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.[18]

Кроме того, можно выделить специфические закономерности, характерные для всех нарушений развития. Так, при умственной отсталости, общем недоразвитии речи и задержке психического развития наблюдаются явления peтардации – не завершенности формирования психических функций данного периода.

Наконец, есть закономерности, которые характерны только для данного вида нарушения психического развития. Например, при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах: импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль сравнительно с устной у детей с нарушениями слуха замечены отличия в темпе психического развития - замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпе развития у детей с нарушениями слуха внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Известный сурдопсихолог И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком незначительные на начальных этапах онтогенеза возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка, имеющего нарушения слуха, с развитием нормально слышащего ребенка.

Основной смысл педагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего расширение и качественное изменение доходящих до ребенка внешних воздействий, изменение их состава за счет воздействий, заменяющих те, которые ребенок воспринимает искаженно или не воспринимает, и равнозначных им по значению.[19]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. Психологическое развитие ребенка. М. 1989г.

2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. М. 1994г.

3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.

4. Грейтс Крайг. Психология развития. М. 2000г.

5. Дефектология. Словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б. П. 1996г.

6. Коломинский Я. И. Детская психология. Учебное пособие. М. 1998г.

7. Корчалова Н.Д. Возможность и воображение//Образовательные практики: амплификация маргинальности. – Мн: Технопринт, 2000.

8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт – Петербург. 2001г.

9. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. М. 2002г.

10. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.1997г.

11. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.

12. Мухина В. С. Детская психология. М. 2002г.

13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. 1996г.

14. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М. 1981г.

15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. Дубровиной И. В. М. 1999г.

Date: 2016-01-20; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию