Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогические идеи в СССР





Октябрьская революция положила начало коренным переменам во всех сферах жизни страны, в том числе и в педагогике и образовании.

20–30-е гг. – период плодотворного развития советской психолого-педагогической науки. Несмотря на уход из науки многих известных ученых, это было время выработки новых теорий и концепций, выдвижения новых идей и подходов, широкого поиска нового содержания, форм и методов воспитания и образования. Наиболее видную роль в развитии педагогики и образования в этот период играли В.И. Ленин (1870–1924), который создал идейные и теоретические основы советского образования и педагогики; А.В. Луначарский (1875– 1933), которому, наряду с В.И. Лениным, принадлежит заслуга утверждения основных принципов развития советской системы образования и воспитания, основных категорий советской педагогики, ряда ее фундаментальных идей и др.

 

Н.К. Крупская (1869–1939) – один из наиболее видных деятелей советского образования и педагогики. Занимая ответственные посты в комиссариате просвещения, принимала активное участие в формировании и осуществлении школьной политики советского государства. Выдвинула ряд важных идей строительства советского образования и воспитания. Активно занималась разработкой проблемы целей советского воспитания и образования, вопросами связи образования (воспитания) с жизнью. Под ее непосредственным руководством шла разработка программ ГУСа, в которых была сделана попытка построить содержание образования на основе диалектической логики. Много внимания уделяла формам и методам обучения – широкие поиски новых организационных форм шли под ее руководством или при ее поддержке.

 

Крупская активно разрабатывала проблемы теории коммунистического воспитания, формирования коммунистического мировоззрения, коммунистической нравственности, патриотизма и интернационализма. Многое сделано Крупской для развития теории и практики трудового воспитания и политехнического образования, для развития профессионального образования.

Большое значение имеют работы Крупской по теоретическому обоснованию детского и молодежного движения.

 

П.П. Блонский (1884–1941). Свою научную и педагогическую деятельность начал еще до революции. После революции активно включился в строительство советской школы. Автор фундаментальных трудов по педагогике и психологии; автор учебников для школ и вузов. Наиболее значимы его идеи в области психологии мышления.

 

С.Т. Шацкий (1878–1934) – организатор советского образования, создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений. Организовал первую опытную станцию по народному образованию, которая включала в себя детский сад, школу 1-й и 2-й ступени. В ней на основе труда давали умственное, эстетическое и физическое воспитание. Видный теоретик советской школы.

 

А.С. Макаренко (1888–1939). Возглавлял колонии им. Горького и им. Дзержинского, работа которых получила широкую известность. На основе этого опыта написал несколько художественных и педагогических произведений. Важнейшей в педагогической теории Макаренко является идея коллектива. Согласно Макаренко, только в условиях правильно организованного коллектива возможно успешное воспитание личности ребенка. Разработал организацию, содержание, формы и методы жизнедеятельности коллектива. Большую роль в его организации отводил производительному труду. Макаренко ввел в педагогику такие понятия, как педагогическое отношение, перспективные линии, педагогика параллельного действия и др. В последние годы разрабатывал проблемы семейного воспитания.

 

Л.С Выготский (1896–1934) – выдающийся психолог, внесший огромный вклад в развитие общей, возрастной и педагогической психологии. Им разработана культурно-историческая концепция психического развития человека, согласно которой все высшие психические функции развиваются в процессе освоения человеком исторически выработанного социального опыта. Он раскрыл механизмы этого процесса, показал закономерности формирования научных понятий в процессе обучения и т.д. Опираясь на свою культурно-историческую концепцию, Выготский определил стадии психического развития ребенка. Ввел в науку понятие зоны ближайшего развития, опережающего обучения и т.д. Учение Выготского получило широкое признание в нашей стране и положило начало созданию многих теорий и концепций психического развития ребенка и развивающего обучения.

 

Важно сказать, что, несмотря на тяжелейшие гонения в этот период, сохранилось православное направление российской педагогической мысли, представителем которого был патриарх Тихон (1865–1925). В своих трудах, проповедях патриарх Тихон показал, что потеря православного начала самым пагубным образом сказалась на всех сторонах жизни русского народа, но особенно – на его духовно-нравственном состоянии.

 

Видными деятелями психолого-педагогической науки 20–30-х гг. также были: М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, М.Я. Болтунов, М.Я. Головковский, Б.А. Залкинд, А.С. Залужный,

Н.Н. Иорданский, А.Г. Калашников, К.Н. Корнилов, М.В. Крупенина, И.Ф. Куразов, С.С. Моложавый, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, М.М. Рубинштейн, С.М. Фридман,

Н.В. Шульгин и др.

 

Назовем также деятелей русской зарубежной педагогики

 

В.В. Зеньковский (1881–1962). Творчество этого философа, его теория воспитания, основанная на православной философии, является огромным вкладом в развитие российской теоретической педагогики.

 

И.А. Ильин (1883–1954) – один из выдающихся мыслителей России. Его фундаментальные идеи о воспитании русского народа – сокровище для современного российского воспитания. В них нашло отражение понимание целей и содержания воспитания будущего российского педагога.

 

Н.А. Бердяев (1874–1948) – великий русский философ, написавший ряд широко известных трудов по философии, в которых есть множество педагогических идей. Наиболее важными для современной педагогики являются его идеи свободы личности, ее творческой самореализации, гуманизации воспитания.

 

Таким образом, 20–30-е гг. XX в. стали временем быстрого развития нашей психолого-педагогической науки, временем создания новых учений и концепций. Однако принятие в 1936 г. Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», сыгравшее свою положительную роль в развитии советской школы, оказалось и законодательной основой для репрессий и преследования десятков ученых, для закрытия целых направлений психолого-педагогической науки. Негативные последствия этого постановления советская психолого-педагогическая наука переживала десятилетия.

 

Советская педагогическая наука после Великой Отечественной войны представлена огромным числом исследований. Все более значимой становится работа научных коллективов: лабораторий, центров, институтов. Первые психолого-педагогические лаборатории и институты были созданы в России еще до революции. После революции их число возрастает. В 1943 г. создается АПН РСФСР. Она объединила работу разных психолого-педагогических институтов.

 

Послевоенное развитие отечественной психолого-педагогической науки представлено многими направлениями.

 

Большой известностью пользуются философские концепции воспитания В.С. Библера, О.В. Долженко, Э.В. Ильенкова [216; 217], А.А. Королькова, Ф.Т. Михайлова и др.

Общетеоретическое направление. Видную роль в развитии этого направления играют А.М. Арсеньев, В.Е. Гмурман, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, Х.И. Лийметс, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.Ф. Свадковский, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.

 

Широкую известность в стране в 60–70-е гг. получили теоретические труды и практическая деятельность В.А. Сухомлинского (1918–1970), которому удалось не только выдвинуть множество проблем в воспитании и обучении, но и решить их. Поэтому имя Сухомлинского по праву стало олицетворением советской педагогики.

 

Послевоенное время отмечено целым рядом глубоких историко-педагогических исследований. Среди них работы Г.Е. Жураковского, Н.К. Гончарова, С.Ф. Егорова, Ф.Ф. Королева, Н.А. Константинова, В.Я. Струминского, А.А. Красновского, А.И. Пискунова, В.З. Смирнова, А.А. Фролова, М.Ф. Шабаевой, З.А. Мальковой и др.

 

Дидактика представлена трудами Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, В.И. Загвязинского, Т.А. Ильиной, И.Я. Лернера, В.С. Леднева и др.

 

В области воспитания широкое признание получили работы И.П. Иванова, В.И. Додонова, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Г.Н. Филонова и др.

 

Огромное число исследований посвящено конкретным методикам. Широко известны работы Д Б. Кабалевского, М.Р. Львова, Б.М. Неменского и др.

 

В специальной педагогике работали И.А. Соколянский, О.И. Скороходова, А.И. Мещеряков и др.

 

После войны активно разрабатывались проблемы профессионального образования учителя. Наиболее известны имена С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого и др.

 

В.А. Сластениным выдвинута современная концепция формирования учителя, состоящая в том, чтобы, соединив в подготовке учителя фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, вывести его на уровень самой передовой педагогической культуры.

 

Плодотворно развивалась психологическая наука. Наиболее видную роль в развитии советской психологии в этот период сыграл С.Л. Рубинштейн (1889–1960) – автор ряда фундаментальных трудов по психологии, в том числе и учебника «Основы общей психологии», в котором нашли решение фундаментальные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна положила начало одному из плодотворных направлений советской психолого-педагогической науки – проблемному обучению. В его трудах был сформулирован также целый ряд педагогических идей, которые вошли в школьную практику. Многое было сделано для развития психологии его учениками и последователями.

Плодотворным было развитие психологического учения Л.С. Выготского, продолженного его учениками: П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.Н. Лурией, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.

Л.В. Занков вместе со своими учениками и сотрудниками создал широко известную концепцию развивающего обучения. В 60–70-е гг. разработана другая, широко известная концепция развивающего обучения – концепция В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

 

С 60-х гг. в нашей стране разрабатывается концепция проблемного обучения. Наиболее известными в этой области являются работы А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, А.В. Матюшкина, М.И. Махмутова и др.

 

Заметное влияние на развитие психологии имела школа Б.Г. Ананьева. Наиболее видные ее представители – А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов. Интенсивно развивалась возрастная психология, особенно дошкольная, наиболее известны работы А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Подъякова и др.

 

Говоря о развитии российской педагогики в Советском Союзе нельзя не выделить еще два направления ее развития. Во-первых, это православное направление, которое, несмотря на гонения и запреты, всегда существовало. Оно связано с такими именами как патриарх Алексий I (1877–1970), патриарх Пимен (1910–1990). И особенно важны труды святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своих трудах Святейший патриарх Алексий II поставил целый ряд фундаментальных проблем: значение духовно-нравственного воспитания для современной школы, роль Русской православной церкви в развитии современного образования и др.

 

Заметна роль многих архиереев. Например, Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961) в своих сочинениях, проповедях разработал православное видение человека, православное понимание воспитания. В этот же период преуспели многие подвижники благочестия, ставшие настоящими столпами православия. Среди них Серафим Вырицкий (1865–1949), иеромонах Сампсон (Сиверс) (1898–1979), блаженная Матрона (1885–1952); схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932–1991). Последний автор значительного педагогического творения «Учение о спасении по трудам святителя Тихона Задонского».

 

Из православных деятелей русского зарубежья можно назвать труды таких выдающихся деятелей, как Иоанн Шанхайский, митрополит Антоний Сурожский и др.

Широкой известностью пользуются практические труды и деятельность схимитрополита Иувеналия (Тарасова).

 

Широко известна педагогическая деятельность: Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского; Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского; Климента, митрополита Калужского и Боровского; Германа, архиепископа Курского и Рыльского; Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского; Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского; Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского, Евгения, архиепископа Истринского.

 

В это время появляется целый ряд трудов по православной педагогике: З.В. Видякова, прот. Владимира Воробьева, М.Я. Дворецкой, архимандрита Зиновия (А.А. Корзинкина), В.В. Медушевского, игумена Георгия (Шестуна), А.И. Осипова, Т.Н. Петраковой, прот. Бориса Пивоварова, архимандрита Платона (Игумнова), И.М. Подушкиной, А.И. Половинкина, Т.В. Склярова, Л.В. Сурова и др. Эти труды позволили российской педагогике уже в начале 90-х годов не только стать заметным явлением в русской педагогической мысли, но и на практике организовать духовно-нравственное воспитание в российской системе образования.

 

Таким образом, развитие советской, а затем и российской психолого-педагогической науки можно определить так: развитие новых психолого-педагогических наук – возрастной, экспериментальной и педагогической психологии, педологии, новых направлений педагогики; разработка концепций новых типов школ; обоснование нового содержания и технологий обучения; научно-методическое обеспечение всего учебно-воспитательного процесса и т.д. Вместе с тем в этот период и в России, и за рубежом продолжалось развитие философии, психолого-педагогической науки на православной основе, в которой глубоко разрабатывались идеи традиционного воспитания. Ее развитие особенно интенсивно идет с 90-х годов прошлого столетия.

Date: 2016-02-19; view: 1645; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию