Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданско-правовая ответственность





 

35. ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

К наиболее важным из них, думается, можно отнести следующие принципы: законности, целесообразности, справедливости, неотвратимости, ответственности за вину, своевременности.

Принцип законности состоит, прежде всего, в том, что юридическая ответственность может устанавливаться и возлагаться лишь компетентными органами, органами, уполномоченными на это.

Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении лица, совершившего противоправное деяние, меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает индивидуализацию мер юридической ответственности и выбор наиболее оптимального ее варианта с учетом всех конкретных обстоятельств юридического дела.

Принцип справедливости юридической ответственностивыражается, по мнению многих исследователей, в том, что: а) нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания, б) недопустимо вводить меры наказанная и взыскания, унижающие человеческое достоинство, в) ответственность, возлагаемая на лицо, совершившее противоправное деяние, должна быть соразмерной тяжести и общественной вредности этого деяния, г) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, д) нельзя за одно и то же противоправное деяние дважды привлекать к юридической ответственности.

Принцип неотвратимости выражается в неизбежности привлечения к юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно принципу ответственности за вину юридическая ответственность по общему правилу может и должна возлагаться лишь на лиц, виновных в совершении противоправных деяний.

Принцип своевременности ответственности означает, что юридическая ответственность должна возлагаться своевременно, вскоре после совершения физическим или юридическим лицом противоправного деяния.

 

36. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

Как представляется, необходимо различать общую и частные цели юридической ответственности. Общая цель юридической ответственности состоит в охране существующего правопорядка. Частные цели юридической ответственности – это цели, которые преследует тот или иной вид юридической ответственности.

Цели юридической ответственности реализуются через ее функции. К функциям юридической ответственности относятся: карательная, превентивная, воспитательная, правовосстановительная и компенсационная.

Карательная (она же – штрафная) функция юридической ответственности выражается в наказании лиц, виновных в совершении правонарушений.

Превентивная (предупредительная) функция юридической ответственности заключается в предупреждении новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны других лиц (общая превенция).

Воспитательная функция юридической ответственности состоит, прежде всего, в перевоспитании и исправлении правонарушителей.

Правовосстановительная функция юридической ответственности проявляет себя в том, что способствует восстановлению нарушенных противоправным деянием субъективных прав потерпевших.

Компенсационная функция юридической ответственности связана с возмещением материального или морального ущерба, причиненного противоправным деянием.

 

37. ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

Под основаниями юридической ответственности в объективном смысле следует понимать то, что обусловливает установление государством мер юридической ответственности. Это социальная вредность тех или иных деяний, а также необходимость защиты общественного порядка правовыми средствами. Под основаниями юридической ответственности в субъективном смысле следует понимать то, что составляет основу юридической ответственности конкретного лица, совершившего противоправное деяние. В этой связи важно выяснить, за что и на основании чего субъект может понести или несет юридическую ответственность.

Говоря об основаниях юридической ответственности в субъективном смысле, необходимо, во-первых, указать на ее материально-правовые основания. К ним следует отнести в первую очередь нормы материального права, коими и устанавливаются (предусматриваются) определенные меры юридической ответственности за те или иные противоправные деяния. В противном случае, ни о какой юридической ответственности не может быть и речи. Кроме норм материального права к материально-правовым основаниям юридической ответственности следует отнести также индивидуальные правовые договоры, заключенные на основе диспозитивных норм и устанавливающие меры юридической ответственности, не предусмотренные нормами права.

Во-вторых, в качестве оснований юридической ответственности в субъективном смысле нужно выделить также фактические основания, которыми являются либо правонарушения, либо объективно-противоправные деяния.

В-третьих, среди оснований юридической ответственности в субъективном смысле следует выделить и процессуально-правовые основания. Ими являются акты применения права.

 

38. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, если оно впервые совершило преступление небольшой тяжести, после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления (ч. 1 ст. 75 УК РФ).

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, если оно впервые совершило преступление небольшой тяжести, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ).

Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки может быть применено в отношении лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными (ст. 77 УК РФ).

Освобождение лица от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

В качестве особого основания освобождения от уголовной ответственности выступает амнистия.

Лицо может быть освобождено условно-досрочно.

Статья 81 УК РФ предусматривает освобождение от наказания в связи с болезнью, а ст. 83 УК РФ – освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда. Особым основанием освобождения от уголовного наказания является помилование.

Определенные основания освобождения от юридической ответственности предусматриваются также административным, трудовым и гражданским законодательством. Так, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Кроме того, ст. 4.5 КоАП устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, по истечении которых лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности.

Определенные сроки давности устанавливаются и для привлечения к дисциплинарной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 193 ТК РФ «Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения».

Некоторые основания освобождения от юридической ответственности предусмотрены и гражданским законодательством. Так, согласно ст. 1067 ГК РФ лицо, причинившее вред в состоянии крайней необходимости, обязано его возместить.

От оснований освобождения от юридической ответственности необходимо отличать обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Такие обстоятельства тоже предусмотрены различными отраслями российского законодательства. К ним относятся: невменяемость, недостижение установленного законом возраста, невиновное причинение вреда, необходимая оборона, крайняя необходимость, малозначительность противоправного деяния, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.

Невменяемость – это состояние, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Другим обстоятельством, исключающим юридическую ответственность, является недостижение установленного законом возраста.

Невиновное причинение вреда тоже относится к обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность.

Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее юридическую ответственность, предусмотрена уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Крайняя необходимость является обстоятельством, исключающим уголовную и административную ответственность.

Малозначительность противоправного деяния является обстоятельством, исключающим уголовную ответственность.

К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность, относятся также причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.

 

39. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

 

правосознание можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности.

В структуре правосознания традиционно выделяют два основных элемента – правовую психологию и правовую идеологию, которые можно рассматривать и как определенные уровни правосознания.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания, настроения людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на правотворческую и правоприменительную деятельность, принятые нормативно-правовые акты, практику их реализации, сложившийся в обществе правопорядок.

Другое дело правовая идеология, которая выражена в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, представлениях людей. Это уже более высокий уровень правосознания, который чаще всего ассоциируется с общественным правосознанием.

По субъектам (носителям) правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание – это совокупность правовых взглядов, представлений, оценок, чувств, эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Групповое (или коллективное) правосознание – это правосознание различных социальных групп, коллективов людей (женщин, молодежи, пенсионеров и др.). Общественное правосознание – это правосознание всего общества в целом. Его составляют господствующие в обществе правовые идеи, взгляды, представления, теории.

В зависимости от степени восприятия права и других правовых явлений правосознание принято подразделять на обыденное, профессиональное и научное. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве, законности, правопорядке, своих правах и обязанностях, правовой деятельности государственных органов и т. п. Профессиональное правосознание – это правосознание людей, деятельность которых требует профессиональных познаний в области права. К нему относится правосознание юристов-практиков (судей, прокуроров, следователей и т. д.), а также работников государственного аппарата. Научное (по-другому – теоретическое) правосознание – это правосознание ученых-юристов, которое составляют правовые идеи, концепции, теории, отражающие закономерности развития права и других правовых явлений.

 

40. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ.

 

законность может быть определена как политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами.

Принцип всеобщности законности означает, что соблюдать и исполнять законы государства обязаны все без исключения субъекты права.

Принцип единства законности заключается в том, что, несмотря на многообразие действующих в государстве нормативно-правовых актов и других источников права, законность в масштабах всей страны должна быть единой.

Принцип верховенства закона проявляется в том, что в государстве должны господствовать законы, а в правовом государстве – правовые законы. Законы, как отмечалось ранее, содержат первичные нормы права.

Принцип приоритета международного права закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где, как уже не раз отмечалось, говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи в государстве не должны приниматься законы, противоречащие международным договорам РФ.

Принцип недопустимости отступления от закона под предлогом целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступать от него под тем предлогом, что закон якобы устарел, перестал быть эффективным и поэтому его применение нецелесообразно. Пока закон действует, он обязателен к применению.

Принцип недопустимости произвола в деятельности должностных лиц состоит в том, что должностные лица, принимая властные решения, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и требованиями морали, учитывая при этом интересы государства, общества, каждого отдельного человека.

Принцип неотвратимости юридической ответственности, о котором уже говорилось в предыдущей главе, применительно к режиму законности выражается в том, что компетентные государственные органы, не должны оставлять без внимания ни одно правонарушение и своевременно привлекать правонарушителей к ответственности.

 

41. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПОРЯДКА. ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.

 

реально существующий в обществе правопорядок (правопорядок в юридическом смысле) – это фактический правопорядок, его можно определить как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившееся в обществе в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами.

Принцип системности означает, что правопорядок складывается на основе системы правовых норм и представляет собой не разрозненные акты поведения людей, а сложившуюся в обществе систему отношений.

Принцип определенности проявляется в том, что правопорядок складывается преимущественно на основе правовых норм, обладающих формальной определенностью. Вследствие этого правопорядок в основе своей выступает как четкая, строго определенная система общественных отношений, складывающаяся в результате реализации норм права.

Принцип организованности говорит о том, что правопорядок складывается в обществе не стихийно, а при организующей роли государства. Государство формирует правопорядок, определяя его основы в нормах права и добиваясь их надлежащей реализации всеми субъектами.

Принцип единства правопорядка вытекает из единообразного правового регулирования важнейших общественных отношений и единства законности. В результате единообразного правового регулирования общественных отношений и действия принципа единства законности в обществе складывается единый правопорядок.

Наконец, принцип устойчивости свидетельствует о том, что правопорядок в основе своей носит устойчивый, стабильный характер. Его устойчивость основана, прежде всего, на стабильности законодательства.

Общественный порядок – это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившееся в обществе в результате реализации социальных норм конкретными субъектами. Отсюда правопорядок является частью общественного порядка, поскольку нормы права – это часть социальных норм.

 

42. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА.

 

К общим гарантиям принято относить условия, которые складываются в самом обществе и, так или иначе, способствуют обеспечению законности и правопорядка. Их составляют экономические, политические, идеологические, социальные и некоторые другие гарантии.

Экономические гарантии представляют собой определенные условия, которые складываются в экономической сфере общества. К ним следует отнести надлежащую организацию экономической жизни общества, отлаженный хозяйственный механизм, стабильность в экономике, устойчивую денежную систему, низкий уровень инфляции и т. п.

Политические гарантии – это определенные условия в политической сфере общества. К ним следует отнести такие условия, как режим демократии, политическую стабильность, наличие политической воли, направленной на укрепление законности и правопорядка в стране, сильную государственную власть, способную обеспечить реализацию своих велений и некоторые другие.

К идеологическим гарантиям относят такие условия, как наличие в обществе достаточно высокого уровня правового и нравственного сознания, общей и правовой культуры должностных лиц и населения в целом. Особое влияние на состояние законности и правопорядка оказывает правовая культура, которая предполагает знание законов, уважительное отношение к ним и правомерное поведение.

Социальные гарантии законности и правопорядка составляют такие условия, как наличие развитой системы социальных услуг, государственная защита социально ущемленных слоев населения, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы и др.

К специальным гарантиям законности и правопорядка, которые нередко называют также правовыми гарантиями, относятся определенные меры, которые принимаются государством в целях обеспечения законности и правопорядка. Среди наиболее важных из них можно выделить следующие:

во-первых, это меры, направленные на совершенствование законодательства. Они связаны с устранением пробелов в законодательстве, повышением его качества и эффективности;

во-вторых, это борьба с коррупцией, беззаконием и произволом в системе государственных органов;

в-третьих, это решительная борьба с правонарушениями во всех сферах общественной жизни, своевременное привлечение правонарушителей к юридической ответственности;

в-четвертых, это профилактика правонарушений, своевременное их выявление и пресечение;

в-пятых, это надлежащее применение права компетентными органами, выражающееся в вынесении законных, обоснованных, целесообразных и справедливых решений;

в-шестых, это обеспечение и защита прав и свобод граждан;

в-седьмых, это осуществление эффективного контроля и надзора за состоянием законности и правопорядка;

в-восьмых, это кадровое и материально-техническое укрепление правоохранительных органов, оптимизация их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

 

43. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ.

 

Итак, гражданское общество в его широком понимании – это определенная ступень в развитии общества, определенный тип государственно-организованного общества, который исторически приходит на смену традиционному, сословно-кастовому обществу, присущему эпохе рабовладения и феодализма.

Во-первых, гражданское общество – это общество, основу которого составляет частная собственность и многоукладная рыночная экономика.

Во-вторых, гражданское общество – это обязательно демократическое общество, т. е. общество с достаточно развитыми институтами как непосредственной, так и представительной демократии.

В-третьих, гражданское общество – это правовое общество, т. е. общество, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права человека, действуют правовые законы.

В-четвертых, гражданское общество – это общество, которое характеризуется самоорганизованностью, широко развитым самоуправлением народа. Это общество, в которомграждане сами решают свои дела, а роль государства сведена до необходимого минимума.

В-пятых, гражданское общество – это общество, в котором центральное место занимает человек, выступающий как свободная личность и подлинный гражданин своей страны. Это общество свободных индивидов. В таком обществе люди взаимодействуют друг с другом свободно, без непосредственного вмешательства государства.

В-шестых, это общество, в котором все равны перед законом и правосудием. Это общество с равными возможностями.

При узкой трактовке гражданского общества его соотношение и взаимодействие с государством будет выглядеть следующим образом. Гражданское общество и государство будут выступать как две относительно самостоятельные стороны общественной жизни, так или иначе связанные между собой и взаимодействующие друг с другом.

Иначе будет выглядеть соотношение и взаимодействие государства и гражданского общества при широкой трактовке последнего. В этом случае государство и гражданское общество уже не будут выступать как две относительно самостоятельные стороны общественной жизни, а одно (государство) будет являться составной частью другого (гражданского общества).

 

44. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ.

 

правовое государство – это, как представляется, государство, которое в своей деятельности связано естественным правом, подчиняется ему, признает и гарантирует естественные права и свободы человека.

Во-первых, правовое государство – это демократическое государство, т. е. государство, которое формируется на демократических началах и является выражением народовластия.

Во-вторых, правовое государство – это государство, которое в своей деятельности связано правом и подчинено ему.

В-третьих, правовое государство – это государство, основанное на принципе разделения властей.

В-четвертых, правовое государство – это государство, в котором должно иметь место верховенство правового закона.

В-пятых, правовое государство – это государство, которое признает и реально гарантирует права и свободы человека и гражданина.

В-шестых, правовое государство – это социально ориентированное государство.

Наконец, в-седьмых, правовое государство – это государство, которое за свою деятельность несет ответственность перед обществом и личностью.

 

45. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ.

 

социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий для нормальной жизни и свободного развития человека, защиту прав, свобод и законных интересов всех граждан, обеспечение мира и согласия в обществе.

во-первых, демократическую организацию государственной власти и наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения;

во-вторых, высокий уровень экономического развития страны, позволяющий перераспределять доходы, не ущемляя существенно положения собственников;

в-третьих, социально ориентированную структуру экономики, что проявляется в многообразии форм собственности;

в-четвертых, наличие гражданского общества, в котором государство, будучи правовым, является инструментом проведения социально ориентированной политики;

в-пятых, социальную направленность государственной политики, что проявляется в разработке государством разнообразных социальных программ и определении порядка их реализации;

в-шестых, наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности;

в-седьмых, наличие развитого социального законодательства;

в-восьмых, повышенную заботу государства о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых.

Среди наиболее важных социальных функций социального государства обычно выделяют:

1) поддержку социально незащищенных слоев населения;

2) охрану труда и здоровья людей;

3) поддержку семьи, материнства, отцовства и детства;

4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными слоями населения через налоги, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5) поощрение благотворительной деятельности (путем предоставления разнообразных, в том числе налоговых, льгот);

6) финансовую и иную поддержку фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7) борьбу с безработицей (выплату пособий по безработице, переквалификацию и бесплатное обучение новым профессиям, обеспечение трудовой занятости населения);

8) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;

9) обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

 

46. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА.

 

Экономика - определенная сфера общественной жизни, выраженная в системе отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Date: 2016-02-19; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию