Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель человека в экономической теории





Внимание современной науки к человеку, «человеческому фактору», резко возросло. Это связано с обострением глобальных проблем и противоречий, усилением целостности мира, зависимостью каждого отдельно взятого человека от событий, происходящих в национальных, региональных и общественных масштабах. Человек все более сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности. Господство над природой, завоевание в результате длительного и все более интенсивного воздействия на нее, оборачивается экологической катострофой, совершенствование технологии ведет к созданию столь разрушительных сил, что под угрозу становится существование человечества, а попытки осуществления прекрасных и теоретически обоснованных преобразований подчас приводят к прямо противоположным результатам.

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности (в том числе и прежде всего хозяйственной) сделали необходимым при научном анализе экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических координат. Эта модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и, прежде всего, мотивы экономической активности, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленной цели.

Важнейшей задачей экономической теории является анализ соотношений целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в которой развертывается эта деятельность. Этот анализ должен опираться на характеристику деятельности хозяйствующих объектов, определяющих динамику системы. Важно проследить. Совпадают ли цели этих агентов с целью самой системы.

Среди многочисленных направлений моделирования человека, разработанных экономической наукой, можно выделить следующие:

Английская классическая школа, маржиналисты и неоклассики.

Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным стимулом деятельности человека. При этом предполагается такой уровень интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая система выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов.

Анализ экономического поведения людей в рамках данной модели предполагает использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических и прочих ограничений.

Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, в отношении государственной политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально. На различных этапах развития экономической теории модель человека рассматривалась по- разному.

Кейнсианская школа, институционализм, историческая школа.

Модели человека, выбранные в рамках этого направления, представляются более сложными. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — милосердие, цели, связанные с традициями, с использованием свободного времени и т. д. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей хозяйствующих субъектов, несовершенства их интеллекта, эмоциональности стереотипности поведения в зависимости от привычек.

В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес.

В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.

К. Маркс.

Его социально-экономическое учение предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от так называемого «простого товаровладельца» до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капитал.

В учении Маркса человек предстает как персонификация объективных экономических категорий. Капиталист — это олицетворение капитала, наделенный волей и сознанием капитал. Рабочий — персонифицированный наемный труд. Анализ зависимости поведения человека от объективных условий, от его классовой принадлежности и вытекающих отсюда конкретных форм экономического и социального поведения является в определенной степени весьма правомерным. В то же время, те стороны мотивации деятельности человека, его целеполагания, особенности сознания и поведения, которые лежат за пределами подчиненности объективным экономическим отношениям, выраженной интерпретации в маркистком учении не получили.

Четвертое направление представлено новой моделью субъектов социально-экономического процесса, отражающей современные реалии.

Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех ее составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новой модели присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют более высокий общеобразовательный и культурный уровень, ее отличает многообразие и динамизм потребностей главной из которых является потребность в самовыражении, установлении связей с другими людьми, свободе духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов.

Эта модель предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.

Date: 2015-12-13; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию