Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и речь. 2. Основные функции языка





 

План

1. Понятие языка.

2. Основные функции языка.

3. Понятие речи.

4. Речь и речевая деятельность.

 

Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество. Он «участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества».[1] Поэтому язык человечеству необходим и исторически обусловлен.

Язык представляет собой сложную знаковую систему. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), лексического (слова и их значения); морфологического (части слова: корень, суффикс и др.) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках, словарях, монографиях, научных статьях.

Для того чтобы создать язык, человек должен создать звуковой или знаковый комплекс и соотнести его определенным образом с окружающим миром, т.е. установить так называемую «знаковую соотнесенность». Знаки языковой системы обозначают предметы, качества, признаки, свойства, действия или отношения и несут функцию кодирования и передачи информации.

Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции. Основными функциями языка являются:

· коммуникативная;

· когнитивная;

· аккумулятивная;

· экспрессивная;

· эстетическая.

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык дает возможность понять людям друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Для этого он располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнять эту функцию только благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека, поэтому возможен обмен информацией, знанием, опытом. Из этого следует вторая функция языка – когнитивная, означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Аккумулятивная функция – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа. Эта функция, как и все другие, появилась у языка на начальной стадии его развития в виде устной речи, но особенно возросла, когда сформировались знаковые системы записи. В письменных памятниках (летописях, документах, печатной продукции) накапливаются и передаются из поколения в поколение все достижения того или иного народа и человечества в целом.

Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.

Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная, и разговорная речь. Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

Язык как сущность находит своё проявление в речи. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь играет исключительно важную роль в общении и трудовой деятельности. Д.Уэбстер сказал: «Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел».

В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен, каждый из них имеет свои особенности (см. таблицу).

 

язык речь
средство общения реализация знаковой системы (языка)
абстрактен, формален конкретна, материальна
коллективен, принадлежит всему обществу индивидуальна
стабилен, изменениям подвергается медленно подвижна, динамична
един для народа и нации зависит от собеседников и ситуативно обусловлена

 

Способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения называется речевой деятельностью. Факторами, определяющими характер и результат речевой деятельности, являются:

1) говорящий и адресат, которые

· исполняют какие-то социальные роли (учитель — ученик, больной — врач, топ-менеджер — секретарь-референт и т.д.);

· выполняют определённые, согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта (говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего или читающего);

· обладают при этом какими-то общими знаниями и представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией);

2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого действия;

3) объект действительности, о котором говорится, тема общения.

Виды речевой деятельности делятся на две группы в зависимости от характера психических процессов, лежащих в основе создания и восприятия текста (см. схему).

 

 

Виды речевой деятельности

       
   
 

 


Продуктивные Рецептивные

 

 

Говорение Письмо Чтение Слушание

 

Создание речевого высказывания Восприятие и осмысление

речевого высказывания[2]

Речевой акт со стороны адресанта – это говорение (отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию) либо письмо (кодирование, «зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков). Речевой акт со стороны адресата – это слушание (восприятие акустических речевых сигналов и их понимание) либо чтение («расшифровка», декодирование графических знаков и понимание их значения). Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает кодирование и декодирование информации. Механизмы кодирования информации действует при говорении и письме, декодирования – при слушании и чтении.

Результатом речевой деятельности являются тексты, создаваемые в устной или письменной форме. «Через тексты мы знакомимся с речью, из текстов извлекаем языковые правила, на тексты-образцы ориентируемся, создавая собственные речевые продукты».[3]Текст - это законченное речевое произведение, основными свойствами которого являются связность и цельность. Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста. Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и завершенность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность. Выделяют три типа текстов:

· описание;

· повествование;

· рассуждение.

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. Например, описание в химии свойств различных веществ.

Повествование - это рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи. Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить.

 

Date: 2015-12-13; view: 2371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию