Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проанализируйте особенности материальной и духовной культуры казахов XV-XVIII вв





Господство кочевого способа ведения хозяйства и патриархально-феодальных отношений накладывало глубокий отпечаток на материальную и духовную культуру казахов.

Кочевой и полукочевой образ жизни способствовал возникновению специфических форм ремесел для изготовления предметов хозяйственного и бытового назначения — валяние кошмы, тканье ковров, плетение арканов и жип (веревки), выделка кожи, изготовление частей юрты ("кереге", "уык", "чанрак") и другие.

 

Быт населения, его религиозные воззрения, разного рода обычаи и представления об окружающей природе, а также устное творчество, прикладное искусство и другие области культуры в той или иной степени отражали влияние кочевого образа жизни.

Жилище казахов имело своеобразную форму. Казахи жили в юрте, которая состояла из деревянного остова: нескольких частей решетки - кереге, тонких жердей — уык и деревянного обруча — чанрак. Кереге и уык делались из тальника, чанрак — из березы. С наружной стороны юрта покрывалась специально скроенным войлоком: "туырлык", "узюк" и "тун- дук". Туырлык покрывал верхнюю часть кереге и изогнутую часть уык, узюк покрывал верхнюю часть уык, опускаясь нижним краем на туырлык; тундук покрывал чанрак. Нижняя часть кереге опоясывалась узеньким войлоком — "иргелик". В тех случаях, когда не хватало войлока, кереге покрывалось снаружи циновкой, изготовленной из чия. Для входа в юрту между двумя кереге оставлялось большое отверстие, в которое вставлялась дверь на деревянной раме. С наружной стороны она также покрывалась войлоком. Казахские юрты отличались некоторым разнообразием составных частей и материала, из которого они были изготовлены, что зависело от имущественного положения владельца юрты. Юрта бедняка никогда не покрывалась узюком, а только туырлыком, и то дырявым. Не имея средств для изготовления остова юрты, а также нужного количества войлока, бедняки жили в большинстве случаев в джолым-уй, который обычно состоял из двух-трех кереге и небольшого чанрака с прямыми жердями.

 

Своеобразной была также одежда казахов. Мужчины обычно носили поверх рубашки бешмет, а в некоторых случаях — чекмень из армячины домашнего производства. В зимнее время сверх бешмета или чекменя надевали шубу из овчины, шерстью вовнутрь, с воротником, а вместо брюк из бумажной материи — шалбар из дубленой кожи. Обувью мужчинам служили кожаные сапоги на прямой подошве. В некоторых случаях вместо сапог носили ичиги ("маси") из козлиной кожи, с галошами ("кебис") из кожи. Головной убор мужчин состоял из остроконечной шляпы ("калпак"), сшитой из серого или белого войлока. Ее носили преимущественно летом. В зимнее время головным убором служила шапка ("тумак") из овечьей или лисьей шкуры с длинными наушниками и назатыльником, закрывавшим шею. Кроме калпака и тумака, носилась еще круглая шапка с широким околышем и матерчатым верхом.

 

Женщины носили сапоги и ичиги, платье и бешмет, а поверх платья и бешмета — халат. Головным убором служил "кимешек" из белой материи, закрывавший голову и спускавшийся на плечи. В нем делался разрез для лица, а верхняя часть головы обертывалась несколько раз большим куском белой материи, который назывался у казахов "жаулык" (в некоторых местах "кундук"). Одежда феодально-байской части населения отличалась большим разнообразием и богатством. Бедняки не имели особой летней и зимней одежды и обычно в течение нескольких лет носили одну и ту же одежду, сделанную из материалов более низкого качества.

 

Основную пищу казахов составляли мясо и молоко. Из мяса приготовляли "бесбармак" (вареное мясо) и "куырдак" (жареное мясо), из молока — римчик и курт. Кроме того, из кобыльего молока приготовляли кумыс, из коровьего и овечьего — айран, из верблюжьего — шубат (в некоторых местах его называли туйе-кымыз или хымран). Мучные продукты использовались мало. Из муки обычно приготовляли лепешки и баурсаки, а из зерна пшеницы или проса похлебку — "бидай-коже" и "тары-коже", которая являлась основной пищей бедняков.

 

Казахи, как и другие тюркоязычные племена и народности, в XV — XVII вв. исповедовали ислам. Однако ислам у казахов тесно переплетался с шаманскими верованиями. Восточный историк XVI в. Фазлулла Рузбехани в своем труде "Михманнамэ-и-Бухара" (Книга бухарского гостя) по этому поводу писал: "Известно, что среди казахов все еще держатся некоторые признаки неверия, например, сохранилось идолоподобное изображение, которому они поклоняются, что несовместимо с мусульманством... При восходе солнца делают ему земной поклон в благодарность за то, что оно выращивает кормовые травы, которыми питаются животные, дающие кумыс".

Казахский ученый-просветитель XIX в. Ч. Валиханов в статье "Следы шаманства у киргиз" отмечал: "Все писатели о киргизах говорят и почти во всех географических руководствах пишется, что киргизы магометане, но держатся шаманских обрядов..., что они обряды мусульманские смешивают с шаманским суеверием... Все шаманские обряды, понятия, легенды, столь тесно соединенные с бытом кочевым, сохранились у киргиз в совершенной целости".

Лишь в процессе укрепления экономических и культурных связей казахов с народами Средней Азии и волжскими татарами ислам в Казахстане глубже пускает свои корни.

Влияние ислама было распространено главным образом среди феодально-байской знати, народные массы по-прежнему обращались к старым шаманским верованиям. Как правило, рядовой казах-кочевник неаккуратно совершал пятикратные намазы (молитвы), неаккуратно соблюдал пост (уразу). Не нашло широкого распространения среди казахов также паломничество (хадж) в Мекку, Даже феодалы-баи ограничивались посещением местных святынь (Туркестан и Сайрам) вместо посещения Каабы (Мекка). В этих местах они приносили жертвы арвахам (тени умерших) и обращались к ним с молитвой.

Таким образом, ислам в XV—XVII вв. в Казахстане выступал в сочетании со старыми шаманскими верованиями казахов. Однако он был сильным идеологическим оружием в руках феодально-байской верхушки. Феодалы- баи с помощью ислама всячески старались помешать развитию классового сознания трудящихся, выработать у них дух покорности и раболепства перед эксплуататорами.

Date: 2016-01-20; view: 874; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию