Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Романо-германское правовое сообщество 5 page





Как отмечал З.М. Черниловский, "сквозь новое республиканское обличье проглядывали привычные персонажи - старый кайзер в образе президента республики и Бисмарк в образе конституционного канцлера" <1>. На таком фундаменте государство долго стоять не могло, и вскоре оно рухнуло под натиском национал-социалистической партии.

--------------------------------

<1> Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983. С. 411.

 

В послевоенное время уроки Веймарской конституции были усвоены многими государствами. Были предусмотрены специальные механизмы, которые обеспечивали сбалансированное устройство политической власти. Практически во всех конституциях существенное место стали занимать вопросы развития гражданского общества, поскольку оно могло противостоять тоталитарным проявлениям власти.

Так, Конституция Италии 1947 г. провозгласила, что Италия является демократической республикой, которая основана на труде (ст. 1). Развивая этот принцип, Конституция, в частности, требовала устранять препятствия полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной жизни страны (ст. 3).

В Конституции содержались нормы о развитии культуры, научных и технических исследований (ст. 9); создании системы социального обеспечения (ст. 38); поддержке частной хозяйственной инициативы, при этом особо подчеркивалось, что она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой (ст. 41). Было провозглашено право работающих принимать участие в управлении предприятиями в формах и в пределах, установленных законом Республики (ст. 46) <1>.

--------------------------------

<1> Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 2000. С. 132 - 159; Конституции государств Европы. Т. 2. С. 104 - 132.

 

До Конституции Италии ни в одном основном законе, в том числе в СССР, не было столь полноценной регламентации вопросов труда. Да и в дальнейшем "социалистические" конституции в основном ограничивались только общими декларациями, которые скрывали подневольный по своей сути труд.

Еще более полно мотивы социальной справедливости, социального государства раскрыты в Конституциях Португалии 1976 г. и Испании 1978 г.

В целом для конституций государств романо-германской традиции права характерен очень широкий охват регулирования. Помимо вопросов организации власти, территориального устройства, прав и свобод личности, социальных обязательств государства конституции затрагивают такие вопросы, как регулирование экономики, природопользование и охрана окружающей среды, международный правопорядок и т.д.

Принимаемые в развитие конституционных норм законы, иные акты формируют массивный свод публичного права. В Германии он содержит помимо конституционного административное, налоговое, уголовное, процессуальное, церковное и международное публичное право.

В развитии публичного права в государствах романо-германской традиции права с начала XX в. все большее значение приобретает ведомственное правотворчество. Принимаемое формально в целях развития норм законодательства, оно нередко подменяет его. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в сфере социального регулирования.

На развитие публичного права все большее влияние оказывает международное право, которое проникает даже в те сферы, которые традиционно регулировались национальным законодательством (например, в вопросах регламентации избирательной системы и выборов).

Вторая основная линия развития права цивилистическая, которая в XIX в. в основном формировалась под воздействием французского Гражданского кодекса.

Впрочем, в большей части государств прямого заимствования не было. В гражданские кодексы вносились новые нормы, в которых отражались особенности национального экономического и социального развития.

А менее чем через столетие Германским гражданским уложением была предложена новая модель регулирования частноправовых отношений. Среди его источников был не только Гражданский кодекс Наполеона, действовавший в значительной части Германии, но и своды гражданского законодательства Австрии, а также таких немецких земель, как Бавария, Пруссия и Саксония. Заметное влияние на него оказали работы Ф. Савиньи, который "систематизировал разнообразные идеи римского права и старого германского права, выделив из них принципы и понятийно отточенные категории" <1>.

--------------------------------

<1> Бергманн В. Введение к пониманию Германского гражданского уложения // Гражданское уложение Германии. М., 2006. С. IX.

 

Германское гражданское уложение состояло из пяти книг: общей части, обязательственного права, вещного права, семейного права, наследственного права. В отличие от Кодекса Наполеона оно охватывало значительно более широкий круг отношений, вводило новые конструкции, использовало своеобразные методы построения нормативного материала и изложения правовых норм. Оно стало образцом новой пандектной системы с такими характерными чертами, как выделение общей части, более абстрактное изложение норм, переход от общих к более частным положениям, наличие "исчерпывающих, по возможности лишенных противоречий и безукоризненно систематизированных ответов на все возникающие правовые вопросы" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Во многом цели Уложения были достигнуты за счет усложнения его языка. В отличие от Кодекса Наполеона в нем было много абстрактных формул, недоступных для восприятия большей части населения. По сути, он был обращен в основном к юристам. Поэтому его часто упрекают в том, что он "чрезмерно профессионален и труден для усвоения" <1>.

--------------------------------

<1> Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 259.

 

И тем не менее этот акт обладал многими достоинствами. И вполне закономерно, что он послужил образцом гражданских кодификаций в значительном числе государств: в Греции, Португалии, Японии, Южной Корее и некоторых других.

Третья модель гражданской кодификации была разработана в Швейцарии. Она включает в себя два акта: Гражданский кодекс, принятый в 1907 г., и Закон об обязательствах (1911 - 1936 гг.).

Гражданский кодекс состоит из четырех книг, посвященных субъектам права, семейному праву, наследственному праву, праву собственности. Закон об обязательствах рассматривается как пятая книга Гражданского кодекса, но имеет самостоятельную структуру, содержащую пять частей: общие положения; отдельные виды обязательств; торговые товарищества; регистрация, право на фирму, торговое счетоводство; ценные бумаги. Таким образом, в Гражданском кодексе Швейцарии были инкорпорированы нормы, которые ранее традиционно регламентировались в торговых кодексах.

Швейцарский гражданский кодекс послужил образцом для Гражданского кодекса Турции 1924 г. Заметно его влияние и на Гражданский кодекс Италии 1942 г., который также отказался от обособления торгового законодательства.

Во многом по той же модели построен Гражданский кодекс Нидерландов 1992 г. Структурно он состоит из следующих книг: (1) "Семейное право"; (2) "Право компаний и юридических лиц"; (3) "Право собственности, имущественных прав и интересов"; (4) "Наследственное право"; (5) "Обязательственное право"; (6) "Общие положения о договорах"; (7 - 7a) "Отдельные виды договоров"; (8) "Средства передвижения и транспорт". Кроме того, предполагается принятие еще двух книг: (9) "Право интеллектуальной собственности"; (10) "Международное частное право".

Гражданская кодификация послужила образцом для кодификаций других отраслей частного права: торгового, семейного и трудового.

В последние десятилетия третьей основной линией развития романо-германской традиции права стало право Европейского союза. В Конституции Франции его роль отражена так:

"Республика принимает участие в Европейских сообществах и Европейском союзе, учрежденных свободным выбором государств в силу заключенных ими договоров для совместной реализации некоторых своих полномочий" (ст. 78-1).

"На основе взаимности и в порядке, предусмотренном Договором о Европейском союзе, подписанном 7 февраля 1992 г., Франция соглашается с передачей необходимых полномочий институтам Европейского экономического и валютного союза.

На тех же условиях и в порядке, предусмотренном Договором о Европейском сообществе в редакции Договора от 2 октября 1997 г., может быть выражено согласие на передачу необходимых полномочий на установление правил, касающихся свободного передвижения лиц, и связанных с этим вопросов" (ст. 78-2).

Сфера действия права Европейского союза постоянно расширяется, охватывая вопросы конституционного, административного, финансового, предпринимательского, процессуального и даже уголовного права.

Более подробно эти вопросы будут освещены ниже, поскольку право Европейского союза действует не только во всех европейских государствах романо-германского права, но и в Великобритании и Ирландии, относящихся к системе общего права, а также во многих государствах славянского и скандинавского права.

Заключая анализ романо-германской права, отметим следующие основные черты и тенденции его развития.

Как отмечалось выше, структурно романо-германское право разделяется на публичное и частное право. Но в последние десятилетия границы между ними размываются. С одной стороны, происходит их дробление на отрасли и межотраслевые правовые комплексы и институты, с другой - расширяется сфера публичного права, усиливается его вторжение в те вопросы, которые еще в середине XX в. традиционно рассматривались как предмет частноправового регулирования.

Заметно меняется роль и соотношение основных источников права. Конституции, законодательные акты, принимаемые на их основе нормативные правовые акты административных органов, хотя и сохраняют ведущее место в правовом регулировании, не препятствуют все более стремительному развитию нормотворческой практики судов. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в сфере конституционного толкования, о чем свидетельствуют решения конституционных судов Германии, Австрии, Бельгии и Италии, Конституционного совета Франции, конституционных трибуналов Испании и Португалии. Во многом именно они определяют пути развития национальных правовых систем, раскрывая содержание конституционных норм и закрепляя на их основе права и свободы и устанавливая ограничения и запреты.

Все более заметной становится и нормотворческая (прецедентная) практика судов общей и специальной (в частности, административной) юрисдикции.

Одной из характерных черт романо-германского права, как и прежде, остается широкая кодификация законодательства. Но если раньше она охватывала в основном традиционные отрасли права (гражданское, уголовное и процессуальное), то теперь ее объектом становятся трудовое и социальное, природоохранное и энергетическое, информационное, иные отрасли и комплексы законодательства.

Постепенно меняется стилистика оформления правовых норм. Вместо общих принципов правового регулирования законодатели все чаще закрепляют детально проработанные нормы, охватывающие различные, нередко частные правовые ситуации. В результате законодательство становится менее стабильным. В него постоянно вносятся поправки и изменения, отражающие перемены в развитии общественных отношений.

При этом отметим, что эта тенденция распространяется не только на новые, но и на старые акты, действующие с XIX в. Они становятся объектом многочисленных поправок и дополнений, изменяющих не только содержание, но и общую стилистику текстов. Хрестоматийным примером может служить Гражданский кодекс Франции 1804 г. В его современной редакции осталось мало классических норм, закрепляющих принципы и общие начала правового регулирования.

В таких проявлениях романо-германское право все более сближается с общим правом. Во многом это обусловлено углублением экономической интеграции, переплетающей правовые системы участвующих в ней государств. Происходит взаимный обмен правовыми идеями, решениями и конструкциями. Такому сближению способствует и все более интенсивное внедрение в национальные правовые системы стандартов и норм международных организаций и наднациональных объединений, прежде всего Европейского союза. Нередко в них, как в плавильном котле, создается новый сплав романо-германского и общего права, определяющий судьбы обеих систем.

 

Date: 2016-02-19; view: 818; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию