Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка языковой политики населением и социальная поддержка усилий национальных активистов





Политика развития двуязычия в республике встречала и встречает стабильно высокую поддержку у населения: почти трое из пяти опрошенных высказываются о ней с одобрением. В основном, социальную базу этой политики составляет большинство татар (72–73%). Среди русских можно наблюдать разделение на две группы: одна половина одобряет ее (причем таких респондентов сегодня почти на 10% больше, чем десятилетие назад), другая – либо относится к ней с безразличием, либо не считает двуязычие реальным. Не одобряют политику двуязычия меньше десятой доли русских.

 

Как вы относитесь к введению в Татарстане двуязычия? 2001 (в %) 2010 (в %)
Все население Татары Русские Все население Татары Русские
Одобряю            
Мне это безразлично            
Не одобряю            
Не считаю двуязычие реальным            
Затрудняюсь ответить, нет ответа            

 

Если говорить о преподавании татарского языка в школах, то отношение к этому среди татарстанцев неоднозначное. Лишь менее половины татар (44%) и только 14% русских поддерживают текущую республиканскую языковую политику в сфере образования. Нынешние требования русской общественности – об обязательности изучения татарского языка всеми школьниками, но в меньшем объеме – поддерживают четверть татар и чуть больше четверти (28%) русских. Бóльшая же часть русских (42%) высказывается за добровольное изучение языка соседского народа. Таким образом, согласно данным опроса 2010 года, несмотря на декларативную поддержку политики двуязычия в целом, относительно конкретного ее аспекта в образовательной сфере лояльность несколько снижается и у татар, и очень значительно среди русскоязычных респондентов.

 

Нужно ли в школах Татарстана преподавать татарский язык? Если да, то в каких формах? Татары (в %) Русские (в %)
Он должен быть обязательным предметом для всех    
Он должен быть обязательным предметом, но на него должно отводиться меньшее количество часов    
Он должен идти лишь в качестве факультатива для желающих    
Он должен быть обязательным только для татар    
Его вообще не должно быть в школах Татарстана    
Затрудняюсь ответить    

 

По данным того же опроса 2010 года, очевидно, что, несмотря на постоянные призывы татарских националистов отдавать своих детей в татарские учебные заведения, большинство этнических татар следует прагматическим установкам, предпочитая дать своим детям возможность получить образование либо на обоих языках, либо обучить детей в школах с углубленным изучением иностранных языков, либо даже в русскоязычных школах. Поддерживает позицию татарской общественности лишь каждый десятый опрошенный татарин. Для большинства русских, несмотря на декларируемое каждым вторым одобрение политики двуязычия, обучение детей даже в двуязычной среде остается непопулярным.

 

В какую школу вы предпочли бы отдать своего ребенка, если бы этот выбор стоял перед вами сейчас? Татары (в %) Русские (в %)
В школу с русским языком обучения    
В школу с татарским языком обучения    
В двуязычную школу – с преподаванием на русском и татарском    
В школу с преподаванием на языках других национальностей    
В татарско-турецкий лицей    
В школу с углубленным изучением английского, немецкого или французского    
Свой ответ: в двуязычную школу с углубленным изучением английского и другого иностранного    
Другие ответы в целом    
Нет ответа    

 

Какие действия вы лично предпринимаете для поддержки языка и культуры вашего народа? Татары (в %) Русские (в %)
Участвую в политических мероприятиях    
Обращаюсь в органы государственной власти, местного самоуправления    
Участвую в работе общественных организаций (национально-культурных обществ, центров, любительских объединений)    
Непосредственно участвую в различных мероприятиях (конкурсы, смотры самодеятельности, выставки народного творчества, концерты)    
Стараюсь привлекать внимание общественности к вопросам языка и культуры через средства массовой информации    
Воспитываю своих детей в любви к родному языку и культуре    
Ничего не предпринимаю, хотя считаю, что поддержка моей культуры необходима    
Не считаю, что культура моего народа нуждается в поддержке    
Затрудняюсь ответить    

 

Так какова же социальная поддержка текущей протестной активности “этнических предпринимателей”?

Несмотря на заявления каждого второго русского респондента о поддержке политики двуязычия, одобрение нынешнего курса в области образования высказывают лишь 14% представителей этой группы. Текущую позицию представителей Общества русской культуры, основанную на идее защиты обязательного изучения татарского языка, но в меньшем объеме, высказывают меньше трети русских. Остальные опрошенные русские настаивают на добровольности изучения языка титульной для республики этнической группы. Получается, что не менее половины местного русского населения может потенциально поддержать требования изменить официальную политику в сфере образования.

Интересна позиция татарского населения по вопросу о преподавании языков. С одной стороны, среди татар доля либо согласных с позицией русской общественности, либо придерживающихся принципа добровольности изучения татарского составляет 40%. Однако доля татар, индифферентных к проблемам татарского языка – и, следовательно, потенциальных сторонников позиции Общества русской культуры – не высока и может быть косвенно оценена не более 15%. Так, лишь 5% татар назвали родным языком только русский, и, кроме того, 12% тех татар, кто считает родным татарский язык, ответили, что он не нуждается в поддержке со стороны руководства республики.

С другой стороны, 44% татарского населения всецело поддерживают текущий курс в образовательной сфере, что сближает их с позициями татарских националистов. Однако лишь каждый десятый татарин готов поддержать призывы радикальных татарских активистов обучать детей в татарских школах. Долю тех, кто потенциально испытывает “комплекс неполноценности”, можно косвенно оценить как низкую: не более 15%. Именно столько ответили, что им приходилось лично испытывать ущемление своих прав или возможностей из-за недостаточного знания русского языка (при поступлении в вуз, карьерном продвижении и других ситуациях).

Таким образом, местные русские активисты в вопросах преподавания языков в школах могут рассчитывать на понимание примерно половины жителей Татарстана (включая как русских, так и татар). Татарских же националистов в целом поддерживают около 44% татар, а в радикальных требованиях – не более 15% представителей этой этнической группы. Среди русских доля поддерживающих риторику татарских активистов ожидаемо низка. Однако для обеих сторон остро стоит вопрос о мобилизации сторонников, поскольку доли и русских, и татар, готовых публично и политически отстаивать этнические интересы, чрезвычайно малы: участие в политической и общественной публичной жизни в целях поддержки интересов культуры и языка своего народа, согласно нашим опросам, принимают не более 5% населения Республики Татарстан.

 

 


[1] Социальное и национальное. М.,1973. С. 15.

[2] Современные национальные процессы в республике Татарстан. Приложение. Казань, 1992. С. 133.

[3] Исхакова З.А., Зинурова Р.И., Мусина Р.Н. Современная этноязыковая ситуация в Республике Татарстан. Казань, 2002. С. 11.

Данные переписи населения 1989 г.

[4] Данные переписи населения 1989 г.

[5] Исхакова З.А. Функциональное взаимодействие татарского и русского языков в современном Татарстане // Язык и этнос на рубеже веков. Казань, 2002. С. 27.

[6] Там же. С. 29.

[7] Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994. С. 106.

[8] Столярова Г.Р. Современная языковая ситуация в Республике Татарстан. С. 80

[9] Там же. С. 78.

[10] Там же. С. 78.

[11] Республиканское этносоциологическое исследование «Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность» (1999-2000 гг., рук. Р.Н. Мусина). Автор являлась участницей данного проекта.

 

[12] См.: http://my.mail.ru/community/filologia111/journal.

[13] Министерство образования и науки Республики Татарстан.

[14] См.: www.rulang.su/load/1-1-0-1.

[15] Прежде всего, Татарским общественным центром (Набережные Челны) и Союзом татарской молодежи “Азатлык”.

[16] Вопросы были заданы председателю Общества русской культуры Александру Салагаеву и директору Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамиру Исхакову.

[17] См. только некоторые публикации: Современные межнациональные процессы в ТССР. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КНЦ АН СССР, 1991. С. 157; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х годов. М., 1996; Язык и этнос на рубеже веков: этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань, 2002; Государственные языки в школьном образовании. Информационно-аналитический материал по результатам этносоциологического исследования в Казани. Казань, 2006.

[18] См.: Макарова Г.И. Этноязыковое поведение учащихся старших классов. // Государственные языки в школьном образовании. Информационно-аналитический материал по результатам этносоциологического исследования в г. Казани. Казань, 2006. С. 12–19.

Date: 2015-12-13; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию