Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта





Для автомобилей с карбюраторными двигателями рассчитывается выброс СО, СН, и NO2, для автомобилей с дизельными двигателями – СО, СН, NO2 и С.

Выброс i-го вещества (г) одним автомобилем k-й группы в день при выезде с территории предприятия М/ik и возврате М//ik рассчитывается по формулам:

(5.27)

, (5.28)

где mnpik – удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя автомобиля k-й группы, г/мин; meik – пробеговый выброс i-го вещества при движении автомобиля по территории с относительно постоянной скоростью, г/км; mxxik – удельный выброс i-го компонента при работе двигателя на холостом ходу, г/мин; tnp – время прогрева двигателя, мин; L1, L2 – пробег по территории предприятия одного автомобиля в день при выезде (возврате), км; txx1, txx2 – время работы двигателя на холостом ходу при выезде (возврате) на территории предприятия, мин.

Массовый выброс продуктов неполного сгорания при прогреве двигателя в данном случае – величина не постоянная, по мере прогрева двигателя выбросы СО, СН и С уменьшаются, поэтому mnpik должен отражать интегральную оценку выброса за время tnp. Выбросы NO2 на этом режиме незначительны.

Скорость движения автомобилей на территории предприятия составляет 10…20 км/ч, нагрузка практически отсутствует, поэтому основную часть выброса также составляют продукты неполного сгорания (СО, СН, С).

Значения mnpi, meik, mxxik для различных групп автомобилей представлены в таблицах 5.13…5.19. Приведенные в таблицах значения отражают категорию автомобилей, структуру парка по грузоподъемности и пассажировместимости, тип двигателя и используемое топливо, период года.

Пробег автомобиля k-й группы по территории предприятия в день определятся путем замера пути (L1), проходимого автомобилем от центра площадки, выделенной для стоянки данной группы автомобилей, до выездных ворот (при выезде) и от въездных ворот до центральной стоянки (L2) при выезде.

Таблица 5.13 Удельные выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями при хранении на открытых стоянках

Вид выброса Обозна-чение выб-росов Загрязняющее вещество
СО СН NO2
теп-лый холод-ный теп-лый холод-ный теп-лый холод-ный
Удельный выброс при прогреве ДВС, г/мин mnpi 5,0 9,1 0,4 1,0 0,05 0,1
Удельный выброс при работе ДВС на холо-стом ходу, г/мин mxxi 4,5 4,5 0,4 0,4 0,05 0,05
Пробеговый выброс при движении со скоростью 10…20 км/ч, г/мин mei 17,0 21,3 1,7 2,5 0,4 0,3

Примечание:

1. Для газобаллонных двигателей выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.

2. В переходный период выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициент 0,9 от значения холодного периода. Выбросы NO2 равны выбросам в холодный период.

 

Периоды года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной температуры. Месяцы, в которых среднемесячная температура ниже 0,50С, относятся к холодному периоду, месяцы со среднемесячной температурой +50С – к теплому периоду и с температурой от –50С до +50С – к холодному.

Для предприятий, находящихся в разных климатических зонах, продолжительность таких периодов будет разной. Влияние периода года учитывается только для выезжающих автомобилей. Количество рабочих дней в расчетном периоде (Др) зависит от режима работы предприятия и длительности периодов с температурой ниже –50С, от 50С до +50С, выше + 50С.

В таблице 5.14 приведены значения среднемесячных температур для некоторых регионов РК.

 

Таблица 5.14 Среднемесячные температуры воздуха (0С) для некоторых регионов Республики Казахстан

 

Насе-ленный пункт Месяц
                       
Алматы -5,5 -6,7 7,0 11,3 16,3 21,0 24,0 22,0 16,4 8,9 1,4 -6,9
Караганда -12,2 -15,3 -9,0 5,6 13,9 18,9 20,4 18,1 13,2 1,7 -5,7 -12,1
Тараз -4,7 -6,1 2,6 11,8 17,8 22,4 25,5 22,8 17,0 9,9 -3,0 -4,9
Павлодар -20 -10 -7               -5 -15

 


Таблица 5.15 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ грузовыми автомобилями

Грузоподъем-ность, кг Тип двигателя Пробеговый выброс загрязняющих веществ, г/км (meik)
СО СН NO2 Сажа
Период года
Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол.
q£1000 карбюраторный 19,6 24,3 3,5 4,2 0,4 0,3 - -
1000<q<3000 карбюраторный 27,6 34,4 4,9 6,0 0,6 0,5 - -
дизельный 3,2 3,9 0,6 0,7 2,5 2,3 0,2 0,3
3000<q<6000 карбюраторный 47,4 59,3 8,5 10,3 1,0 0,8 - -
дизельный 4,1 5,0 0,7 0,9 3,0 2,4 0,2 0,3
-q³6000 карбюраторный 55,3 68,8 9,9 11,9 1,2 0,9 - -
дизельный   6,2 0,9 1,1 3,5 2,7 0,2 0,3
Автопоезда карбюраторный 79,0 98,8 10,2 12,4 1,8 1,4 - -
дизельный 7,5 9,3 1,1 1,3 4,5 3,5 0,3 0,4

Примечание:

1. Для газобаллонных двигателей выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.

2. В переходный период выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициент 0,9 от значения холодного периода. Выбросы NO2 равны выбросам в холодный период.

 

Таблица 5.16 Удельные выбросы загрязняющих веществ автомобилями в процессе прогрева двигателя

Грузоподъем-ность, кг Тип двигателя Удельный выброс загрязняющих веществ, г/км (mрik)
СО СН NO2 Сажа
Период года
Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол.
q£1000 карбюраторный 4,5 9,1 6,2 0,4 1,0 0,65 0,5 0,1 0,05 - -
1000<q<3000 карбюраторный 8,1 21,8 14,2 1,6 3,6 2,4 0,1 0,2 0,1 - -
дизельный 1,54 2,36 1,92 0,2 0,5 0,32 0,45 0,45 0,01 0,08 0,05
3000<q<6000 карбюраторный   44,5 26,1 2,9 8,7 5,4 0,2 0,3 0,2 - -
дизельный 2,8 4,37 3,6 0,3 0,8 0,54 0,62 0,84 0,62 0,03 0,21 0,12
q³6000 карбюраторный 23,4 57,2 33,8 3,3 9,1 6,3 0,2 0,3 0,2 - -
дизельный 2,9 8,18 5,3 0,4 1,1 0,7 1,0 2,0 1,0 0,04 0,35 0,18

Примечание:

1. Для холодного периода года в числителе приведены данные для автомобилей, хранящихся на открытых площадках без средств подогрева, в знаменателе – при наличии средств подогрева. В переходный период выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициент 0,9 от значения холодного периода. Выбросы NO2 равны выбросам в холодный период.

2. Для газобаллонных двигателей выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.

 

Таблица 5.17 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ автобусами

Класс автобуса Тип двигателя Пробеговый выброс загрязняющих веществ, г/км (mеik)
СО СН NO2 Сажа
Период года
Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол.
Особо малый (РАФ, УАЗ) карбюраторный 19,5 24,3 3,5 4,2 0,4 0,3 - -
Малый (КАВЗ, ПАЗ) карбюраторный 27,6 34,4 4,9 6,0 0,6 0,5 - -
Средний (ЛАЗ) карбюраторный 47,4 59,3 8,5 10,3 1,0 0,8 - -
Большой (ЛАЗ, ЛиАЗ) карбюраторный 55,3 68,8 9,9 11,9 1,2 0,9 - -
(Икарус-250) дизельный 5,1 6,2 0,9 1,1 3,5 2,7 0,2 0,3
Особо большой (Икарус-280) дизельный 7,5 9,3 1,1 1,3 4,5 3,5 0,3 0,4

Примечание:

1. Для газобаллонных двигателей выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.

2. В переходный период выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициент 0,9 от значения холодного периода. Выбросы NO2 равны выбросам в холодный период.

 

Таблица 5.18 Удельные выбросы загрязняющих веществ автобусами в процессе прогрева двигателя

Класс автобуса Тип двигателя Удельный выброс загрязняющих веществ, г/км (mnpik)
СО СН NO2 Сажа
Период года
Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол. Тепл. Хол.
Особо малый (РАФ, УАЗ) карбюраторный 4,5 9,1 6,2 0,4 1,0 0,65 0,05 0,1 0,05 - -
Малый (КАВЗ, ПАЗ) карбюраторный 8,1 21,8 14,2 1,6 3,6 2,4 0,1 0,2 0,1 - -
Средний (ЛАЗ) карбюраторный 18,1 44,5 26,1 2,9 8,7 5,4 0,2 0,3 0,2 - -
Большой (ЛАЗ, ЛиАЗ) карбюраторный 23,4 57,2 33,8 3,3 9,1 6,3 0,2 0,3 0,2 - -
дизельный 2,9 8,18 5,3 0,4 1,1 0,7 1,0 2,0 1,0 0,04 0,35 0,18
(Икарус-250) дизельный 4,6 8,9 6,4 0,5 1,3 0,8 0,61 1,25 0,61 0,03 0,12 0,08
Особо большой (Икарус-280) дизельный 4,6 8,9 6,4 0,5 1,3 0,8 0,61 1,25 0,61 0,03 0,12 0,08

Примечание:

1. Для холодного периода года в числителе приведены данные для автомобилей, хранящихся на открытых площадках без средств подогрева, в знаменателе – при наличии средств подогрева. В переходный период выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициент 0,9 от значения холодного периода. Выбросы NO2 равны выбросам в холодный период.

2. Для газобаллонных двигателей выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно.

 

Таблица 5.19 Удельные выбросы загрязняющих веществ при работе двигателя на холостом ходу

Категория автомобиля Тип ДВС Удельный выброс загрязняющих веществ, г/мин (mxxik)
СО СН NO2 Сажа
Грузовые автомобили грузоподъемностью:
До 1000 кг карбюраторный 4,5 0,4 0,05 -
От 1000 до 3000 кг карбюраторный 8,1 1,6 0,1 -
дизельный 1,54 0,2 0,45 0,01
От 3000 до 6000 кг карбюраторный 18,1 2,9 0,2 -
дизельный 2,8 0,3 0,62 0,03
Свыше 6000 кг дизельный 2,9 0,3 1,0 0,04
Автопоезд карбюраторный 18,1 2,9 0,2 -
дизельный 2,9 0,3 1,0 0,04
Автобусы:
Особо малый карбюраторный 4,5 0,4 0,05 -
Малый карбюраторный 8,1 1,6 0,1 -
Средний карбюраторный 18,1 2,9 0,2 -
Большой (ЛАЗ, ЛиАЗ) карбюраторный 23,4 3,3 0,2 -
дизельный 2,9 0,4 1,0 0,04
Большой (Икарус-250) дизельный 4,6 0,5 0,61 0,03
Особо большой (Икарус-280) дизельный 4,6 0,5 0,61 0,03

 

Валовый выброс i-го вещества (кг) автомобилями рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле:

(5.29)

где ab – коэффициент выпуска; Nk - количество автомобилей k-й группы в хозяйстве; Dp – количество рабочих дней в расчетном периоде (холодном, теплом, переходном); j – период года.

Для сравнительной оценки автомобилей как источников загрязнения атмосферы отработавшими газами, введен условный параметр – показатель токсичности автомобиля Ts – пробеговый выброс. Этот показатель определяется как отношение массы токсичных компонентов, выделяемых автомобилем, к единице пробега:

, (5.30)

где mi – масса токсичных веществ, выделяемых автомобилем в единицу времени, кг/ч; v – скорость автомобиля, км/ч.

Каждый автомобиль с бензиновым двигателем в среднем выделяет на 1 км пути: СО – 25 г, СН – 2 г, NO2 – 2,5 г, свинца – 0,105 г, бенз(а)пирена – 0,012мг. Оксид серы образуется в ОГ в том случае, когда сера имеется в исходном топливе, что характерно для дизельных ДВС.

 

Расчет эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде

 

Под экономическим ущербом понимается стоимостная оценка негативных последствий в окружающей среде, вызванных изменением компонентов природной среды и их последующим воздействием на реципиентов (людей, объекты производственной и непроизводственной сфер).

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и определяется как сумма ущербов, наносимых отдельными видами реципиентов в пределах загрязненной зоны.

В зависимости от целевого назначения показателя экономического ущерба его оценка может быть произведена с разной степенью точности, для чего существует два расчетных метода: укрупненный метод и метод прямого счета.

Укрупненный метод может применятся на первоначальных этапах проведения исследований по определению направлений природоохранной деятельности на предприятии, для выработки общих целей и задач по повышению эффективности использования и охраны природных ресурсов, т. е. укрупненный метод основан на определении приближенных расчетных величин ущерба с использованием удельных показателей ущерба, общих площадей нарушения и объемов загрязнений.

Метод прямого счета основан на непосредственном расчете затрат, фактически возникших в экономике, в связи с нарушением и загрязнением природной среды.

Величина общего эколого-экономического ущерба, наносимого предприятием окружающей среде укрупненным методом определяется по формуле:

У = Уа + Ув + Уз, тенге/год, (5.31)

где У – суммарный экономический ущерб от годовой массы всех видов выбросов, поступающих в природную среду от отдельного источника или предприятия в целом, тенге/год;

Уа – экономический ущерб, причиняемый годовым выбросом загрязнений в атмосферу, тенге/год;

Ув – экономический ущерб, причиняемый годовым сбросом загрязняющих примесей в водные объекты, тенге/год;

Уз – экономический ущерб от годового нарушения и загрязнения земельных ресурсов, тенге/год.

Экономическая оценка ущерба, причиняемого годовым выбросом загрязнений в воздушный бассейн для всякого источника определяется по формуле:

, тенге/год, (5.32)

где γ – стоимостная оценка 1 усл. т загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, тенге/усл.т;

σ – безразмерный показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферы в зависимости от типа территории;

f – безразмерный коэффициент, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере;

М – приведенная масса годового выброса загрязняющих веществ из источника, усл.т/год.

Значение коэффициента f определяется в зависимости от агрегатного состояния вещества по формулам:

а) для газообразных примесей и легких мелкодисперсных частиц или частиц с очень малой скоростью оседания (менее 1 см/с)

, (5.33)

где h – геометрическая высота устья источника по отношению к среднему уровню зоны атмосферного загрязнения, м;

φ – безразмерная поправка на тепловой подъем факела выброса в атмосферу, определяется по формуле:

, (5.34)

где ΔΤ – среднегодовое значение разницы температур в устье источника и в окружающей среде на уровне устья, оС;

U - среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера, м/с. В тех случаях когда значение U неизвестно, оно принимается равным 3 м/с.

б) для твердых частиц или частиц, оседающих со скоростью 1...20 см/с

(5.35)

в) для частиц оседающих со скоростью свыше 20 см/с, принимается не зависимо от значений h, f (ΔT), U

f = f3 = 10 (5.36)

Значение приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу из источника определяется по формуле:

, усл. т/год, (5.37)

где mi – масса годового выброса примеси i - го вида в атмосферу, т/год;

Ai – коэффициент агрессивности примеси i–го вида или показатель относительной опасности примеси i–го вида, усл.т/т;

N – общее число примесей, выбрасываемых в атмосферу.

Значение Ai определяется по формуле:

, усл.т/т, (5.38)

где ПДКi – средне суточная предельно допустимая концентрация i–го загрязняющего вещества в атмосфере, мг/м3

Величина экономического ущерба от загрязнения водных ресурсов определяется в зависимости от концентрации и степени вредности загрязняющих веществ, которые содержатся в сточных водах различных производств, для окружающей среды.

Экономическая оценка ущерба от годичного сброса загрязняющих примесей в к–ый водохозяйственный участок некоторым предприятием или населенным пунктом определяется по формуле:

Ув = γ * σк * M, тенге/год, (5.39)

где γ – стоимостная оценка 1 усл. т загрязняющих веществ сброшенных в водные объекты, тенге/усл.т;

σк – константа, имеющая определенное значение для различных рыбохозяйственных участков;

M – приведенная масса годового сброса примесей данным источником загрязнения в к–ый водохозяйственный участок, усл.т/год.

Значение величины М определяется по формуле:

M = , усл.т/год, (5.40)

где i – индекс сбрасываемой примеси;

N – общее число примесей, сбрасываемых в водные источники;

Ai – показатель относительной опасности сброса i–го вещества в водный объект, усл.т/т;

mi – общая масса годового сброса i–ой примеси оцениваемым источником, т/год.

Если источник сбрасывает сточные воды нескольких типов, различающихся степенью очистки, то следует определить общую массу (mi) годового сброса i–ой примеси в водоем суммарно со всеми типами сточных вод (после очистки) по формуле:

mi = , т/год, (5.41)

где mij – масса годового поступления i–го вещества в водоем от данного источника со сточными водами j–го типа (j = 1, 2, 3,..., к), т/год.

Если источник воды j–го типа сбрасываются в водоем только от оцениваемого источника, без смешения со сточными водами других источников и величина концентрации i–ой примеси в поступающих в водоем сточных водах j–го типа в течении года относительно постоянна, то масса годового поступления i–го вещества со сточными водами j–го типа могут быть приближенно определены по формуле:

mij = Сij * Vj, т/год, (5.42)

где Cij – концентрация i–ой примеси в сточных водах j–го типа, г/м3;

Vj – объем годового сброса сточных вод j–го типа данным источником в водоем, млн. м3/год.

Численное значение величины Аi для каждого загрязняющего вещества определяется по формуле:

, усл.т/т, (5.43)

где ПДКр/хi – предельно–допустимая концентрация i–го вещества в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, г/м3.

В тех случаях, когда предельно–допустимая концентрация не установлена для данного вещества, рекомендуется величину Аi принимать равным 5*104.

Годовой экономический ущерб, причиняемый экономике данного района загрязнением земельных ресурсов отходами производства определяется по формуле:

Уз = q*S*З, тенге/год, (5.44)

где q – годовая масса, складируемых отходов, т/год;

S – удельная площадь земли, занятая 1000 т (1 т)отходов, га/1000т (га/т);

З - денежная оценка 1 га земли, тенге/га.

Date: 2015-12-13; view: 2321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию