Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 2.2.1. показаны результаты исследования с помощью теста Люшера, который дал возможность выявить ведущую тенденцию в цветовых предпочтенияхВ таблице 2.2.1. показаны результаты исследования с помощью теста Люшера, который дал возможность выявить ведущую тенденцию в цветовых предпочтениях обследованных детей с ЗПР.
Таблица 2.2.1 Цветовые предпочтения детей с ЗПР
В состав цветовых стимулов включался красный цвет. Как видно из таблицы, он занимает первое место в списке цветовых предпочтений детей с ЗПР. Вслед за красным следует желтый. Хотя он менее “популярен”, чем красный, положительное отношение к нему у детей с ЗПР значительно превалирует над отрицательным. Красный и желтый – цвета “активной стороны” пользуются у детей значительно большей симпатией, чем какие-либо другие цвета, как это видно из таблицы. Цвета коротковолновой части спектра (синий и зеленый) значительно проигрывают им в популярности. Несколько странным выглядит невысокое место в ранговом ряду предпочтений оранжевого цвета. В нашем исследовании цветовых предпочтений детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью 8-ми цветового теста М. Люшера подтверждается тенденция: независимо от пола детей, ими часто всего предпочитались фиолетовый (который у Люшера сдвинут больше в сторону красного), красный и желтый, а отвергались – черный, серый и коричневый. При обосновании своего цветового выбора дети с ЗПР не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Таблица 2.2.2 Результаты «Теста школьной тревожности» Филлипса
Условные обозначения: 1. Общая тревожность в школе; 2. Переживания социального страха; 3. Фрустрация потребности в достижении успеха; 4. Страх самовыражения; 5. Страх ситуации проверки знаний; 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Если представить результаты в виде процентного соотношения, то можно сказать, что высокий уровень тревожности по большинству факторов имеют 40% детей с ЗПР; средний уровень – также 40% детей с ЗПР, и низкий уровень – 20 % детей с ЗПР. Графическое выражение результатов выглядит следующим образом: Рис. 2.2.1. Уровни тревожности детей с ЗПР Можно заметить, что наиболее значимыми для детей с ЗПР по уровню тревожности являются факторы: Страх самовыражения, Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; - это в целом соответствует картине психологического развития для данной возрастной группы. К тому же, в возрасте 2-3 класса преобладающим фрустрирующим фактором является страх проверки знаний; а в возрасте 1 классов - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. По результатам данной методики можно сказать, что несколько обследованных детей с ЗПР обладают очень высоким уровнем тревожности. Это доказывает, что младший школьный возраст является критическим для личностного развития в сфере эмоций и тревожности детей с ЗПР. Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван: 1. плохой подготовкой к урокам; 2. боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; 3. заниженной самооценкой; 4. предъявлением со стороны учителя высоких требований; 5. домашними неприятностями; 6. высокими требованиями родителей; 7. недостаточным вниманием и поддержкой родителей; 8. не замечанием учителем и родителями успехов ребенка. После обработки результатов у детей с ЗПР получилось следующее: большинство (90%) просто описали картину, т.е. то, что на ней изображено. Свое отношение к ней выразили так: «Мне понравилась картина» или «Мне не понравилась эта картина», а почему, объяснить не смогли. В описании преобладала в основном констатация фактов: «На картине изображена девочка, она делает зарядку. На улице наступило утро. В комнате стоит стол, на столе – завтрак…» Ни в одном из ответов нет какого бы то ни было сравнения, или восторга, или красноречивого описания. Все четко, скудно и жестко. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувства у детей с ЗПР находятся на очень низком уровне развития.
Таблица 2.2.3. Результаты теста «Депрессия» у детей с ЗПР
Можно видеть, что у детей с ЗПР умеренная депрессия у 34%, у 12% она сильная. Графически это может быть выражено следующим образом: Рис. 2.2.2. Результаты теста «Депрессия» у детей с ЗПР
|