Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карлукский каганат (756-940 ГГ. )





Образование. Первые сведения о карлуках, известных под именем булак, относятся к V в. Первоначально они занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем озеро Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени - булак, чигиль, шашлык. Титул вождя объединения - эльтебер. В 742 г. карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство - Уйгурский каганат (744-840).В 746 г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье.В 756 г. захватив власть у тюргешей карлуки в Семиречье образовали раннефеодальное государство - Карлукский каганат.

Территория - от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Исык-куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, от Испиджабской области до Отрара (VIII-IX в.в). Арабский географ Ибн Хаукаль (X в) писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток.

Столица - Суяб, позднее Баласагун. У карлуков насчитывалось 25 городов и поселений: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах, Барысхан, Талгар и др. (Сведение из книги «Худуд аль-Алам» X в.). Титул правителей - жабгу, а с 840 г. - каган.

Этнический состав. Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение в IX-X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входило 9 племен. Наиболее крупные племена карлуков в Семиречье и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы.

Политическая история. • В 766-775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII в. распространили свое влияние на Фергану.• На западе вели борьбу с арабами, пытавшимися завоевать Мавераннахр. Арабы хотели распространить ислам путем завоеваний, но карлуки оказали достойное сопротивление.• Попытки карлуков соперничать с Уйгурским каганатом на востоке окончились неудачей. В 791 г. у Бешбалыка карлуки потерпели поражение от уйгуров, а в 812 г. от арабов. В результате карлуки попали под власть Уйгурского каганата.• В 840 г. Енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Уйгуры были вынужденыпереселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости и карлукский жабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, обьявил себя - каганом. • В конце IX в. арабы вновь продолжили свой поход против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, а население приняло ислам. Ставка кагана перенесли из Тараза в Кашгар.• Карлукские племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. происходит ослабление Карлукского каганата.

Причины ослабления: а) усиление борьбы за власть;б) усиление борьбы за пастбища;в) междоусобные войны.

В 940 г. тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский каганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии - караханидам.

12. Государство Кимаков: этнополитическая история и хозяйство

На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак («еки-имак» - «два племени имаков»).// Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул «байгу» (искаженное «ябгу»), а в начале Х в. принявшим титул «хакан». В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре области.//В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.//Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению. Хозяйство. Как рассказывалось в предыдущих темах, все тюрк­ские племена преимущественно занимались скотоводством. И ки­маки, в основном, были скотоводами. Персидский историк Гардизи (XI в.) писал об этом: «Кочевники пасли скот своих господ», а так­же отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств». Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и поныне. Схожесть характера хозяйствования и жизненного укла­да у тюркоязычных племен доказывает их общее происхождение.Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жи­лища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым пу­тям такие поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои - ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепо­сти. Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, по­винности в этих крепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорной местности и бдительно охранялась стра­жей. Кимакские бедняки занимались,и земледелием. Кимаки вы­ращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторым источни­кам, кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда. А другие источники свидетельствуют о культивирова­нии ими и риса. Археологические раскопки подтверждают прав­дивость этих свидетельств.

13. Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура.

Огузы. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей, так и полукочевые и кочевые роды и племена Семиречья и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана.

Приблизительно к середине YIII в. племена раннеогузской группировки стали оставлять пределы Жетысу. Это было связано с межплеменной борьбой после падения Западнотюркского и Тюргешского каганатов и образованием карлукской этно-социальной общности в Жетысу (766 г.). В последней трети YIII в. вожди огузов оказались на границах Мавераннахра. В самом конце IX в. после длительной борьбы огузская военно-племенная знать захватила политическую гегемонию в степях к северу от Приаралья и в союзе с хазарами нанесла жестокое поражение печенегам и овладела также междуречьем Урала и Волги.

Арабские источники говорят о существовании у огузских династийных правителей своей резиденции еще до захвата ими низовьев Сырдарьи и Приаралья, она называлась Старой Гузией, и о ней говорилось как о столице.

Бурные события второй половины VIII - конца IX вв. дали толчок для развития элементов государственной организации у огузских племен. Фактические данные письменных источников позволяют заключить, что огузы имели свою государственность, которая сложилась в конце IX - начале X вв.

Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Военно-политический союз Киевской Руси с огузами обусловливался общностью их политических и торгово-экономических интересов. Разгром Хазарии способствовал росту политической мощи огузской державы, а также открывал русским купцам доступ к богатым рынкам стран Востока

На рубеже X – XI вв. огузское государство стало приходить в упадок. Государство огузов пало под ударами кыпчакских племен. Значительные группы огузов под напором кыпчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая их часть перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана. Остатки огузов, разбитых кыпчаками, в дальнейшем растворилось среди тюркоязычных племен Дешт-и Кыпчака.

В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент. Главой огузского государства IX – XI вв. был верховный правитель, носивший титул «джабгу». У огузских джабгу были соправители, а также советники, носившие титул «кольэркин». Джабгу имели своих наследников, носивших титул «инал», для их воспитания в детские годы назначались опекуны (атабеки). Важное место занимал при дворе предводитель огузского войска (сюбаши), опиравшийся на воинский совет. Предводители войска вмешивались в политические события и иногда выступали против джабгу.

В огузском обществе основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников, бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство. Имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам.

В Казахстане археологические материалы огузов зафиксированы на территории Западного Казахстана и на Сырдарье, но они чрезвычайно малы по сравнению с южнорусскими памятниками.

Инвентарь огузов Западного Казахстана демонстрирует бедность общества в целом. И это понятно. Торговый путь проходил по р. Волга и дальше по Каспийскому морю до Мангыстау или Персии. Контролировали его хазары, у которых войско состояло из хорошо вооруженных хорезмийцев. Основные доходы от торговли с земледельческими среднеазиатскими цивилизациями перепадали сырдарьинским огузам, не доходя до северных собратьев.

14. Этнополитическая история кыпчаков (1X-XI вв.).

В VIII-IX вв. в Северо-Восточном Казахстане кимако-кыпчакская конфедерация племен стала действенной силой. В казахских исторических преданиях происхождение кыпчаков связывается с деяниями Огуз хана /Уыз хан/. Вместе с тем, ряд легенд свидетельствуют о том, что именно кыпчаки вытеснили из Великой степи огузов, в состав которых они когда-то входили, В период могущества /IX-X вв/ огузы занимали огромные степные территории, и в особенности берега Сырдарьи и др. рек. «Города огузов так многочисленны, - пишет географ X в. аль-Идриси, - что они тянутся друг за другом на север и восток». Столицей огузов был город Янгикент, развалины которого ныне находятся на левом берегу Сырдарьи. Немало огузских памятников и на территории Центрального и Северо-Восточного Казахстана /Бузок кала, Сырлы кала и др./

Восточные письменные источники подтверждают существование на рубеже XI-XII вв. крупной кыпчакской конфедерации племен, имевших династийную царскую фамилию. В книге «Худуд аль-Алам» отмечалась отдельная от кимаков кыпчакская область в степях западного Казахстана и южного Урала.
Образование кимакского государства исследователи относят к началу XVIII века. И. Маркварт считал, что в это время кыпчаки являлись западной ветвью кимакского союза. Этнополитическая история кимако-кыпчакских племен в IX-X вв. связана с долиной р. Иртыш. В этой связи уместно предположить, что самоназвание этих племен /кимаки/ также, возможно, связано с этой рекой. Кимак-Кемек - в переводе на русский означает большую реку. По материалам арабо-персидских источников, у кимаков имелись многочисленные города, из которых восемь располагались на побережье р. Иртыш.

С середины XI века огромные степные пространства от Иртыша на востоке до черноморских степей постепенно становятся достоянием кыпчакско-половецких ханов. В конце XI века они захватывают у огузов Янгикент, Дженд и другие города долины Сырдарьи.

В первой половине- XII века произошел ряд столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Хорезмшаху Атсызу незадолго до своей смерти удалось внести раскол в ряды кыпчаков в 1133 году, вследствие чего в степях Казахстана образовались две группы кыпчакских племен: одна на территории Западного Казахстана (зимовки в Сырдарье, летовища в области Уральских гор), другая Чу, со столицей в г.Сыгнаке). Примечательно, что в летописях кыпчаки и другие степные племена называются неверными. Так, например, «Атсыз (Хорезмшах) несколько раз предпринимал поход на неверных и одержал над ними победу» (Джувейни).

Согласно легенде об Огуз-кагане, приведённой у Рашид ад-Дина, кыпчаки были одним из 24 племён огузов. В ней говорится, что «Когда Огуз потерпер поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался: В это время некая беременная женщцна, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила там ребёнка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: "Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребёнок будет моим сыном". Он стал на положении ребёнка Огуза, последний назвал его Кыпчак. Это слово производится от кабук, что по-тюркски означает «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кыпчаки происходят от этого мальчика".
Абульгазы-хан в своей книге «Шаджарат-и турк» дополняет следующим сюжетом: «Огуз-хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона и Едиля (Волга). Кыпчак и его потомки в течение четырехста лет господствовали на берегах трех рек - Дона, Едиля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, аглаков, башкурдов и др. Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кыпчак».

Выдающийся казахский историк М.-Ж. Копеев говорит о том, что в прошлом существовала пословица: «кого много - китайцев или кыпчаков?», что свидетельствует о многочисленности кипчакского союза племен.

15. Государство Караханидов: этнополитическая история, социально-экономическое развитие и культурный ренессанс.

 

Государство Караханидов (942—1210 гг.) Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В X в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыккулья. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Сред­ней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения. Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов прости­рались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке. Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характе­ризовалась распрями и междоусобной борьбой. В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана. В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отрав­лен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) прави­ли сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов. В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась. Государство Караханидов не было простым повторением пре­жних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом прин­ципе. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре. В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари. В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наме­тившегося развития

 

 

16. Особенности материальной и духовной культуры тюрков (VI-XII вв.).

 

Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.
Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.

Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков.
Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу,Кенгир.
Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.

Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.

Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.

Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.
Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости».


 

 

17.Средневековая городская культура (ІХ-XII вв.)

Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием Согдиана с одной стороны, и культуры кочевников - с другой.Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Крупнейшими городами на юге Казахстана оставались Испиджаб и Oтpap Х—XII вв. был известен как центр транзитной торговли, здесь же производились многие товары и отсюда вывозились ткани, оружие, медь и железо. В нижнем течении Сырдарьи распологались города Янгикент, Сыгнак,Дженд, имевшие большое значение для кочевников..Среди немногих сохранившихся до наших дней построек этого времени выделяется изяществом отделки и строгими пропорциями мавзолей Айша-Биби, неподалеку от современного Джамбула..Полуоседлый образ жизни племен проживавших на территории современного Казахстана оказал значительное влияние на города и городскую культуру раннего средневековья.выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана:

во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с остальным миром и не могли существовать без последнего;

во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях:

в-третьих, города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или на Или. Величина и значение города определялись не только удобным метоположением, но и административной роль.

 

18.Проанализируйте труды ученых и мыслителей тюркского периода: Абу Насыр аль-Фараби, Ахмет Яссауи, Райхан Бируни, Ибн Сина и др.

 

Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет»..- сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).

Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г.Увлекался наукаМИ, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.

Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана

Абу Рейхан аль-Бируни (Один из основателей экспериментальной наукиобразования, рассмотренных различать границы науки и религии. сторонник распространения образования. Достаточно сказать, что лишь в последние годы в нашей стране вышли в свет переводы таких памятников философской и естественнонаучной мысли народов Востока, как знаменитые труды Бируни «Памятники минувших поколений».«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» Юсуф Баласагуни Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом

Юсуф Баласагуни Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом


Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ( латинизированное Авиценна, учёный, философ, врач, представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азиии Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях.
Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.
Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения.

 

19.Опишите улусы найманов и кереитов.

Государство каракитаев. Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (ци-дань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства (империю Ляо).

В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан. В 1137 г. они разбили при Ходженте Махмуд-хана, владетеля Мавераннахра, а в 1141 г. в Катванской степи близ Самарканда — сельджукско-караханидские войска. Каракитаи заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр

Глава каракитаиского государства носил титул гурхана. Центром его владений оставался Баласагун 1208 г. к каракитаям бежали вытесненные Чингисханом из Монголии найманы во главе с Кучлуком.

Государство найман.Полагают, что значение термина “найман” раскрывается с позиции монгольского языка и означает “восемь”, по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен “секиз-огузов” исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы. Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе.

20.Систематизируйте историю завоевания монголами Средней Азии и Казахстана

После победы над тюркоязычными Найманским, Керейским Жалаирским ханствами на территории Монголии Чингисхан стал нападать и на другие соседние страны. В 1207-1209 годах его старший сын Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские народности. Покорив все соседние страны, Чингисхан стал стремиться к завоеванию Средней Азии и Казахстана. После завоевания Восточного Туркестана Жетысу нашествие монголов на юг Казахстана и в Среднюю Азию усилилось. Одним из следствий этого явилась гибель Отрара. В 1218 году Чингисхан отправил в Отрар торговый караван, состоявший из 500 гружённых товарами верблюдов, в нём было 450 человек. Заподозрив купцов в шпионаже, правитель Отрара Каир хан приказал убить их и разграбить караван. Воспользовавшись этим, у Чингисхана появился повод для развязывания войны. Последствия монгольского нашествия были катастрофическими. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана и других завоёванных стран. Несмотря на то, что население Жетысу почти не оказало особого сопротивления монгольским завоевателям, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось 200 населённых пунктов, то в XIII-XIV веках из них осталось всего около 20 городов и поселений. До сих пор не известно даже место расположения Баласагуна, который монголами был прозван «Кротким» городом.

Археологические раскопки показали, с какой жестокостью были захвачены и разрушены присырдарьинские города. Так, в одном из помещений дома, раскопанного в городе Отрар, были найдены черепа 30 жителей, что является доказательством бесчеловечного отношения монголов к городским жителям.Монгольское вторжение затормозило развитие городской культуры. Произошёл упадок осёдлой культуры. Была разрушена система землепользования. Были прерваны связи между странами. Самое главное, был нарушен этнический состав населения и отброшен на многие годы формирование казахской народности. Монгольское нашествие имело разрушительные последствия для социально-экономического развития Казахстана.

21.Казахстан в период образования, усиления и распада Золотой Орды (XIII-XV вв.).

 

Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племён и народностей. Основную массу кочевников в степях Дешт-и- ыпчака составляли тюркские племена: кыпчаки, канлы, карлуки, найманы и др. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Собственно монголы составляли незначительное меньшинство.

Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода джучидов и носило военно-административный характер. В особо важных случаях созывались курултаи-съезды военно-феодальной знати. Армией, дипломатическими сношениями с другими государствами ведал беклербек, во главе дивана - центрального органа исполнительной власти - стоял визирь. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки. В их обязанности входил сбор налогов и дани. Крупные беки, эмиры, бахадуры являлись военачальниками - темниками, тысячниками, сотниками.

В состав Золотой Орды входили большая часть улуса Джучи (Восточный Дешт-и-Кыпчак, т.е. степные районы Казахстана к западу от реки Иртыш до низовьев Волги), также Западная Сибирь, Хорезм и Северный Кавказ, территория к западу от Волги, то есть земли волжских булгар, Крым. В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Бату русские княжества, которые признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов «ярлыки на княжения», выплачивали дань, но сохраняли относительную самостоятельность. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Бату столицей стал город Сарай-Бату, в первой половине ХІV века столица была перенесена в Сарай-Берке (близ современного Волгограда).

В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление улуса Джучи на две части - правое и левое крыло. Во главе правого крыла стоял сам Бату и его преемники. Левое крыло, куда входила большая часть территории Казахстана, принадлежало старшему сыну Джучи Орда-Ежену.

Улусы Бату и Орда-Ежена делились в свою очередь на улусы их же потомков. Бату был главой государства, и подчиняясь требованию обычая, жаловал уделы другим джучидам. Так образовывались новые политические структуры.

В XIV в. в условиях хозяйственного возрождения и укрепления феодальных отношений в Золотой Орде и Чагатайском улусе усилились позиции местной тюркской и тюркизированной феодальной верхушки, которая вела борьбу за установление своей власти в этих государствах. В конечном итоге это явилось одной из причин распада Золотой Орды. На территории Казахстана возникли такие тюркские государства как Ак Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, а затем Казахское ханство.

 

22. Опишите государственную деятельность правителей Золотой Орды.

 

Потомки Чингисхана правили Золотой Ордой даже после падения империи, а когда Орда распалась, они владели государствами, пришедшими ей на смену. Монгольская аристократия являлась высшим слоем общества в Золотой Орде. Поэтому правление в Золотой Орде основывалось, главным образом, на принципах, которыми руководствовалось правительство империи в целом. «Великая Яса» Чингисхана составляла его правовую основу. В то же время, однако, как и в других частях империи, применение основных принципов монгольского правления в Золотой Орде обусловливалось географическим положением, этническим составом населения и духовной атмосферой на той или иной территории.

Во времена правления хана Узбека (1312—1341) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил исламгосударственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек, которого русские летописи называют «добрым». В правление Тохтамыша (1380—1395) прекратились смуты, и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани. После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана, с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391—1396 годов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться

1. 23.Докажите, что А к-Орда - первое государство на этнической территории Казахстана

С ХIII до начала XV века в Восточном Дешт-и-Кыпчаке существовало государство Белая Орда Улус Джучи (Жошы) делился на Правое и Левое военные крылья. Джучи назначил управлять левым крылом старшего сына Opдa-Еджена, во владения которого вошла восточная часть Дешт-и-Кипчака. А северной частью Дешт-и-Кипчака до Западной Европы владел Бату хан. Позднее владения Бату стали называть Золотая Орда, а Падения Орда-Ежена - Белой Ордой. Столицей был город Сыгнак в среднем течении реки Сырдарьи. Государство Белая Орда процветало почти 240 лет. Территория Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы -Орда-Ежена и Шайбана. Со второй четверти XIV века Белая Орда окончательно отделяется от Золотой. При ханах Ерзене и My бараке, особенно при Урус хане, она еще больше обособляется. Золотая Орда стремилась поставить Белую Орду в зависимость, между правителем Золотой Орды Узбек ханом и Мубарак ханом велась постоянная борьба, Мубарак потерпел поражение. В 60-х годах XIV века в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена Урус хан. Он преследовал цель восстановить могущество Золотой Орды. В 1374-1375 годах он захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке. Однако Урус хан не смог одержать полной победы над Мамаем. Опасаясь усиления эмира Тимура в Средней Азии, Урус хан возвратился в присырдарьинские владения.

 

24.Место и роль Ханства Абулхаира в истории Казахстана

Становление и развитие собственно казахской государственности в исторической литературе принято связывать с эпохой Казахского ханства. Однако его ханы в сложных отношениях с правителями соседних государств и народов собирали воедино казахские этнические группы и их земли, уже давно подготовленные к единой государственности многовековым этнополическим и хозяйственно-культурным развитием населения Казахстана. Государственная территория ханства Абулхаира в течение 40 лет его властвования в Восточном Дешт-и Кипчаке претерпела ряд изменений, и к концу его правления она простиралась от южных рубежей Западной Сибири до правобережья Сырдарьи и предгорий Каратау, где он удерживал города Сыгнак, Узгенд, Ак-Курган, Сузак, и от Яика (Урала) до Иртыша и северной части Прибалхашья, т.е. в пределах этнической территории кочевых узбеков и казахов. Столицей этого государства в последние два десятилетия был Сыгнак, а до этого г. Тура (Чимги-Тура), позже - Орду-Базар.В рамках государств Ак-Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана появились более благоприятные, чем, те что были в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения. Политически объединив этнические территории племен, упомянутые государства, каждый на своей территории явили собой, более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и родам территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.
С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале XVIв. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средне Азии.
Историческое значение ханствования Абулхаира (1428-1468),по словам В.В. Бартольда, определяется тем, что он был «основателем могущества» кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и именно при его царствовании среди населения Узбекского улуса произошел тот раскол, в результате которого собственно обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа.

Date: 2016-01-20; view: 1642; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию