Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский символизм. Основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации





Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.

· Это направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века и к концу столетия распространилось в большинстве стран Европы.

· Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре.

· Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России;

· одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы.

· Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В.Соловьева, Ф.Ницше, А.Бергсона.

· Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.

· Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу.

· Более того, рационально передать созерцаемые "тайны" невозможно

· От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в "недосказанности", "утаенности смысла".

· Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы стал символ.

 

Этапы развития.

  • Старшие символисты.

Отправными точками истории символизма обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это:

  • «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского
  • альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году.

Эти три брошюры были созданы двумя авторами: Валерием Брюсовым и его студенческим товарищем — А. Л. Миропольским.

· Таким образом, Мережковский и его супруга, Зинаида Гиппиус, находились у истоков символизма в Петербурге,

· Валерий Брюсов — в Москве.

· Но наиболее радикальным и ярким представителем раннего питерского символизма стал Александр Добролюбов, «декадентским образом жизни» в студенческие годы послуживший созданию одной из важнейших биографических легенд Серебряного века.

· Уже в первые годы двадцатого века, будучи редактором появившегося в Москве наиболее значительного символистского издательства «Скорпион», Брюсов опубликует стихи Добролюбова.

· Самостоятельно от всех модернистских группировок создавал свой особый поэтический мир и новаторскую прозу Фёдор Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников).

· Роман «Тяжёлые сны» писался Сологубом ещё 1880-е годы, первые стихи помечены 1878 годом. До 1890-х годов работал учителем в провинции, с 1892 года поселяется в Петербурге.

· Уже в двадцатом веке Сологуб стал автором одного из самых известных русских романов этой эпохи — «Мелкий бес» (1907), вводящий в круг русских литературных персонажей жуткого учителя Передонова; а ещё позднее в России его объявляют «королём поэтов»…

 

Но, возможно, самыми читаемыми, самыми звучными и музыкальными стихами на раннем этапе русского символизма стали произведения Константина Бальмонта.

· Уже в конце девятнадцатого века К. Бальмонт наиболее отчетливо заявляет о свойственном символистам «поиске соответствий» между звуком, смыслом и цветом.

· Для Бальмонта этот поиск заключается в первую очередь в создании звуко-смысловой ткани текста — музыка, рождающая смысл.

· Бальмонт очень плодотворный автор — более тридцати книг стихов, переводы.

 

Младосимволисты (второе «поколение» символистов)

 

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы.

  • Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин.
  • В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Ивановак — знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова, которую посещали А. Блок, Н. Бердяев, А. В. Луначарский, А. Ахматова, «мирискусстники» и спиритуалисты, анархисты и философы.

 

В Москве 1900-х годов авторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов.

  • В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания — «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт, Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы — Фёдор Сологуб, А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма.
  • Существует мнение, что история «Скорпиона» — это история русского символизма, но, вероятно, это всё же преувеличение.

 

Особенности символизма.

  • В поэзии символистов укоренялся не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Аннинского, беглый язык намеков, недосказов тут нельзя ни понять всего, о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь или что болезненно в себе ощущаешь, но для чего в языке не найдешь и слова.
  • Появились даже, начиная со стихотворений Вл. Соловьева, целые гнезда слов-символов, слов-сигналов небо, звезды, зори, восходы, лазурь, которым придавался мистический смысл.
  • Внутренняя противоречивость идейной программы символизма соответствует противоречивости его художественных исканий.
  • Течение внутри символизма, представленное именами Д. Мережковского, Ф. Сологуба, В. Брюсова, стали именовать старшим поколением символистов.
  • Позже, в начале 900-х годов, выступила группа младших символистов - А. Блок, Бич. Иванов, Белый и другие.
  • Символисты описывают мир духов, доступный спиритам.
  • Символизм по-петербургски это игра со светом и тенью. Вера в то, что помимо мира видимого, реального, существует другой невидимый, сверхъестественный вера в возможность человека общаться с этим миром.
  • Символизм по Петербургу это разрыв границ и прорыв в будущее, а вместе с тем и в прошлое, прорыв в иное измерение.

Три главных элемента нового искусства, считают символисты,

  • мистическое содержание,
  • символы и
  • расширение художественной впечатлительности.

 

Таким образом, символизм не был однороден. Внутри него существовали различные течения, которые позднее привели к расколу и падению символизма.

Постулаты символизма отнюдь не нивелировали его творцов они были людьми яркой индивидуальности у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик.

Символизм строился на сформулированном Ш. Бодлером законе «соответсвий», разбросанных в бесконечом, постоянно обновляющемся мире, где происходит «активное самопревращение внутреннего во внешнее», их синтез.

· Символисты считали что сущность мира не может быть познана с помощью рационалистических способов, а доступна лишь интуиции, на иррациональной основе, которая развивается благодаря намеку, озарению.

·. В основе эстетичной системы символизма лежит символ как способ избежания обыденности, достижение идеальной сути мира — красоты.

· Слово в символизме — намек, образ — загадка.

· Большое влияние на развитие эстетической концепции символизма оказал немецкий романтизм, а также идеи А. Шоппенгауера, Ф. Ницше, В. Соловьева.

· Символисты воспринимали поэта как божество, поскольку он интуитивно чувствует путь к истине. А интуицию отождетвляли с мистическим озарением, потому что благодаря ей поэт познает правду «более таинственную и более глубокую, чем правда материальная» (М. Метерлинк).

Погружаясь в мир духовных переживаний личности и находясь в поисках «вечной истины», символисты использовали такие художественные приемы,

  • как сложный метафоризм,
  • иносказание
  • , намеки,
  • символику,
  • мелодичность,
  • многозначность слов,
  • абстрактность образов и т.п.

Это все объясняло высокий уровень условности символистических произведений.

Date: 2016-02-19; view: 8487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию