Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показательное упражнение





Вот стенографический отчет Ати Капер, одной из моих учениц, о сеансе активного воображения, темой которого был ее Сатурн во II доме в Скорпионе.

«Я вижу черную, зловонную землю. В нее воткнут большой крест. Землю раскапывает огромный ковш. Я вижу только ковш, и он выкапывает чудовищно глубокую яму. Земля сыплется в яму. Пахнет гнилью, и дыра все увеличивается. «Что мне здесь делать?» - спрашиваю я. «Ты должна влезть в нее», - отвечает кто-то. «Ты что, серьезно?» - ужасаюсь я. «Вот именно, - слышу в ответ. - Если ты хочешь как-то продвинуться, полезай».

Я ступаю в яму. Это очень длинный и узкий ров, и я начинаю задыхаться. Что бы я ни делала, я не могу идти по рву. Я нервничаю. Ров прямо у меня над головой начинают засыпать. Я чувствую, как влажная, черная земля сыплется мне на голову. Мне все страшнее и страшнее. Я не могу двинуться дальше. Голос говорит: «Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты и можешь помешать этому».

Я начинаю как сумасшедшая раскапывать землю носками ног. Очень медленно я погружаюсь в землю, и все больше земли сыплется мне на голову. Я работаю изо всех сил, копаю и копаю. Страх постепенно отпускает меня, так же как и чувство удушья. Потом с глухим стуком я проваливаюсь в пещеру. У меня над головой теперь ее огромные своды. Провала, через который я попала в пещеру, нет. Мне необходимо как следует прийти в себя, прежде чем что-то делать. Ноги у меня страшно устали, зато чувство удушья прошло, и я теперь могу нормально дышать. Некоторое время я сижу и отдыхаю. Здесь ничего себе. Даже симпатично. Само место сухое, но есть ручей, и пахнет он приятно. И есть внутреннее освещение. Я спрашиваю: «Что я должна здесь делать?» Голос говорит: «Сделай что-нибудь! Что угодно!! Неважно что, но что-нибудь делай!!» - «Да, но что?» - спрашиваю я. Я не знаю, что я должна делать, я не в состоянии ничего выбрать. Что мне решить, в конце концов? В отчаянии я начинаю плакать и кричать. Я не знаю, как поступить. О, Господи! Что мне делать? Как мне поступить?

«Делай что-нибудь, тупица! Какая разница, что ты делаешь, лишь бы делала!»

Не раздумывая больше я прыгаю в воду и плыву куда-то. Приступ паники утихает, и я чувствую, как меня покрывает замечательная прохладная вода. Мне лучше, я начинаю думать о том, что плыву как рыба. Вода изумительно чистая, а пещера становится все более красочной. Я поворачиваю и замечательно плыву. Никогда в жизни я не ощущала такой свободы; это прекрасно.

Вдруг из воды вздымается огромный дракон. Это чудище хочет раскрошить меня на кусочки или растоптать насмерть. Мне страшно. Но тут я вспоминаю: «Ты позволяешь себя разрушать». И я бесстрашно смотрю дракону прямо в глаза. Тогда дракон превращается в старого индейца с красивыми голубыми глазами и замечательным лицом, покрытым морщинами. Он стоит прямо передо мной и смотрит на меня дружелюбно. Он берет меня за руку, и я выхожу из воды. Рядом с ним портрет Тутанхамона. Я обрадована, и мне хочется сказать что-нибудь этой картине. Я знаю, что картина говорить не может, но мне очень хочется к ней обратиться. Индеец ничего не говорит, только смотрит на меня и прикладывает палец к губам. «Ну, конечно, - говорю я, - я слишком много говорю». Индеец снова прикладывает палец к губам. И мы тихо стоим рядом с Тутанхамоном, потом мы рука об руку поднимаемся по ступенькам. Когда мы приходим наверх, я вижу необычайно яркий свет. Ясный и чистый. Он ослепляет. Этот свет просто невозможно описать. Он наполняет вас целиком изнутри. И я вхожу в этот свет. Вокруг что-то вроде пустыни с золотым, теплым песком. Я чувствую его между пальцами ног. Ветер развевает мои волосы и мое длинное белое одеяние. Мне хорошо и тепло. Я испытываю совершенно необыкновенное чувство, описать которое не могу. Оно долго еще оставалось со мной».

Подобное упражнение на воображение невозможно анализировать в отрыве от человека, которому открылись такие образы. Его собственные переживания и ассоциации способны во многом помочь понять значение воображаемого. Этот конкретный случай мы обсудили в группе, и Ати подробно его прокомментировала. Ниже приводится запись этой части нашего практикума, из которой становится очевидно, что результаты ее упражнения являют собой нечто большее, чем вполне уместные образы земли (II дом - это дом земной стихии), разложения и силы (относящихся к знаку Скорпиона), а также большого креста (который может символизироваться как Сатурном, так и Скорпионом).

«Карен: II дом - это в буквальном смысле дом terra firma, или твердой земли у нас под ногами, и в данном случае это очень четко выражено. Черная зловонная земля может указывать на тему Скорпиона, но в равной мере и на те проявления Сатурна, что связаны со страхом. И большой крест как бы подтверждает это. Сатурн часто изображают в виде скелета с косой, символизирующего смерть, и крест может быть еще одной аналогией. Но если бы у Ати с крестом было связано что-то личное, это существенно изменило бы дело. Ати, у тебя не было переживания, в котором какую-то роль играл крест?

Ати: Нет, точно нет.

Карт: А когда я произношу слово «крест», что первым приходит тебе в голову?

Ати: (сразу) Смерть. Я видела его раньше во сне, и там я перелетела через него.

Карт: Ковш, копающий сам по себе, это весьма сюрреалистический образ.

Ати: (с содроганием) Да. И еще эта зловонная земля - у меня просто мурашки по телу пробежали. И было очень темно, сыро, туманно, неприветливо. Я чувствовала себя отвратительно.

Карен: Ты пишешь, что голос велел тебе забраться в эту землю. Как он звучал?

Ати: Это был глубокий и глухой голос. И очень звучный. Звучный, глухой и глубокий. Он наполнил все пространство, мне некуда было от него деться. Я вынуждена была забраться в яму.

Карен: Значит, он был очень волевым?

Ати: Да, очень волевым.

Карен: Что-нибудь связано у тебя с этим голосом?

Ати: Нет, абсолютно ничего.

Карен: То есть это был голос ниоткуда.

Ати: Это явно было нечто вроде призрака. Я вздрагивала, когда оно начинало говорить.

Карен: В такие моменты тебе требовалось проявить настоящую смелость, чтобы продолжать упражнение. Но то, что ты переживала эти эмоции, - очень хороший знак. Люди, у которых сны, фантазии, все, что они мысленно себе представляют, не вызывают никаких эмоций - а это означает, что продукты их бессознательного вялы и неинтересны - находятся в серьезной опасности. Но если кто-то не рассказывает о своих чувствах, это не значит, что они отсутствуют. Может быть, человек сдерживает свои эмоции, рассказывая о том, что пережил, или усваивая это переживание. То, что человек напуган во время сеанса активного воображения и чувствует мороз по коже или, наоборот, он ощущает радость, само по себе служит хорошим признаком полноценного участия бессознательного в процессе индивидуации. Как бы то ни было, ты ступила в яму, которая представляется очень узким проходом. Эта тема часто повторяется в снах и визуализациях, и напоминает мне о туннеле, который видели люди, находившиеся в состоянии клинической смерти. Он встречается и в волшебных сказках. Ты все время повторяешь: «Я задыхалась». Это одна из форм подавленности, характерная для Сатурна.

Ати: Я действительно очень испугалась, особенно когда мне показалось, что надо мной засыпают ров. На меня сыпали песок, и он падал мне на голову с глухим звуком через равные промежутки времени; в этом был ритм.

Карен: Вроде дроби дождевых капель?

Ати: Точно.

Корен: Голос, сказавший: «Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты можешь помешать этому», относится, по-моему, не столько к ситуации, сколько к подходу к жизни. Ты сознательно влезала в «яму с проблемами» и могла выбирать одно из двух: либо работать по собственной программе, чтобы как-то справиться с ситуацией, либо позволить похоронить себя заживо. Но если ты выбрала это последнее, то в повседневной жизни после визуализации тебе бы постоянно приходилось убеждаться в том, что ты позволяешь себя разрушать. Конечно, ты могла снова вытеснить это знание, но лишь после того, как оно было предложено твоему вниманию. Возможно, ты позволяешь себя разрушать из страха потерять твердую почву под ногами (II дом!).

Ати: Пожалуй, я согласна с этим.

Карен: В каком знаке у тебя Солнце?

Ати: В Рыбах.

Карен: Дальше ты пишешь, что начала как сумасшедшая раскапывать землю носками ног.

Ати: Да, потому что руками я ничего сделать не могла. Я была так стиснута, что свободными оставались только большие пальцы ног. Но я считала, что надо что-то делать. И как я ни старалась, я могла шевелить только ими.

Из группы: Это напоминает о прохождении плода по родовым путям во время родов: влагалище так туго сжимает все тело, что ни одна мышца не в состоянии пошевелиться.

Карен: Возможно, но в данном случае подчеркивается именно движение больших пальцев ног. Они очень важны. Они необходимы нам для того, чтобы сохранять равновесие, когда мы стоим или ходим. Таким образом, они могут символизировать некоторые средства поддержания равновесия. Но они могут иметь и особое, личное значение для человека. Ати, не связано ли в твоей жизни что-нибудь особенное со ступнями или большими пальцами ног?

Ати: Я перенесла операцию на ступне, на большом пальце. И со ступнями связано у меня очень много снов и опытов активного воображения. Вот уже год как в снах об одной женщине я вижу, что ступни мои прочно стоят на земле, и мне кажется, что только в этом году я поняла, какое это удовольствие ходить босиком по земле - по песку и чувствовать, как он струится между пальцами. Изумительно!

Карен: Это, конечно же, означает, что речь идет о чрезвычайно важном для тебя лично символе. Возможно, тот факт, что ты так долго была сознательно сосредоточена на своих ступнях - в позитивном смысле, а также тот факт, что твои ступни «утяжелил» опыт перенесенной операции, вместе способствовали появлению этого образа - тебя, разгребающей ногами землю. Стало быть, для тебя этот образ означает совсем не то, что для нас, так как у нас подобного опыта не было. Как ты перенесла операцию?

Ати: Не то чтобы плохо, но поимела массу ощущений, связанных со ступнями. Я люблю, когда их массируют. Я тогда полностью расслабляюсь.

Из группы: За ступни отвечает знак Рыб

Карен: Значит, ступни связаны для тебя с состоянием покоя и умиротворения? И, возможно, с ощущением целостности?

Ати: Да. Я вдруг чувствую, как начиная со ступней меня наполняет покой.

Карен: И эмоциональный покой тоже?

Ати: Да.

Карей: Тогда то, что ты копаешь большими пальцами ног, означает, что ты докапываешься до своих истинных ощущений. Но ты человек эмоциональный. Стало быть, увиденное может указывать на определенные трудности в общении с внешним миром и на то, что прежде, чем идти на такой контакт, ты хочешь обрести твердую почву под ногами. Но в погоне за этим ты рискуешь оказаться «похороненной». Как бы то ни было, ты начала копать - как все происходило?

Ати: Было удушливо-темно. Я чувствовала только, что проваливаюсь, копая большими пальцами ног.

Карен: И все же ты пишешь, что страх понемногу уменьшается. А потом ты падаешь в пещеру. Обычно пещера символизирует бессознательное в целом, а также материнские объятия, но в твоем случае это может означать нечто совсем другое. У тебя были какие-нибудь сильные впечатления, связанные с пещерами?

Ати: Нет. Но в некотором отношении они мне неприятны: влажные и холодные. Я очень люблю воду, но не люблю сырых стен. А пещера в моем воображении была совсем другой - сухой и очень приятной.

Карен: Ты пишешь, что отверстие, сквозь которое ты провалилась, снова закрылось.

Ати: Да, я не видела больше того места. И я была совершенно без сил.

Карен: Во время визуализаций, которые переживаются как реальные события, такую усталость можно почувствовать физически.

Ати: Это правда. Я чувствовала физическое истощение.

Карен: Ну вот, произведя раскопки, ты попала в такое место, где почувствовала себя хорошо, которое так или иначе защищало тебя и ограждало, - в пещеру. Но ты еще не достигла цели. Тебе

необходимо что-то сделать, и ты не знаешь что. При том, что бессознательное ведет себя подобно сказке, и его «сюжет» принимает самые неожиданные повороты, нет смысла пытаться разумно оценить ситуацию. Просто непонятно, что произойдет в следующее мгновение. И все же теперь ты оказываешься в ситуации, когда надо выбирать, и ты говоришь, что сделать выбор не в состоянии.

Ати: У меня Асцендент в Весах... и я впала в панику. Все бы ничего, но я не могла понять, что я должна там делать, А голос был таким резким: «Делай что-нибудь!» Господи, что же выбрать?... Но мне хотелось совладать со своим Сатурном, и я подумала: «Ну, что же, надо слушаться».

Карен: Потом ты попала в безвыходное положение и стала кричать и плакать. Это характерно для сатурнианских ситуаций, в которые многие люди попадают в повседневной жизни. Им надо делать выбор, но ситуация, в которую они попадают, сбивает их с толку, и они не видят выхода. Негативная реакция на это - сидеть и плакать от страха и беспомощности. Если сдаться и повести себя таким образом во время упражнения по активному воображению, то остается меньше шансов преодолеть свою негативную реакцию в обычной жизни. Но сам же Сатурн и подталкивает тебя к новым действиям! Цель его - не подвергать людей пыткам, а помогать им преодолевать барьеры. Он представляет, как обычно, тот болезненный опыт, на котором мы учимся. А потом ты в твоем воображении прыгаешь в воду. Вода представляет твою сознательную деятельность. Это то, чему ты по-прежнему больше всего доверяешь.

Ати: (недоверчиво смеется).

Карен: Но ты же сама пишешь: «Не раздумывая больше (Воздух) я прыгаю в воду (Вода) и плыву куда-то». Воздух представляет деятельность твоего бессознательного, и поскольку ты не за-

действуешь его с помощью размышлений, оно в данный момент тебя не тормозит. И тут появляется дракон. Мне самой приходилось переживать в воображении подобный эпизод: плыть по подземному озеру в пещере и сталкиваться с драконом, вздымающимся из воды. Такое событие часто в той или иной форме встречается в волшебных сказках. Но вернемся к твоему упражнению. Твой дракон собирается тебя уничтожить. Сначала ты протискивалась по узкому проходу, а теперь попала еще в одну тяжелую ситуацию. Сатурн по-прежнему за работой. Но ты прекрасно справилась. Обычно дракон является материнским символом, и, как правило, он представляется нам в этом качестве, отождествляемый с матерью в архетипическом смысле. Но он может и означать разрушительный характер бессознательного как такового и, значит, быть любого пола. Здесь, как мы видим, благодаря твоему подходу к происходящему, дракон превращается в мужчину, в старого индейца, стоящего у портрета Тутанхамона. Ни индеец, ни Тутанхамон к Западной цивилизации не относятся, и часто бессознательное использует подобные символы с целью создать определенную дистанцию. Тут включаются мужские роли - старый индеец и Тутанхамон, египетский фараон, умерший в возрасте 18 лет. Очень старый человек и очень молодой оба принимают участие в этой пьесе, но на расстоянии, сдержанно. Это может означать, что анимус еще не развился настолько, насколько это требуется женской психике, и, стало быть, возможности для твоего развития еще должным образом не реализованы. Но прежде чем делать выводы, надо рассмотреть личностные символы. О чем говорит тебе этот индеец? Что ты с ним связываешь?

Ати: Мудрость.

Карен: Значит, для тебя индеец служит символом Старого Мудреца?

Ати: (искренне) Да.

Карен: А Тутанхамон?

Ати: Он красивый. Правда красивый. Очень красивый.

Карен: То есть ты видишь одновременно мудрость и красоту в облике индейца и Тутанхамона. Но индеец был живым, а Тутанхамон нарисованным. Старый Мудрец взял тебя за руку. Вот в чем великолепие Сатурна: преподав болезненные уроки, он протягивает тебе руку, помогает тебе и даже ободряет. Что это была за рука?

Ати: Изумительная гладкая, теплая рука. Рабочая рука, но изумительная. (В полном восторге.) Это было так чудесно. Сначала такая жуть с этим драконом, а потом невероятно обыденно. Такое не придумаешь.

Карен: Индеец молчал и несколько раз приложил палец к губам. Ты на это ответила: «Я слишком много говорю». Это могло указывать на твою бессознательную стихию, Воздух, в повседневной жизни; но транзитный Сатурн идет сейчас по твоему III дому и на этом этапе твоей жизни дает тебе понять, что слово - серебро, а молчание - золото.

Ати: (смеется) Да, когда случалось что-то такое, что затрагивало меня эмоционально, мне надо было говорить и говорить об этом.

Карен: Вслед за этим ты описываешь ослепительный свет. Твое описание очень напоминает тот луч белого света, который видели люди в состоянии клинической смерти; те, кто выходили из тела во время медитаций, тоже иногда упоминают такой свет. И картина становится все красивее. Ты даже испытываешь очень сильное и теплое чувство - и это во время упражнения, начавшегося в таком мраке и сосредоточенного на Сатурне, планете, которую мы называем холодной и бесчувственной. Итак, тут Сатурн поворачивается неожиданной своей стороной: он может задать вам тяжелую работу, но в конце вас ждут свет и тепло, которыми вы будете наслаждаться - до тех пор, пока Сатурн снова не заставит вас работать]

Ати: Это чудесное чувство осталось со мной. Когда я после упражнения спустилась к своим домашним, муж и дети страшно удивились: «Что ты там делала? Ты такая счастливая!»

Карен: Теперь, после этой визуализации, ты поймешь, что в любой разрушительной для тебя (в метафорическом смысле) ситуации ты разрушаешь себя сама, и ты поймешь, что можешь самостоятельно этого избежать. Более того, то теплое чувство может вернуться в качестве своеобразной поддержки или помощи».

Date: 2015-12-12; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию