Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3. Как ускорять процесс и улучшать продукт





 

11. Как решать задачу, или Прогулки в «пространстве проблемы»

 

Когда путешественники вышли из лесу, перед ними открылась крутая скалистая гора. Обойти её было нельзя – с обеих сторон дороги были глубокие овраги.

– Трудненько карабкаться на эту гору! – сказал Страшила. – Но гора – ведь это не ровное место, и, раз она стоит перед нами, значит, надо через неё перелезть!

А. Волков. «Волшебник Изумрудного Города»

 

Вначале подведём некоторые промежуточные итоги.

В предыдущих частях книги рассказано о некоторых известных (и не очень) фактах, явлениях и гипотезах, составляющих основу современных представлений об устройстве, функциях и возможностях мозга и интеллекта человека. Выяснено, что понимается сейчас под креативными – творческими – способностями, как определяется уровень этих способностей у человека. Мы немного обсудили, как «творческий инстинкт» проявляется в научном поиске и чем в этом случае может помочь интуиция. Ещё мы говорили о необходимости развивать способность каждого человека мыслить творчески. Особенно учитывая прямую связь между интеллектуальными возможностями одной личности и процветанием всего общества. Обсуждали также, какие основания – и обоснования – для развития этих возможностей подготовлены современной психологией и педагогикой.

Сознательно – и самостоятельно! – начать совершенствование мыслительных возможностей своего интеллекта каждый человек может, начиная с любого момента. Точнее, с момента осознания своей творческой недостаточности. Не стоит важнейшее дело построения своего интеллекта откладывать до тех пор, пока в каждой школе или институте будут введены спецкурсы по творческому мышлению.

Развивать своё мышление – для достижения высоких результатов и успеха в учёбе, работе и просто в каждодневной жизни – нужно постоянно. Для этого можно не ожидать от родителей, учителей, друзей или руководителей любого ранга сигнала «Думать! Всем думать!» Просто прочтите до конца эту книгу – и приступайте.

Великий мыслитель Барух Спиноза сказал: «Того, к чему способно тело, никто ещё не определил». Но так же никто не определил до конца, на что способны мозг, ум, интеллект человека. Наше предыдущее рассмотрение, как кажется, указывает на это недвусмысленно. Так что каждому из нас есть чем заняться, развивая не только мускулы, но и ум. Желательно в первую очередь ум – ведь мускулы тоже направляет именно он.

Льюис Кэрролл изящно сравнил жизнь человеческого ума с жизнью тела. Действительно, «последствия пренебрежительного отношения к телу нам нетрудно представить и ощутить. Для некоторых из нас было бы неплохо, если бы наш разум стал таким же видимым и осязаемым, как и тело, чтобы его можно было, например, показать врачу и дать пощупать пульс». Полагая это возможным, Кэрролл попытался – и не без успеха – переделать некоторые правила рационального питания тела в соответствующие правила «питания» ума.

Во‑первых, следует заботиться о том, чтобы наш ум получал пищу надлежащего сорта. Мы очень скоро узнаём, какая пища полезна и какая вредна для нашего тела, и не испытываем особых трудностей, отказываясь от куска соблазнительного пудинга или пирога (ох, уж эти англичане!), который ассоциируется в нашей памяти с ужасным приступом расстройства желудка… Однако, пишет Кэрролл, чтобы убедить нас в несъедобности определённой части излюбленного нами круга чтения, необходимо несравненно больше уроков.

Во‑вторых, мы должны тщательно следить за тем, чтобы наш разум получал съедобную пищу в надлежащих количествах: «Умственное переедание, или чтение избыточного количества литературы, – опасное пристрастие, приводящее к ослаблению способности усваивать пищу и в некоторых случаях к потере аппетита». Автор тоже не раз встречал подобные, по выражению Кэрролла, «Разжиревшие Умы». Эти умы «не могли выдержать даже лёгкой пробежки самой медленной трусцой в разговоре, были неспособны даже ради спасения собственной жизни преодолеть логическую стенку, вечно увязали… в любом необычном рассуждении, короче говоря, были неспособны ни на что, кроме беспомощного блуждания по свету».

В третьих, даже если пища доброкачественна, а порции её умеренны, то всё равно не следует поглощать слишком много сортов пищи за один раз. Умственное несварение ничуть не лучше желудочного. А его последствия для дальнейшей работы интеллекта весьма плачевны: вспомнить то, что нужно именно сейчас, практически невозможно – библиотекарь памяти просто заблудился между разбросанными там и сям коробками с разнообразными сведениями.

Кроме того, следует проследить, чтобы между последовательными приёмами пищи соблюдались надлежащие интервалы, и, не торопясь, проглатывать пищу после того, как мы тщательно разжуём её, чтобы она полностью усвоилась. И вот что ещё: с точки зрения Кэрролла уму достаточно 3–4 минут для «переваривания» и «усвоения» предлагаемой ему пищи, содержащей «не только ценный мех, но и несколько килограммов легко усваиваемого» гарнира. То есть мозг успеет разделить кусочек информационной пищи на фракции и продолжит обработку следующей порции.

Полезны для дальнейшего интеллектуального тренинга и такие рекомендации: интервал между последовательными приёмами духовной пищи в действительности гораздо короче, чем принято думать, однако в процессе размышлений нужно устраивать кратковременные перерывы, например, раз в час. Можно оторваться от предмета размышлений на 5 минут, но тщательно следить, чтобы в течение этих 5 минут разум был полностью отключён от него и полностью занят размышлениями о других вещах[98]. Удивительно, говорит Кэрролл, сколь сильный импульс и гибкость вновь обретает разум после такого кратковременного отдыха. И это верно, ибо проверено на опыте много раз – и до, и после того, как это заметил Кэрролл. В частности, выдающийся российский нейрофизиолог Павлов показал: лучший отдых – перемена рода деятельности.

Но, честно говоря, иногда неплохо и поспать просто для отдыха. Только немного! Замечательный совет я получил от Сальвадора Дали (увы, не лично!): для полноценного отдыха достаточно не лечь, а сесть поспать в кресло, держа в руке тяжёлый большой ключ (тип ключа не важен!). Как только приходит сон, ключ выпадает из ослабевшей руки и с грохотом – для этого кресло желательно поставить на керамический пол, а ключ всё‑таки должен быть немаленьким – падает на пол. Всё, просыпайтесь! Вы уже в полном порядке! Великий труженик Дали, отдохнув днём таким образом (на весь такой сон нужно 10–15 минут), шёл потом до позднего вечера в мастерскую – писать, делать наброски, лепить. Так что отдыхайте на здоровье: может быть, и к вам придёт «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения».

Человек треть жизни проводит во сне, и ученые не престают спорить о том, для чего это делается. Исследование, проведенное Майкеном Нидергаардом и его коллегами из Рочестерского университета (США), добавляет свой лучик в освещение этой проблемы. Оно показало, что что мозга во время сна освобождается от вредных веществ и токсинов, накопившихся во время бодрствования.

Майкеном Нидергаардом обнаружил между клетками мозга тончайшие, заполненные жидкостью каналы, которые и образуют систему самоочищения мозга от продуктов метаболизма, наподобие того, как это делает лимфатическая система, выводя токсины из остальных частей организма. Но её действие не распространяется на мозг: кровь, поступающая в него, проходит особые молекулярные ворота – гематоэнцефалический барьер. Этот барьер контролирует все, что попадает из крови в мозг. «В своем распоряжении мозг имеет ограниченное количество энергии, и, похоже, он должен выбирать между двумя функциональными состояниями – бодрствование и сознание или сон и очищение, – говорит Нидергаард. – Точно так же вы выбираете, пригласить ли друзей на вечеринку. Вы либо приглашаете друзей, либо затеваете уборку, но сделать и то, и другое одновременно не получится».

А вот после отдыха нужно быть готовым к тому, чтобы не просто прослушивать то, о чём говорит «преподаватель по творческому интеллекту», или просматривать книгу, видя ковригу (или футбольную лигу, или ещё что‑либо). Для обдумывания услышанного, увиденного или прочитанного требуется гораздо большее напряжение ума, чем при пассивном восприятии. Напряжение это столь велико, что ленивый, нетренированный, расслабленный разум с негодованием отказывается подвергать себя такому испытанию. Ну, вспомните, кто ни с того, ни с сего начнёт по утрам делать зарядку и обливаться холодной водой? Напрягаться? Зачем? И вот мы хилеем и хиреем, лишь бы не заставлять своё тело работать. То же происходит с нашим интеллектом. Ну‑ка, потянемся, разомнём «мускулы» ума!

 

 

Date: 2015-12-12; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию