Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение достоверности различия между результатами экспериментов
Целью большою количества экспериментов является необходимость установления достоверных различий между результатами, полученных в определенных условиях, выборки которых могут быть сопряженными и независимыми. Под сопряженными выборками понимают сравнительные наблюдения проведенные в разных точках в одно и то же время. Например, сравниваемые сорта фруктов по содержанию витамина С в разных партиях, возделываемых в различных пунктах. Независимыми выборки называют в тех случаях, когда выборки получают на одном объекте, но в различное время, например выборка для определения биохимических показателей в плодах яблок одного сорта в различное время. К независимым выборкам могут быть отнесены наблюдения по разным сортам, если все прочие условия выращивания были одинаковыми. Чаще всего приходится сравнивать показатели средней арифметической . Например, достоверны ли различия по содержанию витамина С в плодах яблок между сортами Джонатан и Банановое, если среднее значение содержания витамина С в сорте Джонатан составляет 39,4, а в Банановом – 25,7 мг %. Разница между этими данными составляет 13,7 мг %. Самые простые расчеты используются при определении достоверности различий между средними арифметическими независимых выборок при одинаковом числе наблюдений. При расчете используются средние показатели: и ; СКО среднего значения; и по формулам, приведенным ранее. Затем находим расчетный показатель достоверности (tp): . Если рассчитанное значение tp больше табличного значения критерия Стьюдента (tT), то с доверительной вероятностью Р можно считать расхождение между и достоверными (значимыми, неслучайными). Например, среднее содержание витамина С в плодах яблок сорта Уэлси до 1980 г. составило =11,5, а после 1980 г. =13,1 мг %, СКО соответственно составили: =0,2, а =0,3. Определим показатель достоверности (tp): . Полученный показатель достоверности (tp) проверяется по критерию Стьюдента (tТ), который находится по Приложению 1, число степеней свободы d.f. =(nx + ny)-2. До 1980 г. было проведено 4 наблюдения, после также, тогда d.f. = 4+4-2=6. По Приложению 1 находим, что при d.f. =6; Р0,95; tТ =2,45, а при Р0,99; tТ =3,71. Следовательно, в данном случае разность между средними значениями по содержанию витамина С в плодах до и после 1980 г. достоверна как при Р0,95 так и при Р0,99, т.к. рассчитанное значение показателя достоверности больше табличного по критерию Стьюдента. Различия между двумя выборками можно проверить и по наименее существенной разнице (НСР), которая выражается в тех же единицах, что и сравниваемые средние. НСР показывает то различие между средними, начиная с которого при выбранной доверительной вероятности можно утверждать, что средние существенно отличаются друг от друга. НСР определяют по формуле: . Если фактическая разность между средними величинами равна или более; чем НСР (), то разность между средними значениями сравниваемых величин признается существенной или значимой. В нашем примере . Следовательно, в нашем примере и по НСР разность между сравниваемыми средними величинами является существенной и достоверной, т.к. =1,6> >HCP0,99=1,3. Если в независимых выборках число наблюдений различное, то показатель достоверности рассчитывается по следующей формуле: . Различия между и достоверны, если tP >tT при d.f. = n1 + n2 -2. Например: исследовалось влияние условий хранения на качество масла растительного. Измерялось кислотное число масла (мг КОН) в бутылках из темного стекла (Xi) и в бутылках из светлого стекла (Уi). В первом случае проведено 4 опыта, а во втором – 5. Получены следующие результаты: =0,71; 0,83; 0,67; 0,76. =0,83; 1,06; 0,96; 0,59; 0,72. Находим: ; ; ; ; ; d.f.=4+5-2=7. Тогда: . В Приложении 1 находим табличное значение критерия Стьюдента для d.f. =7 при Р0,95; tТ =2,34, которое оказывается существенно больше tp =0,9, поэтому различия между средними значениями кислотного числа масла при хранении его в бутылках из темного и светлого стекла не существенны и могут быть обусловлены случайными факторами. Оценка достоверности различий в значениях при сопряженных выборках отличается методом расчета и определением числа степеней свободы. Например, при анализе зерна двух сортов пшеницы (А и В) получены данные о содержании белка в разных партиях. Сравниваемые сорта пшеницы возделывались в четырех различных пунктах, причем всегда на соседних участках. Для оценки достоверности различия в содержании белка показатель достоверности (tP) в этом случае рассчитывается по следующей формуле, где : . Результаты исследований
В данном примере: . По значениям Приложения 1 находим табличные значения критерия Стьюдента при d.f. =4-1=3 – tT;0,95 =3,18; tT;0,99 =5,84, что значительно меньше рассчитанного (tP =20), в этой связи различия в содержании белка существенны. Если бы при обработке данных выборки мы пренебрегли сопряженностью опытных данных, то вывод был бы другой, т.е. при статистической обработке этой выборки независимой с одинаковым числом наблюдений мы бы получили: ; ; tP = . Так как в обоих случаях (при Р0,95 и P0,99) табличные значения (2,45 и 3,71) больше рассчитанного (0,65), то следовало бы сделать вывод, что разность между средними значениями не существенна. Но предыдущий способ обработки зависимых (сопряженных) выборок является правильным в этом случае, т.к. учитывает сопряженность экспериментальных данных.
|