Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашняя работа № 1





ЗАДАНИЕ

ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

Для студентов заочной формы обучения

 

1. Написание и защита контрольной работы.

Вся информация, необходимая для написания контрольной работы (определение темы (номера) контрольной работы, методические реко- мендации по ее написанию, требования к оформлению, списки реко- мендованной литературы и т. д.), изложена в:

Дулина, Н. В. Контрольная работа по социологии: учебное посо- бие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар, В. В. Токарев. – Вол- гоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 180 с.

Заменить номер (тему) контрольной работы можно только по согласо- ванию с преподавателем.

Выполненная контрольная работа должна быть зарегистрирована в де- канате в установленном порядке.

 

2. Выполнение домашних заданий по основным темам курса: 2.1.Тема: «Социология как наука об обществе» (см. Прилож. 1).

2.2.Тема: «Методология и методика конкретного социологического ис-

следования» (см. Прилож. 2).

2.3.Тема: «Культура как механизм социального взаимодействия» (см.

Прилож. 3).

2.4.Тема: «Общество и социальные институты» (см. Прилож. 4). 2.5.Тема: «Личность и общество» (см. Прилож. 5).


 

 


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Приложение 1


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ)

Кафедра «История, культура и социология»

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА № 1

по курсу социологии

ТЕМА: СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Выполнил студент (укажите Ф. И. О., группу)

 

 

 

 

№ зачетной книжки

 

 

 

Дата выполнения работы:

 

 

 

Волгоград


Прочтите приведенные ниже высказывания.

1. «...Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа»1.

2. «Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социаль- ного. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни...»2.

3. «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества во- обще, то ею, с нашей точки зрения, является человек.... Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности поз- воляет представить совокупность общественных отношений в каче- стве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к иссле- дованию самого общества»3.

С кем из авторов Вы согласны в определении ключевой категории со- циологии или у Вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

Правильны ли приведенные ниже суждения? И объясните, почему Вы думаете, что они правильные или нет.

1. Объектом социологического познания является общество, а предме- том социологической науки выступают социальные законы.

1.1. Да, правильное суждение. Почему?

1.2. Нет, не правильное суждение. Почему?

 

 

 

2. Ключевым в социологии выступает понятие социального.

2.1. Да, правильное суждение. Почему?

2.2. Нет, не правильное суждение. Почему?

 

 

 

 

1 Ядов В. А. Размышление о предмете социологии / В. А. Ядов // Социологические исследо- вания. – 1990. – № 2. – С. 12.

2 Социология // Под ред. Г. В. Осипова. – М., 1990. – С. 25.

3 Бороноев А. О., Ельмеев В. Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науки об об- ществе / А. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев, В. Н. Орлов // Социологические исследования. –

1991. – № 5. – С. 36.


Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины (поставьте знак «+» или «ü» в соответствующей колонке).

 

  Дисциплина   Есте- ственное   Техниче- ское   Социаль- ное   Гуманитар- ное
1. Анатомия        
2. История        
3. Сопромат        
4. Философия        
5. Биология        
6. Электротехника        
7. Физика        
8. Теория машин        
9. Социология        
10. Астрономия        
11. Богословие        
12. Психология        
13. Биохимия        
14. Экономика        
15. Радиоэлектроника        
16. Этика        
17.Геология        
18. Космонавтика        
19. Правоведение        
20. Химия полимеров        

 

Задание № 4

Как может быть представлена структура социологии в зависимости от:

1. Уровня получаемого знания?

 

 

2. Цели и задач исследования?

 

 

3. Объекта исследования?

 

 


Теоретической основой, фундаментом социологии является филосо- фия, в рамках которой она развивалась 2.5 тыс. лет, пока в середине XIX века не стала самостоятельной наукой, Именно из философии черпает со- циология парадигмы, концепции, отдельные идеи, методы и терминоло- гию. Какие еще научные дисциплины оказали и продолжают оказывать большое влияние на развитие социологии? На какие дисциплины оказыва- ет влияние социология?

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 6

Развитие науки, знания, по взглядам О. Конта, идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая последующая наука име- ет более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходи- мую часть предыдущую. Закон классификации наук О. Конта выглядит как определенная последовательность, иерархия. Место социологии О. Конт определял на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные яв- ления взаимодействия индивидов:

Математика астрономия физика химия биология социология

А как бы выглядел Ваш закон классификации наук? Исходя из совре- менных представлений, какие еще науки Вы бы добавили?

 

 

 

 

Задание № 7

На протяжении всей истории развития социологии изменялись не только представления о ее предмете, но и о ней самой. Что, как наука, изу- чает социология? Какова ее главная цель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Что означают эти высказывания?

1. Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей

 

 

 

 

2. Макросоциология уделяет внимание структурам и институтам, рас- крывающим общество в целом

 

 

 

Задание № 9

Что дает знание социологии современному человеку, в частности инженеру?

 

 

 

 

 

Задание № 10 (Тест)

 

Q1. Какие из перечисленных ниже качеств НЕ ОТНОСЯТСЯ к научному знанию? (Отметьте ВСЕ правильные варианты)


1. Эмпиричность.

2. Передаваемость.

3. Эзотеричность.


4. Нормативность.

5. Обобщающий характер.

6. Рациональность.


 

Q2. Социология – это наука о поведении:

1. Групп, состоящих из небольшого числа людей.

2. Личности в обществе.

3. Больших социальных групп.

4. Людей в своей семье.

Q3. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени приме- нимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

1. Изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни.

2. Психология, приложенная к большим и малым группам людей.

3. Изучение общества в целом и больших социальных групп без выделе- ния индивидуальных особенностей входящих в них людей.

4. Изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.


 

 

Q4. Какие разделы выделял Огюст Конт в своем «проекте социологии»?? (Отметьте ВСЕ правильные варианты)


1. Социальная статика.

2. Социальная физика.

3. Социальная кинематика.

4. Социальная химия.


5. Социальная оптика.

6. Социальная термодинамика.

7. Социальная динамика.


 

Q5. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии?


1. Симпатия

2. Капитал


3. Статус

4. Чувство


 

Q6. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили пси- хиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу?

1. Симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоцио- нальное состояние) является следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семье, мужчина теряет уверен- ность в себе и впадает в депрессию;

2. Люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не спо- собны к активному поиску работы и не могут долго сохранять за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы.

3. Длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциаль- ным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление.

4. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

Q7. С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны:

1. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.

2. Общество – самая большая группа из всех объединений людей, прожи- вающих на данной территории.

3. Если какое-либо объединение пополняет свою численность преимуще- ственно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом.

4. Обществом называется такое объединение людей, которое является ча- стью какой-либо более крупной системы.


 

 

Q8. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным?

1. Чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой.

2. Современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом.

3. Древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами.

4. Общество возникает на определенной стадии развития государства.

 

Q9. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости в России. Особенно заметным оно стало в 90-е годы. Специалисты дали свои варианты объяснений. Какие из объяснений, с Вашей точки зрения, предложены социологами? (Отметьте ВСЕ правильные варианты)

1. Сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране.

2. Сокращение рождаемости в России – прямое следствие политических и экономических изменений, вызывающих недоверие людей к власти и неуверенность в завтрашнем дне.

3. Причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях за- боты о ребенке.

4. Сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

5. Причину надо искать в неэффективности законодательства, регулиру- ющего социального помощь семье и детству.

 

Q10. На различных этапах развития социологии, в качестве ее предмета понимались… (Отметьте ВСЕ правильные варианты)

1. Социальные факты

2. Объективные законы развития общества

3. Социальное действие и взаимодействие

4. Развитие культуры и цивилизации

5. Категория «социальное» и ее проявления в жизни людей и общества.

6. Взаимоотношения внутри отдельных групп людей.


 

 

Список литературы

1. Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в Рос- сии / И. Ф. Девятко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 35–37.

2. Молевич, Е. Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания /

Е. Ф. Молевич // Социологические исследования. – 1997. – № 6. – С. 3–8.

3. Орлов, Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г. П. Орлов // Со- циологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 109–116.

4. Оспанов, С. И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмыс- ление / С. И. Оспанов // Социологические исследования. – 1998. – № 3. – С. 62–72.

5. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.

6. Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа /

Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 5–16.

7. Ядов, В. А. Размышления о предмете социологии / В. А. Ядов // Социологические исследования. – 1990. – № 2. – С. 28–35.

Учебники

1. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии. Учебник / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М.: Издательский Дом «Высшее Образований и Наука», 2007. – 444 с.

2. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 370 с.

3. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 624 с.

4. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

5. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с.

6. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и пере- раб. – М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

7. Фролов, С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 360 с.

 

Учебные пособия и методические рекомендации по теме «Социология как наука об обществе»

1. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с.

2. Дулина, Н. В. Социология: учебно-методич. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 176 с.

3. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с.

4. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие /

Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с.

5. Игнатенко, Т. И. Объект и предмет социологии, ее структура и функции: ме- тод. указания / Т. И. Игнатенко, Г. Б. Старков; ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 16 с.

6. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар /

ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с.

7. Овчар, Н. А. Специальные социологические теории (теории среднего уровня): учеб. пособие / Н. А. Овчар, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 80 с.

8. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с.


 

 


 

Date: 2015-12-13; view: 3044; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию