Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление советского авангардизмаТаблица 1. Основные даты послереволюционного времени в стране и архитектуре.
Историю советской архитектуры принято условно делить на три этапа. Первому этапу (1917–1932 годы) свойственна новаторская направленность архитектурного авангарда; второму (1933–1954 годы) – освоение классического наследия и монументализация архитектурного образа; третьему (с середины 1950-х годов до 1991 года) – решение социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве [3]. Началом революционных перемен в архитектуре 1917–1932 гг. послужило изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках — рабочие клубы, детские сады и т.д., в многоквартирных доходных жилых домах — трудящиеся [2]. М.Я. Гинзбург писал: «революция, уничтожив косные предрассудки и отжившие каноны, превратила трещинку в архитектурном „благополучии“ довоенного времени, когда в Ленинграде, Москве и других крупных центрах лучшие русские зодчие беззаботно насаждали всевозможные „стили“ в пропасть. По ту сторону пропасти остался последний этап увядания одряхлевшей системы европейского мышления, беспринципный эклектизм, имеющий наготове тысячу художественных рецептов, опробованных нашими дедами и прадедами, готовый черпать истину откуда угодно, — но только в прошлом. По эту сторону открывается новый путь, который еще надо прокладывать, новые просторы, которые нужно еще заселить. В обстановке сегодняшнего дня куется миросозерцание современного зодчего, создаются новые методы архитектурного мышления»[4]. В первые годы советской власти слом старой государственной машины сопровождался реформами во всех областях общественной жизни. Коренные преобразования проводились в системе образования, здравоохранения, культурного отдыха и т. д. Старые учреждения и организации были расформированы или реформированы, а новая сеть общественно-политических, культурно-массовых и других учреждений еще только формировалась. Стилеобразующей концепцией этого периода был конструктивизм или авангардизм (В. Татлин, А. Родченко и др.). Революция требовала построения нового государства и общества, «нового быта». Общественный быт рабочих в те годы был связан с острой классовой борьбой и гражданской войной. Рабочий привык всегда быть на людях - митинги, собрания, демонстрации. Пришедший к власти пролетариат в своих первых общественных зданиях стремился зримо ощутить свое монолитное единство, свою огромность как коллектива. Рабочие создавали свои чисто пролетарские организации, вокруг которых формировались новые типы культурно-массовых и коммунально-бытовых учреждений. Все это вошло в архитектуру общественных зданий как порожденный конкретными условиями социальный заказ. Архитектура как бы «пространственно» оформляла реальный революционный быт тех лет, создавала среду для активной деятельности революционных масс. Человек воспринимался в окружении коллектива и в непрерывном движении - шествующий, митингующий в колоннах. Отражение революции виделось архитекторам в гипертрофированных формах и гигантизме. Отсюда и такие характерные черты проектов первых общественных комплексов, как огромные эспланады для демонстраций, грандиозные залы для митингов, гигантские лестницы и т. п. Сформировалось понятие «бумажной архитектуры» - проекты, не осуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Вторым названием «бумажной архитектуры» было искусство утопии. В основе утопий лежала идея рационального всепроникающего порядка, служащего общему благу; эффективность его обеспечивалась нивелированием индивидуального и личного. Жесткая обезличенность усугублялась тем, что в стремлении к чистоте идеала авторы и приверженцы утопий подчиняли свое видение мира и принятые системы ценностей бескомпромиссному противопоставлению «нашего» и «ненашего». В их конфликте утопический идеал виделся целью, оправдывающей любые средства. И, в конечном счете, утопическое сознание готовило почву для тоталитаризма и его крайностей. Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри и не допускал прямое использование классического ордера. Осенью 1918 года в ходе реорганизации системы художественного образования были образованы соответственно Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Осенью 1920 года Первые и Вторые ГСХМ преобразовали в единое учебное заведение — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). По оценке С. О. Хан-Магомедова, творческое лидерство во ВХУТЕМАСе принадлежало преподавателям архитектурного факультета, «за процессами, происходившими на этом факультете, внимательно следили не только все советские архитекторы, но и широкая художественная общественность». В 1920—1923 годах на факультете постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания: академические мастерские (И. В. Жолтовский, И. В. Рыльский, А. В. Щусев, Э. И. Норверт, В. Д. Кокорин, Л. А. Веснин и другие), объединённые левые мастерские — Обмас (Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский и Н. В. Докучаев) и мастерская «экспериментальной архитектуры» (И. А. Голосов и К. С. Мельников). В 1924/1925 учебном году появилась мастерская А. А. Веснина, куда перешла часть студентов как из академических, так и из «новаторских» мастерских. К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов: в 1923 г. — АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и др.; в 1925 г. — ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем «функционального метода» на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.
|