Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







История становления и развития логопедии как науки





I этап (с античных времен до XVIII в.)

С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются в работах медиков древности начиная с 5 в. до н.э.

В педагогической литературе Древнего мира упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Индия. В священной литературе особое место занимают трактаты «Аюрведы». В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика. Древняя Греция и Рим. У Гиппократа есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в) Ибн – Сина(Авиценна) Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции.

Западная Европа 17 – начало 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. В трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса.

II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.)

*Достижения в области различных наук и их влияние на понимание психических функций и речи (Х. Лагузен , И. Франк, Р. Шультесс , А. Куссмауль , П. Брока и др.).

*Формирование различных направлений в определении предмета логопедии и ее места в системе наук.

*Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи (приемы коррекции речевых дефектов - оптико-тактильный метод из сурдопедагогики).

III этап (с 3-й четверти XIX в. до 50-х гг. XX века)

Развитие концепций о высших психических функциях и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. (П. К. Анохин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др.) Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

ü Выделение логопедии в самостоятельную дисциплину (в конце 19-нач.20 вв.).

ü Первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский ).

ü Организации специальной помощи детям с расстройствами речи (в России – начало 20 в.).

ü Начало подготовки дефектологов с высшим образованием (Петербург, 1920).

В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов (Хватцев М.Е.) В 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция.Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. Во многих ВУЗах организуются отделения дефектологии, логопедии. В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи.

IV этап (50-х гг. XX в. до настоящего времени)

· Продолжение разработки осн. методологических принципов логопедии.

· С 50-х гг.20в. на первое место выдвигается педагогическое содержание логопедии.

· Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (Р.Е. Левина).

· Развитие сети дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты.

· Развитие мультидисциплинарного подхода в исследовании речевых расстройств

· Дифференцированное изучение речевых нарушений с учетом различных принципов.

· Введение в логопедию новых методов исследования.

· Выделение новых проблем логопедии.

В работах Выготского, Боскис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).

В 1960 г откр.деф. отд. на базе физ.-матем. фак.. Ермилова Клара Гаврил. (логопед сурдол. республ. диспансера) явилась организ-ом службы логопомощи на Бел.. 1961г – 1-ый набор на олиголого на дневн. отд. факул. нач. образ.. 1964 – сурдопед-ов. 24.04.1976 г. – день рожд. фак-та. 2 кафедры:психопатологии и логопедии (Шило Надежда Георгиевна), декан 1-го факультета-Турик Генн. Григ. 1995 г 5 кафедр : основ корр. пед. и псих.; логоп.; олигофр..; сурдо; тифло. В 1991 1-ый набор на спец Лого-я, ЗО после 2000года.Харитонова Ел. Алексан.-Разв-е фраз. речи у дет.с ОНР, Зайцева Людм. Афан. – проблемы заикания, Шергинашвили Юрий Конст. – форм. грамм. строя у детей с ИН, Баль Нат. Ник. – преодол аграмматизма у мл. шк. с ОНР, образоват среда; Науменко Окс. Анат.- формир. знаково-символ деят-ти у ст. дошк. с ОНР, Хабарова Светл. Петр. – формир. готовн. к овлад. чтением у дошк. сОНР, Дроздова Нина Викт.- формир. реч.й активности у ст. дошк. с ОНР., Кочарян А.А. – вопросы логоритмики, Зайцев Игорь Станисл.- проф-ка синдр. шк.. дезадаптации у ст.кл. с ТНР, Филиппович Инна Владим. – Конс. помощь родителям детей с фактором риска в реч. разв-и

 

Цели, задачи и содержание ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с факторами риска в речевой развитии.

Ученые:Архипова Е.Ф., Зайцева Л.А., Приходько О.Г., Слепович Е.С., Стребелева Е.А., Филиппович И.В.

Фактор риска – это общее название условий особенностей образа жизни, а также врожд. или приобре. свойств организма, которые повышают вероятность возникн. у индивида болезней или способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющ. заболевания. (Кодекс: ст. 265, 269).

Дети группы риска – дети, имеющие риск появления нарушений в развитии.

Факторы риска речевого развития: состояние мозговой недостаточности, вызв. действием биологического или соц.-псих. факторов во внутриутробном развитии, во время родов и после.

Причины: рост числа детей, имеющих нарушения при рождении; тенденция к росту заболеваемости (врожденные инфекции, заболевания органов чувств, пороки развития); высокие показатели первичной инвалидности; рост числа соц. неблагополучных семей.

Показания к направлению в службу ранней помощи: дети, имеющие отставания в развитии; с выявленными нарушениями; с биологической группой риска (недоношенные, маловесные), с соц. группой риска (родители имеют псих. заболевания); подвергающиеся насилию; молодые мамы.

Задачи:оказание помощи детей с ФРРР в возрасте от рождения до 3-х лет; поддержка семьи в адекватном принятии ребенка и его особенностей; содействие оптимальному развитию и адаптации в обществе; формирование родительской компетенции и ответственности.

Основные функции и подходы:

  1. Междисциплинарная оценка разл. областей развития ребенка: познав, соц-эмоц, двиг, реч, области самообслуживания.
  2. Качественная оценка взаимодействия ребенка в микро- и макросоциуме.
  3. Выявление основных потребностей ребенка и семьи.
  4. Создание программы индив. сопровождения, междисциплинарная помощь ребенку и семье.
  5. Отслеживание эффективной ранней помощи, внесение дополнений в разработанную программу.
  6. Раннее сопровождение и поддержка семьи.
  7. Обеспечение преемственности между ведомствами в оказании помощи семье и ребенку.

Принципы:

- пед. оптимизм, опора за зону ближайшего развития, учет сензитивных периодов

- коррекционно-компенсирующая направленность

- деятельностный подход

- дифференцированный и индивидуальный подход

- семейноцентрированная деятельность, т.е. взаимодействие и с др. членами семьи.

- междисциплинарный подход, т.е. совместная работы специалистов разных обл. знаний.

- партнерства, добровольности, открытости, конфиденциальности, уважения к личности.

Опираемся на блоки:диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный.

Содержание Формирование невербальных свойств общения; развитие понимания обращенной речи; стимуляция голосовых реакций, речевой активности; нормализация тонуса мускулатуры. Стимуляция рефлексов орального автоматизма (поиского, хоботкового, сосательного). Их активизация и нормализация кормления будет способствовать формированию полож. психо=эмоц. комплекса (зрительного и слухового сосредоточения), появлениия элементов вокализаций.Выработка потребности ребенка в общении со взрослыми.Формирование компонентов зрительно-моторной координации(фиксация взгляда, прослеживание). Слуховое сосредоточение. Стимуляция двигательной активности; вызывание звуковых реакций.

Этапы:

  1. Обращение: м\б по направлению нервопатолога, педиатра, генетика, невропатолога, логопеда или самостоятельно.
  2. Контакт с семьей: через регистратуры.
  3. Первичный прием: определяется проблема из запроса семьи, сбор анамнеза, компьютерная обработка, скрининг слуха и зрения.
  4. Предварительная междисциплинарная оценка развития ребенка.
  5. Выбор направлений и длительности работы специалистов с ребенком и семьей.
  6. Работа специалистов.

 

Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы по устранению речевых нарушений. Логоритмика (ЛР)-это реабилитационная методика обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, основанная на использовании физических упражнений, построенных на связях движений, музыки и речи. Основатель логоритмики - Эмиль Жак Далькруз. Александрова основала в России Московскую ассоциацию ритмистов, считала, что к этому делу нужно привлекать детей с ОПФР. В.А. Гринер – выделила логоритмику как реабилитационную методику и написала учебник. Технология проведения логоритмических занятий с детьми с ОНР. Этапы ЛГ воздействия: диагностический, проектировочный, реабилитационный. Диагностический включает в себя: 1. обследование состояния психомоторного развития: - обследование общей моторики( исследов. двигательной памяти, переключ. движений, самоконтроля; исследов. произвольного торможения движений; исследов. статической координации движений; исследов. динамич. координации движений; исследован. устойчивости и распредел. внимания; исследов. координации движений; исследов. переключения движений; исследов. пространственной организации движений. 2. обследование мелкой моторики ( исследов.: произвольной моторики пальцев рук (по подражанию, по словесной инструкции); мимические пробы (объем и качество мимических движений, объем и качество глазодвигательных проб, исследов. сформированности отдельных мимических поз). 3. Исследов. сформированности комплекса музыкальности (исследов. слухового внимания, исследов. слухов. восприятия; музыкального слуха, тембрового слуха, динамического слуха (гармонический, мелодический, акцентированный).4.Исслед. темпо-ритмич. чувства (исследов. ритмического чувства, исследов. чувства ритма). 5. Исследов. коммуникативных умений (исследов. восприятия коммуник. ситуаций, хар-р использования паралингвистических сред-в, исследов. параметров и аспектов коммуникативного поведения (продуктивного, рецептивного, реактивного, нормативного)). Реализация диагностической программы: анализ результатов диагностики; выделение уровней психомоторного развития детей с ОНР; учет результатов диагностики в процессе коррекц.-реабилит. воздействия и психолого-педагогического сопровождения. Проектировочный включает в себя: моделирование целей и задач ЛР воздействия; моделир. содержания ЛР воздействия логопедом, музработником, воспитателем, психологом; создание комплексного плана ЛР занятий, среды, целепологания; отбор и компановка содержания. Реабилитационный: 1. Направления ЛР воздействия при дизартрии: стимуляция развития всех сторон речи, сенсор. и психич. ф-ций, формирование целостной психич. деят-ти; корр. речевого дыхания (увелич. объема дыхания, нормализация темпа); развитие и корр. голоса(ортофония, пение, мелодекламация); кинезиотерапия; тренировка артикул.-сенсорных схем; психогимнастика; музыкотерапия; психокоррекция. 2. Направления ЛР воздействия при открытой ринолалии: коррекция речевого дыхания с произвольной дифференц. дыхательных фаз; оральная гимнатика; психогимнастика; кинезиотерапия; музыкотерапия; ортофония для снятия назализации; игровые и музыкально-двигательные приемы формир. нормативного звукопроизношения, развития фонематических представлений, лексич., морфолог., синтаксич. Обобщений, развитие связной речи, коммуникабеьности; проф-ка дислексии, дисграфии; психокоррекция.3. Направления ЛР воздействия при алалии: стим. вербальной коммуникации методом фасилитации (фасилитация - процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников) средств ЛР; коммуникативно-речевая перестройка средствами имитационной музыкально-двигательной деят-ти; развитие общей моторики и орального праксиса; маноральная (система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции звуков, разработанная датским сурдопедагогом Форхгаммером) стимуляция артикуляционного праксиса, речевой и музыкально-двигательной деят-ти; развитие основных сторон внимания при восприятии музыки; развитие артикуляционных кинестезий путем синхронизации движения и речи; развитие реципрокной координации движений артикул. аппарата. 4. Направления ЛР воздействия при детской афазии: восст. наруш. речевой просодики; восстановл. наруш. темпо-ритмич. компонентов речи; восстановл. пантомимической коммуникации; устранение апраксий, агнозий средствами ЛР; устранение расстройства схемы тела, пространственной ориентации сред-ми ЛР, кинезитерапии, музыкотерапии, эрготерапии. В логопрактике работа с детьми с ОНР состоит из 4 этапов и в соотв. с ними осуществл ЛР воздействие. На 1 этапе «+» эмоц контакт, привлек. Мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрит. кивок головой. Использ. тактика выжидания и формир. внеречевые контакты с каждым реб-ком. Основные движения(ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей+подвижные игры(умение ориентир. в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывают ловкость движений).На 2 этапелогоработы в ЛР включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей и т. п.В упр. и игры вводятся различные предметы, отлич. по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений. На 3 этапеЛР способств. воспитанию памяти детей. Для развития зрительной, слуховой памяти (провод. упр. и игры типа «Делай, как я», «Что изменилось?» (например, в построении детей), «Запомни и повтори» (движение, ряд движений или движение на координацию);задания в запомин. порядка слов в предлож.; проводятся игры со слож. комплексом движ. и со слож. словес. инструкцией; подвиж. и речев. игры; пение попевок, песен. На 4 этапесовершенств. речев. деят-сти детей. Особое внимание анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на ЛР провод. подвиж. игры, сюжетно-ролевые, инсценир. песен, стихотв., прозы с муз. сопровожд. и без него, празднич. и выпускн. утренники, стимулир. и соверш. на занятиях виды деят-сти, как художественно-речевая, сочетанная музыкально-изобразительная, театрально-игровая, музыкальная.

 








Date: 2015-12-13; view: 1494; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию