Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аскетические сочинения





Святитель Григорий Нисский

Оглавление

О девстве (послание, содержащее увещание к добродетельной жизни, в двадцати трех главах) 1

Глава 1. О том, что девство выше похвал. 1

Глава 2. О том, что девство есть совершенство, свойственное Божескому и бестелесному естеству 2

Глава 3. Воспоминание невзгод брачной (жизни) и указание на то, что автор этого слова не безбрачен 3

Глава 4. О том, что все нестроение в этой жизни берет начало от брака; здесь же (говорится) и о том, каким должен быть тот, кто отрешился от брачной жизни. 6

Глава 5. О том, что бесстрастие души должно предшествовать чистоте телесной. 9

Глава 6. О том, что Илия и Иоанн в точности соблюдали (правила) такой жизни. 9

Глава 7. О том, что и брак не подлежит осуждению.. 10

Глава 8. О том, что трудно достигнуть цели тому, кто душой разбрасывается на многое. 11

Глава 9. О том, что во всем трудно менять привычку. 11

Глава 10. В чем состоит истинно вожделенное благо?. 12

Глава 11. Как объять мыслью истинную красоту?. 13

Глава 12. О том, что очистивший себя увидит в себе божественную красоту, а также о причине зла 14

Глава 13. О том, что попечение (ётцёХею:) о самом себе начинается с удаления от брака. 16

Глава 14. О том, что девство сильнее владычества смерти. 17

Глава 15. О том, что истинное девство видится в любом занятии. 18

Глава 16. О том, что и малейшее уклонение от добродетели также опасно. 19

Глава 17. О том, что несовершенно благо, если ему не хватает даже одного какого-то (свойства) добродетели 20

Глава 18. О том, что следует направлять к добродетели все силы души. 20

Глава 19. Воспоминание о Мариам, сестре Аароновой, как положившей начало этому (виду) подвига 22

Глава 20. О том, что невозможно одновременно служить телесным удовольствиям и наслаждаться плодами божественной радости. 23

Глава 21. О том, что избравший для себя строгий образ жизни должен удаляться от всякого телесного удовольствия. 24

Глава 22. О том, что не должно сверх надлежащей меры предаваться воздержанию и что равно препятствует душе в достижении ею совершенства как утучнение плоти, так и чрезмерное ее изнурение. 25

Глава 23. О том, что желающий в точности изучить эту жизнь должен учиться у преуспевшего в ней 25

Послание о жизни преподобной Макрины.. 28

О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве. 39

К Армонию о том, что значит звание «христианин». 50

К Олимпию о совершенстве. 53

На слова Писания: «а блудяй, во свое тело согрешает» (1Кор.6,18.) 62

Против тяготящихся церковными наказаниями. 64

 

 

О девстве (послание, содержащее увещание к добродетельной жизни, в двадцати трех главах)

 

1. Цель данного слова — возбудить в читателях стремление к добродетельной жизни. Так как брачная жизнь, по словам божественного апостола, полна суеты (развлечения, в смысле то, что занимает, отвлекает человека) (ср.1Кор.7,35), то не без причины это слово представляет жизнь девственную, как некую дверь и переход к образу поведения более возвы­шенному, потому что вступившим в жизнь брачную нелегко с (душевным) спокойствием посвящать себя жизни божественной, а тем, кто полностью удалился от бурной этой жизни, очень легко «безмолвно приступить» (1Кор.7,35) к занятиям высшего рода. Но поскольку совет сам по себе не имеет достаточной силы убеждения и никто никого легко не склонит к полезному одними только словами увещания, если прежде не превознесет похвалами того, к чему склоняет слушателя, то слово это начинается похвалами девству, а затем переходит к увещанию. Далее, так как хорошие качест­ва в каждом предмете бывают лучше видны при сопоставлении его с предметами противоположными, то по необходимости здесь упоминается о невзгодах брачной жизни. Потом, как требует того добрый порядок, предложено некое начертание любомудренной жизни и доказано, что преданный мирским за­ботам не может ее достигнуть. Но так как в отрешившихся от мира плотское вожделение не действует, то естественно возни­кает вопрос: в чем состоит истинно вожделенное благо, ради которого мы и получили от Зиждителя нашей природы силу (желания)? А после того, как, по возможности, это раскрыва­ется, оказывается, как и следует (ожидать), нужным определить, какой путь ведет к достижению этого блага.

2. Таким образом, открывается, что истинное девство, чис­тое от всякой греховной скверны, вполне соответствует тому, чего мы ищем, так что слово это, хотя в середине, как мы видим, касается некоторых других предметов, (тем не менее) все обра­щено на похвалу девству. Частные же правила, которые подвизающиеся в этой благочестивой жизни тщательно выпол­няют, во избежание растянутости слова опущены. Но предлагая убеждение вообще, в более общих правилах заключили мы неко­торым образом и частные, так чтобы и не опустить чего-либо необходимого, и избежать излишества. А так как все обычно охотнее принимаются за какое-либо дело, когда видят, что кто-то прежде достиг в нем славного успеха, то мы по необхо­димости упомянули и о святых, просиявших в безбрачии. По­скольку же примеры, содержащиеся в повествованиях, не так действенны в побуждении к преспеянию в добродетели, как живой голос и настоящие примеры добрых дел, то мы в кон­це слова по необходимости упомянули о благочестивейшем епископе и отце нашем (Василии Великом), который один только может научить нас этому. Упомянут он не по имени, но некоторыми чертами слово наше дает понять, что это тот, на кого мы указываем, — чтобы последующим читателям этого слова не пока­зался бесполезным совет, предписывающий юношам обра­щаться за наставлением к тому, кто уже миновал (течение) этой жизни, но чтобы они, взирая только на то одно, каков должен быть руководитель в этой жизни, избирали себе путеводителя­ми всегда таких мужей, на которых благодать Божия всегда ука­зывает как на вождей в добродетельной жизни. Таким образом, они или найдут того, кого ищут, или не останутся в неведении относительно того, каким он должен быть.

 

Date: 2015-05-22; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию