Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помощь депрессивным детям





С беспризорными это обстоятельство я видел лучше: это испорченные детские нервы. Я думаю, этот — дезорганизатор, этот — вор, этот — лентяй, а в боль­шинстве случаев это просто дети с потрепанными нервами. Они каждое ваше слово, каждое движение встречают с сопротивлением, у них нервы болят, ко­гда вы подходите.

А.С. Макаренко

Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — это по­давленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, бе­зынициативность — таковы характерные признаки депрессии.


Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разго­вор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; выраже­ние лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.

Различают активную и реактивную депрессию. Активная вы­зывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неуда­чами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягост­ными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнитель­ным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся пове­дение.

Депрессивное состояние обычно проходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена, то де­прессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, ко­торое может сохраняться долго и требует специальной психоло­го-педагогической коррекции. Учитель должен знать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суро­вые наказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут лег­ко оказаться в состоянии депрессии. Социальные психологи от­мечают, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспомина­ют, что родители отвергали и наказывали их. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии является отвержение, неласковость, слишком суровые наказания.

Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии, когда:

—боятся учителей, администрации;

—общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет
значение, например, при выставлении годовых оценок;

—их успехи оценивает комиссия;

—их поведение разбирается в классе, на собраниях;

—они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают,
как правильно себя вести;

—готовятся к чему-то новому, необычному, например, к поступ­
лению в школу, переходу в новый класс.

Для детей в состоянии депрессии характерен негативизм. Их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Депрессивные дети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они, как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на все пессимистически. Это противоестествен­но, дети должны быть оптимистами. Когда дети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче, мыслят они тогда радостно и широко, на ум идет только хорошее.


Обычно у депрессивных детей нет настроения. Это тоже про­тивоестественно. Дети без настроения — это патология. Они без­деятельны, социальны пассивны, у них выраженно нежелание учиться, иногда открытая враждебность. Депрессивные дети со­средоточены на себе, задумчивы и несчастны. Они недоверчивы, необщительны и неотзывчивы. Они прощают оскорбления, заме­чания, недружелюбное обращение. Ребенок как будто не замечает толчков, обидных слов.

В тяжелой форме депрессия может приводить к саморазрушению: дети и подростки остро чувствуют и усиленно переживают свою не­значительность. Для них характерны апатия, нежелание что-либо де­лать, безразличие к друзьям и к семье, плохой сон и аппетит. Чрез­мерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно переживать плохое и сводить до минимума хорошее. При депрессии ребенок, как и взрослый, прячет розовые очки и надевает темные.

Конечно же, депрессивное настроение не может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает на­правленность в зависимости от характера ребенка. У большинства депрессия выражается как пассивный протест, но встречаются и случаи отчаяния, когда ребенок от безысходности способен на де­структивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана депривацией — обездоленностью, безысходностью.

Депрессия всегда ведет к нарушению активности ребенка. Вя­лость, заторможенность, безразличие ко всему — ее постоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом — заболевани­ем, которое характеризуется погруженностью в свои переживания.

Депрессия проходит после устранения вызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких причин может устра­нить учитель, остальные не в его власти. Педагог не оставит без помощи попавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая по­мощь депрессивным детям, он позаботится прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение. Мы мало управляем настрое­нием детей, а часто и вовсе не обращаем на него внимание. Меж­ду тем поведение ребенка очень от него зависит. Постепенно улучшая настроение ученика, окружив его заботой и вниманием, можно способствовать его выздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своего товарища.

Для коррекции депрессии полезны отвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется смена обстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше во­влекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее зани­маться с ним физкультурой.


 



Весьма важно ограждать детей (и не только депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что постоянно плохие сообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоцио­нально устойчивых людей.

Учительского внимания, любви и заботы требуют все дети, но особенно дети-депрессанты — унылые, подавленные, не­счастные. Стали они такими не по своей воле: ведь пессимизм, плохое настроение не свойственны детской натуре.

Для работы с детьми

Диагностические методики

Название: Какой Я.

Форма, метод: Упражнение-конкурс.

Цепь: Выявление особенностей характера. Эта цель замас­кирована. Учитель говорит детям: нужно сказать о себе как можно больше и как можно короче. Учитель будет следить за количеством слов и предложений. А дети будут следить за со­держанием сказанного.

Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учи­тель приведет пример и расскажет о себе в трех предложени­ях. Например: «Я уважаю и люблю своих учеников. Я требова­телен к ним, потому что я хочу...». Призы вручаются за точное выполнение условий конкурса.

Реализация: Ребенку нужно сказать все самое главное о себе в трех предложениях. Все дети класса слушают и оценивают правдивость самооценки. Побеждают те, кто использовал мини­мальное количество слов или предложений. Победа не присужда­ется, если дети обнаружат неточности. Например, ребенок гово­рит, что он добрый, а одноклассники называют его злым.

Вариации: Можно варьировать число предложений. Можно задавать конкретную тему или ситуацию. Использовать в зави­симости от возраста, опыта детей и имеющихся возможностей.

Обработка результатов: Учитель, проводя этот конкурс, по­лучает информацию о том: 1) как ребенок оценивает себя, ка­кие свои качества считает важными и главными; 2) как его оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в само­оценке и оценках других.

Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качест­вах. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведе­ния. Если этот конкурс как следует подготовить, то результаты будут хорошие.


Название: Кто смеется — тот умнеет.

Форма, метод: Сочинение-конкурс.

Цель: Выявление особенностей поведения детей. Эта цель замаскирована. Детям нужно сказать о своем поведении ко­ротко и с юмором. Не у всех получится, но попытаться стоит. Во-первых, интересно и весело, а во-вторых, могут вырваться наружу скрытые или неосознанные черты характера.

Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учи­тель приведет пример и зачитает сочинение ученицы 3-го клас­са: «Чтобы посмотреть, какие зубы у кошки, я попыталась от­крыть ей рот. Зубы хорошие. Моя рука не зажила до сих пор». Призы вручаются за лучшее сочинение, которое дети оценива­ют с точки зрения правдивости сказанного.

Реализация: Ребенку нужно сказать о своем поведении в какой-нибудь ситуации коротко и с юмором.

Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию. Победа не присуждается, если дети обнаружат неточности.

Обработка результатов: Учитель, проводя этот конкурс, по­лучает информацию о том: 1) как ребенок оценивает свои по­ступки; 2) как его оценивают одноклассники.; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.

Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качест­вах. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.

Коррекционные методики *

Название: Я хороший, я плохой.

Форма, метод: Самоанализ.

Цель: Определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекци-онной работе. Научить способам самоанализа.

Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Чистый лист бумаги (страница в тетради) де­лится вертикальной линией пополам. Слева — место для поло­жительных качеств, справа — для отрицательных. Пусть дети попытаются выявить свои сильные и слабые стороны. Попро­сите детей больше сосредоточиться на достоинствах, недостат­ки описывать легче.

Вариации: Можно развить методику: с согласия детей устро­ить коллективное обсуждение. Необходимо соблюдать предель­ную осторожность, т. к. некоторым детям это может не понра­виться и вызвать различные переживания, они замкнутся в себе и в следующий раз не откликнутся на подобные просьбы. Обсу­дите черты характера только тех, кто этого пожелает сам. Хвали­те, мягко подсказывайте, привлекайте к обсуждению всех детей.


 



Обработка результатов: Накапливаются данные о результа­тах воспитания и коррекционной работы.

Выводы: Подсказать отдельным школьникам, обратить их внимание на то, какими видят их другие дети.

Название: Я был, я стал.

Форма, метод: Самоотчет.

Цель: Определить, есть ли сдвиги в воспитании и коррекци­онной работе. Научить способам самоанализа.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: В конце учебы в определенном классе ученики кратко пишут, от каких недостатков поведения, плохих привы­чек им удалось избавиться. Используйте юмор. Тем, у кого нет особого прогресса или даже наблюдается регресс, скажите: «Каким я был, таким остался... Но у меня еще все впереди, еще не вечер. Я еще не волшебник, а только учусь».

Вариации: Можно развить методику и с согласия детей уст­роить коллективное обсуждение. Соблюдать предельную осто­рожность, т. к. некоторым детям это может не понравиться. Обсуждать надо успехи тех, кто этого захочет сам. Похвала за малейший прогресс.

Обработка результатов: Подводятся итоги воспитания и коррекционной работы.

Выводы: В каком направлении улучшать свое поведение от­дельным детям.

Диагностические методики

Название: Я глазами других.

Форма, метод: Сочинение-конкурс.

Цель: Выявление особенностей самооценки. Ученик должен написать о том, как воспринимают его другие дети.

Оборудование: Не требуется. Проводится в виде краткого сочинения.

Реализация: Ребенок должен рассказать, каким его видят другие дети, что в нем им нравится, что не нравится.

Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию, например: «Каким видят меня мои товарищи на улице?» Если ребенок со­гласен, то отзывы о нем могут написать другие. В таком случае задание можно трансформировать примерно так: «Что мы зна­ем о Мише?» Ученик может сказать, какие характеристики не совпадают с его представлениями о себе. Ведь дети не всегда правильно характеризуют своих одноклассников, не умеют пра­вильно оценивать их поведение. Они, как и взрослые, «в чужом глазу видят соринку, а в своем бревна не замечают».


Обработка результатов: Учитель, подводя итоги, получа­ет информацию о том: 1) как дети оценивает поступки других; 2) как происходит взаимооценка поведения; 3) су­ществуют ли и какие различия в самооценке и оценках других.

Выводы: Накапливаются данные об особенностях поведе­ния детей. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.

Название: Я не такой как все.

Форма, метод: Сочинение — самоотчёт.

Цель: Выявление личностных особенностей.

Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учи­тель приведет пример.

Реализация: Задание трудное. Ученикам 3-4 классов пред­лагается выявить у себя несколько черт характера, поведения, реакции на события и т. д., которые отличают его от других. Учитель, проводя предварительный инструктаж, подчеркнет, что индивидуальность — одна из самых ценных характеристик человека.

Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию.

Обработка результатов: Учитель получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает себя, свои качества; 2) чем, как он считает, отличается от других детей; 3) какие свои ха­рактеристики он оценивает как наиболее значимые.

Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качест­вах всех учеников. Выявляются дети, которым требуется кор­рекция поведения.

Преодоление депривации и фрустрации

Кроме небольшого числа детей, растущих в обстанов­ке веселья и празднеств, для кого жизнь — сказка и величавая легенда, доверчивых, добродушных, суще­ствует основная масса детей, кому с юных лет мир жестоко и без прикрас гласит суровые истины.

Я. Корчак

Депривация (от англ. deprivation — потеря чего-либо) — общее обозначение для всех случаев эмоционального состояния и пове­дения, в основе которых лежит неудовлетворенность человека его жизнью. На русский язык это слово переводится также как «обез­доленность, лишенность, безысходность, потерянность, ненуж-


ность». Чехословацкие исследователи И. Лангмайер и 3. Матей-чик депривацией называют состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен воз­можности удовлетворять свои человеческие потребности в доста­точной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное опре­деление находим у известного английского психолога Д. Хэбба: это состояние, связанное с биологически полноценной, но пси­хологически недостаточной средой.

Депривация такая же древняя, как и человеческое общество. Во все времена были, есть и будут люди, считающие себя неудач­никами, обойденными, угнетенными, униженными и оскорблен­ными. Древние философы много внимания уделяли этой теме и доказали, что когда у человека есть здоровье и кусок хлеба, то де­привации не должно существовать. Если же она проявляется, то как стремление возвыситься над другими, иметь больше необхо­димого. «Ничего сверх необходимого» — утверждал Экклезиаст, хорошо понимая ненасытность человека. Тысячелетия человече­ской истории мало что изменили: люди по-прежнему хотят иметь как можно больше и чувствуют себя несчастными, когда им дос­тается мало.

Большинство исследователей выделяют три основных вида де-привации: социальную, эмоциональную и сенсорную. Как социаль­ное явление, она становится предметом изучения политики, со­циологии, экономики. Как душевное состояние, депривацию исследуют психологи. Как одну из главных причин возникнове­ния эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведе­ния, рассматривают депривацию педагоги.

Депривация как социальное явление. Смена социального строя в нашей стране обернулась невиданной по масштабности обез­доленностью людей. В одночасье миллионы еще вчера доволь­ных жизнью советских граждан, относившихся по уровню своих доходов к среднему классу, оказались ограбленными и постав­лены на грань выживания. Многие оказались за чертой бедно­сти. Национальные богатства, накопленные долгим и упорным трудом, разграблены, бездарно растранжирены, спрятаны по за­рубежным банкам. Снижение уровня жизни, массовая безрабо­тица, потеря социальной защищенности, крушение идеалов и надежд, неуверенность в завтрашнем дне привели к сильному всплеску депривации.

Депривация в трудные периоды жизни — обычное явление. В советские времена благодаря уравниловке были устранены ее видимые причины. «Все жили ровно так, система коридор­ная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная», — это


про нашу прежнюю жизнь писал В. Высоцкий. Видимой со­циальной депривации не было. Настроения равенства, попу­лярные в российском обществе, еще долго будут будоражить умы. Пока будет ностальгия, сохранится и депривация. Ведь в массовом сознании депривация — это несправедливое распре­деление богатства. И хотя никто из людей не знает, когда и какое распределение бывает справедливым, многие полагают, что они обойдены судьбой, обделены жизнью, что с ними об­ходятся несправедливо. Есть работа и кусок хлеба, есть дача и автомобиль, но чувство это не уходит. Вот почему приходится говорить о реальной и мнимой (вымышленной) депривации. Реальная — это когда человек действительно лишен необхо­димого. А мнимая, вымышленная существует в умах, пережи­вается как состояние зависти. Но и та и другая действуют одинаково угнетающе на человека.

Вымышленная депривация весьма характерна для совре­менного российского общества. Не так уж много у нас дейст­вительно бедных, бездомных, лишенных куска хлеба людей. Социальной депривацией человек начинает страдать тогда, когда сравнивает свое материальное положение с положением других людей.

Вполне приличный спортивный костюм в глазах школьника блекнет перед уродливой, но разрекламированной тряпкой с мод­ной надписью. Сопоставление, упавшее на ранимую и незрелую душу, разъедает ее, как ржавчина, не прекращая своего разруши­тельного действия ни днем, ни ночью.

Неуемная реклама высоких жизненных стандартов, реальное и очень значительное расслоение людей по доходам и качеству жиз­ни создали благоприятную почву для депривации.

Американский исследователь К. Ханнинген пришел к выводу, что телевидение толкает молодежь и бедноту к сравнению своего жизненного уровня с материальным состоянием преуспевающих телегероев. Многие из зрителей испытывают негодование и фру­страцию из-за того, что у них нет возможности приобретать такие вещи, как у героев. Это становится распространенной причиной совершения преступлений.

На какой почве возникает депривация? Прежде всего, на почве низкой культуры, неуемных желаний, неумеренных при­тязаний, а после уже на почве материальной. Она не возникает, например, на профессиональной основе. Когда теннисист, фут­болист или боксер зарабатывают свои деньги в открытой борьбе и у всех на виду, никому и в голову не приходит чувствовать себя обойденным. Соперничай, работай, старайся и ты смо-

5—2915 129


жешь. Депривация как Чувство обойденности возникает тогда, когда наличествует явная несправедливость, нечестность, воров­ство, когда люди ничем не приметные, бездельники и неумехи тянут, потребляют и распределяют добытое другими людьми. Потому депривация — это всегда проблема социальной справед­ливости.

Депривация в ее чистом дословном значении — это прежде всего материальная бедность, лишающая людей не только воз­можностей удовлетворить свои насущные потребности, но и на­дежды на будущее. Вместе с этим существуют и другие виды ли­шенности, обездоленности, неудовлетворенности, которые хотя и не имеют ярко выраженного материального неблагополучия, но по своим признакам и последствиям весьма напоминают де-привационные симптомы. Лишение возможности заниматься любимым делом, дискриминация по расовому или националь­ному признаку, невозможность сделать карьеру, продвигаться по службе, быть самим собой, получить работу, иметь кварти­ру — это тоже депривация. Она в душе, в сознании, чувствах и поступках.

Как эмоциональное состояние, депривация особенно опасна: ведь это постоянная готовность человека совершить безрассуд­ное, противоправное или деструктивное действие для возмеще­ния своих эмоциональных потерь.

Сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) депривация — это эмоциональное состояние ребенка, лищенного родительской заботы, опеки, любви. Если ребенок не чувствует нежных прикос­новений своих родителей, близких, учителей, то он будет ощу­щать свою лишенность, обездоленность, ненужность. В несколь­ко суженном воспитательном значении сенсорная (эмоциональ­ная) депривация — это длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, продолжительная эмоцио­нальная изоляция. Многие авторы приравнивают понятие сен­сорной (эмоциональной) депривации к получившему широкое хождение понятию «отсутствие материнской заботы». В педагоги­ческом значении это, вероятно, еще и отсутствие надлежащего педагогического попечения.

Установлено, что главным для полноценного развития ребен­ка является удовлетворение потребности в любви и ласке. Без нее появляется депривация. Главный признак такого эмоцио­нального состояния — это постоянно гнетущее чувство ненуж­ности, безысходности, потерянности. Ребенок понимает, что он не такой, как другие дети, потому что родители не любят его, не хотят принимать. Он страдает и тогда, когда родители бедны, не 130


могут дать ему то, что есть у других. Депривация — обычное со­стояние детей, у которых совсем нет родителей, детей из непол­ных семей, семей с малыми доходами, воспитанников детских приютов, домов, школ-интернатов. У одних она рождает подав­ленность, тяжелую депрессию, нежелание жить, у других — аг­рессивность, враждебность, желание отомстить. Депривация мо­жет проявляться в легкой форме, эпизодических вспышках (как мимолетная досада, зависть, например, по поводу краси­вой одежды), а может приобретать тяжелые формы постоянно гнетущей неудовлетворенности. По некоторым данным, различ­ными формами депривации страдает не менее 60% младших школьников.

Депривация, как и другие комплексы собственника, имеет ге­нетические корни: редкие люди рождаются на свет без инстинкта «мое» в своих генах. «Моя мама», «моя семья» — врожденные комплексы эмоционально здорового ребенка, служащие ему за­щитой. Если они разрушаются, то нарушается установленная природой естественная связь растущего человека со своим родом. А без этого, как утверждают в один голос все древние философы, человек не становится ни добрым, ни справедливым, ни богобо­язненным.

Выделим понятия абсолютной и относительной депривации. Абсолютная депривация — это чувство лишенности, возникающее из-за отсутствия родительского тепла и ласки. Относительная де­привация — это чувство обойденности. Она возникает у ребенка тогда, когда он начинает сравнивать себя с другими детьми: сна­чала какие туфли и курточка, потом — какие украшения и сколь­ко денег дают родители и т. д. Причиной множества страданий современных детей является сопоставление себя с другими и сле­дующие из этого неутешительные выводы. Когда поднимается уровень благополучия, резко подскакивает и планка стандартов, по которым оцениваются достижения. Относительная деприва­ция — это восприятие и переживание своего положения как худ­шего по сравнению с положением других.

Аксиомой для нас будет утверждение: где депривация, там от­клоняющееся поведение.

Важными для развития депривации у современных детей явля­ются социальные условия. Видя распределение материальных благ среди людей, ребенок рано начинает испытывать душевный дискомфорт. Он не понимает, почему мама не может купить ему понравившуюся игрушку, коньки или футболку. Никто ему вра­зумительно не может объяснить, почему у Славика или Светы есть игровые приставки, а у мамы никогда нет денег. Сколько


I


семей — столько способов выхода из подобных ситуаций. Разжи­гаемые рекламой, нарочитым шиком толстосумов детские страсти могут достичь высокого напряжения и даже стать неуправляемы­ми. Так, депривация начинает выражаться в зависти, стремлении каким угодно способом достичь желаемого. Чтобы вырваться из тяжелого для него положения, ребенок готов совершить любые радикальные действия. Это положение может быть вовсе не труд­ным, а вполне сносным и даже хорошим. В России нет повальной бедности, нет и условий для острой детской депривации. Дело в субъективных оценках, личных чувствах и эмоциональных пере­живаниях. То, как научили ребенка смотреть на мир, вещи, дру­гих людей, как его научили оценивать и сравнивать себя, свое по­ложение, станет главным в развитии его эмоционального состояния. Потому главный источник возникновения детской де­привации — это неправильное воспитание.

Отношение к миру ценностей, вещей, денег формируется воспитанием. Все зависит от того, как сориентирован человек в жизни, что он принял в свою душу. Можно быть абсолютно счастливым в бедности и глубоко несчастным в богатстве. Ве­ликий Диоген не имел даже жилья и спал в бочке из-под вина, но не чувствовал при этом ни малейшей депривации. Он гордился тем, что он человек. А на вопрос Александра Ма­кедонского: как долго следует обучаться философии? — он от­ветил: «Пока ты не поймешь, что между первым Александром Македонским и последним пастухом в его империи нет ника­кой разницы». Это наводит на мысль, что депривация сущест­вует больше все же в воображении людей, нежели в действи­тельности. Ею страдают неразвитые, примитивные люди. Примитивный человек ненасытен в своих желаниях, он обре­чен на депривацию. Поэтому главный путь преодоления де­привации один — это воспитание.

Вот ребенок умирает от желания иметь игровую приставку к телевизору. А нужна ли она? На тысячах других примеров мы уви­дим, что то, из-за чего страдали, томились, погибали люди зачас­тую не стоит и выеденного яйца.

Что чувствует и переживает ребенок обездоленных родителей? Он не имеет того, что имеют другие дети. Подрастая, он начинает понимать, что у него нет ни больших способностей, ни особых та­лантов, ни финансовой поддержки, чтобы выбиться в люди. Как он будет поступать? Как и взрослый деприват. Отнять, присво­ить — первое желание, а если не получится, хотя бы сломать, ис­пачкать. Смириться, набраться терпения, проявлять безразличие и пассивность — тоже выход.


Школьников теперь разводят по разным классам и шко­лам в зависимости от толщины родительских кошельков. Но депривация при этом не исчезает. Всегда у кого-то бутерброд с другим цветом икры покажется вкуснее. Ведь ребенок при­нес в школу отношение, образ жизни, усвоенные дома. Оценки его семьи станут основанием, чтобы сравнивать себя с другими.

У девочек возникает депривация из-за роста, красоты, длины и цвета волос, нарядов, обуви, модных украшений. Мальчики подвержены депривации по причине своего происхождения, «крутых знакомств», одежды, модных аксессуаров. Обездолен­ными чувствуют себя те, кто не принадлежит к определенному кругу знакомств, фан-клубу и т. д. К слову говоря, возвеличива­ние через сопричастность, т. е. принадлежность к кругу знако­мых звезды, политика, спортивной команды, поп-группы — это один из острых и важных моментов переживания депривацио-ного состояния.

Удивительно, но почти не возникает депривация по причине плохой успеваемости, недостатка способностей и талантов. Ни­кто особенно по этому поводу не волнуется и не переживает. Для «новых русских» это не имеет значения вообще. Вирусом обогащения и пренебрежения ко всем и ко всему заражены и их дети. Деньги — сильный источник депривации для обеспечен­ных детей.

Психологи экспериментально изучали воздействие деприва­ции на поведение. Однажды был поставлен такой эксперимент. Мужчины, которые отказались от несения военной службы по религиозным или другим соображениям, согласились выдержать полуголодное существование на протяжении месяца. Во время исследования, по мере того как испытуемые начали терять в весе, они стали безразличными ко всему, кроме еды. Постоянно говорили только о еде, поваренная книга стала их любимым чтением.

Не напоминает ли вам этот случай поведение детей в некото­рых ситуациях? Они также не могут ни о чем говорить, кроме того, что полностью поглотило их внимание, создало эмоцио­нальное напряжение. Установлено, что внимание людей в усло­виях депривации постепенно смещается от более высоких по­требностей к низким.

По уровню проявления депривацию можно разделить на ост­рую (высокую), умеренную (среднюю) и незначительную (низ­кую). При низкой и умеренной депривации поведение детей остается в нормальных пределах. Естественные чувства завис-

 


ти, неудовлетворенности, стремления выделиться подавляются здравым рассудком и надеждой через некоторое время взять верх. Помощь старших, наглядный пример скромной достой­ной жизни удерживают большинство детей от депривационных страданий.

Острую обеспокоенность вызывают дети-деприванты с де­структивным поведением. Деструктивным (от англ. distmction — разрушение) называется поведение, вследствие которого пор­тятся вещи и предметы, разрушаются нормальные человеческие отношения, омрачаются праздники и настроение, страдают люди. В основе деструктивного поведения взрослых и детей лежит нецивилизованный, плебейский принцип: если у меня нет, пусть не будет и у тебя; если мне плохо, пусть плохо бу­дет всем. Если у соседки по парте появился новый пенал с подмигивающими глазками, девочка-депривант непременно сломает его, порежет или испачкает. Новые кроссовки у маль­чика вызовут сильное желание отнять их. Будут украдены и выброшены на помойку красивые наклейки, карты и таблич­ки, испачканы сиденья парт, стулья и свежеокрашенные сте­ны, разбиты окна и шкафы — словом, испорчено все, что мо­жет стать объектом вымещения злобы, ущемленного самолю­бия депривата.

Часто для совершения актов разрушения детям-деприватам приходится совершать довольно трудную и большую по объему работу. Чтобы забросать грязью горку для малышей в соседнем дворе, мальчишки-деприваты собрали камни, комья грязи и куски щебенки по всем окрестным улицам. Чтобы испортить лед на катке, пришлось не только где-то украсть лом и топор, но и изрядно попотеть. А для осквернения скамейки во дворе потребовалось украсть на соседней стройке смолу, известку и краску. Попробуйте воодушевить этих детей на добрые созида­тельные дела и вы поймете, что детьми-деприватами движет нечто большее, чем желание просто поозорничать, похулига­нить. Метод «возмещения», о котором мы говорили выше, и который, возможно, показался вам не очень гуманным, на фоне деструктивного поведения не должен казаться таким уж неприемлемым.

Что чувствуют дети, совершающие деструктивные действия? Объяснить они не могут, чаще молчат. «Что-то меня внутри толкает», — сказал подросток, осквернивший могилы в группе себе подобных. Поражают нахальство, цинизм, изворотливость детей-деприватов, когда их застают за совершением деструк­тивных действий. На вопрос: «Что вы делаете?», обращенный

134.


к детям, пачкающим стену, юный нахал спокойно бросил: «Это мы играем в счастливое детство, рисуем». Все, выходит, совсем не просто: баловством, детской глупостью объяснить деструктивное поведение нельзя. Не могут объяснить свое по­ведение не только дети, но и взрослые, совершающие подоб­ные действия.

Острая депривация диагностируется по деструктивному по­ведению детей. Если в классе постоянные слезы, что-то лома­ется, портится, исчезает, то значит, есть дети, пытающиеся вы­ровнять свое эмоциональное состояние за счет ухудшения со­стояния других. По количеству деструктивных действий можно оценить уровень депривации в классе и школе в целом. Если он высокий, запускается программа антидепривационного вос­питания.

Умеренная депривация обычно сочетается с эмоциональными состояниями, вызванными другими причинами, и замаскирована ими. Она как бы присоединяется к педагогической запущенно­сти, асоциальной настроенности. Оценка уровня депривации в таких случаях может быть дана по уровню материального благо­получия семей. Если семья неполная или многодетная, есть без­работные, зарплата у работающих невысокая, то можно ожидать, что у детей из этой семьи будут проявляться признаки деприва­ции. Депривацией страдают почти все дети из приютов, колоний, детских домов, школ-интернатов.

Депривация у младших школьников может возникать' как переживание своей незрослости, «Тебе еще рано, ты еще ма­ленький, тебе нельзя» вызывают досаду, зависть и протест. Де­вочке-третьекласснице очень хочется надеть туфли на высоком каблуке, покрасить ногти, подвести брови. Мальчику-второ­класснику хочется каску и мотоцикл, купить и взорвать петар­ду, гулять допоздна на улице вместе со взрослыми ребятами, смотреть телевизор после девяти и т. д. Взрослые (и совершен­но правильно) не позволяют этого делать. В ответ слезы, исте­рика, бунт. Если найден верный тон, то подобные выходки удается обуздать и на некоторое время в доме воцаряется спо­койствие и тишина. Обычно помогает доверительный тон, рас­сказ мамы или папы, как они сами были маленькими, как им «все» запрещали родители и очень правильно делали. Потому они и выросли большими и здоровыми, не покалечились и не погибли. Пример, притча, басня, афоризм помогают достичь успеха. А вот неверно избранный тон, оскорбления, прямые и грубые запреты только усугубляют желание действовать напе­рекор.


 


При диагностике депривации следует учесть, что дети-депри-ваты чаще других сбиваются в группы, где их объединяет ка­кое-то общее увлечение. Для них также характерно возвеличи­вание через сопричастность, т. е. принадлежность к окружению кумира. Именно своим неуемным фанатизмом стремятся дети, и особенно подростки, разрушить тот ограниченный, скучный и тесный мир, в каком они находятся. Им кажется, что прикосно­вение к звезде, к своему кумиру автоматически придает вес им самим.

Какие же существуют способы помощи депривационным де­тям? Радикальный — это сделать так, чтобы каждый ребенок имел все необходимое. Но это утопия. А реальный путь — это воспита­ние разумного отношения, меры потребления. Воспитание разум­ного потребления благ началось еще в социалистические времена и было поддержано мировой педагогической мыслью. Научить людей сдерживать, обуздывать, контролировать свои неуемные и совершенно излишние потребности, разумно ограничивать жела­ния — это важная проблема во всех странах. Человек никогда не может и не будет иметь всего, чего захочет. Ресурсы ограничены, потому нужно жить скромнее, проще, без излишеств. Один за­брал, другому не досталось; вот и причина для раздоров, для кон­фликтов. Если все необходимое для жизни есть, то человек дол­жен чувствовать себя счастливым. Таковы основные положения концепции разумного потребления.

Но как научить этому детей, которые еще не могут контро­лировать желания разумом? Постепенно, настойчиво, на кон­кретных примерах и доступном для них уровне. Нужно начи­нать разговор о смысле жизни, о призвании человека, о воз­можностях удовлетворения его нужд. Пусть дети поймут, что в основе всего труд. Поведем разговор с ними о вечных и прехо­дящих ценностях, о необходимости жить всем людям в согла­сии, делать добро.

Для бесед можно использовать проверенные жизнью притчи, назидательные истории, басни, «Родное слово» К.Д. Ушинского, старые хрестоматии по детской литературе. Много ценного най­дет в них современный учитель.

Выбор новой России один: жить проще, скромнее. И не только у нас: весь мир должен умерить свои потребности, если хочет вы­жить. Детей нужно настоятельно приучать к мысли, что мы много себе позволяем, живем не по средствам, потребляем больше, чем следует. Эти призывы могут показаться странными, однако, поду­мав, подсчитав и взвесив, мы придем к выводу, что нужно дейст­вовать именно так.


Следующее, на что будет постоянно обращать внимание учи­тель, — истребление зависти среди детей во всех ее видах. «Если ты имеешь необходимое, — будет поучать он, — не завидуй тому, кто имеет больше».

Учитель включит в программу коррекции игры на преодоление депривации. Пусть дети время от времени упражняются в умень­шении своих потребностей, обуздании своих желаний, снижении планки запросов и требований.

Итак, депривация — предмет особой учительской заботы.
Педагог не может снять или отменить все факторы, вызы­
вающие депривацию. Но он может и должен облегчить детям
переживание этого эмоционального состояния. За рубежом
распространилось определение «учитель-облегчитель, учи-
тель-фасилитатор» (от англ. facilitate — облегчать). Это вос­
питатель-гуманист, который облегчает эмоциональные со­
стояния школьников. Такой учитель требуется и современ-
ной российской школе. ____________

Date: 2015-05-23; view: 747; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию