Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
П.Натроп как теоретик социальной педагогики
В первой педагогической работе «К школьному вопросу» Пауль Наторп показал, что воспитание определяется всеобщим творческим по характеру познавательным отношением. Рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима.
В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах…», «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» обратился к проблеме научного статуса и содержания педагогики. Рассмотрение проблем формирования сознания привело Наторпа к выводу о том, что социальное воспитание наряду с хозяйственной и политической деятельностью является основной функцией, через которую человек осмысляет общественную действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность – это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность».
Наторп – крупнейший теоретик социальной педагогики; автор определения: «Социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа».
О социальной педагогике Наторп писал, что она «не какая-нибудь отделимая часть учения о воспитании, наряду с, например, индивидуальной педагогикой, а конкретная задача педагогики вообще и педагогики воли в частности».
Предмет социальной педагогики по П. Наторпу: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни – вот … тема этой науки».
2. Понятия «Идея» и «Воля» по П.Наторпу
Понятие «Воля» П. Наторпом трактовалось по И. Канту. Считал, что человеческая воля сознает свою цель, в том числе и высшую, конечную цель – осуществление некоего высшего идеала, или Идеи. Поскольку эта цель наиважнейшая во всем человеческом существовании, то и воспитывать требуется в первую очередь волю.Понятие «Идея» взято из Платона. По мнению Наторпа, центральную Идею нельзя познать путем внешнего опыта, поскольку она не существует в реальном мире, а показывает, каким он должен быть в идеале. Равно, эта идея – не есть понятие психологическое, и ее нельзя постичь внутренним опытом. Идея – некий абсолютно высший принцип, объединяющий в себе все начала.
Вывод – человеческое сознание, несущее в себе стремление к идее, тем самым стремится к всеобщему единству, гармонии и совершенству. Впрочем, это попытка лишь максимально приблизиться к бесконечно удаленной цели, полностью ее достичь никогда не удастся. Именно человеческая воля выражает такое стремление, она-то и должна стать главным объектом воспитания.
Наторп полагал, что поскольку Идея – это мировое единство стремлений всего человечества, то и максимально приблизиться к ней возможно, лишь соединив индивидуальные воли каждой личности в нечто общее, при активном взаимодействии сознаний большого числа людей.
В его «Социальной педагогике» термин «общность» – не только социум, но и объединение личностей, стремление которых направлено к единой высшей цели. Отсюда следует необходимость и неизбежность воспитания отдельных детских сознаний в тесном взаимодействии с общим, коллективным сознанием, которое проявляется в общественной жизни.
3. Концепция социального воспитания
Наторп создал концепцию социального воспитания. Социальное воспитание понимал в самом широком значении. Это не какое-то специальное направление педагогической науки, а наиболее полное выражение задач педагогики в целом. Считал, что в природе не существует «несоциального» воспитания, поскольку ребенок, да и взрослый человек может воспитываться только напрямую другими людьми через общение с ними. «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности».
Рассматривая основные законы развития общества, указывал на три основных компонента социальной жизни:
– организация труда;– политико-правовая организация;
– организация образования.
Главный фактор прогресса – не улучшение средств производства, а «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом, следовательно, – развитие человеческой воли.
Наторп различал у человека три стадии развития воли: развитие влечения; развитие воли в узком, обычном значении этого термина; развитие разумной воли. Отсюда – три типа социального воспитания, соответственно стадиям: домашнее воспитание; социальное воспитание; свободное самовоспитание.
Домашнее воспитание – первая ступень общественности.
Вторая ступень воспитания воли – школьное образование. Именно в школе существует направленная организация воспитания, которая полностью соответствует потребностям второго этапа воздействия на волю человека, осуществляя ее регулировку, сдерживание негативных волевых устремлений индивида и развитие позитивных. Школьные порядки сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым все обязаны подчиняться. В то же время школьное воспитание предназначено не только в чем-либо ограничивать волю детей. На этом этапе у них требуется пробудить способность к самостоятельной оценке своих желаний, к умению «выбирать лучшее». Поэтому все школьные правила и запреты должны быть разумно мотивированы.
Такая школа должна быть общенародной и доступной для всех учеников. Учатся в ней с 6 до 12 лет. Затем подростки могли переходить в другую школу, более высшую, где могли учиться еще 6 лет. Наиболее способные поступали в высшие учебные заведения.
Самовоспитание – помимо самостоятельной работы людей над повышением своего культурного уровня также создание разного рода общественных структур типа народных университетов. В целом учение П. Наторпа базируется на понимании педагогики как социально-направленной и социально-обоснованной теории. Его определение социальной педагогики как «воспитания в обществе, через общество и для общества» остается актуальным и для современного развития этой науки.
|