Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Основоположники отечественной логопедии





Власова Наталия Александровна (1899—1989)

Логопед-дефектолог, кандидат педагогических наук, профессор. Окончила 2-й МГУ (ныне МПГУ). В 1929 г. с профессором В. А. Гиляровским организовала в больнице им. Соловьева детскую площадку, где оказывалась логоте-рапевтическая помощь заикающимся детям.

Впервые на детской площадке при больнице Соловьева Н. А. Власовой вместе с профессором В. А. Гринер была вне­дрена логопедическая ритмика.

В 1964 г. Н. А. Власова была приглашена на работу в НИИ психиатрии им. Сербского в лабораторию патологии речи. Автор многочисленных научных и практических тру­дов. Она долгие годы сотрудничала с факультетом реаби­литации Берлинского университета им. Гумбольдтов, со­вместно с профессором К. П. Беккером ею была написана монография «Заикание»; переведен и отредактирован учеб­ник «Логопедия» К. П. Беккера и М. Совака.

Имя Н. А. Власовой достойно стоит среди тех, кто внес большой вклад в развитие отечественной логопедии.

Основные труды

Логопедическая работа с заикающимися дошкольника­ми. М., 1955.

Доброгаев Сергей Мартьянович (1873, дата кончины неизвестна)

Врач-невропатолог, профессор. Работал зав. кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопе­дии с 1932 по 1935 гг. в Ленинграде. Большая часть его ра­боты связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лекции, экспери­ментальные научные исследования посвящены вопросам физиологии, патофизиологии и терапии речи. По пробле­мам речи опубликованы научные работы в области сурдопе­дагогики и логопедии.

Основные труды

Физиологический и социальный элементы в учении о речи человека / РАНИОН НИИ сравнит., истории лит. и яз. Запада и Востока. Л., 1929.

Звукопроизносительная речь нормально слышащих и кине­тическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мыш­ление: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т языка и мышления. Л., 1934.

Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии речи и логотерапии / ЛГПИ. Л., 1934.

Ипполитова Анастасия Гавриловна (1902—1986)

Трудовая деятельность началась в детском доме для глу­хонемых детей, затем она поступила на дефектологический факультет 2-го МГУ, по окончании которого получила спе­циальность сурдопедагога и логопеда. Работала в различ­ных специальных учреждениях Москвы, а с 1946 года — в Центральном невропсихиатрическом диспансере для детей и подростков, сочетая практическую работу логопеда с на­учной в НИИ дефектологии АПН РСФСР и пеДагогичес-кой — в МГПИ им. В. И. Ленина. В это же время стала глав­ным методистом Москвы.

Осуществленная ею теоретическая и практическая разра­ботка системы методических приемов постановки звукопро-изношения у детей с псевдобульбарной дизартрией и ринола-лией явилась ценным вкладом в дефектологическую науку.

Основные труды

Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. М., 1963.

Открытая ринолалия. М., 1983.

Левина Роза Евгеньевна (1908—1989)

В 1927 году поступила во 2-й МГУ. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены прин­ципы системного анализа речевой и психической недоста­точности алаликов. Основные положения и выводы этой ра­боты имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии.

Наиболее значительной научной заслугой профессора Ле­виной по праву считается построение концепции общего не­доразвития речи. В 1961 г. завершила обширное исследова­ние, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компо­нентов речевой деятельности, влияющих на природу нару­шений письма: описаны индивидуальные особенности ком­пенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Р. Е. Левиной явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написан­ная коллективом сотрудников под ее непосредственным ру­ководством. Значительным вкладом в развитие организа­ции логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагоги­ческая классификация речевых нарушений.

Выдающийся ученый в области логопедии, Р. Е. Левина всегда являлась высочайшим авторитетом для ученых, учи­телей, организаторов корррекционного обучения — всех, кто был занят проблемой преодоления речевых нарушений у детей.

Основные труды

Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

Ляпидевский Сергей Семенович (1903—1975)

Свою трудовую деятельность начал с работы в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педаго­гического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань и поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячю-вым организовал Московский областной и городской дефек­тологический кабинет, а в 1932 году — дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городс­ком педагогическом институте.

В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. С 1946 по 1965 год работал в Научно-ис­следовательском институте дефектологии АПН РСФСР. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой

психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленива, в 1962 году ему было присвоено звание профессора.

Сочетание двух профессий — педагога и врача — способ­ствовало формированию С. С. Ляпидевского как разносто­роннего ученого с широким кругом интересов. Он является автором и редактором учебников для высшей школы, моно­графий, сборников статей. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал установлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы из­даны в Румынии и Югославии.

Научно-педагогическая и общественная деятельность С. С. Ляпидевского получила высокую оценку. Он был на­гражден орденом Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в педагогической деятельности и в развитии специальной пе­дагогики был удостоен медали им. К. Д. Ушинского.

Основные труды

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпи­девского. М., 1963. Вып. I, II, III.

Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавтор­стве). М., 1969.

Орфинская Вера Константиновна (1899—1971)

Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом от­делении университета. Ее учителями и руководителями пер­вых научных работ были ученые с мировым именем, про­фессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факульте­те, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а так­же физиологии под руководством А. А. Ухтомского.

Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в Отофонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с раз­личными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, за­икающиеся, алалики и др.

В 1934 г. стала заведующей фонолого-логопедической лаборатории института.

Ее исследовательская деятельность начиная с военных лет сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии.

Впервые в истории логопедии В. К. Орфинской было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройств, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и харак­тер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описа­ны симптомы языковых расстройств, проявления наруше­ний фонематической, морфологической, синтаксической систем языка.

Результаты сравнительного лингвистического изучения алалии и афазии были обобщены В. К. Орфинской в ее док­торской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.

Основные труды

Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.

Принципы построения дифференциальной методики обу­чения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л., 1963.

Методика работы по подготовке к обучению грамоте де-тей-алаликов и анартриков. Л., 1963.

Правдина Ольга Владимировна (1894—1977)

Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. поее просьбе была командирована на годичные курсы по дет­ской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопе­да. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. A. Pay и Ю. А. Флоренская.

С 1933 по 1936 г. О. В. Правдина работала в логопеди­ческой поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

В период Великой Отечественной войны защитила дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата педаго­гических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в ло­гопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.

В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектоло­гических и дошкольных факультетов, а также для логопе­дов-практиков и для учащихся педагогических училищ.

В настоящее время в области логопедии активно работа­ет ряд известных методистов — учеников Ольги Владими­ровны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.

Основные труды

Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945—49. Логопедия. М., 1973.

Pay Федор Андреевич (1868—1957)

Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, д-р пед. наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в бурдопедагогике и логопедии. В течение мн'огих лет воз­главлял Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых (по­зднее Московский институт глухонемых).

Инициатор первых мероприятий по организации лого­педической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является од­ним из организаторов высшего дефектологического обра­зования.

В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагоги­ки и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учеб­ников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопе­дии. Награжден орденом Ленина.

Основные работы

Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. A. Pay). M., 1940.

Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф. Pay). M., 1959.

Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Ко-пейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.

Pay Елена Федоровна (1889—1969)

Имя Е. Ф. Pay известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. A. Pay и Н. A. Pay) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольни­ками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2—3 месяцев и до 2 лет, а так­же слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В1954—56 гг. она совмещала рабо­ту в здравотделе Москвы с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Е. Ф. Pay — до­цент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих извест­ных научных работ.

Основные труды

О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.

Вспитание правильного звукопроизношения у детей (со­веты родителям). М., 1961.

Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М., 1969.

Трауготт Наталия Николаевна (1904—1994)

Доктор мед. наук профессор Наталия Николаевна Трау­готт работала вместе с И. П. Павловым, Л. С. Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели.

С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с пато­логией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами. В сферу ее научных интересов в дальнейшем входило изучение межполушарного взаимодействия. Впер­вые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях голов­ного мозга, изучила работу слухового анализатора при дет­ской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифферен­цировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отече­ственной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха.

Под руководством Н. Н. Трауготт в лаборатории патоло­гии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сечено­ва, которую она возглавила в 1956 году, проводились иссле­дования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимо­действия.

До последнего дня своей жизни Наталия Николаевна кон­сультировала детей с речевыми, интеллектуальными и по­веденческими аномалиями.

Консультации больных с речевой патологией, детей и взрослых, которые проводились с участием Н. Н. Трауготт, были открыты для всех логопедов города. Их посе­щали и невропатологи, и нейропсихологи, и специалис­ты по смежным дисциплинам: сурдологи, психиатры, лингвисты, нейрофизиологи. Это была хорошая школа для всех, кто работал со сложными формами речевой па­тологии.

Основные труды

К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском воз­расте. Л., 1940.

Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в со­авт.). Л., 1975.

Фельдберг Давид Владимирович (1873—1942)

Доктор медицины профессор Д. В. Фельдберг окончил медицинский факультет Киевского университета (1897) и естественное отделение физико-математического факульте­та С.-Петербургского университета. Работал на Педагоги­ческих курсах Фребелевского общества (1911—1916). В Пе­дагогическом институте дошкольного образования занимал должность профессора кафедры гигиены детского возраста. С 1918 по 1925 годы был зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Являлся организатором этой кафедры. С 1925 го­да и до 1938 г. занимал должность декана дефектологичес­кого факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Одновременно являлся директором Отофонетического ин-та.

Область научных интересов: обучение детей с недостат­ками слуха и речи.

Основные труды

Программы по сурдопедагогике и логопедии: (Для дефек-тол. отделения педтехникума) / Сост. Фельдберг Д. В. Л., 1931.

Таблицы речевой артикуляции: Нагл яд. метод-, учеб. по­собие для спец. публ. речи и певцов / Под ред. Д. В. Фельд-берга / Ленингр. науч.-практ. Ин-т по болезням уха, носа, горла и речи. Л., 1934.

Слуховая проблема у акупатов // Методы исследования и воспитания слуха и ритма у тугих и тугоухих детей (школьная акуметрия, акупедия и ритмопедия). СПб-М., 1936.

Хватцев Михаил Ефимович (1883—1977)

Начал свою научную деятельность в 1926 г.

Начиная с 1934 г. его жизнь и деятельность была нераз­рывно связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он в течение трех десятилетий вел активную педагогическую и научную работу: читал лекци­онные курсы по логопедии, а также по психологии глухих и методике обучения глухих произношению, одновременно формируя содержание этих курсов.

Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Де­фекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии.

Им написано свыше 70 научных трудов, которые адресо­ваны не только логопедам, но и учителям массовых школ, воспитателям дошкольных учреждений и родителям и даже самим логопатам (подросткам и взрослым).

Особую заботу Михаил Ефимович всегда проявлял о со­зданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим ка­федрой сурдопедагогики.

Михаил Ефимович Хватцев был истинным патриотом; он всегда проявлял большую заботу о том, чтобы отечествен­ная, логопедия достойным образом была представлена и за рубежом. Правительство высоко оценило научно-педагогическую и общественную деятельность профессора М. Е. Хватцева: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, а также значком «Отличник народного образования».

Основные труды

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.

Недостатки речи у школьников. М., 1958. Логопедия. Учебник. М.—Л., 1959.

Известные ученые-логопеды

Бейн Эсфирь Соломоновна (1907—1981)

Нейропсихолог, доктор биол. наук, профессор, ученица и друг Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.

С 1954—1976 гг. руководитель группы нейропсихологии и логопедии НИИ неврологии при АМН СССР, автор боль­шого числа исследований по проблемам психологии, нару­шения и восстановления речи при афазии (афазия и пути ее преодоления).

Основные труды

Парафазии при различных видах афазии. М., 1961. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (всоавт.). М., 1962.

Афазия и пути ее преодоления. М., 1964.

Белякова Лидия Ивановна

Окончила в 1952 г. Московский медицинский инсти­тут им. И. П. Сеченова по специальности «Лечебное дело».Затем работала в лаборатории психологии под руководством проф. К. К. Платонова, позже окончила аспирантуру Ин­ститута высшей нервной деятельности АН СССР.

С 1961 г. — научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности АМН СССР, с 1968 г. работала в ла­боратории патологии речи Института общей и судебной пси­хиатрии им. В. П. Сербского. С 1981 года заведовала кафед­рой логопедии МГПИ.

В 1962 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1982 году — док­тора медицинских наук на тему: «Клинико-физиологичес-кий анализ центральных механизмов заикания». В 1987 г. получила звание профессора. Имеет около 150 научных и научно-методических публикаций, в том числе ею в соав­торстве издано 5 монографий, 2 из них — на немецком язы­ке, 3 учебных пособия и главу в учебнике «Логопедия», ко­торые имеют гриф Министерства образования РФ. Научные интересы Л. И. Беляковой связаны с исследованием выс­шей нервной деятельности детей, речевым онтогенезом, па­тогенетическими механизмами заикания.

Активно участвует в разработке стандартов образования, а также экспертной оценке образовательных программ по логопедии.

Основные труды

Проблемный подход к анализу патогенетических меха­низмов заикания // Заикание: проблемы теории и практи­ки. М., 1992.

Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.

Заикание (в соавт.) М., 1998.

Винарская Елена Николаевна

Профессор, доктор наук, потомственный дефектолог, из­вестна не только в России, но и за рубежом. Область ее исследований — проблемы дефектологии (в том числе лого­педии), проблемы афазиологии раннего речевого развития детей. В работах Елены Николаевны блестяще представле­ны аспекты неврологии, нейрофизиологии, нейропсихоло­гии, лингвистики, психолингвистики и логопедии. Как ученый она сформировалась под влиянием и в сотрудниче­стве с О. В. Правдиной, Э. С. Бейн, В. Б. Касевичем. Все ее научные исследования связаны с именами Л. С. Выготско­го и А. Р. Лурии. Е. Н. Винарская имеет свою научную школу. Ею написано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционного и восстановительного обучения детей и взрослых с наруше­ниями речи.

Основные труды

Клинические проблемы афазии. М., 1971.

Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в кли­нике очаговых поражений мозга (в соавт.). Ташкент, 1973.

Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло­гии. М., 1987.

Визель Татьяна Григорьевна

В. 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, а затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению боль­ных с афазией и стала работать с больными как практи­ческий логопед.

Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.

Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афа­зии средств невербальной коммуникации.

В течение 25 лет ведет регулярный семинар, а также цик­лы повышения квалификации для специалистов (дефектологов, психологов, врачей), занимающихся проблемами па­тологии речи и других высших психических функций. В 2002 году защитила докторскую диссертацию.

Основные труды

Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии. М., 1975.

Восстановление речи у больных с афазией (в соавт.) М., 1982.

Нейролингвистический анализ афазий. М., 2001.

Власенко Игорь Тихонович (1941-2003)

Как ученый сформировался в научной школе Э. С. Бейн. В конце 70-х и начале 80 гг. работал сотрудником лаборато­рии логопедии НИИ дефектологии АПН СССР под руковод­ством Р. Е. Левиной. Затем возглавил эту лабораторию, а в последующем стал заместителем директора по научной ра­боте в НИИ дефектологии СССР. На всех этапах творческой жизни его научные интересы были связаны с психологичес­кими проблемами афазии и алалии.

Основные труды

Об особенностях ассоциативных процессов у больных с моторной афазией. М., 1973.

Глагольные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией (в соавт.) // Дефектология. М., 1975. № 4.

Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.

Волкова Галина Анатольевна

Окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала лого­педом в детской поликлинике и психоневрологическом дис­пансере г. Владивостока.

Ученица профессора М. Е. Хватцева. В 1972 г. она ус­пешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с на­рушениями речи.

Она автор более 120 научных трудов, в том числе и проб­ного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (про­блемы заикания и афазии). Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г. А. Волковой за­щищены кандидатские диссертации.

В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Пе­тербурга и области.

Основные труды

Игровая деятельность в устранении заикания у дошколь­ников. М., 1983.

Логопедическая ритмика. М., 1985, 1998.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997.

Волкова Лариса Степановна

В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедрысурдопедагогики. Работала старшим преподавателем, за­ведовала несколько лет кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. В. Лациса в г. Лиепае. В 1965 г. защи­тила кандидатскую диссертацию.

В 1970 г. вновь была приглашена на работу в ЛГПИ им. А. И. Герцена, избрана деканом дефектологического факуль­тета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. В 1983 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1985 г. ей присвоили ученое звание профессора. С 1980 г. заведует ка­федрой психопатологии и логопедии, в последующем пре­образованную в кафедру логопедии.

Лариса Степановна Волкова — ученый-педагог, вид­ный организатор науки, немало сделавший для разви­тия отечественной дефектологии и логопедии, подготов­ки научно-педагогических кадров. Под ее научным руководством в области логопедии подготовлены диссер­тации. На созданной ею и руководимой в прошлом ка­федре логопедии в РГПУ им. А. И. Герцена сформирова­на ее научная школа.

Является членом учебно-методического совета по дефек­тологии при Министерстве образования РФ. В течение мно­гих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология». Работая 10 лет деканом факуль­тета дефектологии и 15 лет заведуя кафедрой логопедии, она внесла большой вклад в развитие высшего дефектоло­гического образования.

По поручению Министерства просвещения СССР Л. С. Вол­кова стала автором и научным редактором учебника «Лого­педия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редак­тором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии» (1997).

Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доб­лестный труд », серебряной медалью ВДНХ за создание учеб­ника «Логопедия», знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы».

Решением Ученого совета ей присваивается звание «По­четный профессор РГПУ им. А. И. Герцена».

В октябре 1994 года указом Президента ей присвоено по­четное звание «Заслуженный деятель науки РФ», а в сентябре 1998 г. звание «Лауреат премии правительства в об­ласти образования Российской Федерации». С 1999 г. рабо­тает в Ленинградском государственном областном универ­ситете им. А. С. Пушкина.

Основные труды

Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глу­бокими дефектами зрения. Л., 1991.

Логопедия (научный редактор и автор). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редак­тор). М., 1997.

Воробьева Валентина Константиновна

Кандидат педагогических наук доцент кафедры логопе­дии Московского государственного открытого педагогичес­кого университета.

Ею разработаны и читаются лекционные курсы по лого­педии, основам психолингвистики, логопатопсихологии и спецкурс по авторской методике: «Формирование умений и навыков связной речи у детей с ее системным недоразви­тием».

Работает в русле нового направления в логопедии, свя­занного с психолингвистическим обоснованием механиз­мов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией. Такой подход отражен в ее диссертационном ис­следовании, дипломных работах и в диссертационных ра­ботах аспирантов, которыми она руководит. В. К. Воробье­ва осуществляет квалифицированную деятельность по разработке стандартов, учебных планов по специальности «Логопедия».

Неоднократно выступала с докладами на международных и российских научных конференциях по дефектологии, ею опубликовано свыше 40 научных работ, а также подготов­лен ряд учебно-методических пособий по курсам логопедии и основ психолингвистики.

Основные труды

Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией. М., 1986.

Возможности прогнозирования в процессе связного ре­чевого сообщения учащимися с системными нарушениями речи. СПб., 2001.

К понятию системности нарушения речевой деятельнос­ти при моторной алалии. М., 2002.

Волосовец Татьяна Владимировна

В 1987 году окончила отделение логопедии дефектологи­ческого факультета МШИ им. В. И. Ленина, а затем аспи­рантуру и в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа с детьми 1—3 лет с врожденными рас­щелинами губы и неба». В МГЛУ им. В. И. Ленина работала заместителем декана факультета, а в Московском городс­ком педагогическим университете — доцентом кафедры ло­гопедии; ученый секретарь университета. В настоящее вре­мя — начальник управления специального образования Министерства образования Российской Федерации. Имеет свыше 40 научных работ.

Основные труды

Основы логопедии: Учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2000.

Актуальные проблемы подготовки кадров по специаль­ности «Логопедия». СПб., 2002.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников — учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2002.

Гриншпун Борис Моисеевич (1929—1986)

Окончил МГПИ им. В. И. Ленина, работал учителем в Калуге. Под научным руководством профессора СЕ. Крючкова защитил диссертацию в 1963 году, получив степень кандидата филологических наук. На дефектологическом факультете работал с 1958 года доцентом кафедры психопа­тологии и логопедии (позднее — кафедры логопедии). Эру­дированный, хорошо знающий литературу, обладающий на­учным предвидением, Б. М. Гриншпун был отличным воспитателем молодежи.

Им разработан ряд разделов лекционного курса по лого­педии. Читал лекции и вел практические занятия по психо­логии речи (теории речевой деятельности), выступал на пе­дагогических чтениях и научных конференциях, пользовался авторитетом и большой популярностью у коллег и многочис­ленных учеников.

Один из видных дефектологов нашей страны, Б. М. Грин­шпун является автором нескольких глав современного учеб­ника «Логопедия», целого ряда научных работ по различным аспектам логопедии. Его лекции пользовались неизменным успехом не только у студентов, но и у преподавателей дефек­тологических факультетов.

Основные труды

О принципах логопедической работы на начальных эта­пах формирования речи и голоса у детей. М., 1975.

Классификация речевых нарушений (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Дислалия (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Иванов Евгений Сергеевич

Доктор мед. наук профессор, окончил лечебный факуль­тет Военно-морской медицинской академии, адъюнктуру ВМА (1949). В ЛГПИ работал на кафедре психопатологии и логопедии в должности доцента, зав. кафедрой (1965— 1980), профессора (1967); профессора каф. анатомо-физиологических основ дефектологии (1986—1994). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Оте­чественной войны I степени (1944), Красной Звезды (1945); 22 медалями; значком «Отличник народного про­свещения».

В настоящее время — профессор международного уни­верситета им. Р. Валленберга. Научные исследования Евге­ния Сергеевича посвящены психопатологии аномальных детей; патогенезу психопатологических синдромов; задер­жке психического и речевого развития. Он опубликовал бо­лее 140научных трудов, подготовил более 22 кандидатов наук. Е. С. Иванов был в течение многих лет председателем специализированного Ученого совета по защите кандидатс­ких диссертаций. Принимал активное участие в работе со­ветов и комиссий, проводимых Министерством просвеще­ния СССР и Министерством образования РСФСР.

Основные труды

Речевой стационар как центр медико-психолого-педаго­гической реабилитационной работы для детей с речевой не­достаточностью (в соавт.) / XXXI Герценовские чтения «Опыт изучения аномальных школьников». Л., 1978.

Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательных школ // Дифференциальная диагностика нарушений речи и поведения у аномальных детей. Межвуз. сб. науч. тр. ЛГПИ. Л., 1989.

Спорные вопросы диагностики раннего детского аутиз­ма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997.

Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)

Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специ­алистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ве­дущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена. Окончив в 1956году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков боль­ше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направ­лением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил про­грамму к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, про­должая традиции В. К. Орфинской.

Его деятельность как ученого и педагога была многогран­ной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей дея­тельности заявлял о себе как крупный ученый и талантли­вый педагог.

Основные труды

Определение экспрессивной алалии как языкового рас­стройства. Л., 1978.

Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Л., 1985.

Экспрессивная алалия. СПб., 1994.

Лалаева Раиса Ивановна

После окончания педагогического училища поступила в 1956 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологический факультет. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году — дневное по специальности «Тифлопедагоги­ка», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофрено­педагогика» . Работала учителем и логопедом вспомогатель­ной школы. В 1970 году окончила аспирантуру по кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у умственно отсталых школьников и пути их коррекции». В 1989 году защитила докторскую дис­сертацию «Нарушения устной речи и система их коррек­ции у умственно отсталых школьников». С 1970 по 1975 г. работала ассистентом кафедры психо­патологии и логопедии, с 1975 по 1990 г. —доцентом, с 1990 по 1999 г. — профессором кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена. С 1999 г. — профессор кафедры дефек­тологии Ленинградского государственного областного уни­верситета им. А. С. Пушкина.

Внесла весомый вклад в решение многих проблем лого­педии. Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.

Под руководством Р. И. Лалаевой сформировалась науч­ная школа по изучению структуры сложного речевого де­фекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.

При решении актуальных проблем логопедии Р. И. Ла-лаева работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвисти­ческий подход был реализован и в кандидатских диссерта­циях, выполненных под ее руководством.

Научно обоснованные результаты исследований Р. И. Ла­лаевой нашли отражение более чем в 120 печатных рабо­тах, в том числе в монографиях, учебниках, учебно-мето­дических пособиях, программах, сборниках научных трудов.

Р. И. Лалаева — один из авторов фундаментального учеб­ника «Логопедия», а также «Хрестоматии по логопедии». В 1997 году она получила звание лауреата премии прави­тельства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных посо­бий по логопедии.

Основные труды

Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. (Автор разд. 8.)

Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999,2002.

Лаврова Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры ло­гопедии МПГУ им. В. И. Ленина.

Основным направлением ее научно-исследовательской работы является проблема изучения патологии голоса и ее устранения педагогическими приемами. В 1975 г. защити­ла диссертацию «Методика восстановления голоса при не­которых нарушениях функции голосового аппарата».

Автор более сорока научных публикаций, среди которых книга «Коррекционно-логопедическая работа при наруше­ниях голоса» (в соавт.) и глава «Нарушения голоса» в учеб­нике «Логопедия».

Елена Викторовна Лаврова проводит сбор данных и клинико-педагогическое исследование малоизученных наруше­ний голоса при тяжелых неврологических заболеваниях, а также ведет активную педагогическую работу на дефекто­логическом факультете МПГУ им. В. И. Ленина.

Основные труды

Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. «Нарушения голоса»). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Мастюкова Елена Михайловна

Ученый-дефектолог, известный не только в России, но и за рубежом. Доктор медицинских наук, профессор. Ее исследовательская и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда от­личается высочайшим уровнем профессионализма. Ши­рокую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность Е. М. Мастюковой в пери­од ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Лабора­тория превратилась во всесоюзный консультационный ди­агностический центр для детей и их родителей. Елена Михайловна проявила себя и как педагог: преподавала в МГПИ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии. В настоя­щее время работает в детском восстановительном центре «Аист».

Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей.

Основные работы

Клиника и реабилитационная терапия детских цереб­ральных параличей. М., 1972 (в соавт.).

Лечебная педагогика. М., 1997.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Миссуловин Леон Яковлевич

Окончил дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Гер­цена. Заведующий городским консультативно-диагностичес­ким логотерапевтическим центром объединения психическо­го здоровья № 1 Василеостровского района Санкт-Петербурга, старший специалист сети межрайонных логотерапевтичес-ких кабинетов психоневрологических диспансеров Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, заслуженный работник здравоохранения РФ.

Успешно оказывая логотерапевтическую помощь заика­ющимся различных возрастных категорий, постоянно со­вмещает практическую работу с научной деятельностью. Он является автором ряда статей, научных разработок, мето­дических пособий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В 1988 г. вышла в свет его моно­графия «Лечение заикания».

В настоящее время продолжает разработку новых лого- и психотерапевтических методик и приемов устранения заи­кания у различных категорий нервно-психических больных.

Им защищена докторская диссертация «Лечение, про­гноз и военная экспертиза заикания в связи с его патомор-фозом».

Основные труды

К вопросу о лечении взрослых с остро развившимся заи­канием на фоне истерического невроза. М., 1985. Лечение заикания. Л., 1988. Заикание: Особенности возникновения. Л., 1999.

Оганесян Евгений Вазгенович

Окончил дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ле­нина в 1976 г. С 1973 г. совмещал учебу с практической дея­тельностью в лаборатории патологии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, где и продолжил научно-практическую деятельность в качестве научного со­трудника после окончания института. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию «Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заика­ющимися».

В 1990 году ему присвоили ученое звание доцента, а за­тем — профессора. С 1977 по 1995 г. работал в МПГУ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии, с 1985 по 1991 г. зани­мал должность декана дефектологического факультета. С 1995 г. являлся заведующим кафедрой логопедии Москов­ского городского педагогического университета.

Е. В. Оганесян является одним из ведущих специалис­тов России по проблеме коррекционного воздействия сред­ствами логопедической ритмики.

В течение ряда лет был членом Научно-методического со­вета по дефектологии Министерства Просвещения СССР чле­ном ученой комиссии по логопедии Министерства просве­щения РСФСР. В 1991 г. ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ».

Ведет активную международную деятельность в сфере общей и специальной педагогики (в США, Чехии, Венгрии, Германии, Великобритании и др., где выступал с научными докладами по изучаемым им проблемам). Он является чле­ном ряда международных организаций в области специаль­ной педагогики и специальной психологии, в том числе: Международного клуба кохлеарных имплантантов (США), Международной организации «MENSA INTERNATIONAL»; Британско-европейской психологической ассоциации (Leicester, UK) и ряда других. С 1996 г. — ректор Москов­ского социально-гуманитарного института.

Основные труды

Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися. Л., 1981.

Обоснование принципов дифференцированного примене­ния логопедической ритмики со взрослыми заикающимися (в соавт.). М., 1982.

Логопедическая ритмика. М., 1998.

Орлова Ольга Святославовна

Доктор пед. наук, профессор, с 1999 г. заведующая ка­федрой олигофренопедагогики и логопедии, а затем — ло­гопедии Московского государственного открытого педа­гогического университета им. М. А. Шолохова.

В 1976 г. с отличием окончила дефектологический фа­культет МШИ им. В. И. Ленина и начала работать на ка­федре психопатологии и логопедии. В 1977 г. прошла по конкурсу на должность младшего научного сотрудника в отделении патологии голоса и речи Московского научно-ис­следовательского института уха, горла и носа.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию «Систе­ма коррекционно-педагогического воздействия в процессе реабилитации голоса у лиц со спастической дисфонией», а в 1998 г. — докторскую диссертацию «Система логопедичес­кой работы по предупреждению нарушений голоса у педа­гогов».

Научная деятельность О. С. Орловой связана с разработ­кой вопросов реабилитации детей и взрослых с различными нарушениями голоса. Результаты исследований отражены в 110 работах, в том числе в 15 методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР и РФ. Автор учебных курсов и программ для студентов дефекто­логических факультетов, фониатров и фонопедов, обучаю­щихся в НИИ уха, горла и носа. Она является одним из ак­тивных организаторов всероссийских и международных конгрессов и симпозиумов в Москве, Киеве, Санкт-Петер­бурге, Казани, Екатеринбурге.

В 1991 г. была одним из инициаторов создания Ассоциа­ции фониатров и фонопедов, в настоящее время является заместителем председателя, ведет большую общественную работу.

Нарушения голоса в период мутации: Особенности фонопедической работы // Методические рекомендации МЗ РСФСР. М., 1984.

Нарушения голоса у детей // Новости отоларингологии

и логопедии. 1996.№ 34.

Реабилитация лиц речевых профессий с нарушениями

голоса. М., 1998.

Парамонова Людмила Георгиевна

В 1951 г. поступила на дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, где училась у профессора Михаила Ефимовича Хватцева.

После окончания аспирантуры с 1958 по 1962 г. работа­ла в Ленинградском ЛОР НИИ на отделении патологии речи в должности логопеда.

В 1962 г. была приглашена в ЛГПИ им. А. И. Герцена.

С 1995 г. является доцентом кафедры дефектологии Ле­нинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина, совмещая преподавательскую деятель­ность с практической работой в должности логопеда-кон­сультанта в центре «Здоровье».

Активная практическая деятельность доцента Л. Г. Па­рамоновой дает ей возможность приблизить учебный про­цесс в вузе к насущным проблемам современности, показать студентам сегодняшнего ученика и труд логопедов но­вой генерации.

Основные труды

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М., 1987.

Логопедия для всех. СПб., 1998.

Селиверстов Владимир Ильич

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психо­логии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Лени­на, заместитель декана по научной работе, научный руко­водитель СНО факультета.

Он окончил дефектологический факультет этого инсти­тута в 1955 г., затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба.

Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки.

Ведет большую научно-методическую и научно-органи­зационную работу. В течение многих лет был заместите­лем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического сове­та по коррекционно-педагогическим проблемам дошколь­ного образования Минобразования РФ, руководитель ко­миссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефек­тология» ; член специализированного диссертационного со­вета МПГУ и др.

Награжден почетными знаками: «Отличник здравоохра­нения», «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «За отличные успехи в работе в области высшего образования», двумя знаками «За успехи в науч­но-исследовательской работе студентов», серебряной меда­лью ВДНХ СССР, медалью «Ветеран труда», многочислен­ными почетными грамотами и дипломами.

В 1997 г. присвоено звание Заслуженного работника выс­шей школы Российской Федерации, в 1998 г. — звание лау­реата премии правительства Российской Федерации в обла­сти образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии для высших учебных заве­дений.

Основные труды

Игры в логопедической работе с детьми / Ред. и сост. В. И. Селиверстов. 1987.

Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Се­ливерстова. М., 1988.

Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., 1994.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989,1995,1998,2002.

Соботович Евгения Федоровна

Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Гер­цена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. За­тем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работа­ла доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопеда­гогики и логопедии Киевского государственного педагогичес­кого института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Прояв­ления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Пси­холого-педагогические основы коррекции нарушений фор­мирования грамматического строя речи у детей» известный ученый, внесший крупный вклад в разви­тие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового рас­стройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили слож­ный и своеобразный характер недоразвития интеллекту­альной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистичес­кой модели развития речи в онтогенезе, в котором рас­крыта динамика развития психолингвистических меха­низмов речевой деятельности, формирования языковых структур.

Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолин­гвистического подхода. Ею опубликовано более 100 науч­ных работ.

Основные труды

Формирование правильной речи у детей с моторной ала­лией.

Нарушения речевого развития у детей и пути их кор­рекции.

Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования.Спирова Людмила Федоровна

Окончила филологический факультет Госуниверситета в 1948 г., в 1952 г. — аспирантуру при НИИ

психологии АПН РСФСР. Имеет степень кандидата педагогических наук (по психологии) и звание старшего научного сотрудника по ло­гопедии.

С 1953 (почти с момента основания сектора логопедии при НИИ психологии АПН РСФСР) по 1986 г. она работала старшим научным сотрудником. Опубликовала около 80 ра­бот по теории и практике логопедии.

Новый подход в рассмотрении нарушений устной и пись­менной речи позволил принять участие в разрешении ряда организационных и методических вопросов: научно обосно­вывается открытие специальных логопедических учрежде­ний, разрабатывается их структура, принципы и методы отбора детей в эти учреждения, пути коррекционного воз­действия с учетом индивидуальных особенностей детей, ре­комендации учащимся общеобразовательных школ по уст­ранению ошибок речи, письма и чтения.

Проведенное Л. Ф. Спировой исследование послужило основанием для разработки первых учебных планов, про­грамм по развитию речи, а также для выявления наиболее эффективных методических приемов по развитию и совер­шенствованию путей усвоения детьми с общим недоразви­тием речи языковых форм общения.

Она принимает активное участие в научных сессиях, кон­грессах, научно-практических конференциях. Оказывает разнообразную методическую помощь логопедам, учителям специальных и общеобразовательных школ в повышении их квалификации.

Основные труды

Роль фонематических представлений при обучении де­тей письму. М., 1952.

Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.

Соотношение между недостатками произношения чтения и письма. М., 1959.

Усанова Ольга Николаевна

Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1964 г. Параллельно с учебой в институте и затем в аспирантуре на кафедре психопатологии и логопе­дии работала в лаборатории нейропсихологии, возглавляе­мой А. Р. Лурией в НИИ нейрохирургии АМН СССР.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию по про­блеме формирования звукопроизношения у детей с мотор­ной алалией.

В течение 20 лет она работала на кафедре психопатоло­гии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина сначала ассистен­том, затем доцентом. За это время выполнила и опублико­вала свыше 70 научных работ.

На дефектологическом факультете читала различные учебные курсы по теории и практике логопедии, а также курсы по специальной психологии.

Вместе со своими коллегами в течение более десяти лет работала в научно-методическом совете по дефектологии.

С 1989 г. начала работать на кафедре психологии того же института, где читала курсы по специальной психоло­гии и психодиагностике, а также занималась разработкой учебных планов для подготовки практических психологов для системы образования.

В 1990 г. открыла негосударственный Институт психо­логии и педагогики. Сегодня это аккредитованное государ­ством высшее учебное заведение, в котором создан факуль­тет коррекционной педагогики. Психологи и логопеды обучаются здесь по современным программам, в которых учитывается зарубежный опыт.

О. Н. Усанова неоднократно читала лекции за рубежом.

В 1996 г. ею была защищена докторская диссертация по проблеме взаимодействия специалистов — субъектов прак­тической помощи детям с проблемами в развитии.

Основные труды

Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1987.

Специальная психология. М., 1990.

Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Филичева Татьяна Борисовна

В I960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ.

Является ведущим специалистом в области дошкольной

логопедии. Профессор, доктор педагогических наук, Т.Е. Филичева — автор более 40 научных работ. Публика­ции эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее иссле­дования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошколь­ников. Ее методические пособия являются основой систе­мы коррекционно-воспитательной работы в детских дош­кольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а также «Основы логопедии».

Ведет большую научно-исследовательскую работу, разра­батывая вопросы предупреждения и коррекции речевых де­фектов детей дошкольного возраста. Благодаря ей организо­вана система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Яв­ляется научным руководителем уникального дошкольного об­разовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обу­чения студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М. А. Шолохова.

Является председателем экспертного совета по издатель­ской деятельности и членом учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования Российской Феде­рации. Награждена медалью К. Д. Ушинского; медалью 850 лет Москвы, имеет звание «Отличник народного про­свещения», Заслуженный учитель СССР, Заслуженный ра­ботник высшей школы РФ.

Основные труды

Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.

Основы логопедии. М., 1989.

Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.

Фомичева Мария Федоровна

В 1955 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учи­тель русского языка и литературы средней школы.

С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организа­цией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзер­жинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинс­кого района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать в МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической дея­тельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследо­вательском институте дефектологии. В настоящее время — до­цент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.

Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомиче­вой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее бо­лее 20 научных публикаций, в числе которых методичес­кие пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Заслуги М. Ф. Фомичевой отмечены значком «Отличник народного просвещения».

Основные труды

Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М., 1965.

Учите детей говорить правильно. М., 1968.

Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1989.

Цветова Любовь Семеновна

Доктор психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоно­сова, автор многих известных в отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим про­блемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восста­новительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Л. С. Цветковой, широко известных как в России, так и за рубежом.

Основные труды

Восстановительное.

обучение при локальных поражени­ях мозга. М., 1972.

Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. Мозг и интеллект. М., 1995.

Чиркина Галина Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, зав. лаборато­рией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО.

Окончила дефектологический факультет М111И им. В. И. Ле­нина. В 1961 г. начала научную деятельность в области ло­гопедии в Институте дефектологии АПН СССР под руковод­ством проф., доктора педагогических наук Розы Евгеньевны Левиной.

В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по про­блеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1969 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недо­развитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей при­надлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллекти­вом ученых ИКП РАО и МГОПУ. Несколько изданий вы­держал сборник «Методы обследования речи у детей» (1992,1996), научным редактором и автором двух глав которого она является.

В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Г. В. Чиркиной защищена докторская диссер­тация, разработаны методические рекомендации по ком­плексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. Л. С. Волковой, в котором Г. В. Чиркина является автором ряда глав.

В помощь педагогам специальной школы для детей с тя­желыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой).

В общей сложности по актуальным проблемам логопе­дии Г. В. Чиркиной опубликовано более 80 работ. Большое внимание она уделяет подготовке кадров логопедов: явля­ется профессором МГОПУ, успешно руководит диссертаци­онными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны, заместителем председателя диссертацион­ного совета ИКП РАО.

Основные труды

Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в услови­ях спец. д/с». М., 1991.

Основы логопедии (в соавт.) М., 1989.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989,1995,1998,2002.

Методы обследования речи детей. Пособие по диагности­ке речевых нарушений. М., 2003.

Шаховская Светлана Николаевна

Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина по специальности русский язык и литерату­ра, логопедия, получив диплом с отличием. Работала логопедом вспомогательной школы, старшим логопедом городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинско­го, а также логопедом медико-педагогической консультации Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (Институт коррекционной педагогики РАО).

В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Лого­педическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960 г. работает на ка­федре логопедии МГПИ им. В. И. Ленина: сначала ассис­тентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Замести­тель декана дефектологического факультета.

Является преподавателем и ученым высокой квалифи­кации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектоло­гических кадров. Она автор и редактор множества методи­ческих материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. Имеет 200 печатных работ на­учного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках.

Шаховской С. Н. принадлежат первые обобщения по про­блемам теории и практики зарубежной логопедии. Она соав­тор фундаментального учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии», «Практикума по дошкольной логопедии», «Практикума по детской логопедии», монографического по­собия «Расстройства речи у детей и подростков», монографи­ческого сборника научных трудов «Психолингвистика и со­временная логопедия».

Многочисленные ученики профессора С. Н. Шаховской ныне стали ведущими специалистами. С лекциями и докла­дами Шаховская выступала в России и зарубежом. В тече­ние ряда лет была заместителем председателя научно-мето­дического совета по дефектологии МП СССР, членом Республиканской медико-педагогической комиссии, науч­ным консультантом.

В 1998 г. получила звание лауреата Премии правитель­ства Российской Федерации в области образования за созда­ние комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Ло­гопедия» для высших учебных заведений.

Основные труды

Логопедическая работа по формированию грамматичес­кого строя речи у детей, страдающих моторной алалией // Патология речи. 1971.

Планы-конспекты логопедических занятий по формиро­ванию связной устной речи у детей: III период обучения (в со-авт.). М., 1995.

Развитие словаря в системе работы при общем недораз­витии речи // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Шкловский Виктор Маркович

Один из наиболее крупных деятелей в области научно-практической дефектологии, психологии, нейропсихоло­гии и нейрореабилитации. Он окончил дефектологический факультет ГПИ им. А. И. Герцена, работал в Научно-ис­следовательском институте им. В. М. Бехтерева, где и за­щитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания. Вел активную работу по организации в Ленинграде специ­ализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи. В 1976 г. защитил диссертацию по про­блемам заикания, ему присвоено звание доктора психоло­гических наук. Разработанная В. М. Шкловским комплек­сная система лечения заикания получила широкую известность и практическое применение как в стране, так и за рубежом.

В дальнейшем научно-практическую деятельность В. М. Шкловский продолжил в Москве. С 1971 г. работал в Московском НИИ психиатрии руководителем отделения патологии речи. Помимо научных исследований большое место в его деятельности занимает организационно-мето­дическая работа. Он — инициатор создания и бессменный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилита­ции, предназначенного для оказания помощи детям и взрослым с различными видами речевых расстройств. Центр — крупное специализированное учреждение, извес­тное не только в нашей стране, но и за рубежом.

В течение 25 лет В. М. Шкловский — главный специа­лист по логопедии при Департаменте здравоохранения Мос­квы (ранее Главном управлении здравоохранения), автор более 100 научных и научно-методических работ, из кото­рых наиболее крупной является монография «Заикание»

(1997).

Большое место в деятельности В. М. Шкловского зани­мает педагогическое направление. Под его руководством постоянно повышает квалификацию значительное число специалистов (дефектологов, психологов, врачей), работа­ющих в области патологии речи.

Основные труды

Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов: Руководство по психотерапии. М., 1974. Заикание. М., 1994. Афазиология (в соавт). М., 1999, 2000.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) Марианна Константиновна

В 1953 г. окончила логопедическое отделение дефекто­логического факультета МГПИ им. В. И. Ленина и в тече­ние 2 лет работала по совместительству в областной кли­нической больнице г. Иркутска, в клинике уха горла носа, в Центральной детской поликлинике и в качестве учителя литературы в IX классах.

В 1955 г. вернулась в Москву и поступила на работу в сектор логопедии института дефектологии АПН СССР к Р. Е. Левиной. В феврале 1956 г. перешла в качестве лого­педа в НИИ неврологии АМН СССР в группу нейропсихоло­гии и логопедии, где и работала до 1975 г.

С 1962 г. по 2000 г. вела курс лекций и практических занятий по темам «Афазия» и «Основы нейропсихологии» на III и V курсах кафедры логопедии МПГУ (МГПИ) им. В. И. Ленина.








Date: 2015-12-13; view: 599; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.217 sec.) - Пожаловаться на публикацию