Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура в послереволюционные годы. Общественные здания
Для периода архитектуры советского авангарда были характерны интенсивные творческие поиски новых типов общественных зданий, отражавшие сложные процессы социально-экономических и политических преобразований в стране. Значительная часть построек этого периода представляет собой совершенно новые функциональные типы зданий: дома культуры (рис.3), дома-коммуны (рис. 4), фабрики-кухни — и новый подход к городскому планированию и застройке (жилмассивы). Значительную роль в формировании новой сети культурно-бытовых учреждений сыграли рабочие профсоюзы и бытовые коммуны. Наряду с местными Советами эти пролетарские организации не только явились первыми структурными единицами новой общественной жизни города, но и стали своеобразными генераторами целого ряда новых массовых учреждений, а, следовательно, и новых типов общественных зданий. Решающая роль в их формировании принадлежала таким комплексным общественным зданиям, как "Дворцы труда", "Дворцы рабочих", "Дворцы народов" и др. Когда еще только формировалась структура общественных организаций и новая система культурно-массового обслуживания, эти здания стали одними из важнейших центров общественно-культурной жизни трудящихся и рассматривались как некие символы новой власти. Они размещались в бывших особняках, дворцах, зданиях Дворянских собраний и в других национализированных сооружениях. Передача их в пользование трудящихся рассматривалась как реализация права на свободу собраний. В качестве важнейших очагов распространения новой социалистической культуры рассматривались и рабочие и сельские клубы, избы-читальни (рис.5), красные уголки, народные дома и т. д. В них видели важнейшие центры и агитационно-массовой работы, и повышения культурного уровня трудящихся, и организации досуга широких слоев населения. Только за первые два года советской власти было открыто 7 тысяч народных домов – клубов (рис.6) и 12 тысяч новых библиотек.
Рис. 3 А. Гегелло и Д. Кричевский. Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде. 1925-1927. Общий вид.
Рис. 4 И. Николаев. Студенческий дом-коммуна в Москве. 1929-1931. Фрагмент внешнего вида.
Рис.5 А. Лавинский. Проект избы-читальни. 1925. Перспектива.
Рис. 6 Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; К. Соломонов (перспектива). Главным очагом архитектурных поисков 1918-23 годов, времени, когда реальное строительство еще не возродилось, стала группа петроградских архитекторов, сплотившаяся вокруг И. Фомина. Центральная тема их «бумажной архитектуры» – Дворец, здание-символ, наделенное социальными и знаковыми функциями особой важности (рис. 7, 8, 9).
Рис.7 Л. Ильин. Дворец рабочих в Петрограде. Конкурсный проект. 1919. Фасад.
Рис.8 Москва. Конкурсный проект Дворца труда, 1923 г. Н. Троцкий. Фасад. Самым значительным явлением был проект братьев Весниных. Они выступили как представители нового творческого направления в архитектуре — конструктивизма. И их проект был ясной творческой декларацией этого направления. Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий.
Рис. 9 Москва. Конкурсный проект Дворца труда, 1923 г. Братья Веснины. Перспектива, план.
|