№
| Наименование работ
| Что проверяется
| Возможные неприятности
| Примечание
|
| Удобство использования существенной информации, доступность всех необходимых данных и органов управления
| Всё, что необходимо для работы, должно быть доступно, как правило, в пределах одного экрана. Но экран не должен быть перегружен информацией (как текстами, так и иллюстрациями)
| Условные обозначения и сама карта могут быть «слеплены» вместе, условие задачи и чертёж не помещаются на одном экране (нужна постоянная прокрутка). Как следствие, проигрыш во времени, рассеяние внимания
| Если для использования данного ЦОР приходится часто прокручивать экран, то этот недостаток становится существенным
|
| Возможность копирования материалов ЦОР, их распечатка
| Проверяется возможность перенесения информации в другие документы; возможность получения распечатки
| Полезную информацию придется вводить повторно, готовить раздаточный материал вручную. Иногда будет невозможно проверить с помощью распечатки результаты работы учеников
|
|
| Качество интерфейса и навигации
| Проверка наличия режима помощи, если он необходим с точки зрения эксперта, а также всплывающих подсказок ко всем экранным кнопкам. Оценка качества интерфейса.
Наличие движков и прокруток для информации, невмещающейся на один экран, кнопок возврата, доступ к содержанию и т.д.
| Соответствующий экран настолько непонятен, что как преподаватель, так и ученик не могут понять, что именно нужно делать;
Линейная навигация не позволит изменить ход урока. Замедлится время работы с ЦОР; ЦОР не будет использоваться для самостоятельнойработы;
| Время, затраченное на дополнительное изучение особенностей ЦОР
|
| Наличие указателей текущего положения для аудио- и видеоотрывков (с указанием длительности последних, если она превышает одну - полторы минуты)
| Проверяется наличие указателей; появляется ли при просмотре общая длительность отрывка или же она приводится в соответствующем информационном поле. Соответствие видеокартинки дикторскому комментарию
| Невозможно остановить проигрывание ЦОР в связи с изменившейся обстановкой на уроке, невозможно просмотреть/прослушать отдельный фрагмент при повторении.
Таким образом, усложняется работа преподавателя, использование ресурса становится неэффективным
| Отметить длинные аудио-видео объекты;
время повторных просмотров
|
| Наличие регулировок управления видео- и аудиозаписей
| Для аудио и видео проверка наличия элементов управления: старт, стоп, пауза, прокрутка вперёд/назад и/или просмотр по ключевым кадрам. Наличие кнопок увеличения размеров экрана (обычно: двойное увеличение и полный экран)
| Усложняется работа преподавателя, использование ресурса становится неэффективным. Часто преподаватель-предметник не знает как с помощью системных средств увеличить окно для видео
| В некоторых случаях можно не требовать наличия таких регулировок, например, для коротких отрывков
|
10.
| Рациональное использование экрана
| Иллюстрация, видео, рабочая зона для виртуального опыта и т.д. должна занимать большую часть экрана
| Преимущественно «пустой» экран, наличие множества второстепенных объектов приведет к снижению качества предъявляемой информации, понизит внимание и мотивацию учеников
|
|
11.
| Наличие регулировок прокрутки текста, форматирование текста
| Наличие скроллинга текста четырёх видов:
· колёсиком;
· нажатие на стрелку вверх/вниз;
· кликанье под/над указателем (прокрутка текста на один экран);
· тянуть указатель мышью.
Текст должен быть представлен в виде обычных абзацев без злоупотребления различными видами шрифтов. Иногда текстовый ЦОР содержит до 5-8 тыс. знаков в одном абзаце с длинными строчками во весь экран
| Прокрутка возможна только при очень точном попадании на узенькую линейку прокрутки. Или приходится постоянно двигать текст по одной строчке и т.д.
Следствие:
- потеря внимания; - усталость глаз; - увеличение времени прочтения текста;
- увеличение времени «отдыха» и смен видов деятельности на уроке;
- увеличение времени подготовки к уроку
| Отсутствие некоторых видов скроллинга на этом этапе может быть отнесено к несущественным недостаткам
|
12.
| Проверка атрибутирования иллюстраций, фотографий, аудио- и видеозаписей
| Указание автора, исполнителя, режиссёра и оркестра, года создания/записи, техники исполнения, размеров для картин, места нахождения и т.д. в зависимости от типа ресурса. Особое внимание на различение художественных фильмов и документальных, выдуманных портретов и картин и сделанных с натуры (аналогично для бюстов и скульптур)
| Например, на экране компьютера будут иметь одинаковые размеры как большие полотна, так и маленькие миниатюры. Вымышленное портретное изображение будет восприниматься как цветная фотография, а кадры из художественного фильма - как хроникальные кадры
| Необходимо со школьной скамьи показывать примеры корректного описания культурных объектов, показывать примеры соблюдения авторских прав
|
13.
| Проверка диагностики тестов
| Диагностика должна однозначно показывать результат при проверке ответа.
| Приводимые варианты могут вводить в заблуждение множественностью ответов
|
|
[1] На каждую тему периода апробации делается отдельная карточка с описанием всех ЦОР, предложенных на апробацию.
[5] Для оценки содержательной, методической и технологической экспертизы используйте приложения №1–3 Дневника