Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуализация знаний





Вспомним некоторые сведения по лексике и фразеологии:

· Какова роль слова в языке? (слово- языковая единица, при помощи слов мы строим словосочетания и предложения)

· Чем слово похоже на словосочетание и чем отличается от него?

(слово имеет лексическое и грамматическое значения, словосочетания – это слова связанные между собой по смыслу и грамматически)

· Что означает выражение «слово имеет лексическое значение»

(слово имеет какой-то смысл)

· В чем разница между прямым и переносным значением слова?

(прямое значение слова – конкретное наименование предметов, действий и признаков, переносное - значение слова, полученное путем переноса с одного предмета на другой на основе сходства)

· Что называется фразеологическим оборотом? (фразеологический оборот – устойчивое сочетание слов, имеющее одно лексическое значение в целом)

· В чем различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами? Ответ на этот вопрос в таблице. (слайд№3)

Задание: Определить в каких примерах встретились фразеологизмы, а в каких – свободные словосочетания. Какой синтаксической особенностью отличаются фразеологизмы? (слайд 4)

· Мать усадила малыша в ванночку и намылила ему голову.

· Дома ему здорово намылили голову за полученную двойку по алгебре.

· Звонарь звонил во все колокола, славя Пасху.

· Поеду в Тамбов и там во все колокола раззвоню, что он тут наделал.

Фразеологизмы в русском языке употребляются как нечто целое, не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Например: стреляный воробей, развесил уши, как картинка, морской волк. (слайд 5)

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком.

Из истории фразеологизмов (сообщение подготовленного ученика):

Устойчивые сочетания существуют на протяжении всей истории русского языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно. Классификация фразеологических оборотов впервые дана В.В. Виноградовым. (слайд №6) В настоящее время фразеология продолжает свое развитие. А.И. Ефремов и С.И. Ожегов считали целесообразным разграничивать понятие фразеологии в узком и широком смысле слова. В узком смысле - устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов.

В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова».

Фразеологизмы обладают лексическим значением и характеризуются лексической неделимостью. Они обозначают понятие, явление, качество, состояние, признак.

Какими же признаками обладает фразеологизм?

Фразеологизмы могут быть многозначны. Пример: поставить на ноги:
1. вылечить, избавить от болезни.
2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности.
3. заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём–либо.

4. укрепить экономически, материально.
Фразеологизмы по своей природе синонимичны (со всех ног – во весь дух – сломя голову) и антонимичны (в поте лица – спустя рукава).

В предложении фразеологизмы выполняют синтаксическую функцию, выступая в роли одного определённого члена предложения: живу – рукой подать (обстоятельство места).


Фразеологизмы различаются по активному (как снег на голову – внезапно, через час по чайной ложке – медленно) и пассивному (и стар и млад – все) употреблению.


Среди фразеологизмов выделяются фразеологизмы – неологизмы (путёвка в жизнь, народный контроль).

Фразеологизмы могут быть общенародные, профессиональные (войти в роль, с иголочки) и диалектные (не солоно хлебавши, не мытьём так катаньем).
Важным признаком фразеологизмов является метафоричность, образность. Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для образно–эмоциональной их характеристики. Образуются фразеологизмы в результате метафорического переноса, переосмысления значений свободных словосочетаний. Например, фразеологическая единица «сматывать удочки» в значении поспешно уходить, отходить откуда–либо появилась в языке на основе метафорического переноса свободного словосочетания сматывать удочки в значении собирать рыболовные снасти, уходя с рыбной ловли.


С точки зрения исторического формирования все фразеологизмы могут быть разделены на четыре группы: (слайд №7)
1. исконно русские
2. заимствованные
3. фразеологические кальки
4. фразеологические полукальки

Date: 2015-05-23; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию