Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Качественные методы в гендерной социологииСтр 1 из 5Следующая ⇒ Рождественская -Мещеркина Елена
Введение. В гендерной социологии мы сталкиваемся с такой социальной перспективой, которая эксплицитно ставит женщин и мужчин, а также их жизненные миры в центр наблюдения и анализа. Целью при этом является обнаружение и анализ патриархальных структур общества, с помощью которых группы мужчин оцениваются выше и подчиняют себе женщин во всех значимых социальных сферах. Последовательное применение гендерной перспективы связано с осознанием того, что пол как социально-структурная категория определяет не только условия реальной жизни мужчин и женщин, но и системы мышления, в которых мы социализируемся, которые мы усваиваем и тем самым подкрепляем, но которые мы в состоянии критично изменять. Изучение структуры гендерного неравенства как центральная задача феминистского подхода заведомо междисциплинарно, поскольку затрагивает по меньшей мере четыре уровня анализа 1. гендерные отношения как надиндивидуальный социальный феномен, 2. гендерная интеракция в категориальном смысле, 3. личностные взаимоотношения между индивидами различного пола, 4. символический обмен культурными, гендерно «нагруженными» значениями. В то мере, в какой речь идет о познании прежде скрытого содержания структур гендерного неравенства или анализе сложных систем толкования, востребована качественная парадигма. Критическая позиция гендерно ориентированного социального исследования, выступающего против андроцентризма и этоса объективизма в науке, направлена против исключительно количественных, кажущихся “объективными” методов типа репрезентативного опроса с стандартизированными анкетами и закрытыми формулировками ответов. Методологическая рефлексия по поводу эмпирического анализа положения женщин (как дискриминируемой общественным вниманием социальной группы) привела к применению преимущественно качественных, “открытых”, “мягких” техник. Это было востребовано самим предметом анализа - прежде неисследованными семейными и профессиональными взаимосвязями жизни женщин, типичными поворотами в их биографиях или противоречиями женской идентичности. В процессе нарративных (свободных, спонтанных) лейтмотивных или глубинных интервью респондентка сама определяет содержание, контекст и объем ее ответов. Тоже относится и к фокус-группам, групповой дискуссии на заданную тему, что часто практикуется в гендерных исследованиях, В этом же ряду стоят и биографические исследования, которые помимо тематизации субъективности, что противопоставляется как достижение объективирующему женщину позитивистскому дискурсу, дают возможность и опрошенным, и опрашивающим женщинам поддерживать субъект-субъектные отношения, обмениваясь взаимной перспективой. Тематическое поле биографий содержит помимо индивидуальных особенностей и другие измерения: характеристики социального пространства, среды, поколения, социального слоя, субкультуры и т.д. Но микроанализ биографический интеракций может вывести и на уровень анализа пола как социальной конструкции. Так, не претендуя на основание типологии мужских и женских биографий, Б.Дозьен приводит примеры поло-характерных или поло-связанных типизаций: выделенные интеракционные конструкции “Я-в-отношениях” versus “Индивидуализиро-ванное Я”, стратегии разрешения конфликтов Разделять-Секвенциона-лизировать-Индивидуализировать versus Связывать-Синхронизировать-Ставить в отношения (Dausien B.,1996. 586). Очевидно, что количественные и качественные методы решают различные задачи и поэтому не могут быть взаимоисключающими. Гендерно-ориентированный социальный анализ привлекает количественные методы, когда необходимо измерить, например, объем насилия против женщин, параметры безработицы и трудовой ситуации женщин, структурные параллели в жизненных путях и т.д. Качественные методы находят свое применение там, где необходимо понимание контекста полученных значимых цифр относительно положения женщин, а также закономерностей историй жизни и проблематики жизненного мира женщины/мужчины, процесса конструирования социального пола (Feministische Soziologie, 1992, 35). Например, чтобы отследить микропроцессы doing gender (West&Zimmerman, 1987), исследователю/нице нужно эмпирически и аналитически проникнуть во время повседневности с присущими ей интерактивными конструкциями и ответить на вопрос, как конкретные, ситуационно связанные практики интеракции “уплотняются” в структуры, которые длятся и воспроизводятся. Тем самым мы приближаемся к пониманию более общих вопросов: 0. каким образом достигается усвоение структуры авторитет-подчинение как средства воспроизводства социального господства, 1. какова “социальная агентура” этого опосредования, 2. как двуполая культурная система институционализируется через повседневную практику взаимодействия мужчин и женщин, 3. как в этой практике выкристаллизовываются биографические процессуальные структуры (наслаивание биографического опыта), которые стратифицируют индивидов по признаку пола, и т.д. Эти вопросы, относящиеся к Структуре, Символическому и Биографическому, требуют интегративных, междисциплинарных подходов и методов, что актуализирует проблематику различения. Так, переход границ между социологией и психологией меняет оптику исследовательского взгляда: “Если объяснение распространяется слишком далеко, то предмет “исчезает” и автоматически замещается предметом, принадлежащим исключительно к комплементарному дискурсу” (Gottschalch, W. 1984.12). Если мы остаемся на позициях качественной парадигмы, инструментом которой являются генерализации, типизации, типологизации, то необходимо различать подведомственные социологии и психологии предметы исследования. В социологическом смысле слова типизируются объективные конфигурации опыта или процессуальные образцы в смысле типичных биографических структур, которые помогают описать и понять положение отдельных социальных групп. Соответственно, социально-психологические теории описывают внутреннюю динамику субъективности, типичные поля аффектов, структуры мотивов, психо-сексуальности и т.д. (подробнее о типизации: Козлова Н.,1999,49; Ковалев Е. и Штейнберг И., 248-267).
|