Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация к учебе





 

Ранее считалось, что основной мотив для детей 6–7 лет, поступающих в школу, – это желание учиться. Они понимают, что школа поможет им в реализации этого желания. Есть еще мотивы, по которым ребенок стремится в школу: желание новой обстановки, новых впечатлений, других старших товарищей. Дети 6–7 лет уже тяготятся обществом младших дошкольников, они смотрят на своих старших сестер и братьев и тоже хотят ходить в школу и иметь такие же вещи, как у них: портфель, учебные принадлежности, учебники. Многие старшие дошкольники играют в школу. В беседах с детьми выясняется, что все-таки большинство будущих школьников стремятся именно к знаниям. Хотя желание посещать школу может быть не только для того, чтобы удовлетворить познавательную потребность, у ребят могут быть и мотив престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание называться школьником, желание быть, «как все», не отставать от сверстников. Как правило, те, кто ходит в школу ради исполнения роли ученика, послушны, хорошо выполняют все нормы и правила поведения в школе в соответствии с выбранной ими ролью, т. е. у первоклассника могут быть два мотива: мотив посещение школы и мотив обучения. В поведении и в учебной деятельности эти два мотива могут действовать вместе, а могут расходиться.

 

Существует множество причин, которые побуждают к обучению: интерес к знаниям, к учению вообще, потребность в новых впечатлениях от новых знаний, желание получить образование в связи с тем, что оно пригодится в жизни, желание получать похвалы, удовлетворение своего тщеславия (у отличников).

 

Если у ребенка 6–7 лет нет мотивов обучения, а только желание быть, «как все», быть взрослее, это говорит о том, что психологически такой ребенок еще не готов к школе. О мотивационной готовности детей говорят их отношение к обучению как к серьезной деятельности, когда ребенок эмоционально готов выполнять требования взрослых, если у него есть стремление к овладению новых знаний и умений, когда есть познавательный интерес к окружающему миру. Закрепление мотива посещения школы очень зависит от личности учителя, как он относится к учащимся. Выделяют 5 стилей отношений между учителем и школьниками:

1) активно-положительный стиль, который очень нравится детям:

2) пассивно-положительный стиль отношения к ученикам тоже воспринимается ребятами хорошо;

3) пассивно-отрицательный стиль отношения;

4) активно-отрицательный стиль;

5) ситуативный стиль – это не лучший стиль отношения к первоклассникам и младшим школьникам.

Мотивация учебной деятельности и поведения первоклассников тоже имеет свои особенности. Главной особенностью мотивации первоклассников и младших школьников является безоговорочное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности очень сильна, дети не стремятся понять, почему нужно что-то сделать: «Раз учитель велел, значит, так надо». Полученные задания от учителя кажутся настолько важными, что дети старательно выполняют даже самые скучные и в чем-то бесполезные поручения. Здесь есть своя положительная сторона, так как учителю трудно было бы каждый раз объяснять первоклассникам значение того или иного вида работы. Мотивационную роль играют получаемые отметки. Малыш воспринимает отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Младшим школьникам очень важной кажется отметка за четверть, так как она не за один урок, а за долгое старание. Это говорит о том, что смысл для детей заключен не в результате, а в самом процессе учебной деятельности.

 

Ведущим мотивом к обучению у первоклассников является отметка, хотя именно в первом классе около полугода не ставят оценок. Познавательный интерес как мотив обучения встречается у меньшего количества ребят.

 

Считается, что это неблагоприятно для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом оценки. Со временем, когда малыш становится старше, такой мотив к обучению, как оценка, становится все слабее. Мотивация к учебе первоклассника определяется его новой социальной ролью (вчера был «просто ребенок», а сегодня школьник). Эта мотивация побуждает к учебной деятельности на первых порах, затем уже не может поддержать работоспособность ребенка и постепенно теряет свое значение. Поэтому уже в начале процесса обучения учителю важно сформировать для первоклассников мотивы к обучению, которые их будут побуждать к учебной деятельности долгие годы. Даже у самых умненьких и старательных учеников мотив к учению не возникает стихийно. Считается, что в процессе обучения познавательные мотивы формируются сами, поэтому важно, как осуществляется учебная деятельность. Мотивы, основные для первоклассников и младших школьников: «Хочу больше знать», «Интересно узнавать что-то новое», «Хочу получать отличные оценки».

У первоклассников и в зависимости от успешности обучения разные мотивации. У школьников, хорошо успевающих и проявляющих интерес к знаниям, мотивацией является интерес к учебе. У школьников, хорошо успевающих, но без яркого интереса к знаниям, доминируют мотивы: получение отметки, похвала, требования. У слабоуспевающих детей основной мотив – избежание наказания. Маленькие дети плохо осознают мотивы долга и ответственности, благополучия и престижа, но они реально побуждают к действиям.

Внешняя мотивация не имеет ничего общего с мотивами обучения, но они делятся на престижные и «принудительные». Последние создают стрессовые ситуации, отрицательно влияющие на мышление школьников. Мотив избежания санкций у слабых учеников с каждым годом повышается, а одновременно снижается доминирование интереса к учебе (к содержанию школьных предметов).

 

Социально-психологические факторы, побуждающие учиться хорошо и отлично первоклассников и младших школьников: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу.

 

Особенностью мотивации учебной деятельности первоклассников и младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Перед малышами лучше ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие. Когда ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, деление его на ряд небольших отдельных заданий с конкретными целями побуждает ребенка не только начать деятельность, но и успешно довести ее до конца. Интерес к отдельным предметам не до конца сформирован. Как правило, он возникает во время урока и исчезает, когда он заканчивается.

Считается, что каждый родитель выбирает приемлемый для себя и своего ребенка вариант выполнения домашнего задания. Уроки лучше делать в определенное время. После школы ребенок должен отдыхать 1,5–2 ч. Это время обеда, отдыха, игр, можно пойти погулять. Затем он приступает к выполнению домашнего задания. Лучшее время для домашнего задания – с 16 до 18 ч, в это время у детей оптимальная работоспособность. Желательно перед выполнением уроков проветрить комнату. Место для уроков у ребенка должно быть удобным и комфортным. Правильное положение за рабочим столом: стул, за которым сидит ребенок, должен по размеру подходить к столу, руки лежат на крышке стола, спина прямая, ноги свободно стоят на полу. Освещение в комнате должно быть хорошее: яркая люстра в комнате, лампа на столе, расстояние от книги до глаз 35–40 см. Во время выполнения домашнего задания на правописание отводится не более 10 мин. Каждые 20 мин лучше сделать перерыв в занятии. Продолжительность приготовления домашнего задания не более 30 мин, а в исключительных случаях – 1 ч. Затем ребенок может погулять на улице, рекомендовано быть на свежем воздухе до 2,5 ч ежедневно. Затем школьник может поиграть, помочь маме сделать домашние дела. В первые дни ребенку необходимо участие родителей для того, чтобы помогать ему выполнить домашнее задание. Сначала нужно убедиться, что он его правильно понял и выбрал возможное правильное решение. Если он не понял, нужно объяснить, почему необходимо сделать так, а не по-другому. Через некоторое время надо заняться своими делами и попросить ребенка доделать задание самому. Когда он закончит, нужно похвалить за самостоятельность. Постепенно стоит увеличивать время своего отсутствия в комнате и занятия домашними делами. Если ребенок не успевает, не может решить задания сам, стоит поговорить с учителем и вдвоем найти причину. Главное – приучить ребенка справляться с трудностями самостоятельно, а то процесс совместного решения домашних заданий может растянуться на годы. Плохо, когда мама делает все вместе с ребенком, это впоследствии негативно скажется на результатах обучения. У ребенка будут отсутствовать самостоятельность, уверенность в себе (без мамы не справлюсь).

К первому сентября необходимо подготовиться заранее. Примерно за неделю для ребенка хорошо бы устроить праздник. На него можно пригласить детей – будущих одноклассников малыша. Познакомившись ближе, они будут легче общаться в школе.

Хорошо бы устроить конкурсы, провести познавательные викторины, спортивные соревнования.

 

Можно устроить праздник «последних дней лета», поиграть с ребятами в школу, где не ставят оценок, а за хорошее поведение и грамотные ответы вручают сладости или маленькие подарки. Такой праздник позволяет ожидать малышу начала учебного года не со страхом, а с интересом, с приподнятым настроением.

 

Вместе с ребятами, а может быть, только вдвоем с будущим первоклассником стоит сходить на экскурсию в парк, в художественный или краеведческий музей, в зоопарк, по местам исторических достопримечательностей или по местам боевой славы. Нужно объяснить, что узнавать что-то новое – это и есть учение. Увидеть новых животных, необычные деревья, картины великих художников, узнать что-то новое очень полезно для ребенка, познавательный интерес у малыша в этом возрасте очень высокий. Можно почитать книги о школе и школьниках, поговорить о том интересном, что есть в школе.

Поход по магазинам вместе с будущим первоклассником может доставить удовольствие обоим. Покупка красивой и практичной одежды поднимет настроение девочке, а если мама приобретет новый конструктор, это может порадовать мальчика. Чтобы ребенок писал красиво, полезны занятия, связанные с мелкой моторикой руки. Лепка из пластилина, глины, аппликация, собирание фигурок из конструктора, вышивание, плетение из бисера способствуют развитию малыша, различные наборы для творчества тоже продаются в магазинах. Можно доверить малышу выбрать себе пенал, ручки, карандаши, фломастеры, дневник с яркой обложкой, красивые тетради. Все это порадует ребенка, и первое сентября малыш будет ждать с нетерпением, чтобы применить в деле эти замечательные вещи. Школьный портфель, рюкзак или сумку, сменную обувь, физкультурную форму для своего ребенка родителям лучше выбрать самим. Можно, конечно, прислушаться к мнению ребенка, но выбирать эти вещи лучше взрослому.

Тщательно продумывайте вопрос одежды. Она должна быть удобна ребенку. Обувь для ребенка покупать нужно не только красивую, но и мягкую и удобную. Если до первого сентября ребенок не научился завязывать шнурки, не стоит от него требовать этого в срочном порядке, лучше купить обувь с застежками-липучками, чтобы он менял ее легко и удобно.

 

Не стоит покупать первокласснику красивые и модные сумки, лучше приобрести портфель с лямками или ранец, это прекрасные вещи, они достаточно вместительные, а еще и помогут малышу держать прямо спину, а это необходимо для формирования хорошей осанки.

 

Ручки у ранца или портфеля должны быть наиболее удобны для рук ребенка. Помните, что, когда ребенок будет носить портфель, вес его вместе с учебниками и канцелярскими принадлежностями не должен превышать 1,5 кг.

Разумеется, в школе помогут ребенку скажут, куда сесть и что и куда положить. Но с будущим первоклассником лучше провести не одну репетицию, отработать действия, которые ему потом пригодятся. Ребенок должен уметь пользоваться замком на своих сумке, рюкзаке, пенале, быстро суметь раздеться и одеться, это ему понадобится на занятиях физкультуры. Он должен уметь аккуратно расположить учебники на парте, повесить свою одежду в шкафчик. Первоклассник должен помнить номер своего домашнего телефона, рабочий и мобильный телефоны родителей, их имена и фамилии. Если он еще не в состоянии запомнить все это, можно положить в портфель записку с записанными номерами телефонов. Маме нужно знать номера телефонов учителя, директора, канцелярии школы, родителей одноклассников. Если ребенок будет ездить в школу на автобусе или метро, а он не привык к этому, то стоит организовать ему несколько поездок по маршруту, чтобы он привык. Не забывайте с ним беседовать о том, как нужно собираться в школу, во сколько нужно встать, что необходимо сделать (умыться, почистить зубы), сколько времени отведено на завтрак и сборы. Желательно рассчитать время, необходимое для этого, и еще сделать небольшой запас времени.

Летом малыш привык спать до обеда и поздно ложился, ему придется перестраиваться.

 

Чтобы перевести ребенка на школьный распорядок дня, не надо укладывать его раньше обычного, он все равно не заснет, лучше будить утром пораньше, несмотря ни на что (вечером устанет и сам быстрее заснет).

 

Портфель лучше собрать заранее. Нужно сложить все, что понадобится в школе: тетради, учебники, дневник, ручки, карандаши, бумажные платки, немного денег, завтрак и маленькую бутылочку с водой плюс небольшой сюрприз для малыша. Накануне вечером ребенку не надо играть в шумные игры, смотреть по телевизору возбуждающих фильмов и программ. Не стоит пытаться уложить спать его раньше обычного, мысли у него будут разные, он все равно не уснет. Главное – спокойствие, нельзя показывать ребенку, что родители волнуются.

Когда родители и ребенок придут в школу, они должны быть доброжелательными, спокойными, мягкими. На прощание можно обняться, поцеловаться, но этот процесс не должен быть затянут.

День первого сентября все-таки самый настоящий праздник. Приготовьте на завтрак малышу его любимое блюдо, сделайте сюрприз, подарите вещь, которую он сможет взять с собой. Гордитесь им, что он вырос и стал школьником. Придя в школу, потратьте время на фотографии, потом будет что вспомнить, но приходить заранее не имеет смысла, ребенок устанет ждать.

После торжественной линейки можно праздновать, пойти с ним гулять в парк, в кафе, можно развлекаться и радоваться жизни. Членам семьи можно вспомнить о своей школьной жизни, но только все только хорошее и позитивное. Если ребенок устал и измучен, его надо поддержать и настроить на следующий день.

В школе в первом классе поведение мальчиков отличается от поведения девочек. В младших классах, как правило, мальчики подходят к учебе безответственно, мало переживают, а могут и вообще не страдать из-за плохих оценок, забывают записать домашние задания. Родителям приходится узнавать, что было задано на дом. У мальчиков часто не привиты навыки трудовой и учебной деятельности, а также плохо развиты качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности: усидчивость, настойчивость, старание, терпение, аккуратность, прилежание.

На девочек тоже воздействуют школа, процесс адаптации к учебным нагрузкам, формирование классного коллектива. Для младших школьников, особенно для только что поступивших в школу первоклассников, характерны такие особенности, как недостаточно высокая работоспособность, неспособность к концентрации внимания, быстрая утомляемость. Однако девочки-первоклассники более восприимчивы к воспитательному воздействию. В семилетнем возрасте отчетливо проявляется отношение к противоположному полу, вынесенное из семьи. Некоторые девочки осторожны по отношению к мальчикам, они стараются избежать их шумного общества. В целом девочки скорее и легче адаптируются к новым условиям, чему в существенной степени способствует факт, что по уровню психологического возраста они старше мальчиков.

В этом возрасте у девочек и мальчиков возникает интерес к противоположному полу. Но в интересе младших школьников проявляется именно познавательный процесс. Например, девочки, задавая вопросы и получая ответы, лишь выясняют для себя какие-то обстоятельства, их интересуют причины и следствия отношений в природе и у человека вообще. Когда маленький школьник обращается к родителям с вопросом о различии полов, в случае, если он получает от близких людей правдивую и исчерпывающую информацию, удовлетворяющую его интерес и понятную для его восприятия, ребенок остается в выигрыше. Поделившись в школе или во дворе этой информацией, он может утвердиться в глазах окружающих детей, стать среди сверстников значимым человеком.

 

Благодаря грамотным и исчерпывающим ответам на вопросы малыша, а также благодаря спокойной реакции родителей одновременно может укрепиться связь между ребенком и взрослым.

 

В интересах воспитания учитель или родители могут постараться разрешить любые конфликтные ситуации между мальчиками и девочками. Очень важно и полезно при анализе конфликта показать ребенку истинные мотивы действия обеих сторон, а не просто упрощенно проповедовать «рыцарское» отношение мальчиков к девочкам. Конечно, мальчикам еще трудно понять, почему они должны не трогать, не дергать, не задирать девочку только потому, что она принадлежит к женскому полу. Дергая девочку за косичку, мальчик может еще не отдавать себе отчета в том, что эта одноклассница ему симпатичнее, чем другие. Именно в этом возрасте проявляется двойственность чувств.

Процессы развития самопознания, сознания, самосознания ему еще предстоит изучить в подростковом возрасте.

Девочки могут быть кокетливы и тоже это не осознавать. Считается, что кокетство – это поведенческая реакция, в основе которой лежит стремление быть в центре внимания. Девочки чаще, чем мальчики, обращаются к старшим в случае затруднений или ссор. В аналогичных случаях мальчики жалуются заметно реже, они почти никогда не жалуются на девочек, поэтому в представлении учителей и родителей это они чаще оказываются в роли зачинщиков каких-либо конфликтных ситуаций.

Общая активность мальчиков и девочек одинакова, но девочки обладают большей исполнительностью. Если учитель обратится с просьбой, то первыми ее бросаются выполнять именно девочки-первоклассницы. Девочки более терпеливы, аккуратны, добросовестны. Когда они не уверены, как и что надо сделать, они чаще ждут разъяснения учителя, тогда как мальчики сами предлагают учителю свои собственные варианты решений.

 

Мальчики-первоклассники плохо приобщены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, когда дежурят, не очень хорошо вытирают пыль и подметают пол.

 

В целом часто они беспомощнее по сравнению с девочками в обычных делах. Во многом это связано с отсутствием постоянных поручений по дому, мальчиков труднее приучить к этому, чем девочек.

Между рассеянностью и безответственностью есть большая разница, и надо с раннего детства приучать ребенка следить за своими вещами. Конечно, всегда надо делать скидку на возраст. Поэтому стоит приучать как мальчиков, так и девочек к порядку и аккуратности. Пусть это войдет у них в привычку, ведь хорошая привычка, сформированная в детстве, облегчает жизнь в будущем.

 

Date: 2016-02-19; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию