Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические основы формирования умений и навыков по решению стандартных математических задачПод стандартной задачей понимают задачу, для решения которой в школьном курсе математики дается алгоритм (алгоритмическое предписание, учебный прием) в виде правила, образца, инструкции к достижению цели задачи. Умения и навыки учащихся по решению стандартных задач должны удовлетворять таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм (свернутость), рациональность, обобщенность и прочность. Раскроем сущность каждого требования и опишем основные методические условия их формирования. Правильность. Сущность этого требования состоит в том, что ученик правильно выбирает и выполняет систему операций, приводящую к цели действия. Для формирования этого качества важно: – осуществлять актуализацию основных знаний, умений и навыков учащихся; – показывать образец выполнения действия, раскрывая его сущность и проводя необходимые обоснования; – давать ориентировочную основу действия (алгоритм, учебный прием и т.д.); например:
Чтобы решить квадратное неравенство о с помощью схематического изображения графика квадратичной функции надо: 1) определить направление ветвей параболы по знаку первого коэффициента квадратичной функции; 2) найти нули квадратичной функции либо установить, что их нет; 3) схематически изобразить график квадратичной функции; 4) по графику определить промежутки, на которых функция принимает положительные значения; 5) записать ответ.
– включать учащихся в активную учебную деятельность по выработке умения выполнять изученное действие посредством системы задач; – своевременно исправлять ошибки допускаемые учащимися и добиваться у них понимания сущности этих ошибок; – обучать учащихся навыкам самоконтроля; – умело сочетать фронтальную и самостоятельную работу.
Осознанность. Сущность этого требования состоит в том, что ученик осознает, на основании каких общих положений (определений, теорем, правил, тождеств, формул и т.д.) выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент времени (в процессе изучения темы, в конце изучения курса и т.д.) может указать общее положение, в соответствии с которым он действует. Для достижения осознанности выполнения того или иного алгебраического действия важно: – обоснование правомерности каждого нового действия с помощью доказательных рассуждений; – варьирование второстепенных признаков (числовых значений коэффициентов, порядка слагаемых в сумме и т.п.) в некоторых задачах с целью недопущения возникновения у учащихся неверных ассоциаций; – включение «провокационных» задач в процесс обучения, когда механическое применение действия, без учета его специфики, приводит к ошибкам; – установление взаимосвязи между прямыми и обратными действиями; – использование вариативности в обозначениях и формах записи; –периодическое требование обоснований выполнения того или иного действия от учащихся; – включение софизмов в процесс обучения. Автоматизм (свернутость). Это требование связано с навыком выполнять действие быстро и в свернутом виде. Когда алгебраическое действие учащимися уже усвоено и они приобрели достаточный навык или умение в его выполнении, то процесс рассуждения происходит свернуто, в нем уже отсутствуют многие звенья, его составляющие, отдельные операции выполняются в уме. Для достижения автоматизма (свернутости) выполнения алгебраического действия важно: – определенное количество задач, их последовательность, правильное распределение их по возрастанию уровня трудности и во времени; – разнообразие задач и обеспечение самостоятельности и индивидуализации обучений при их выполнении. Рациональность. Это требование может проявляться тогда, когда действие можно выполнить различными способами. Сущность этого качества состоит в том, что ученик выбирает и выполняет ту последовательность операций, которая легче и быстрее других приводит к цели действия. В процессе обучений алгебре важно: – знакомить учащихся с различными способами выполнения того или иного действия; – при выполнении ряда упражнений приучать учащихся выбирать те из возможных операций, выполнение которых легче и проще других быстрее приводит к результату; – сопоставлять различные способы выполнения одного и того же действия, выясняя преимущества одного из них перед другими; – стимулировать поиск рациональных способов выполнения действий. Обобщенность. Сущность этого требования заключается в способности ученика перенести выполнение действия на новые ситуации. Например, тождество а (b + с) = аb + ас ученик умеет применить при выполнении преобразований любых выражений: целых, дробно-рациональных и т.д. Для достижения обобщенности выполнения того или иного действия важно: – ставить ученика в необходимость выполнения действия в варьирующихся условиях в рамках одной стержневой линии; – возвращаться к выполнению изученного действия в связи с изучением других стержневых линий; – усиливать не только внутрипредметные связи, но и межпредметные; – обобщать и систематизировать знания учащихся. Прочность. Сущность этого требования состоит в том, что формируемое у учащихся действие может быть выполнено им спустя некоторое время с начала его формирования. Для выработки прочности умений и навыков важно: – мотивация учения, т.е. положительное отношение учащихся к отрабатываемому действию; – система устных упражнений по всему углубленному курсу алгебры; работа по выполнению действия не только тренировочного, но и обучающегося, развивающегося и воспитывающегося характера; – правильная организация повторения курса на различных этапах его изучения.
|