Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные школы менеджмента





1. Школа научного управления (кон. XIXв. – 20-е гг. XXв.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

Использование научного анализа для определения научных способов выполнения задачи.

Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.

Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Главное – управление производством. Тейлор и его сторонники использовали замеры затрат времени и на выполнение операций (хронометраж времени). Разработали стандарты, т.е. нормативы затрат времени. Далее осуществлялась расстановка рабочих по своим местам и требовалось соответствовать этим стандартам. В результате были разработаны основные принципы НОТ, которые включали:

1. Рационально-организованный труд

2. Структуру организации, т.е. ее построение

3. Материальную заинтересованность в увеличении производительности труда.

Основоположник: Фредерик Тейлор (1856–1915 гг.) Основной труд – «Принципы научного управления» (1911 г.)

2. Классическая школа управления (административная школа) (1920–1950 гг.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

Развитие принципов управления.

Описание функций управления.

Систематизированный подход управления всей организацией.

Основоположник: Анри Файоль (1841–1925 гг.). В 1916 году вышла его книга «Общее и промышленное управление».

Файоль сформулировал 14 принципов административного управления:

1. Разделение труда. Каждый работник специализировался на одной операции. Это позволяло резко увеличивать производительность труда.

2. Власть – ответственность. Власть – это право отдавать приказания, ответственность – отвечать за результат действий.

3. Дисциплина. Отношения между работниками в процессе работы.

4. Единство распорядительства. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного руководителя.

5. Единство руководства. Группы, которые действуют для выполнения единой цели должны иметь общий план и единое руководство.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение за труд должно быть справедливым.

8. Централизация. Это сосредоточение управления в одном центре, в одних руках.

9. Иерархия или скалярная цепь – это ряд руководителей от самого высокого до низкого звена.

10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. В отношениях между руководителями и подчиненными.

12. Постоянство состава персонала.

13. Инициатива. В большей степени со стороны работников. Предложения по поводу более эффективному управлению работ.

14. Единение персонала. Корпоративный дух. Единение – это сила, которая является результатом гармонии интересов работников организации.

 

 

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930–50 гг., 1950 – по настоящее время)

Вклад школы в развитие менеджмента:

Применение приемов управления, межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

В 20-е гг. классическим представлениям о роли человека в организации стало противопоставляться новое гуманистическое направление. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Представители: Э. Мэйо, Г. Мюнстерберг, М. Паркер Фоллет.

4. С конца 50-х гг. XX века школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую). Главным постулатом школы поведенческих наук является не метод налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.

Представители: Д. Мак Грегор, Фредерик Герцбер, Уильям Оучи и др.

Д. Мак Грегором были разработаны теория Х и теория У, в которых описаны 2 типа работников, требующих два типа управления.

Теория Х воплощает авторитарный стиль управления.

Теория У – демократический стиль управления.

Американский профессор У. Оучи в 1981 году выдвинул теорию Z (японский стиль управления) и теорию А (американская модель управления).

Японская модель. В основе лежат особенности Японии: географиеческие, исторические, развитие экономики, культуры, традиций, которые сформировали особенный Японский характер и специфичный Японский менеджмент. В Японии имеет место система пожизненного найма на работу. Это не оформлено юридически законодательно. Это дань традиции. Поступив работать на фирму, человек работает до пенсии. Денежное вознаграждение зависит от успеха фирмы, зарплата устанавливается в соответствии с квалификацией и стажем. Очень важным является менеджмент персонала. Величайшим достоянием организации считают людей. Японское общество пронизано духом коллективизма. Они всегда мыслят от имени группы. В Японском менеджменте коллективное принятие решений и коллективная ответственность. Продвижение по службе медленное, карьерный рост не гарантирован. Широко распространены и успешно действуют Японские кружки качества, участие в них добровольное. Кружки разрабатывают предложения по вопросам повышения производительности труда и качества продукции. Самая высокая продолжительность жизни. Занимает первое место по уровню ВНП на душу населения.

Американская модель. В основе лежит менталитет. Американский менеджмент направлен во внутреннюю среду организации, на выявление внутренних резервов, на повышение производительности труда, снижение издержек производства, повышению качества продукции. На эффективное использование ресурсов. Источники для этого находят внутри организации. Найм на работу на относительно короткое время. Преобладает индивидуальное принятие решений и ответственность. Быстрый карьерный рост и дифференцированное отношение к работнику. Явный контроль.

Математическая модель. Актуальна по наст. время. С 50-х годов стала широко распр-тся в экономике. Школа основана на сопоставлении разл-х вариантов эк-их событий. Эти варианты решаются с помощью компьютера и выбирается вариант наиболее оптимальный.

Маркетинговый менеджмент. Это новая философия менеджмента. Модель современная, формируется и в США, и в Европе. Она направлена во внешнюю среду, где главную роль играют покупатели, потребители, рынок, конкуренты, поставщики сырья. Модель предполагает детальное изучение внешней среды и возможные в перспективе изменения.

Российский менеджмент. В России менеджмент в настоящее время в стадии формирования. Нельзя однозначно взять и перенести Зарубежный опыт менеджмента, который впитал в себя национальные черты. Однако, отдельные моменты из зарубежного опыта управления следует изучать и использовать в практике. В настоящее время в научной литературе предлагается точка зрения, которая формулируется как закон соответствия менталитета и менеджмента, в соответствии с которым утверждается, что менеджмент должен быть основан на менталитете народа, и что понятия эти практически тождественны, какой менталитет, такой и менеджмент.

 

5. Школа науки управления (количественная школа) (с 1950 г. по настоящее время)

Вклад:

Углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Применение в процессе разработки управленческих решений, инженерных наук, исследование операций и связанные с ними области знания.

Представители: Р. Акофф, С. Бир.

 

В России менеджмент в настоящее время в стадии формирования. Нельзя однозначно взять и перенести Зарубежный опыт менеджмента, который впитал в себя национальные черты. Однако, отдельные моменты из зарубежного опыта управления следует изучать и использовать в практике. В настоящее время в научной литературе предлагается точка зрения, которая формулируется как закон соответствия менталитета и менеджмента, в соответствии с которым утверждается, что менеджмент должен быть основан на менталитете народа, и что понятия эти практически тождественны, какой менталитет, такой и менеджмент.

Как и в других странах, в России передовые ученые и исследователи высказывали в своих трудах немало ценных управленческих идей. Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е гг. нашего столетия. Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.

 

В основе развития современного менеджмента лежат достижения практически всех школ и направлений.

 

Таблица 1 - Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов

 

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые в современном менеджменте
1. Научный менеджмент и классическая административная школа
- Научные принципы - Рационализация выполнения работ - Разделение труда в управлении - Научный подход к менеджменту и принципы управления - Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования – Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих
2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- Коллектив как особая социальная группа - Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего - Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства - Исследование поведения людей в организациях - Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
3. Количественный подход (наука управления)
- Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники - Использование количественных измерений при принятии решений - Использование информационных систем управления и вычислительной техники
4. Системный и ситуационный подходы
- Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации - Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды - Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей - Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации - Принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов

Современные проблемы управления

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Основными моментами современной системы взглядов на менеджмент («новая управленческая парадигма») являются следующие:

- отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента,

- использование в менеджменте теории систем,

- применение к управлению ситуационного подхода,

- признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации.

3 Сущность понятия «Менеджер»

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением (менеджерами).

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Особенности управленческого труда:

Труд менеджера носит преимущественно умственный и творческий характер.

У менеджеров особый предмет труда – информация, преобразуя которую, они принимают различные решения.

Результат деятельности менеджеров оценивается по достижению поставленных целей.

В соответствии с современной системой взглядов на менеджмент суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций (видов деятельности), среди которых выделяют следующие:

Стратегическая. Устанавливает на основе анализа цели организации, координирует процесс разработки стратегии и составления планов.

Экспертно-инновационная. При ее реализации менеджер направляет разработку и внедрение новых видов продукции, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею.

Административная:

- контрольная подфункция;

- организационная подфункция;

- направляющая подфункция;

- кадровая подфункция;

- стимулирующая подфункция.

Коммуникационная. Проведение совещаний, прием посетителей, распределение информации, проведение переговоров, деловое представительство.

Социальная. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает существующие традиции и создает новые.

Рис. 3. Управленческий труд

Date: 2015-12-13; view: 731; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию