Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программа исследования
Исследование было проведено в коррекционной школе № 1111 г. Мосвы. В эксперименте приняли участие 10 детей с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет. Для всех детей были составлены карты обследования (См. Приложение № 1). В карты входили сведения о ребенке, характеристика его состояния, длительность посещения коррекционного класса. Эксперимент проводился в специальном кабинете, в индивидуальной форме. Мы пытались максимально приблизить исследование к условиям учебной работы школьников, с целью снизить эффект вмешательства в психическое развитие ребенка. Гипотеза исследования: детям младшего школьного возраста с ЗПР не свойственны яркие эмоциональные реакции, также они обнаруживают высокие показатели тревожности. Методики исследования: 1) тест Люшера. Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в XIX веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: “...вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов”. [10] Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Из имеющихся в арсенале психологов проективных тестов только тест швейцарского психолога М. Люшера за короткое время /10 мин/ может дать столь глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.[11] На основании результатов теста делаются выводы о психофизиологическом и эмоциональном состоянии испытуемых. Р. Франсе в “Психологии эстетики”, а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон делают вывод о “врожденности цветовых предпочтений детей”.[12] По их данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.[13] 2) тест Филипса. Опросник личностный. Предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего возраста. Отличается от методики Тейлора тем, что узко диагностирует факторы тревожности, имеющиеся в школе, не беря в расчет прочие факторы в жизни ребенка.[14] Стимульный материал теста состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”. Автором выделяются следующие факторы (шкалы) тревожности: 1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.[15] Следует отметить, что количество вопросов, “работающих на ту или иную шкалу, различно. Так, например, общую тревожность испытуемого в школе “диагностируют” 22 вопроса, а низкую физиологическую сопротивляемость стрессу - 5. Соответственно, получаемые сырые значения по шкалам не уравновешены между собой. Поэтому сравнение результатов по шкалам между собой некорректно. 3) методика “Изучение высших чувств”.[16] Необходимый материал: картина “Утро” Т.Н. Яблонской. Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина “Утро” Т.Н Яблонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено. Описание делается в произвольной форме – устно или письменно, по желанию детей. Предпочтительна устная форма ответов и использованием диктофона.[17] После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие. 4) методика «Депрессия». Тест разработан с целью выявления депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или меланхолической депрессии). Он дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент исследования. Анализ ответов исследуемых позволяет получить также представление о том, насколько выражены не только аффективные проявления депрессии. Тестирование рекомендуется повторять для более четкого определения динамики депрессивного состояния и эффективности лечения.
|