Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бигуди № 24





Вот вы идёте принять ванну и пытаетесь её наполнить, открыв оба крана. Но вы увлеклись размышлениями о творчестве – и забыли закрыть слив! Обычно, чтобы наполнить ванну горячей водой, требуется 8 минут, а холодной – 10 минут. Полная ванна вытекает в слив за пять минут. Сколько времени вам надо, чтобы заполнить ванну при открытом сливе? Краны одинаковые, и оба работают хорошо!36

 

С самых древних времён (эллинская культура, Римская империя) искусство рассматривалось как часть и средство воспитания – длительного изменения нашего поведения и нашего организма. Так считал известнейший психолог Л.С. Выготский, и с этим трудно спорить. Приведём ещё одну обширную цитату из его труда «Психология искусства», ибо трудно лучше сказать о роли искусства в развитии творческих способностей личности.

«Восприятие искусства требует творчества, для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно и просто разобраться в структуре самого произведения – необходимо ещё творчески преодолеть своё собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна… Искусство… никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приуготовляет организм к этому действию. Фрейд говорил, что испуганный человек, когда видит опасность, страшится и бежит. Но полезным является то, что он бежит, а не то, что боится. В искусстве как раз наоборот: полезен сам по себе страх, сам разряд человека, который создаёт возможность для правильного бегства или нападения.

…Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Искусство… создаёт нарушение внутреннего равновесия, видоизменение воли в новом смысле, оно формулирует для ума и оживляет для чувства такие эмоции, страсти и пороки, которые без него остались бы в неподвижном и неопределённом состоянии».

В творческом процессе сознательные и бессознательные явления взаимосвязаны – и возможна такая организация сознательных действий, чтобы они послужили импульсом для процессов бессознательных. Так и всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. п. Для восприятия искусства, как говорит Л. Выготский, необходимо созерцать сразу и истинное положение вещей, и отклонение от этого положения. Но такой взгляд совершенно необходим и в любом виде творчества.

Следовательно, научаясь воспринимать и понимать искусство, человек одновременно приготовляется к творческой работе, естественно и почти бессознательно добавляя к своей способности к рациональным умозаключениям (её можно развить сознательно) почти неуловимые элементы иррационального, интуитивного, прорывного мышления. Того, которое после долгих лет учения и размышлений воплощается в счастье открытия – «Эврика!» Родившаяся идея, мысль или чувство зачастую обязаны своим рождением произведениям искусства, заключённым в книгах, картинах, музыке. Но не только в них. Как говорил Мераб Мамардашвили, органами рождения мысли часто являются и произведения искусства, бродящие в наших душах, и произведения искусного труда.

Три года назад от нас ушёл выдающийся отечественный математик Виктор Игоревич Арнольд, последний гений советской эпохи. В скорбные дни 2010‑го в журнале «Лехаим» (№ 7 (219) Михаил Майков писал следующее:

«С 1993 года Арнольд преподавал в Университете Париж‑Дофин, но при этом постоянно издевался над французской системой математического образования с ее предельно узкой специализацией, высоким уровнем абстракции, аксиоматически‑дедуктивным методом и принципиальным отсутствием интереса к поверке теории практикой. Он состоял иностранным членом всех крупнейших академий мира, но, будучи приглашен в Папскую академию наук, отверг предложение – из‑за несогласия с отказом Ватикана реабилитировать Джордано Бруно.

Однако никакие, сколь угодно эксцентрические, поступки не могли сказаться на его репутации. Арнольд был самым цитируемым российским ученым и одним из наиболее цитируемых математиков мира. Коллеги в один голос называли его «гением» и «самым великим математиком современности», констатируя, что он оставался «одним из немногих современных ученых, которые воспринимали математику в целом, не разбивая ее на отдельные части, а видя взаимосвязи между самыми далекими областями». Математик‑универсал, он внес огромный вклад в топологию, теорию особенностей и исследование гладких отображений. Он придал «теории катастроф» научное оформление и способствовал выделению симплектической геометрии в отдельную дисциплину. Его имя носит множество математических понятий: диффузия Арнольда, языки Арнольда, спектральная последовательность Арнольда…

Но все же самый невероятный факт его и без того удивительной биографии не связан с математикой. В 1998 году Арнольд опубликовал статью, где доказывал, что эпиграф к «Евгению Онегину», традиционно считавшийся пушкинской мистификацией, на самом деле восходит к «Опасным связям» Шодерло де Лакло, – и это сближение было признано ревнивыми профессионалами «остроумным и убедительным».

Действительно, более века над проблемой бились лучшие гуманитарии – пушкинисты, а математик, несмотря на скепсис, обнаружил эти французские мотивы, и вовсе случайно. Дело в том, что его математический мозг обладал способностью улавливать весьма далёкие ассоциативные связи между, казалось бы, разными вещами. Математическое творчество спровоцировало уникальное восприятие искусства.

Мощь ассоциативного мышления является свидетельством сильного интеллекта, вопреки шаблонам измерителей IQ, подходящим со своей короткой линейкой к одной из граней всей умственной деятельности, и далеко не самой главной грани.

Автор полагает, что даже незаслуженно забытая старая детская игра в ассоциации, ещё может сослужить неплохую службу молодому поколению, если его представители реально заинтересованы в развитии ума, а не ног, лап и хвостов.

 

Date: 2015-12-12; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию