Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа исследования





 

 

Исследование было проведено в коррекционной школе № 1111 г. Мосвы. В эксперименте приняли участие 10 детей с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет.

Для всех детей были составлены карты обследования (См. Приложение № 1). В карты входили сведения о ребенке, характеристика его состояния, длительность посещения коррекционного класса.

Эксперимент проводился в специальном кабинете, в индивидуальной форме. Мы пытались максимально приблизить исследование к условиям учебной работы школьников, с целью снизить эффект вмешательства в психическое развитие ребенка.

Гипотеза исследования: детям младшего школьного возраста с ЗПР не свойственны яркие эмоциональные реакции, также они обнаруживают высокие показатели тревожности.

Методики исследования:

1) тест Люшера.

Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в XIX веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: “...вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов”. [10]

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Из имеющихся в арсенале психологов проективных тестов только тест швейцарского психолога М. Люшера за короткое время /10 мин/ может дать столь глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.[11]

На основании результатов теста делаются выводы о психофизиологическом и эмоциональном состоянии испытуемых.

Р. Франсе в “Психологии эстетики”, а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон делают вывод о “врожденности цветовых предпочтений детей”.[12] По их данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.[13]

2) тест Филипса.

Опросник личностный. Предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего возраста. Отличается от методики Тейлора тем, что узко диагностирует факторы тревожности, имеющиеся в школе, не беря в расчет прочие факторы в жизни ребенка.[14]

Стимульный материал теста состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”.

Автором выделяются следующие факторы (шкалы) тревожности:

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.[15]

Следует отметить, что количество вопросов, “работающих на ту или иную шкалу, различно. Так, например, общую тревожность испытуемого в школе “диагностируют” 22 вопроса, а низкую физиологическую сопротивляемость стрессу - 5. Соответственно, получаемые сырые значения по шкалам не уравновешены между собой. Поэтому сравнение результатов по шкалам между собой некорректно.

3) методика “Изучение высших чувств”.[16]

Необходимый материал: картина “Утро” Т.Н. Яблонской.

Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина “Утро” Т.Н Яблонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено. Описание делается в произвольной форме – устно или письменно, по желанию детей. Предпочтительна устная форма ответов и использованием диктофона.[17]

После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие.

4) методика «Депрессия».

Тест разработан с целью выявления депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или меланхолической депрессии). Он дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент исследования. Анализ ответов исследуемых позволяет получить также представление о том, насколько выражены не только аффективные проявления депрессии. Тестирование рекомендуется повторять для более четкого определения динамики депрессивного состояния и эффективности лечения.

Date: 2016-01-20; view: 431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию