Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные институты общества: структурные элементы





 

Элементы структуры Институты
  Семья Государство Церковь Образование
Провозглашае- мые цели и за- дачи Воспроизвод- ство потом- ства, соци- альный статус и др.      
Образцы пове- дения, включая установки Любовь, при- вязанность, преданность, лояльность, уважение ро- дителей и др.      
Символические черты Обручальные кольца, под- венечная фа- та, свадеб- ный костюм, приданое и т. д.      
Утилитарные черты Брачное ло- же, свадеб- ный кортеж и др.      
Устная и пись- менная традиция Брачный контракт, генеалогия и др.      

 

В отличие от основного института неосновной выполняет специали- зированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя не- фундаментальную потребность. К примеру, институт представителей Пре- зидента России, как и институт наставничества в СССР, – яркие образцы частных институтов. Они учреждены сверху государством, а не возникли из низов как естественное продолжение народных традиций и обычаев. Институт представителей Президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответству- ющих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, го- товились штаты специалистов и т. д.

Приведите ваши примеры неосновных институтов и поясните, под ре- ализацию каких функций они создавались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 4

 

Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оцени- вается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа – «супружеской семьи», где главным становится духов- ное и сексуальное общение супругов, их досуг. Другие ученые расценива- ют снижение рождаемости и устойчивости семьи как временные негатив- ные явления, которые в будущем будут устранены под влиянием активной демографической политики.

А Ваше мнение о перспективах семьи? Какие социальные функции вы- полняет семья, каково их общественное и индивидуальное значение?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________


 

Напомним, что социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Заполните приведенную ниже таблицу.

 

Институт Функции Основные роли
явные латентные
  Медицина      
  Театр      
  Музыка      
  Кино      
  Суд      

 

 

Задание № 6

 

Дополните список традиционных социальных институтов (укажите известные вам другие социальные институты):

Традиционные социальные институты:

1. Институт экономики.

2. Институт власти.

3. Институт семьи.

4. Институт религии.

5. Институт образования.

6. Институт

7. Институт

8. Институт

9. Институт


К. Маркс писал: «Никто не принуждает к заключению брака, но вся- кий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» [См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. – С. 162].

Как вы понимаете выражение К. Маркса? Насколько актуальны эти слова? Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Задание № 8

Какие основные процессы, по оценкам специалистов, наблюдаются в настоящее время в системе высшего образования? (перечислите)

1.

2.

3.

4.

 

Задание № 9 (Тест)

Укажите верный вариант ответа в приведенных ниже вопросах.

Q53. Под социальным институтом понимают…

1. объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определен- ной совокупности личных и общественных потребностей;

2. организационную форму той или иной социальной системы, упорядо- чивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

3. учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества про- ходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоя- щей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

4. устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принци- пов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в опре- деленной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.


 

 

Q54. Важнейшей предпосылкой институционализации является…

1) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум;

2) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;

3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий;

4) стремление членов общества к консенсусу.

Q55. Репродуктивные функции в обществе выполняют…

1) политические институты; 3) правовые институты;

2) экономические институты; 4) семейно-брачные институты.

Q56. Понятие «институционализация» включает в себя…

1) признание достигнутого социального статуса индивида;

2) учреждение социального института определенной группой лиц;

3) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что счита- ется общепринятым;

4) закрепление общественной практики или какой-то области обще- ственных отношений в виде закона, социальной нормы или общепри- нятого порядка.

Q57. Семья в социологии понимается как…


1) государственная структура, ос- нованная на браке и законах, регулирующих семейные от- ношения;


3) объединение индивидов для биологического воспроизвод- ства населения;


2) союз двух лиц; 4) социальный институт, осно- ванный на браке.

Q58. Две черты характеризуют секту как форму религиозной организа- ции – это… (укажите две альтернативы)


1) сложные и многочисленные обряды и ритуалы;

2) охват большой части населе- ния планеты;


3) отрицание института священ- ства;

4) претензия на исключитель- ность собственной доктрины.


Q59. Проявлением дисфункции семьи в российском обществе является…


1) увеличение продолжительно- сти жизни;

2) рост уровня образования насе- ления;


3) снижение рождаемости;

 

4) рост смертности среди населе- ния.


 

 

Задание № 10 (Тест)

Ответьте «да» («+») или «нет» («–») на поставленные вопросы.

 

  Вопросы Да Нет
1. Учреждения, призванные удовлетворять фундаменталь- ные потребности общества, называются социальными ин- ститутами    
2. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные – различны    
3. Институту государства 5–6 тыс. лет, а институту семьи – 500 тыс. лет    
4. В каждый данный момент времени один институт пред- ставлен совокупностью людей и социальных организаций    
5. Основные, или общие, институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных, институтов    
6. Социальными практиками называют в социологии соци- альные организации    
7. Механизмами удовлетворения потребностей общества выступают социальные институты    
8. Совокупность социальных институтов называется соци- альной системой общества    
9. Р. Мертона принято считать родоначальником институ- ционализма    
10. Социальные институты – базисные механизмы регулиро- вания общества    
11. Потребности в воспроизводстве человеческого рода удо- влетворяет институт образования    
12. Потребности в безопасности и социальном порядке удо- влетворяют экономические институты    
13. Потребности в добывании средств существования удо- влетворяют политические институты    
14. Потребности в передаче знаний, социализации подраста- ющего поколения, подготовке кадров удовлетворяет ин- ститут религии    
15. Институты – привычные способы реагирования на стиму- лы, создаваемые внешними изменениями (Т. Веблен)    
16. Концепцию явных и латентных функций разработал Р. Мертон    
17. Функцией экономических институтов является поддержа- ние законов, правил и стандартов    
18. Автором книги «Теория праздного класса» является Т. Веблен    
19. Самый ранний социальный институт – институт семьи и брака    

 

 

Список литературы

1. Андреев, Ю. П. Категория «социальный институт» / Ю. П. Андреев // Философ- ские науки. – 1984. – № 1. – С. 134–137.

2. Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация /

М. Б. Глотов // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 13–19.

3. Кирдина, С. Г. Homo institutius в теории институциональных матриц / С. Г. Кирдина // Homo institutius – человек институциональный / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – С. 259–282.

4. Матусевич, В. Социальный институт: функции, генезис, структура /

В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 4. – С. 43–56.

5. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.

Учебники

1. Голенкова, З. Т. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З. Т. Голенковой / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардари- ки, 2005. – 474

2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 624 с.

3. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

4. Радаев, В. В. Социальная стратификация. Учебное пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 21–26.

5. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и пере- раб. – М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

6. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с.

 

Учебные пособия и методические рекомендации по теме «Общество и социальные институты»

1. Василенко, И. В. Общество: элементы и взаимосвязи: учеб. пособие /

И. В. Василенко, Н. В. Дулина; ВолгГТУ. – Волгоград, 2001. – 83 с.

2. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с.

3. Дулина, Н. В. Социология: учебно-методич. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 176 с.

4. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с.

5. Дулина, Н. В. Социальные институты и общество: методические указания /

Н. В. Дулина, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 16 с.

6. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие /

Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с.

7. Кравцов, М. Ю. Социальные институты и социальные организации: учебное по- собие / М. Ю. Кравцов, Н. А. Овчар, С. Г. Стафеев, Г. Б. Старков, Т. И. Игнатенко, Р. В. Ященко, А. В. Соловьева; под ред. М. Ю. Кравцова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 76 с.

8. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар /

ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с.

9. Овчар, Н. А. Культура организации: понятие, методы изучения: учеб. пособие /

Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 76 с.

10. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с.


 

 


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Приложение 5


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ)

Кафедра «История, культура и социология»

 

Date: 2015-12-13; view: 2146; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию