Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основоположники отечественной логопедии





Власова Наталия Александровна (1899—1989)

Логопед-дефектолог, кандидат педагогических наук, профессор. Окончила 2-й МГУ (ныне МПГУ). В 1929 г. с профессором В. А. Гиляровским организовала в больнице им. Соловьева детскую площадку, где оказывалась логоте-рапевтическая помощь заикающимся детям.

Впервые на детской площадке при больнице Соловьева Н. А. Власовой вместе с профессором В. А. Гринер была вне­дрена логопедическая ритмика.

В 1964 г. Н. А. Власова была приглашена на работу в НИИ психиатрии им. Сербского в лабораторию патологии речи. Автор многочисленных научных и практических тру­дов. Она долгие годы сотрудничала с факультетом реаби­литации Берлинского университета им. Гумбольдтов, со­вместно с профессором К. П. Беккером ею была написана монография «Заикание»; переведен и отредактирован учеб­ник «Логопедия» К. П. Беккера и М. Совака.

Имя Н. А. Власовой достойно стоит среди тех, кто внес большой вклад в развитие отечественной логопедии.

Основные труды

Логопедическая работа с заикающимися дошкольника­ми. М., 1955.

Доброгаев Сергей Мартьянович (1873, дата кончины неизвестна)

Врач-невропатолог, профессор. Работал зав. кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопе­дии с 1932 по 1935 гг. в Ленинграде. Большая часть его ра­боты связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лекции, экспери­ментальные научные исследования посвящены вопросам физиологии, патофизиологии и терапии речи. По пробле­мам речи опубликованы научные работы в области сурдопе­дагогики и логопедии.

Основные труды

Физиологический и социальный элементы в учении о речи человека / РАНИОН НИИ сравнит., истории лит. и яз. Запада и Востока. Л., 1929.

Звукопроизносительная речь нормально слышащих и кине­тическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мыш­ление: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т языка и мышления. Л., 1934.

Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии речи и логотерапии / ЛГПИ. Л., 1934.

Ипполитова Анастасия Гавриловна (1902—1986)

Трудовая деятельность началась в детском доме для глу­хонемых детей, затем она поступила на дефектологический факультет 2-го МГУ, по окончании которого получила спе­циальность сурдопедагога и логопеда. Работала в различ­ных специальных учреждениях Москвы, а с 1946 года — в Центральном невропсихиатрическом диспансере для детей и подростков, сочетая практическую работу логопеда с на­учной в НИИ дефектологии АПН РСФСР и пеДагогичес-кой — в МГПИ им. В. И. Ленина. В это же время стала глав­ным методистом Москвы.

Осуществленная ею теоретическая и практическая разра­ботка системы методических приемов постановки звукопро-изношения у детей с псевдобульбарной дизартрией и ринола-лией явилась ценным вкладом в дефектологическую науку.

Основные труды

Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. М., 1963.

Открытая ринолалия. М., 1983.

Левина Роза Евгеньевна (1908—1989)

В 1927 году поступила во 2-й МГУ. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены прин­ципы системного анализа речевой и психической недоста­точности алаликов. Основные положения и выводы этой ра­боты имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии.

Наиболее значительной научной заслугой профессора Ле­виной по праву считается построение концепции общего не­доразвития речи. В 1961 г. завершила обширное исследова­ние, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компо­нентов речевой деятельности, влияющих на природу нару­шений письма: описаны индивидуальные особенности ком­пенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Р. Е. Левиной явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написан­ная коллективом сотрудников под ее непосредственным ру­ководством. Значительным вкладом в развитие организа­ции логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагоги­ческая классификация речевых нарушений.

Выдающийся ученый в области логопедии, Р. Е. Левина всегда являлась высочайшим авторитетом для ученых, учи­телей, организаторов корррекционного обучения — всех, кто был занят проблемой преодоления речевых нарушений у детей.

Основные труды

Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

Ляпидевский Сергей Семенович (1903—1975)

Свою трудовую деятельность начал с работы в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педаго­гического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань и поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячю-вым организовал Московский областной и городской дефек­тологический кабинет, а в 1932 году — дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городс­ком педагогическом институте.

В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. С 1946 по 1965 год работал в Научно-ис­следовательском институте дефектологии АПН РСФСР. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой

психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленива, в 1962 году ему было присвоено звание профессора.

Сочетание двух профессий — педагога и врача — способ­ствовало формированию С. С. Ляпидевского как разносто­роннего ученого с широким кругом интересов. Он является автором и редактором учебников для высшей школы, моно­графий, сборников статей. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал установлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы из­даны в Румынии и Югославии.

Научно-педагогическая и общественная деятельность С. С. Ляпидевского получила высокую оценку. Он был на­гражден орденом Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в педагогической деятельности и в развитии специальной пе­дагогики был удостоен медали им. К. Д. Ушинского.

Основные труды

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпи­девского. М., 1963. Вып. I, II, III.

Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавтор­стве). М., 1969.

Орфинская Вера Константиновна (1899—1971)

Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом от­делении университета. Ее учителями и руководителями пер­вых научных работ были ученые с мировым именем, про­фессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факульте­те, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а так­же физиологии под руководством А. А. Ухтомского.

Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в Отофонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с раз­личными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, за­икающиеся, алалики и др.

В 1934 г. стала заведующей фонолого-логопедической лаборатории института.

Ее исследовательская деятельность начиная с военных лет сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии.

Впервые в истории логопедии В. К. Орфинской было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройств, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и харак­тер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описа­ны симптомы языковых расстройств, проявления наруше­ний фонематической, морфологической, синтаксической систем языка.

Результаты сравнительного лингвистического изучения алалии и афазии были обобщены В. К. Орфинской в ее док­торской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.

Основные труды

Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.

Принципы построения дифференциальной методики обу­чения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л., 1963.

Методика работы по подготовке к обучению грамоте де-тей-алаликов и анартриков. Л., 1963.

Правдина Ольга Владимировна (1894—1977)

Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. поее просьбе была командирована на годичные курсы по дет­ской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопе­да. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. A. Pay и Ю. А. Флоренская.

С 1933 по 1936 г. О. В. Правдина работала в логопеди­ческой поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

В период Великой Отечественной войны защитила дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата педаго­гических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в ло­гопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.

В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектоло­гических и дошкольных факультетов, а также для логопе­дов-практиков и для учащихся педагогических училищ.

В настоящее время в области логопедии активно работа­ет ряд известных методистов — учеников Ольги Владими­ровны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.

Основные труды

Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945—49. Логопедия. М., 1973.

Pay Федор Андреевич (1868—1957)

Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, д-р пед. наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в бурдопедагогике и логопедии. В течение мн'огих лет воз­главлял Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых (по­зднее Московский институт глухонемых).

Инициатор первых мероприятий по организации лого­педической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является од­ним из организаторов высшего дефектологического обра­зования.

В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагоги­ки и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учеб­ников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопе­дии. Награжден орденом Ленина.

Основные работы

Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. A. Pay). M., 1940.

Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф. Pay). M., 1959.

Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Ко-пейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.

Pay Елена Федоровна (1889—1969)

Имя Е. Ф. Pay известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. A. Pay и Н. A. Pay) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольни­ками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2—3 месяцев и до 2 лет, а так­же слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В1954—56 гг. она совмещала рабо­ту в здравотделе Москвы с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Е. Ф. Pay — до­цент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих извест­ных научных работ.

Основные труды

О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.

Вспитание правильного звукопроизношения у детей (со­веты родителям). М., 1961.

Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М., 1969.

Трауготт Наталия Николаевна (1904—1994)

Доктор мед. наук профессор Наталия Николаевна Трау­готт работала вместе с И. П. Павловым, Л. С. Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели.

С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с пато­логией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами. В сферу ее научных интересов в дальнейшем входило изучение межполушарного взаимодействия. Впер­вые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях голов­ного мозга, изучила работу слухового анализатора при дет­ской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифферен­цировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отече­ственной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха.

Под руководством Н. Н. Трауготт в лаборатории патоло­гии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сечено­ва, которую она возглавила в 1956 году, проводились иссле­дования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимо­действия.

До последнего дня своей жизни Наталия Николаевна кон­сультировала детей с речевыми, интеллектуальными и по­веденческими аномалиями.

Консультации больных с речевой патологией, детей и взрослых, которые проводились с участием Н. Н. Трауготт, были открыты для всех логопедов города. Их посе­щали и невропатологи, и нейропсихологи, и специалис­ты по смежным дисциплинам: сурдологи, психиатры, лингвисты, нейрофизиологи. Это была хорошая школа для всех, кто работал со сложными формами речевой па­тологии.

Основные труды

К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском воз­расте. Л., 1940.

Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в со­авт.). Л., 1975.

Фельдберг Давид Владимирович (1873—1942)

Доктор медицины профессор Д. В. Фельдберг окончил медицинский факультет Киевского университета (1897) и естественное отделение физико-математического факульте­та С.-Петербургского университета. Работал на Педагоги­ческих курсах Фребелевского общества (1911—1916). В Пе­дагогическом институте дошкольного образования занимал должность профессора кафедры гигиены детского возраста. С 1918 по 1925 годы был зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Являлся организатором этой кафедры. С 1925 го­да и до 1938 г. занимал должность декана дефектологичес­кого факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Одновременно являлся директором Отофонетического ин-та.

Область научных интересов: обучение детей с недостат­ками слуха и речи.

Основные труды

Программы по сурдопедагогике и логопедии: (Для дефек-тол. отделения педтехникума) / Сост. Фельдберг Д. В. Л., 1931.

Таблицы речевой артикуляции: Нагл яд. метод-, учеб. по­собие для спец. публ. речи и певцов / Под ред. Д. В. Фельд-берга / Ленингр. науч.-практ. Ин-т по болезням уха, носа, горла и речи. Л., 1934.

Слуховая проблема у акупатов // Методы исследования и воспитания слуха и ритма у тугих и тугоухих детей (школьная акуметрия, акупедия и ритмопедия). СПб-М., 1936.

Хватцев Михаил Ефимович (1883—1977)

Начал свою научную деятельность в 1926 г.

Начиная с 1934 г. его жизнь и деятельность была нераз­рывно связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он в течение трех десятилетий вел активную педагогическую и научную работу: читал лекци­онные курсы по логопедии, а также по психологии глухих и методике обучения глухих произношению, одновременно формируя содержание этих курсов.

Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Де­фекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии.

Им написано свыше 70 научных трудов, которые адресо­ваны не только логопедам, но и учителям массовых школ, воспитателям дошкольных учреждений и родителям и даже самим логопатам (подросткам и взрослым).

Особую заботу Михаил Ефимович всегда проявлял о со­зданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим ка­федрой сурдопедагогики.

Михаил Ефимович Хватцев был истинным патриотом; он всегда проявлял большую заботу о том, чтобы отечествен­ная, логопедия достойным образом была представлена и за рубежом. Правительство высоко оценило научно-педагогическую и общественную деятельность профессора М. Е. Хватцева: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, а также значком «Отличник народного образования».

Основные труды

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.

Недостатки речи у школьников. М., 1958. Логопедия. Учебник. М.—Л., 1959.

Известные ученые-логопеды

Бейн Эсфирь Соломоновна (1907—1981)

Нейропсихолог, доктор биол. наук, профессор, ученица и друг Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.

С 1954—1976 гг. руководитель группы нейропсихологии и логопедии НИИ неврологии при АМН СССР, автор боль­шого числа исследований по проблемам психологии, нару­шения и восстановления речи при афазии (афазия и пути ее преодоления).

Основные труды

Парафазии при различных видах афазии. М., 1961. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (всоавт.). М., 1962.

Афазия и пути ее преодоления. М., 1964.

Белякова Лидия Ивановна

Окончила в 1952 г. Московский медицинский инсти­тут им. И. П. Сеченова по специальности «Лечебное дело».Затем работала в лаборатории психологии под руководством проф. К. К. Платонова, позже окончила аспирантуру Ин­ститута высшей нервной деятельности АН СССР.

С 1961 г. — научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности АМН СССР, с 1968 г. работала в ла­боратории патологии речи Института общей и судебной пси­хиатрии им. В. П. Сербского. С 1981 года заведовала кафед­рой логопедии МГПИ.

В 1962 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1982 году — док­тора медицинских наук на тему: «Клинико-физиологичес-кий анализ центральных механизмов заикания». В 1987 г. получила звание профессора. Имеет около 150 научных и научно-методических публикаций, в том числе ею в соав­торстве издано 5 монографий, 2 из них — на немецком язы­ке, 3 учебных пособия и главу в учебнике «Логопедия», ко­торые имеют гриф Министерства образования РФ. Научные интересы Л. И. Беляковой связаны с исследованием выс­шей нервной деятельности детей, речевым онтогенезом, па­тогенетическими механизмами заикания.

Активно участвует в разработке стандартов образования, а также экспертной оценке образовательных программ по логопедии.

Основные труды

Проблемный подход к анализу патогенетических меха­низмов заикания // Заикание: проблемы теории и практи­ки. М., 1992.

Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.

Заикание (в соавт.) М., 1998.

Винарская Елена Николаевна

Профессор, доктор наук, потомственный дефектолог, из­вестна не только в России, но и за рубежом. Область ее исследований — проблемы дефектологии (в том числе лого­педии), проблемы афазиологии раннего речевого развития детей. В работах Елены Николаевны блестяще представле­ны аспекты неврологии, нейрофизиологии, нейропсихоло­гии, лингвистики, психолингвистики и логопедии. Как ученый она сформировалась под влиянием и в сотрудниче­стве с О. В. Правдиной, Э. С. Бейн, В. Б. Касевичем. Все ее научные исследования связаны с именами Л. С. Выготско­го и А. Р. Лурии. Е. Н. Винарская имеет свою научную школу. Ею написано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционного и восстановительного обучения детей и взрослых с наруше­ниями речи.

Основные труды

Клинические проблемы афазии. М., 1971.

Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в кли­нике очаговых поражений мозга (в соавт.). Ташкент, 1973.

Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло­гии. М., 1987.

Визель Татьяна Григорьевна

В. 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, а затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению боль­ных с афазией и стала работать с больными как практи­ческий логопед.

Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.

Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афа­зии средств невербальной коммуникации.

В течение 25 лет ведет регулярный семинар, а также цик­лы повышения квалификации для специалистов (дефектологов, психологов, врачей), занимающихся проблемами па­тологии речи и других высших психических функций. В 2002 году защитила докторскую диссертацию.

Основные труды

Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии. М., 1975.

Восстановление речи у больных с афазией (в соавт.) М., 1982.

Нейролингвистический анализ афазий. М., 2001.

Власенко Игорь Тихонович (1941-2003)

Как ученый сформировался в научной школе Э. С. Бейн. В конце 70-х и начале 80 гг. работал сотрудником лаборато­рии логопедии НИИ дефектологии АПН СССР под руковод­ством Р. Е. Левиной. Затем возглавил эту лабораторию, а в последующем стал заместителем директора по научной ра­боте в НИИ дефектологии СССР. На всех этапах творческой жизни его научные интересы были связаны с психологичес­кими проблемами афазии и алалии.

Основные труды

Об особенностях ассоциативных процессов у больных с моторной афазией. М., 1973.

Глагольные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией (в соавт.) // Дефектология. М., 1975. № 4.

Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.

Волкова Галина Анатольевна

Окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала лого­педом в детской поликлинике и психоневрологическом дис­пансере г. Владивостока.

Ученица профессора М. Е. Хватцева. В 1972 г. она ус­пешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с на­рушениями речи.

Она автор более 120 научных трудов, в том числе и проб­ного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (про­блемы заикания и афазии). Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г. А. Волковой за­щищены кандидатские диссертации.

В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Пе­тербурга и области.

Основные труды

Игровая деятельность в устранении заикания у дошколь­ников. М., 1983.

Логопедическая ритмика. М., 1985, 1998.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997.

Волкова Лариса Степановна

В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедрысурдопедагогики. Работала старшим преподавателем, за­ведовала несколько лет кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. В. Лациса в г. Лиепае. В 1965 г. защи­тила кандидатскую диссертацию.

В 1970 г. вновь была приглашена на работу в ЛГПИ им. А. И. Герцена, избрана деканом дефектологического факуль­тета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. В 1983 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1985 г. ей присвоили ученое звание профессора. С 1980 г. заведует ка­федрой психопатологии и логопедии, в последующем пре­образованную в кафедру логопедии.

Лариса Степановна Волкова — ученый-педагог, вид­ный организатор науки, немало сделавший для разви­тия отечественной дефектологии и логопедии, подготов­ки научно-педагогических кадров. Под ее научным руководством в области логопедии подготовлены диссер­тации. На созданной ею и руководимой в прошлом ка­федре логопедии в РГПУ им. А. И. Герцена сформирова­на ее научная школа.

Является членом учебно-методического совета по дефек­тологии при Министерстве образования РФ. В течение мно­гих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология». Работая 10 лет деканом факуль­тета дефектологии и 15 лет заведуя кафедрой логопедии, она внесла большой вклад в развитие высшего дефектоло­гического образования.

По поручению Министерства просвещения СССР Л. С. Вол­кова стала автором и научным редактором учебника «Лого­педия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редак­тором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии» (1997).

Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доб­лестный труд», серебряной медалью ВДНХ за создание учеб­ника «Логопедия», знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы».

Решением Ученого совета ей присваивается звание «По­четный профессор РГПУ им. А. И. Герцена».

В октябре 1994 года указом Президента ей присвоено по­четное звание «Заслуженный деятель науки РФ», а в сентябре 1998 г. звание «Лауреат премии правительства в об­ласти образования Российской Федерации». С 1999 г. рабо­тает в Ленинградском государственном областном универ­ситете им. А. С. Пушкина.

Основные труды

Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глу­бокими дефектами зрения. Л., 1991.

Логопедия (научный редактор и автор). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редак­тор). М., 1997.

Воробьева Валентина Константиновна

Кандидат педагогических наук доцент кафедры логопе­дии Московского государственного открытого педагогичес­кого университета.

Ею разработаны и читаются лекционные курсы по лого­педии, основам психолингвистики, логопатопсихологии и спецкурс по авторской методике: «Формирование умений и навыков связной речи у детей с ее системным недоразви­тием».

Работает в русле нового направления в логопедии, свя­занного с психолингвистическим обоснованием механиз­мов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией. Такой подход отражен в ее диссертационном ис­следовании, дипломных работах и в диссертационных ра­ботах аспирантов, которыми она руководит. В. К. Воробье­ва осуществляет квалифицированную деятельность по разработке стандартов, учебных планов по специальности «Логопедия».

Неоднократно выступала с докладами на международных и российских научных конференциях по дефектологии, ею опубликовано свыше 40 научных работ, а также подготов­лен ряд учебно-методических пособий по курсам логопедии и основ психолингвистики.

Основные труды

Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией. М., 1986.

Возможности прогнозирования в процессе связного ре­чевого сообщения учащимися с системными нарушениями речи. СПб., 2001.

К понятию системности нарушения речевой деятельнос­ти при моторной алалии. М., 2002.

Волосовец Татьяна Владимировна

В 1987 году окончила отделение логопедии дефектологи­ческого факультета МШИ им. В. И. Ленина, а затем аспи­рантуру и в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа с детьми 1—3 лет с врожденными рас­щелинами губы и неба». В МГЛУ им. В. И. Ленина работала заместителем декана факультета, а в Московском городс­ком педагогическим университете — доцентом кафедры ло­гопедии; ученый секретарь университета. В настоящее вре­мя — начальник управления специального образования Министерства образования Российской Федерации. Имеет свыше 40 научных работ.

Основные труды

Основы логопедии: Учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2000.

Актуальные проблемы подготовки кадров по специаль­ности «Логопедия». СПб., 2002.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников — учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2002.

Гриншпун Борис Моисеевич (1929—1986)

Окончил МГПИ им. В. И. Ленина, работал учителем в Калуге. Под научным руководством профессора СЕ. Крючкова защитил диссертацию в 1963 году, получив степень кандидата филологических наук. На дефектологическом факультете работал с 1958 года доцентом кафедры психопа­тологии и логопедии (позднее — кафедры логопедии). Эру­дированный, хорошо знающий литературу, обладающий на­учным предвидением, Б. М. Гриншпун был отличным воспитателем молодежи.

Им разработан ряд разделов лекционного курса по лого­педии. Читал лекции и вел практические занятия по психо­логии речи (теории речевой деятельности), выступал на пе­дагогических чтениях и научных конференциях, пользовался авторитетом и большой популярностью у коллег и многочис­ленных учеников.

Один из видных дефектологов нашей страны, Б. М. Грин­шпун является автором нескольких глав современного учеб­ника «Логопедия», целого ряда научных работ по различным аспектам логопедии. Его лекции пользовались неизменным успехом не только у студентов, но и у преподавателей дефек­тологических факультетов.

Основные труды

О принципах логопедической работы на начальных эта­пах формирования речи и голоса у детей. М., 1975.

Классификация речевых нарушений (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Дислалия (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Иванов Евгений Сергеевич

Доктор мед. наук профессор, окончил лечебный факуль­тет Военно-морской медицинской академии, адъюнктуру ВМА (1949). В ЛГПИ работал на кафедре психопатологии и логопедии в должности доцента, зав. кафедрой (1965— 1980), профессора (1967); профессора каф. анатомо-физиологических основ дефектологии (1986—1994). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Оте­чественной войны I степени (1944), Красной Звезды (1945); 22 медалями; значком «Отличник народного про­свещения».

В настоящее время — профессор международного уни­верситета им. Р. Валленберга. Научные исследования Евге­ния Сергеевича посвящены психопатологии аномальных детей; патогенезу психопатологических синдромов; задер­жке психического и речевого развития. Он опубликовал бо­лее 140научных трудов, подготовил более 22 кандидатов наук. Е. С. Иванов был в течение многих лет председателем специализированного Ученого совета по защите кандидатс­ких диссертаций. Принимал активное участие в работе со­ветов и комиссий, проводимых Министерством просвеще­ния СССР и Министерством образования РСФСР.

Основные труды

Речевой стационар как центр медико-психолого-педаго­гической реабилитационной работы для детей с речевой не­достаточностью (в соавт.) / XXXI Герценовские чтения «Опыт изучения аномальных школьников». Л., 1978.

Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательных школ // Дифференциальная диагностика нарушений речи и поведения у аномальных детей. Межвуз. сб. науч. тр. ЛГПИ. Л., 1989.

Спорные вопросы диагностики раннего детского аутиз­ма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997.

Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)

Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специ­алистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ве­дущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена. Окончив в 1956году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков боль­ше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направ­лением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил про­грамму к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, про­должая традиции В. К. Орфинской.

Его деятельность как ученого и педагога была многогран­ной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей дея­тельности заявлял о себе как крупный ученый и талантли­вый педагог.

Основные труды

Определение экспрессивной алалии как языкового рас­стройства. Л., 1978.

Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Л., 1985.

Экспрессивная алалия. СПб., 1994.

Лалаева Раиса Ивановна

После окончания педагогического училища поступила в 1956 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологический факультет. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году — дневное по специальности «Тифлопедагоги­ка», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофрено­педагогика». Работала учителем и логопедом вспомогатель­ной школы. В 1970 году окончила аспирантуру по кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у умственно отсталых школьников и пути их коррекции». В 1989 году защитила докторскую дис­сертацию «Нарушения устной речи и система их коррек­ции у умственно отсталых школьников». С 1970 по 1975 г. работала ассистентом кафедры психо­патологии и логопедии, с 1975 по 1990 г. —доцентом, с 1990 по 1999 г. — профессором кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена. С 1999 г. — профессор кафедры дефек­тологии Ленинградского государственного областного уни­верситета им. А. С. Пушкина.

Внесла весомый вклад в решение многих проблем лого­педии. Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.

Под руководством Р. И. Лалаевой сформировалась науч­ная школа по изучению структуры сложного речевого де­фекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.

При решении актуальных проблем логопедии Р. И. Ла-лаева работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвисти­ческий подход был реализован и в кандидатских диссерта­циях, выполненных под ее руководством.

Научно обоснованные результаты исследований Р. И. Ла­лаевой нашли отражение более чем в 120 печатных рабо­тах, в том числе в монографиях, учебниках, учебно-мето­дических пособиях, программах, сборниках научных трудов.

Р. И. Лалаева — один из авторов фундаментального учеб­ника «Логопедия», а также «Хрестоматии по логопедии». В 1997 году она получила звание лауреата премии прави­тельства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных посо­бий по логопедии.

Основные труды

Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. (Автор разд. 8.)

Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999,2002.

Лаврова Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры ло­гопедии МПГУ им. В. И. Ленина.

Основным направлением ее научно-исследовательской работы является проблема изучения патологии голоса и ее устранения педагогическими приемами. В 1975 г. защити­ла диссертацию «Методика восстановления голоса при не­которых нарушениях функции голосового аппарата».

Автор более сорока научных публикаций, среди которых книга «Коррекционно-логопедическая работа при наруше­ниях голоса» (в соавт.) и глава «Нарушения голоса» в учеб­нике «Логопедия».

Елена Викторовна Лаврова проводит сбор данных и клинико-педагогическое исследование малоизученных наруше­ний голоса при тяжелых неврологических заболеваниях, а также ведет активную педагогическую работу на дефекто­логическом факультете МПГУ им. В. И. Ленина.

Основные труды

Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. «Нарушения голоса»). М., 1989, 1995, 1998, 2002.

Мастюкова Елена Михайловна

Ученый-дефектолог, известный не только в России, но и за рубежом. Доктор медицинских наук, профессор. Ее исследовательская и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда от­личается высочайшим уровнем профессионализма. Ши­рокую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность Е. М. Мастюковой в пери­од ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Лабора­тория превратилась во всесоюзный консультационный ди­агностический центр для детей и их родителей. Елена Михайловна проявила себя и как педагог: преподавала в МГПИ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии. В настоя­щее время работает в детском восстановительном центре «Аист».

Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей.

Основные работы

Клиника и реабилитационная терапия детских цереб­ральных параличей. М., 1972 (в соавт.).

Лечебная педагогика. М., 1997.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Миссуловин Леон Яковлевич

Окончил дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Гер­цена. Заведующий городским консультативно-диагностичес­ким логотерапевтическим центром объединения психическо­го здоровья № 1 Василеостровского района Санкт-Петербурга, старший специалист сети межрайонных логотерапевтичес-ких кабинетов психоневрологических диспансеров Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, заслуженный работник здравоохранения РФ.

Успешно оказывая логотерапевтическую помощь заика­ющимся различных возрастных категорий, постоянно со­вмещает практическую работу с научной деятельностью. Он является автором ряда статей, научных разработок, мето­дических пособий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В 1988 г. вышла в свет его моно­графия «Лечение заикания».

В настоящее время продолжает разработку новых лого- и психотерапевтических методик и приемов устранения заи­кания у различных категорий нервно-психических больных.

Им защищена докторская диссертация «Лечение, про­гноз и военная экспертиза заикания в связи с его патомор-фозом».

Основные труды

К вопросу о лечении взрослых с остро развившимся заи­канием на фоне истерического невроза. М., 1985. Лечение заикания. Л., 1988. Заикание: Особенности возникновения. Л., 1999.

Оганесян Евгений Вазгенович

Окончил дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ле­нина в 1976 г. С 1973 г. совмещал учебу с практической дея­тельностью в лаборатории патологии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, где и продолжил научно-практическую деятельность в качестве научного со­трудника после окончания института. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию «Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заика­ющимися».

В 1990 году ему присвоили ученое звание доцента, а за­тем — профессора. С 1977 по 1995 г. работал в МПГУ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии, с 1985 по 1991 г. зани­мал должность декана дефектологического факультета. С 1995 г. являлся заведующим кафедрой логопедии Москов­ского городского педагогического университета.

Е. В. Оганесян является одним из ведущих специалис­тов России по проблеме коррекционного воздействия сред­ствами логопедической ритмики.

В течение ряда лет был членом Научно-методического со­вета по дефектологии Министерства Просвещения СССР чле­ном ученой комиссии по логопедии Министерства просве­щения РСФСР. В 1991 г. ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ».

Ведет активную международную деятельность в сфере общей и специальной педагогики (в США, Чехии, Венгрии, Германии, Великобритании и др., где выступал с научными докладами по изучаемым им проблемам). Он является чле­ном ряда международных организаций в области специаль­ной педагогики и специальной психологии, в том числе: Международного клуба кохлеарных имплантантов (США), Международной организации «MENSA INTERNATIONAL»; Британско-европейской психологической ассоциации (Leicester, UK) и ряда других. С 1996 г. — ректор Москов­ского социально-гуманитарного института.

Основные труды

Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися. Л., 1981.

Обоснование принципов дифференцированного примене­ния логопедической ритмики со взрослыми заикающимися (в соавт.). М., 1982.

Логопедическая ритмика. М., 1998.

Орлова Ольга Святославовна

Доктор пед. наук, профессор, с 1999 г. заведующая ка­федрой олигофренопедагогики и логопедии, а затем — ло­гопедии Московского государственного открытого педа­гогического университета им. М. А. Шолохова.

В 1976 г. с отличием окончила дефектологический фа­культет МШИ им. В. И. Ленина и начала работать на ка­федре психопатологии и логопедии. В 1977 г. прошла по конкурсу на должность младшего научного сотрудника в отделении патологии голоса и речи Московского научно-ис­следовательского института уха, горла и носа.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию «Систе­ма коррекционно-педагогического воздействия в процессе реабилитации голоса у лиц со спастической дисфонией», а в 1998 г. — докторскую диссертацию «Система логопедичес­кой работы по предупреждению нарушений голоса у педа­гогов».

Научная деятельность О. С. Орловой связана с разработ­кой вопросов реабилитации детей и взрослых с различными нарушениями голоса. Результаты исследований отражены в 110 работах, в том числе в 15 методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР и РФ. Автор учебных курсов и программ для студентов дефекто­логических факультетов, фониатров и фонопедов, обучаю­щихся в НИИ уха, горла и носа. Она является одним из ак­тивных организаторов всероссийских и международных конгрессов и симпозиумов в Москве, Киеве, Санкт-Петер­бурге, Казани, Екатеринбурге.

В 1991 г. была одним из инициаторов создания Ассоциа­ции фониатров и фонопедов, в настоящее время является заместителем председателя, ведет большую общественную работу.

Нарушения голоса в период мутации: Особенности фонопедической работы // Методические рекомендации МЗ РСФСР. М., 1984.

Нарушения голоса у детей // Новости отоларингологии

и логопедии. 1996.№ 34.

Реабилитация лиц речевых профессий с нарушениями

голоса. М., 1998.

Парамонова Людмила Георгиевна

В 1951 г. поступила на дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, где училась у профессора Михаила Ефимовича Хватцева.

После окончания аспирантуры с 1958 по 1962 г. работа­ла в Ленинградском ЛОР НИИ на отделении патологии речи в должности логопеда.

В 1962 г. была приглашена в ЛГПИ им. А. И. Герцена.

С 1995 г. является доцентом кафедры дефектологии Ле­нинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина, совмещая преподавательскую деятель­ность с практической работой в должности логопеда-кон­сультанта в центре «Здоровье».

Активная практическая деятельность доцента Л. Г. Па­рамоновой дает ей возможность приблизить учебный про­цесс в вузе к насущным проблемам современности, показать студентам сегодняшнего ученика и труд логопедов но­вой генерации.

Основные труды

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М., 1987.

Логопедия для всех. СПб., 1998.

Селиверстов Владимир Ильич

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психо­логии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Лени­на, заместитель декана по научной работе, научный руко­водитель СНО факультета.

Он окончил дефектологический факультет этого инсти­тута в 1955 г., затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба.

Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки.

Ведет большую научно-методическую и научно-органи­зационную работу. В течение многих лет был заместите­лем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического сове­та по коррекционно-педагогическим проблемам дошколь­ного образования Минобразования РФ, руководитель ко­миссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефек­тология»; член специализированного диссертационного со­вета МПГУ и др.

Награжден почетными знаками: «Отличник здравоохра­нения», «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «За отличные успехи в работе в области высшего образования», двумя знаками «За успехи в науч­но-исследовательской работе студентов», серебряной меда­лью ВДНХ СССР, медалью «Ветеран труда», многочислен­ными почетными грамотами и дипломами.

В 1997 г. присвоено звание Заслуженного работника выс­шей школы Российской Федерации, в 1998 г. — звание лау­реата премии правительства Российской Федерации в обла­сти образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии для высших учебных заве­дений.

Основные труды

Игры в логопедической работе с детьми / Ред. и сост. В. И. Селиверстов. 1987.

Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Се­ливерстова. М., 1988.

Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., 1994.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989,1995,1998,2002.

Соботович Евгения Федоровна

Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Гер­цена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. За­тем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работа­ла доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопеда­гогики и логопедии Киевского государственного педагогичес­кого института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Прояв­ления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Пси­холого-педагогические основы коррекции нарушений фор­мирования грамматического строя речи у детей» известный ученый, внесший крупный вклад в разви­тие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового рас­стройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили слож­ный и своеобразный характер недоразвития интеллекту­альной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистичес­кой модели развития речи в онтогенезе, в котором рас­крыта динамика развития психолингвистических меха­низмов речевой деятельности, формирования языковых структур.

Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолин­гвистического подхода. Ею опубликовано более 100 науч­ных работ.

Основные труды

Формирование правильной речи у детей с моторной ала­лией.

Нарушения речевого развития у детей и пути их кор­рекции.

Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования. Спирова Людмила Федоровна

Окончила филологический факультет Госуниверситета в 1948 г., в 1952 г. — аспирантуру при НИИ

психологии АПН РСФСР. Имеет степень кандидата педагогических наук (по психологии) и звание старшего научного сотрудника по ло­гопедии.

С 1953 (почти с момента основания сектора логопедии при НИИ психологии АПН РСФСР) по 1986 г. она работала старшим научным сотрудником. Опубликовала около 80 ра­бот по теории и практике логопедии.

Новый подход в рассмотрении нарушений устной и пись­менной речи позволил принять участие в разрешении ряда организационных и методических вопросов: научно обосно­вывается открытие специальных логопедических учрежде­ний, разрабатывается их структура, принципы и методы отбора детей в эти учреждения, пути коррекционного воз­действия с учетом индивидуальных особенностей детей, ре­комендации учащимся общеобразовательных школ по уст­ранению ошибок речи, письма и чтения.

Проведенное Л. Ф. Спировой исследование послужило основанием для разработки первых учебных планов, про­грамм по развитию речи, а также для выявления наиболее эффективных методических приемов по развитию и совер­шенствованию путей усвоения детьми с общим недоразви­тием речи языковых форм общения.

Она принимает активное участие в научных сессиях, кон­грессах, научно-практических конференциях. Оказывает разнообразную методическую помощь логопедам, учителям специальных и общеобразовательных школ в повышении их квалификации.

Основные труды

Роль фонематических представлений при обучении де­тей письму. М., 1952.

Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.

Соотношение между недостатками произношения чтения и письма. М., 1959.

Усанова Ольга Николаевна

Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1964 г. Параллельно с учебой в институте и затем в аспирантуре на кафедре психопатологии и логопе­дии работала в лаборатории нейропсихологии, возглавляе­мой А. Р. Лурией в НИИ нейрохирургии АМН СССР.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию по про­блеме формирования звукопроизношения у детей с мотор­ной алалией.

В течение 20 лет она работала на кафедре психопатоло­гии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина сначала ассистен­том, затем доцентом. За это время выполнила и опублико­вала свыше 70 научных работ.

На дефектологическом факультете читала различные учебные курсы по теории и практике логопедии, а также курсы по специальной психологии.

Вместе со своими коллегами в течение более десяти лет работала в научно-методическом совете по дефектологии.

С 1989 г. начала работать на кафедре психологии того же института, где читала курсы по специальной психоло­гии и психодиагностике, а также занималась разработкой учебных планов для подготовки практических психологов для системы образования.

В 1990 г. открыла негосударственный Институт психо­логии и педагогики. Сегодня это аккредитованное государ­ством высшее учебное заведение, в котором создан факуль­тет коррекционной педагогики. Психологи и логопеды обучаются здесь по современным программам, в которых учитывается зарубежный опыт.

О. Н. Усанова неоднократно читала лекции за рубежом.

В 1996 г. ею была защищена докторская диссертация по проблеме взаимодействия специалистов — субъектов прак­тической помощи детям с проблемами в развитии.

Основные труды

Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1987.

Специальная психология. М., 1990.

Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Филичева Татьяна Борисовна

В I960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ.

Является ведущим специалистом в области дошкольной

логопедии. Профессор, доктор педагогических наук, Т.Е. Филичева — автор более 40 научных работ. Публика­ции эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее иссле­дования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошколь­ников. Ее методические пособия являются основой систе­мы коррекционно-воспитательной работы в детских дош­кольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а также «Основы логопедии».

Ведет большую научно-исследовательскую работу, разра­батывая вопросы предупреждения и коррекции речевых де­фектов детей дошкольного возраста. Благодаря ей организо­вана система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Яв­ляется научным руководителем уникального дошкольного об­разовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обу­чения студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М. А. Шолохова.

Является председателем экспертного совета по издатель­ской деятельности и членом учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования Российской Феде­рации. Награждена медалью К. Д. Ушинского; медалью 850 лет Москвы, имеет звание «Отличник народного про­свещения», Заслуженный учитель СССР, Заслуженный ра­ботник высшей школы РФ.

Основные труды

Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.

Основы логопедии. М., 1989.

Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.

Фомичева Мария Федоровна

В 1955 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учи­тель русского языка и литературы средней школы.

С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организа­цией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзер­жинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинс­кого района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать в МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической дея­тельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследо­вательском институте дефектологии. В настоящее время — до­цент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.

Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомиче­вой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее бо­лее 20 научных публикаций, в числе которых методичес­кие пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Заслуги М. Ф. Фомичевой отмечены значком «Отличник народного просвещения».

Основные труды

Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М., 1965.

Учите детей говорить правильно. М., 1968.

Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1989.

Цветова Любовь Семеновна

Доктор психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоно­сова, автор многих известных в отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим про­блемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восста­новительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Л. С. Цветковой, широко известных как в России, так и за рубежом.

Основные труды

Восстановительное.

обучение при локальных поражени­ях мозга. М., 1972.

Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. Мозг и интеллект. М., 1995.

Чиркина Галина Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, зав. лаборато­рией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО.

Окончила дефектологический факультет М111И им. В. И. Ле­нина. В 1961 г. начала научную деятельность в области ло­гопедии в Институте дефектологии АПН СССР под руковод­ством проф., доктора педагогических наук Розы Евгеньевны Левиной.

В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по про­блеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1969 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недо­развитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей при­надлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллекти­вом ученых ИКП РАО и МГОПУ. Несколько изданий вы­держал сборник «Методы обследования речи у детей» (1992,1996), научным редактором и автором двух глав которого она является.

В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Г. В. Чиркиной защищена докторская диссер­тация, разработаны методические рекомендации по ком­плексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. Л. С. Волковой, в котором Г. В. Чиркина является автором ряда глав.

В помощь педагогам специальной школы для детей с тя­желыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой).

В общей сложности по актуальным проблемам логопе­дии Г. В. Чиркиной опубликовано более 80 работ. Большое внимание она уделяет подготовке кадров логопедов: явля­ется профессором МГОПУ, успешно руководит диссертаци­онными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны, заместителем председателя диссертацион­ного совета ИКП РАО.

Основные труды

Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в услови­ях спец. д/с». М., 1991.

Основы логопедии (в соавт.) М., 1989.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989,1995,1998,2002.

Методы обследования речи детей. Пособие по диагности­ке речевых нарушений. М., 2003.

Шаховская Светлана Николаевна

Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина по специальности русский язык и литерату­ра, логопедия, получив диплом с отличием. Работала логопедом вспомогательной школы, старшим логопедом городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинско­го, а также логопедом медико-педагогической консультации Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (Институт коррекционной педагогики РАО).

В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Лого­педическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960 г. работает на ка­федре логопедии МГПИ им. В. И. Ленина: сначала ассис­тентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Замести­тель декана дефектологического факультета.

Является преподавателем и ученым высокой квалифи­кации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектоло­гических кадров. Она автор и редактор множества методи­ческих материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. Имеет 200 печатных работ на­учного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках.

Шаховской С. Н. принадлежат первые обобщения по про­блемам теории и практики зарубежной логопедии. Она соав­тор фундаментального учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии», «Практикума по дошкольной логопедии», «Практикума по детской логопедии», монографического по­собия «Расстройства речи у детей и подростков», монографи­ческого сборника научных трудов «Психолингвистика и со­временная логопедия».

Многочисленные ученики профессора С. Н. Шаховской ныне стали ведущими специалистами. С лекциями и докла­дами Шаховская выступала в России и зарубежом. В тече­ние ряда лет была заместителем председателя научно-мето­дического совета по дефектологии МП СССР, членом Республиканской медико-педагогической комиссии, науч­ным консультантом.

В 1998 г. получила звание лауреата Премии правитель­ства Российской Федерации в области образования за созда­ние комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Ло­гопедия» для высших учебных заведений.

Основные труды

Логопедическая работа по формированию грамматичес­кого строя речи у детей, страдающих моторной алалией // Патология речи. 1971.

Планы-конспекты логопедических занятий по формиро­ванию связной устной речи у детей: III период обучения (в со-авт.). М., 1995.

Развитие словаря в системе работы при общем недораз­витии речи // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002.

Шкловский Виктор Маркович

Один из наиболее крупных деятелей в области научно-практической дефектологии, психологии, нейропсихоло­гии и нейрореабилитации. Он окончил дефектологический факультет ГПИ им. А. И. Герцена, работал в Научно-ис­следовательском институте им. В. М. Бехтерева, где и за­щитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания. Вел активную работу по организации в Ленинграде специ­ализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи. В 1976 г. защитил диссертацию по про­блемам заикания, ему присвоено звание доктора психоло­гических наук. Разработанная В. М. Шкловским комплек­сная система лечения заикания получила широкую известность и практическое применение как в стране, так и за рубежом.

В дальнейшем научно-практическую деятельность В. М. Шкловский продолжил в Москве. С 1971 г. работал в Московском НИИ психиатрии руководителем отделения патологии речи. Помимо научных исследований большое место в его деятельности занимает организационно-мето­дическая работа. Он — инициатор создания и бессменный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилита­ции, предназначенного для оказания помощи детям и взрослым с различными видами речевых расстройств. Центр — крупное специализированное учреждение, извес­тное не только в нашей стране, но и за рубежом.

В течение 25 лет В. М. Шкловский — главный специа­лист по логопедии при Департаменте здравоохранения Мос­квы (ранее Главном управлении здравоохранения), автор более 100 научных и научно-методических работ, из кото­рых наиболее крупной является монография «Заикание»

(1997).

Большое место в деятельности В. М. Шкловского зани­мает педагогическое направление. Под его руководством постоянно повышает квалификацию значительное число специалистов (дефектологов, психологов, врачей), работа­ющих в области патологии речи.

Основные труды

Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов: Руководство по психотерапии. М., 1974. Заикание. М., 1994. Афазиология (в соавт). М., 1999, 2000.

Шохор-Троцкая (Бурлакова) Марианна Константиновна

В 1953 г. окончила логопедическое отделение дефекто­логического факультета МГПИ им. В. И. Ленина и в тече­ние 2 лет работала по совместительству в областной кли­нической больнице г. Иркутска, в клинике уха горла носа, в Центральной детской поликлинике и в качестве учителя литературы в IX классах.

В 1955 г. вернулась в Москву и поступила на работу в сектор логопедии института дефектологии АПН СССР к Р. Е. Левиной. В феврале 1956 г. перешла в качестве лого­педа в НИИ неврологии АМН СССР в группу нейропсихоло­гии и логопедии, где и работала до 1975 г.

С 1962 г. по 2000 г. вела курс лекций и практических занятий по темам «Афазия» и «Основы нейропсихологии» на III и V курсах кафедры логопедии МПГУ (МГПИ) им. В. И. Ленина.

В течение 1962—1990 гг. в НИИ неврологии АМН СССР проводила систематическую работу по повыш

Date: 2015-12-13; view: 10543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию