Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной работы с неполной семьей





Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей - переместить акцент в ее определении, научиться понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой конструируются обществом, а вся тяжесть переживаний ложится на плечи женщин и детей. Специалисты по социальной работе должны учитывать этот факт, анализировать социально – политический и социально – психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе. Если специалисту социальной работы не удается распознать природу маргинальности неполной семьи, то существует риск оказать медвежью услугу, предоставляя помощь и поддержку на чисто формальном уровне, которая не в состоянии достичь поставленных целей.

Социальная работа, направленная на предотвращение распада семьи и предоставление необходимых ресурсов для их выживания, не препятствует расторжению брака, если вред, наносимый семейными раздорами и родителями, и детям превышает ценность сохранения брака. Решение о разводе рассматривается в этом случае социальным работником как смелый, независимый выбор, способный привести к самообновлению. Позиция социальных работников в случае развода семьи основывается на том, что семья должна адаптироваться к жизни после развода, и учиться с этим жить. Вместе с психологами они должны помогать и матери, и детям осознать разрыв супружеских взаимоотношений и сохранять при возможности желание контактировать с отцом и бывшим супругом, настраивать на новый тип отношений, особенно с теми из отцов, которые, оказавшись за пределами бывшего семейного очага, обладают достаточно высоким потенциалом для того, чтобы участвовать содержании, воспитании и развитии ребенка.

Интерес представляет тот факт, что до 90-х годов ХХ века в центре внимания работников социальных служб и судебных инстанций было привлечение мужчин к участию в жизни их внебрачных детей и вынесения решения об отцовстве для защиты их прав. Сегодня интерес работников социальных служб фокусируется на проблеме психологического манипулирования детьми со стороны разведенных матерей во имя достижения весьма определенной цели - воздействовать на бывшего супруга через ребенка.

Социальная работа в отношении неполных семей предполагает затрату специальных усилий на просвещение, сохранение здоровья, повышение культурного уровня и социальной компетенции их членов. В то же время совершенно очевидно, что их социализация в нынешних изменившихся условиях должна быть сориентирована на расширении сферы их социального участия и формирование активной жизненной позиции.

Основные условия практической социальной работы, помогающей неполной семье в ситуации жизненного кризиса, должны быть направлены на общие состояние всех ее членов. При построении теоретического фундамента этой работы различают соматический подход (связанный с удовлетворением самых насущных, первичных потребностей человека), психологический, социальный и духовный. Соматический заключается в том, чтобы избавить семью от элементарных материальных лишений. Социальная помощь включает обеспечение одинокой матери работой, устройство детей в группы дневного пребывания социального учреждения, на периодическое лечение в санаторий, летние лагеря и т.д. Однако до тех пор, пока безработица, бедность и все их последствия остаются вне сферы компетенции социального работника и отдельной социальной службы, самой реальной остается психологическая и психотерапевтическая помощь.

Методы социальной работы с неполными семьями, адекватные существующим у них проблемам, могут быть психотехническими. Это означает, что ситуация семьи как предмет изучения и воздействия берется как человеческая чувственная деятельность, практика, куда активно прежде всего включены члены семьи, и вместе с ними все, кто пытается им помогать. Как и весь комплекс проблем неполных семей, эти методы, с теоретической и практической стороны, являются делом многоаспектным, междисциплинарным. Одни психологи неспособны, охватить эти проблемы целиком и полностью. Но поскольку в задачи социальной работы с неполными семьями входит внесение позитивных изменений в их жизнь, то содержанием их практического решения в первую очередь должно быть творческое созидание собственной мотивации на изменение к лучшему, жизненно важных ценностей, ориентиров, выявление потенциала и ресурса личности каждого из ее членов, способностей наполнять осмысленностью свою жизнь даже при самых тяжелых кризисах.

Конечно же, определение целей социальной работы с неполными семьями, ее стратегий, тактик, технологий, их воплощение в жизнь – не одномоментный акт. Это процесс, затрагивающий интересы представителей всех заинтересованных ведомств, вовлекающих в себя органы государственной, региональной и местной власти, общественные организации, социальные и территориальные сообщества. Что касается конкретных программ помощи, то это всегда компромисс между устремлениями семьи и социальных работников, а также различными научными концепциями. Поэтому разработка адекватных технологий как механизмов поиска такого компромисса, согласование разнонаправленных и часто противоположных интересов неполных семей и социальных сил, старающихся или обязанных приходить им на помощь, становится важнейшей частью разработки этих технологий и внедрение их в жизнь.

В современных социально-экономических условиях падает престиж с семьи как института, обеспечивающего воспитание и первичную социализацию подрастающего поколения. Уменьшается число официально зарегистрированных браков, растет число разводов, снижается рождаемость и материнский возраст, увеличивается численность матерей и отцов- одиночек, а также социальных сирот, наблюдается рост иждивенчества. Нарушение воспитательной, досуговой, культурно-психологической функции семьи приводит к росту числа проблемных семей.

На фоне отмеченных неблагоприятных тенденций возрастает роль различных программ, направленных на профилактику тех или иных отклонений в развитии. При комплексных центрах социального обслуживания населения создаются отделения, призванные осуществлять профилактическую деятельность, оказывая поддержку, обеспечивая своевременную социальную помощь семьям с детьми.

Систему комплексного, междисциплинарного и непрерывного сопровождения семьи могут обеспечить такие учреждения, как Центр социальной помощи семье и детям, Комплексный центр социального обслуживания населения, Центр психолого-педагогической помощи населению.

Социальный патронаж можно образно представить в виде работы команды специалистов, объединенной общими целями, строго и последовательно реализующих ту или иную стратегию действий в отношении семьи.

Патронаж неполной семьи — это индивидуальная социально-педагогическая деятельность с семьей пу­тем вмешательства в семейную ситуацию с намере­ниями произвести в ней какие-либо изменения к луч­шему.

Следует всегда помнить, что вмешательство в се­мейную ситуацию возможно при условии, если соци­альный работник владеет достоверной информацией о семье; есть добровольное желание семьи. Семья суверенна, поэтому она сама вправе решать, прибегать или не прибегать к помощи социального педагога. Исклю­чения составляют лишь случаи, когда возникает угро­за жизни и здоровью детей или их родителей.

В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:

- экстренный — осуществляется, когда требует­ся немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 —4 раза в неделю);

- срочный — осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального пе­дагога с семьей организуется 2 — 3 раза в не­делю);

- обычный — осуществляется при активности
самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направ­ляющего содействия, и посещения семьи сво­дятся до одного раза в неделю.

- контрольный — осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:

-информационно-аналити­ческое, связанное с идентификацией и фиксацией си­туации в семье как трудной или опасной;

-прямое вме­шательство в ситуацию;

-заключение социальной служ­бой договора о сотрудничестве и его планирование;

-непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);

-контроль, оценка и заверше­ние работы с семьей.

Общие рекомендации по выстраиванию последовательности и системности социального пат­ронажа семьи можно применить в отношении непол­ной с учетом ее особенностей.[2,с. 26]

Несколько по-другому предлагают работать с не­полными семьями в системе патронажа Л.С. Алексе­ева и В.Ю. Меновщиков.

Первой стадией при взаимодействии с неполной семьей выступает постановка социального диагноза. До непосредственного знакомства с неполной семьей со­циальный работник уже готовится к оказанию помощи: определяет круг проблем, которыми ему, возможно, предстоит заниматься, решает вопросы о целесообраз­ности и средствах вовлечения неполной семьи в про­цесс осуществления необходимых изменений, способах установления контакта с ней или же о передаче ее дру­гому специалисту данного учреждения либо в сферу влияния иных организаций и ведомств.

Оценка неполной семьи — необходимая часть об­следования. Ее следует рассматривать не как формаль­ную процедуру, а как заинтересованный поиск инфор­мации о сути имеющихся трудностей. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор информации о неполной семье — первый шаг к организации работы в системе патронажа.

Поначалу информация, полученная из разных ис­точников, может быть неполной, несистематизирован­ной и противоречивой. В дальнейшем ее следует попол­нять и уточнять. Но и то, что уже получено, использу­ется как основание для выхода на неполную семью и начала работы с ней.

Обоснованная оценка неполной семьи на базе исходной информации нацеливает специалиста на более тщательное изучение ее специфических особенностей и потребностей в целях оказания необ­ходимой адресной помощи.

Как правило, первичный диагноз неполной семьи носит психосоциальный характер, который задает цели именно социального патронажа.

Для него необходимы следующие данные:

· общие сведения о неполной семье и их анализ;

· характеристика межличностных отношений
неполной семьи и ее взаимодействие с соци­альным окружением;

· факторы, определяющие все отношения непол­ной семьи.

Необходимо помнить, что избыточность информа­ции свидетельствует о бесполезной трате времени. Поэтому целесообразно сосредоточиться на получении лишь необходимых данных, раскрывающих следующие вопросы:

· Каковы демографические характеристики не­полной семьи, на какой стадии развития она находится?

· Какие проблемы больше всего беспокоят не­полную семью, ее окружающих, близких род­ственников?

· Каким образом проблемы неполной семьи вы­ражаются внешне, кто и когда это заметил?

· Каковы основные внутриличностные, межлич­ностные, групповые и общие стрессовые факторы, мешающие неполной семье адекватно функционировать и обусловливающие необхо­димость ее социальной поддержки?

— Каковы первоочередные цели на пути реше­ния проблем неполной семьи? Что нужно и можно сделать не откладывая?

— Насколько готова неполная семья сотрудни­чать с социальной службой, отдельным ее ра­ботником? Есть ли у нее мотивация на приня­тии помощи со стороны?

· Какими возможностями располагают служба и
семья для налаживания отношений, контактов?

· Какова взаимосвязь характеристик неполной
семьи и социальных условий, в которых она на­ходится? Насколько они согласуются с целя­ми, которые стоят перед службой в плане ока­зания помощи?

Объем и характер искомой информации варьиру­ется в зависимости от специфики социально-педаго­гической деятельности, которую служба планирует проводить с данной семьей: ее целей, структуры, орга­низации, а также теоретической ориентации специа­листов.

Второй стадией является вмешательство в семей­ную ситуацию. Разнообразие процедур и приемов включения неполной семьи в патронажную деятель­ность выражается некой условной шкалой и зависит от класса семейных проблем:

· тяжелые, травмирующие события, представля­ющие угрозу для жизни членов семьи;

· резкие изменения внешней, социальной си­туации, к которым семья не успела подгото­виться;

· глубокая укорененность семьи в криминаль­ной, алкогольной субкультуре.

Вмешательство в системе патронажа — это дей­ствия и предписания, посредством которых соци­альный работник осуществляет интервенцию в семей­ную ситуацию с намерением произвести в ней какие-то изменения к лучшему.

Задача социального вмешательства состоит в смяг­чении воздействия стрессового фактора — события, чрезвычайного обстоятельства — путем оказания эк­стренной социальной помощи, снятия эмоционально­го напряжения и мобилизации усилий семьи на пре­одоление собственных проблем и кризисов.

Третья стадия заключается в работе над мотива­цией неполной семьи. Среди семей объективно нуж­дающихся в патронаже, большинство являются немо­тивированными или слабо мотивированными к взаи­модействию с социальными службами. При слабой мотивации контакты с сотрудниками социальных уч­реждений легко прерываются, небольшие успехи ос­таются незамеченными. Наиболее сильной мотиваци­ей на помощь обладают женщины; мужчины полага­ют, что проблемы надо решать в семье, не привлекая посторонних.

Следующая стадия и одновременно форма патро­нажной работы с неполной семьей — проблемный анализ и диагностика. На данной стадии диагностика семейной ситуации на­правлена на решение целого ряда важных вопросов: на каком этапе кризисного цикла находятся члены семьи; какое из их затруднений является наиболее важным, определяющим; с чего нужно начинать рабо­ту? Проблемный анализ требует сведений о социаль­ной среде неполной семьи, об особенностях внутрен­ней культуры, индивидуальных проблемах ее отдель­ных членов, ее воспитательном потенциале и пр.[12, с. 111-113]

На данном этапе специалист по социальной работе может пользо­ваться разными приемами. Если информация о сути проблем добывается в форме интервью, в ходе которого члены семьи излагают свое видение ситуации, реализу­ется «совместное исследование». Можно использовать и так называемое циркулярное интервью, в процессе которого один из членов неполной семьи отвечает на вопросы об отношениях внутри семьи.

Модель развития взаимоотношений с семьей, которая включает следующие этапы:

первый этап — установление контакта и ори­ентирование неполной семьи на совместную работу со специалистом;

второй этап — сбор информации о семье, ре­шение вопроса «В чем проблема?»;

третий этап — осознание желаемого результа­та, ответ на вопрос «Чего бы вы хотели добить­ся, к чему хотите прийти?»;

четвертый этап - выработка альтернативных
решений, которые можно обозначить «Что еще мы можем сделать в этом направлении?»;

пятый этап - обобщение специалистом ре­зультатов общения с неполной семьей в форме резюмирования.

Данная модель применима как для выстраивания отношений на всем пространстве патронажной рабо­ты, так и для проведения отдельных встреч.

Пятой стадией является установление договорных отношений.

Договариваться можно о целях предстоящей ра­боты, о ключевых проблемах, которые будут решать­ся, о временных рамках совместной деятельности, о процедурах и методиках, которые предполагается использовать, об особых требованиях социального уч­реждения.

Шестой стадией является осуществление заплани­рованных преобразований. Переход к исполнительной части патронажа связан с решение ряда задач: систе­матическое отслеживание ситуации и состояния не­полной семьи, динамики ее межличностных и соци­альных отношений в процессе патронажной деятель­ности; создание социально-психологических условий для преодоления неполной семьей конфликтов и кри­зисных состояний; создание специальных условий для оказания помощи и поддержки неполной семье в це­лом или тем ее членам, которые имеют проблемы лич­ностного и социального характера.

Итак, патронаж — одна из главных форм социальной работы с неполными семьями.

Патро­наж неполных семей — это деятельность, в процессе которой противоречия и конфликты решаются с уче­том конкретных особенностей внутренней жизни се­мьи, условий ее социального бытия, психологии ее членов, а также предъявляемых к ним требований со стороны социальной, нормативной среды. Патронаж­ная деятельность неполных семей позволяет социаль­ному работнику находить варианты приспособления со­циальной и семейной среды друг к другу.[12, 118]

Одно их направлений работы с неполной семьей – является профилактика. Для проведения комплексной, системной профилактики на базе отделений создаются школы и клубы, объединяющие определенные категории населения. Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, на­правленные на:

-предотвращение возможных физических, психологичес­ких или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и
групп риска;

-сохранение, поддержание и защиту нормального уровня
жизни и здоровья людей;

-содействие им в достижении поставленных целей и рас­крытии их внутренних потенциалов.[44, с 210-211]

Часто первичная профилактика требует комплексного под­хода, который должен привести в действие системы и структу­ры, способные предотвратить возможные проблемы или ре­шить поставленные задачи.

Объектами социально-профилактического воздействия яв­ляются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы пове­дения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строить­ся и профилактика. Выделяют следующие направления профилактики:

Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилак­тики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.

Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют раз­нообразные факторы:

- социально-экономические (низкий материальный уро­вень жизни, плохие жилищные условия);

- медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей,плохая наследственность, неправильное репродуктивное пове­дение семьи и особенно матери);

-социально-демографические (неполная либо многодет­ная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повтор­ными браками и сводными детьми);

-социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогичес­кая несостоятельность родителей и их низкий образователь­ный уровень, деформированные ценностные ориентации);

-криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, се­мейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.)[44, с. 213].

Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстро­ить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникно­вению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На наш взгляд важнейшие из них следующие:

На начальной стадии необходимо завоевать доверие ро­дителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по
отношению к подростку, отыскать в нем положительные ка­чества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые мо­гут испытывать родственники подростка к социальному ра­ботнику.

Расширение тем доверительных бесед, создание своеоб­разной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, ког­да родителям необходим социальный работник как слуша­тель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в пол­ном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентив­ных служб.

Важным аспектом работы психолога (социального работни­ка) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как мето­да профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь лично­сти в условиях психологического дискомфорта, научить поло­жительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс). [43, с 12]

Консультирование – это работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Ее специфика заключается не только во внешнем построении консультативного пространства и распределении консультативного времени, но и выполнении некоторых важных задач как обязательных условий оказания помощи.

В процессе консультирования должны быть достигнуты следующие результаты: переход клиента из состояния внутреннего беспорядка к ощущению целостности (внутреннего порядка), обогащение одномерного видения ситуации новыми точками зрения, принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним, за свою жизнь и свои отношения с окружающими.

Семейное консультирование включает в себя следующие этапы: знакомство с клиентом и начало беседы; формулирование и проверка консультативных гипотез; психокоррекционные воздействие; этап завершения беседы.[38, с. 153]

Основными техниками консультирования являются: активное слушание, то есть поощрение клиента к вербальному самовыражению (использует следующие приемы: повторение, уточнение, перефразирование и др.) и эмпатическое слушание, то есть «отражение чувств» клиента. Также иногда используется техника вопросов, которая заключается в использовании разнообразных вопросительных средств, для получения новой информации о клиенте. [38,с. 154]

Необходимо подчеркнуть, что консультант должен избегать прямых советов. Тем не менее, некоторые рекомендации и советы в мягкой форме допустимы. Следует лишь исключить жесткие и директивные формулировки и высказывать ненавязчивые предложения и пожелания.

Вирджиния Сатир— в своей работе с семьями, ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и повышение самооценки и самоуважения членов семьи. Согласно Сатир, самооценка — основной движущий механизм развития человека. Такая самооценка вырабатывается еще в детстве и лежит в основе «неконгруэнтного» общения. А все нарушения в семейном гомеостазе происходят как раз тогда, когда общение «неконгруэнтно».

Различные нарушения в семье вызывают не «плохие» люди, (а «плохие» правила. В процессе терапии очень важно смещать акцент с отдельного пациента и сводить к минимуму обвинения в его адрес и необходимо, чтобы члены семьи осознали знали свои ценности и семейные правила. Также терапевт должен помочь семье модифицировать те правила, которые являются неуместными для семьи и приводят к возникновению напряжения.

В терапии Сатир много занимается обучением, она предложила многие упражнения, техники и игры для семейной терапии. Ее терапия — это терапия опытом, обучает клиентов новым ролям и стилям поведения.

В семейной психотерапии акцент перенесен на видение симптома как обслуживающего систему— семью, частью которой является индивид. Семейная психотерапия — это нечто большее, чем просто набор техник для работы с семьей, а не с отдельным индивидом. Это также и другой взгляд на проблемы, предъявляемые клиентами. Системный подход предполагает переход от рассмотрения и решения индивидуальных проблем к пониманию личностных трудностей в плоскости семейного взаимодействия. Клиенты обычно обращаются с индивидуальными жалобами и проблемами. Описание проблемы в личностных терминах приведет к поиску решений, направленных на изменение индивидуумов. Единицей анализа выступают не отдельные члены семьи (элементы системы), а отношения и вязи между ними.[42,с. 76]

Одним из видов консультирования является групповое консультирование. Для неполных семей создаются группы взаимопомощи. Такие группы предполагают комплекс мероприятий, целей и задач по восстановлению функций семьи и развитию ее жизненного потенциала.

Внимание группы сосредотачивается на индивидуально- личностных характеристиках родителей и их детей, на возможностях и способах преодоления трудностей семей и ее членов.Участники группы взаимопомощи могут получить рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; почувствовать внимание и поддержку со стороны других людей. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживающих подобные затруднения (смерть супруги, развод, а также другие причины, связанные с необходимостью матери заниматься воспитанием ребенка). В группах, как правило, действует принцип «врачующей помощи», при котором всегда присутствуют взаимность и взаимообмен. Социальная работа по данному направлению представляется, прежде всего в организации групп само- и взаимопомощи. Взаимная помощь становится реальностью, когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем.

Число участников групп взаимопомощи может варьировать от 5 до 20 и более человек.

Важным моментом является возможность индивидуальных консультаций участников группы. Не каждый сможет рассказать о своих душевных трудностях, о том, что, пережив трудную ситуацию, не хватает сил залечить глубокую рану.

Продолжительность каждого занятия 1,5-2часа. Группа само- и взаимопомощи предлагает длительный курс занятий, поэтому полезна большая гетерогенность (по возрасту, образу, а также типу жизненных проблем).

Основная цель группы – установление положительной эмоциональной связи между участниками. Каждая встреча преследует определенную цель, достижение которой происходит не только в ходе встреч, но и в процессе жизнедеятельности отца, цели группы могут модифицироваться и меняться на протяжении всего курса группового опыта.[23, с. 31-32]

Задача руководителя группы заключается в укреплении веры членов группы в свои силы и развитии способностей самостоятельно решать проблемы. Ему, прежде всего, необходимо создать атмосферу эффективного сотрудничества членов группы, а также контролировать соблюдение принятых внутри группы правил взаимодействия. Деятельность руководителя происходит при тесном сотрудничестве с лидером группы.

1.4 Особенности социальной работы с неполными семьями в Центре «Вдохновение» Центрального района города Барнаула

В последнее десятилетие приоритетным направлением социальной политики является социальная помощь и поддержка отдельных категорий семей, находящихся в «группе риска». Это многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, неполные семьи, а также другие, находящиеся в трудном социальном положении.

Главная задача администрации Центрального района г. Барнаула – на основе анализа и прогноза социальной ситуации в районе развивать сеть социальных учреждений, через которые должна оказываться адресная социальная помощь. Пример – Центр «Вдохновение». Это учреждение, назначение которого – помочь населению в решении бытовых проблем, осуществлять социальную реабилитацию жителей района.

В социальном паспорте района – около 25 различных категорий граждан, над утверждением статуса которых работает центр «Вдохновение», а также над достижением их материальной независимости и социальной адаптации

Центр социальной помощи населению «Вдохновение» Центрального района г. Барнаула был создан в марте 1996 года распоряжением главы администрации города в рамках общероссийской программы социальной помощи населению.

Такого типа учреждения раньше в городе не было. Но в настоящее время в результате расслоения общества и изменения его ориентиров возникла необходимость в подобном центре. Сюда со своими проблемами идут и состоятельные, и бедные. Несколько основных социальных групп, нуждающихся в поддержке, поставлены на учёт специалистами отдела социальной защиты и поддержки населения. В 2006 году во исполнение Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» центр был передан краевым властям и стал называться КГУ СО ТЦСПСиД «Вдохновение».

Цель работы центра – это социально-психологическая, медицинская, творческая реабилитация детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей и семей с детьми – инвалидами; профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; пропаганда здорового образа жизни; повышение социального статуса семьи.

Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание семей с детьми, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений. В связи, с чем Центр осуществляет:

-мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей, выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

-определение и периодическое предоставление (постоянно, временно
на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических,
медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических
и иных социальных услуг;

-поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

-социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

-социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

-оказание помощи гражданам, перенесших психофизическое насилие;

-участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

-образовательный процесс в рамках программ дополнительно образования;

-социально-психологическую помощь по месту жительства семьям, имеющим детей школьного возраста;

-формирование у детей и подростков стремления к здоровому образу жизни, привлечение их к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

-содействие поддержке и укреплению семьи, повышению воспитательного потенциала и общей культуры посредством досуговых мероприятий;

-групповую и индивидуальную работу по профилактике негативных явлений в семье с несовершеннолетними детьми;

-участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования и др.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

-внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания и социального воспитания в, зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

-проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг, и улучшению их качества.

На 1 квартал 2008 года на учете в центре стоит 235 неполных семей. Работа с неполными семьями строится на принципе адресности. Семья обращается в центр, ставится на учет и получает возможность пользоваться услугами, предоставляемыми в данном учреждении.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних осуществляет диагностику и патронаж неполных семей, имеющих неблагоприятные психологические и социальные условия. Семьи, состоящие на патронаже, посещаются специалистами центра и КДН 1-2 раза в месяц. Создан банк данных о подростках с девиантным поведением (147человек), в том число из неполных семей 34. Работа с этой категорией семей строится по двум направлениям профилактика и социальная помощь. Для профилактики безнадзорности и правонарушений ежемесячно проводится заседание клуба «Подросток» с привлечением специалистов – медиков, инспекторов ИДН, ГИБДД, пожарной охраны. Используются видео материалы, наглядная агитация, игровые тренинги. Клуб обеспечивает занятость и развитие детей после посещения школы. Ежедневно его посещают 30-35- детей. С детьми работают специалисты центра, такие как психолог, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель. Дети посещают швейную и столярную мастерскую, бассейн. Инструктор по лечебной физкультуре проводит общеукрепляющий и лечебный массаж в комплексе с физическими упражнениями в группе здоровья 1 раз в квартал по определенной программе. Группа из трех-пяти человек формируется в зависимости от физического состояния и возраста детей. Специальная лечебная программа применяется для детей с ДЦП. В центре есть библиотека, которая предоставляет свои услуги как детям, так и их родителям. Для развития творческих способностей и сплочения ребят 3 раза в неделю проходят занятия в творческой мастерской, где дети с удовольствием лепят из пластилина, рисуют, плетут из бисер, устраивают конкурсы на лучшие работы.

Работает также вечерняя гостиная. Цель вечерней гостиной – научить подростка справляться с негативными переживаниями, сформировать полноценную личность, адекватно реагирующую на жизнь. В среднем каждое занятие посещает 15 человек. Периодичность работы вечерней гостиной два раза в неделю, малые группы два раза в неделю. Центр совместно с военной частью организовали военно-патриотический клуб. Цель работы которого выработать в подростках позитивное отношение в военным, привить любовь и уважение к Родине.

Дети из неполных семей могут посещать танцевальный кружок, научиться играть на гитаре, желающие учатся работать на компьютере.

Для дошкольников из неполных семей работает школа раннего развития «Светлячок», где дети проходят подготовку к школе, учатся читать, писать, изучают английский язык, общаются и играют со сверстниками. С детьми проводит занятия психолог.

Также все ребята посещают комнату психологической разгрузки, где в спокойной обстановке дети расслабляются, успокаиваются, слушают приятную музыку.

Для родителей предусмотрена юридическая, психологическая помощь, консультации врача- терапевта, по просьбе – более узкого специалиста. Если положение неполной семьи бедственное, ей оказывается экстренная натуральная помощь, выдаются продукты, одежда. Если у семьи трудная жизненная ситуация и нет жилья, то ей предоставляется кров в социальной гостинице при центре.

Для создания гармоничных отношений в неполной семье и для знакомства с другими семьями проводятся разные мероприятия: дни здоровья, спартакиады, экскурсии, праздники, приуроченные к разным памятным датам.

Наряду с этим в работе центра существует ряд серьезных недостатков:

-из-за удаленности учреждения охват детей, посещающих дневное отделение недостаточно высок, так как дети, проживающие далеко не имеют материальной возможности добираться до центра;

-отделению срочного социального обслуживания необходим денежный фонд для оказания экстренной помощи нуждающимся неполным семьям;

-не в полной мере используются резервы причастных ведомств в части повышения престижа семьи, пропаганде здорового образа жизни;

-недостаточно внимания уделяется психологической работе с клиентами, в основном внимание сосредоточено на решении материальных, социально-бытовых и досуговых проблем; нет квалифицированного психолога, способного эффективно работать с детьми;

-постоянная смена кадров негативно сказывается на работе и на клиентах, так как некоторые семьи привыкают к одному специалисту и не желают общаться с другим;

-у работников со стажем пропадает интерес и участие к проблемам неполных семей, сильны стереотипные установки в отношении таких семей, что сказывается на качестве обслуживания;

-центр занимается всеми категориями семей, попадающих в «группу риска», поэтому специфика работы с неполной семьей пропадает.

Таким образом, подводя итоги первой главы можно сказать, что неполная семья-это семья, состоящая из одного родителя и ребенка, попадающая в особую группу социально незащищенных слоев «группу риска». Все проблемы этого вида семей можно разделить на три большие группы. Это материальные, социально – психологические и социально-бытовые. Наиболее проблемной в неполной семье в настоящее время является ситуация с низким доходом на одного члена семьи, когда родитель вынужден работать на нескольких работах, чтобы прокормить ребенка. Основными методами социальной работы с семьей является консультирование и социальный патронаж.

Для того чтобы проверить насколько наши теоретические выводы соответствуют истине нам необходимо провести эмпирическое исследование, в результате которого мы получили новое знание, с помощью которого сможем оценить эффективность социальной работы с неполной семьей на примере Центра социальной помощи семье и детям «Вдохновение» Центрального района, и выработать практические рекомендации для повышения уровня эффективности, если он вдруг, окажется низким.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

 

Кафедра теоретической

и прикладной социологии

УДК

 

 

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

ТЕМА: «Эффективность социальной работы с неполными семьями в 2009г. (на примере Центра социальной помощи семье и детям «Вдохновение» Центрального района г. Барнаула»)

 

 

Барнаул 2009г.

Содержание

Список исполнителей 45

Реферат 46

Список сокращений 47

Введение 48

Программа социологического исследования 49

2.1. Методологический раздел 49

2.1.1 Обоснование выбора темы 49

2.1.2. Формулировка проблемы 50

2.1.3. Формулировка системы целей и задач исследования 54

2.1.4. Формулировка системы гипотез 56

2.1.5 Теоретическая модель эмпирического исследования 57

2.1.6. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий 61

2.1.7.Описание выборочного метода, генеральной совокупности, основы выборки, способа отбора и расчёт ошибки выборки 62

2.2. Процедурный раздел 67

2.2.1 Метод сбора эмпирических данных 67

2.2.2 Методы обработки эмпирических данных 69

2.3 Интерпретация результатов исследования 71

2.4 Практические рекомендации 74

Заключение 76

 

Date: 2016-02-19; view: 5542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию