Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая политика и экономические цели





Экономическая политика — это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В.И.Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики».

В то же время экономическая политика не может не иметь первенства над экономикой, так как без правильного политического подхода экономика обречена на провал.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне.

Содержанием экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются:

• стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей);

• обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией);

• достижение экономического роста и равновесия платежного баланса;

• проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов);

• обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками);

• управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные н а стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработки, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей.

Содержанием экономической политики правительства на макроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

В реальной жизни одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов, которые зависят от идеологии правительства. Правительство, придерживающееся левой идеологии, положительно относится к расширению государственной собственности и к усиленному вмешательству государства в экономику.

Правительство, придерживающееся правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству государства в экономику. Поскольку экономические цели у правительств правой и левой ориентации различны, постольку и ценностные суждения по принципиальным проблемам развития общества у них расходятся.

Ценностные суждения — это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо.

Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других.

Кроме того, правительства придерживаются разных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам.

Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны. Именно поэтому и политики, и их советники-экономисты должны крайне взвешенно относиться к своим решениям. Дж. М. Кейнс по этому поводу заметил: «Идеи экономистов и политических мыслителей— и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности, именно они и правят миром».

Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Государственная экономическаяполитика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Важнейшая функция верховной власти страны — стратегическое целеполагание. Например, определение стратегии развития Российской Федерации представляется весьма актуальной задачей Государственного совета при Президенте России. Стратегия социально-экономического развития расширяет систему целевых ориентиров, стимулирует перенос акцента на качественные характеристики экономической динамики и тем самым служит основой и важным дополнением текущей и среднесрочной программы макроэкономической политики, которая разрабатывается и реализуется федеральным правительством. Она формулирует критерии оценки промежуточных итогов реализации правительственной программы, позволяет рассматривать деятельность федеральных и региональных структур исходя из стратегических целевых установок развития страны.

В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. В качестве такой стратегической цели может быть принято превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в специфически российских природно- климатических и географических условиях.

Объективные предпосылки достижения этой цели — высокие темпы экономического развития, заметно превосходящие соответствующие показатели как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики и обеспечивающего повышение благосостояния граждан России, становится важнейшей целью российского государства.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. России не нужны просто «высокие темпы роста», как не нужно и «производство ради производства». Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.

Государство в состоянии способствовать развитию ряда институтов (коммерческой оценки долгов, финансовой экспертизы экономических проектов и др.) и инструментов, существование которых облегчило бы развитие соответствующих рынков.

Важно подчеркнуть, что государство — особый инвестор. Для него результат осуществления инвестиционного проекта — не только и не столько прямая прибыль от самого проекта, сколько суммарные, комплексные выигрыши от его реализации. В этом смысле государство заинтересовано в проектах развития инфраструктуры, в инвестициях в развитие стратегических рынков, в комплексных инвестиционных программах. Плюсами для государства в подобных случаях становятся косвенные эффекты — создание рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, рост производства в смежных секторах экономики.

Экономическая политика в целом требует двухуровневого структурирования.
С одной стороны, это должна быть в значительной мере политика самих региональных властей, стержень которой — деятельность, направленная на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимущества каждого конкретного региона в плане предпринимательского (включая инвестиционный) климата. Успех такой деятельности способен относительно быстро улучшить этот климат в стране в целом, что в определенной перспективе создаст предпосылки для смещения центра тяжести региональной политики в сферу государственных финансовых трансфертов как уже вполне рациональной линии.

С другой стороны, это должна быть политика федерального центра. Его роль — создание таких общероссийских институциональных условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию региональной инициативы по наращиванию территориального потенциала и в отношении институционального строительства. Другая важнейшая задача федерального центра — обеспечение эффективного использования финансовых трансфертов для подавления наиболее острых проявлений дифференциации доходов и коммунальных удорожаний по отдельным регионам (транспортные и энергетические тарифы, сельскохозяйственные дотации, и др.).

Вместе с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или самих по себе субъектов Федерации (их объединений). Это экологические вызовы, обеспечение экономической безопасности регионов и хозяйственных зон, энергетические и продовольственные неурядицы, инновационные прорывы и перестройка структуры производства, а также развитие магистральной инфраструктуры. Наличие перечисленных проблем (помимо традиционных задач обеспечения обороноспособности и реализации единого внешнеполитического курса) определяет необходимость проведения единой согласованной экономической политики федерального центра и субъектов Федерации. В основе такой интегрированной политики должны лежать регулярная разработка и обнародование приоритетов экономического развития и его программирование в региональном аспекте.

 

Date: 2015-12-13; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию