Областной базисный учебный план отводит 35 часов для обязательного учебного предмета «Краеведение» из расчёта 1 учебного часа в неделю. Курс именуется «Введение в краеведение Южного Урала». В 6 классе 1 час учебного времени отводится для преподавания начального курса географии, 1 час – на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости становится основой для развития регионального компонента географического образования, а также дополнительным источником формирования базовых географических понятий. Есть обязательные экскурсии и практические работы, большинство которых перенесено из начального курса географии.
№
урока
| Учебная тема, название занятия
| Кол
Час
| дата
| Тип занятия
| Вид занятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Используемая литература, оборудование
| Форма контроля
| | | Форма контроля
| |
| Тема 1. Школа юного краеведа
|
| | | |
|
| | | | | |
| Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.
|
| | Изучение нового
| Комбиниро- ванное
| Ученик должен знать, понимать:
-.изученные виды источников краеведческой информации;
- основные краеведческие понятия и термины;
| Карта Челяб. обл., учебное пособие В.В.Дерягина, М.С.Гитиса «Краеведение. 6 класс»
| | | | | |
| .Посёлок Сурменевский – часть России. Компоненты природы своей местности.
|
| | Закрепле -ние знаний
| Экскурсия по центральной части посёлка
| -значение понятия «Родина» для человека; объяснять связь компонентов прирды между собой
| Презентация «Сурменевское сельское поселение»
| Оформле -ние результа -тов экскурсии
| | | | |
| Путешествие как способ познания окружающего мира
|
| | Изучение нового
| Практичес -кая работа
| -Результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий.
| Карта «Великие геогр. открытия»,Атлас Челябинской области, презентация «Мои первые путешествия»
| Оценка умений работать с картой
|
| | | |
| Ориентирование. Определение положения школы относительно сторон горизонта.
|
| | Закрепле -ние знаний
| Практичес- кая работа на местности
| -что значит «ориентирование»;
-уметь с помощью компаса определять основные стороны горизонта, ориентироваться на местности.
| Атласы по географии для 6 класса, компасы
| Оценка практичес-кой работы
|
|
| Оценить умение пользоваться компасом
| |
| История открытия и исследования Южного Урала с древнейших времён до наших дней
|
| | Изучение нового
| | -знать основные даты и направления маршрутов экспедиций по Южному Уралу, имена знаменитых географов, геологов и краеведов, изучавших Южный Урал, Верхнеуральский район.
| Учебник «Краеведение. 6 класс Дерягин В.В., Гитис М.С.
| | | | | |
| Челябинск на карте мира. Определение географических координат п. Сурменевский, г.Верхнеуральска, г.Челябинска
|
| | Закрепле -ние знаний
| Практичес -кая работа
| - знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области;
Уметь показывать на карте границы и географический центр Челябинской области;
- уметь определять географические координаты административных пунктов.
| Карта России, Челябинской обл., атласы Челябинской области, по географии для 6 класса
| Оценка практичес-кой работы
| | | | |
| Масштаб. Условные знаки, их различия. Знакомство с картой Верхнеуральского района
|
| | Изучение нового
| Практичес -кая работа
| - знать определение «масштаб», виды масштабов, условные знаки;
- уметь с помощью масштаба определять расстояния на плане и карте.
| Топографич. Карты, атласы для 6 класса
| Оценка практичес-кой работы
|
|
| Оценочная работа
| |
| Геология и рельеф родного края
|
| | | | | | | | | | |
| Богатства каменного пояса. Определение горных пород и полезных ископаемых южного Урала, нашего района
|
|
| Закрепле -ние изученного
| Практичес -кая работа
| -знать о минеральных ресурсах нашего края;
-уметь определять названия и происхождение минералов и горных пород, добываемых на территории области, района.
| Коллекции полезных ископаемых, презентации
| тест
|
|
|
| |
| «Язык Земли» (топонимика форм рельефа Южного Урала).
|
|
| Изучение нового
| Комбиниро -ванное
| -знать, что изучает топонимика, происхождение географических названий своего края
| Шувалов «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области», презентация
| тест
|
|
|
| |
| Карта движения литосферных плит. Определение положения Южного Урала относительно районов землетрясений и вулканов.
|
|
| Закрепле -ние знаний
| Практичес -кая работа
| -уметь определять положение своего края относительно районов землетрясений и вулканов.
| Атлас по географии для 7 класса, атлас Челябинской области
|
|
|
|
| |
4,5
| Естественные и искусственные обнажения горных пород. Съёмка плана местности в окрестностях школы (в зависимости от погоды, можно перенести на конец года).
|
|
| Закрепле -ние знаний
| Практичес -кая работа
| - владеть способом глазомерной съёмки и составления плана участка территории школы.
| «Рабочие тетради», линейки, карандаши, ластики
| Оценка практических работ
|
|
|
| |
| Как были открыты Уральские горы.
|
|
| Изучение нового
| Комбинированное
| -знать изученные виды источников географической информации, происхождение названия Уральских гор
| Энциклопедия «Земля Уральская»
| тест
|
|
| тест
| |
| Особенности рельефа Южного Урала
|
|
| Изучение нового
| Комбинированное
| -знать историю формирования и геологическое строение Урала, Формы рельефа Верхнеуральского района, окрестностей п. Сурменевский
| Справочник «Познай свой край», атлас
|
|
|
| Контурные карты
| |
| Горы. Обозначение форм рельефа нашего края на контурной карте
|
|
|
Закрепление знаний
|
Практическая работа
| -уметь обозначать на контурных картах формы рельефа области
| Атласы Челябинской области, контурные карты
| Оценка работы на контурной карте
|
|
Контурные карты
|
|
|
Описание рельефа Верхнеуральского района, п Сурменевский. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов, деятельности людей.
|
|
|
Закрепление знаний
|
Практическая работа
| -знать особенности рельефа района, своих посёлков;
-понимать причины изменения природной среды в результате деятельности человека
|
|
|
|
|
|
Влияние рельефа на традиции, обычаи населения Южного Урала. Охрана недр.
|
|
| Изучение нового
| Комбиниро -ванное
| -понимать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на местном и региональном уровне
|
| Творческая работа
|
|
|
|
Моя малая Родина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Челябинская область – субъект РФ. Герб, гимн, флаг. Официальные символы, памятные места нашего района
|
|
| Изучение нового
| Комбиниро -ван.
| -узнавать и уметь объяснять значение официальных символов области, района.
| Изображения флагов, гербов Челябинской обл., Верхнеуральско -го района; презентация «Геральдика»
|
|
|
|
| История нашего села (2008 г. – 90 лет)
|
|
| Изучение нового
| Встреча с родственниками основателя села
| - знать историю возникновения п. Сурменевский
| Презентация о семье Сурменевых, потомках основателя посёлка
| сочинение
|
| Творческая работа
|
| Школа – наш второй дом (2008 г.- 80 лет)
|
|
| Изучение нового
| Встреча с учителями-ветеранами
| -знать историю развития образования школы, первых учителей, учеников
| Школьный музейный уголок
| Сочинение
|
| Творческая работа
|
| Край рек и озёр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Водные богатства Южного Урала
|
|
| Изучение нового
| Комбиниро - ванное
| -знать виды водоёмов Челябинской области, своего района, посёлка
| Слайды о реках, озёрах области, атлас Челяб. обл., контурные карты
|
|
|
|
| Описание рек по плану
|
|
| Закрепление знаний
| Практическая работа
| -уметь пользоваться типовым планом характеристики реки;
-наблюдать за состоянием реки Куросан по временам года
| Атласы Челябинской области, типовой план характеристики реки
| Оценка практической работы
|
| оценочная
|
| Обозначение на контурной карте рек и озёр Челябинской области
|
|
|
Закрепление знаний
|
Практическая работа
| -знать правила работы с контурными картами, соблюдать культуру их оформления
|
Атласы, контурные карты по географии Челябинской области
| Оценка практической работы
|
|
оценочная
| |
| Топонимика рек и озёр Южного Урала
|
|
|
Закрепление знаний
|
Практическая работа
| - знать происхождение названий водных объектов области, района, своего посёлка
|
Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области»
|
|
|
| |
| Использование и охрана вод
|
|
|
Повторение пройденного
|
конференция
| - проводить самостоятельно поиск краеведческой информации;
-уметь объяснять причины изменения водоёмов во времени
|
| Оценка выступлений учащихся
|
|
| |
| Климат и погода
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Температура воздуха. Построение графика
|
|
|
закрепление
|
Практическая работа
| -знать причины изменения температуры воздуха в течение суток, месяца, года;
-уметь строить графики хода температур
|
Дневник наблюдений над погодой
| Оценка практической работы
|
|
оценочная
| |
| Ветер. Роза ветров.
|
|
|
закрепление
|
Практическая работа
| -знать преобладающие направления ветров своей местности по сезонам года;
- уметь строить розу ветров
|
Дневник наблюдений над погодой
| Оценка практической работы
|
|
| |
| Осадки. Диаграмма осадков.
|
|
| закрепление
| Практическая работа
| -знать виды осадков своей местности по сезонам года;
- уметь строить диаграмму осадков
| Дневник наблюдений над погодой
|
|
|
| |
| Причины, определяющие погоду и климат на Южном Урале
|
|
| закрепление
| Практическая работа
| -знать климатообразующие факторы Южного Урала
| Дневник наблюдений над погодой
|
|
|
|
| |
| «И небывалое бывало!» Метеонаблюдения
|
|
| закрепление
| Комбиниро-ванный урок
| -знать о необычных погодных явлениях на территории Южного Урала
| Калишев Б.Н. «У природы нет плохой погоды»
|
|
|
| |
| Описание погоды п.Сурменевский по календарю наблюдений
|
|
| закрепление
| Практическая работа
| -уметь наблюдать за погодой, состоянием воздуха в своей местности, определять комфортные и дискомфортные параметры природных компонентов своей местности
| Дневник наблюдений над погодой
| Оценка практической работы
|
| оценочная
| |
| Природные комплексы нашего края
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Растительный и животный мир Южного Урала
|
|
| Изучение нового
| Урок-путешествие по природным зонам Южного Урала
| -знать представителей растительного и животного мира горно-лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала, их приспособленность к местным условиям
| Матвеев А.С. «Промысловые животные», Строкова Н.П. «Удивительные растения», электронное приложение
| Оценка умений узнавать распространённых на Южном Урале растений и животных
|
| Творческая работа
| |
| «Осторожно, ядовитые растения, грибы!»
|
|
| Закрепление
| Конкурс плакатов
| -узнавать ядовитые грибы, растения
| Фотографии, муляжи, гербарные экземпляры
| Оценка плакатов
|
|
| |
| Описание природных комплексов п.Сурменевский
|
|
| Изучение нового
| Практическая работа с выходом к плотине на реке Куросан
| -уметь по плану характеризовать природный комплекс (плотина, участок берёзовой рощи, уголок школьного сквера)
|
| Оценка практической работы
|
| Оценочная работа
| |
| Занятия населения нашего села. Природоохранные мероприятия. Итоговое занятие
|
|
| закрепление
| комбинированное
| -Знать виды природоохранных мероприятий в родном крае;
-уметь объяснять характер занятий жителей нашего посёлка
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Как и курс «Краеведение» в 6 классе, данный курс является интегрированным. Это логическое продолжение курсов природоведения и краеведения в 5-6 классах. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и исторического культурного наследия Челябинской области.
Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории, культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями района, области. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
№
| Учебная тема, название занятия
| Колич. часов
| дата
| Вид занятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Используемые литература, оборудование
| контроль
|
| Введение. Краса и гордость Южного Урала.
Введение. Беречь завещано.
Микрорегионы Челябинского Южного Урала
|
|
| вводные
| -знать изученные виды краеведческой информации, основные краеведческие понятия и термины; виды особо охраняемых природных территорий и памятников историко-культурного наследия на Южном Урале
| Карты Челябинской области, атласы, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала», контурные карты Челябинской области
| Текущий контроль
|
| Южно-зауральский край
|
|
|
|
|
|
|
| Лесные «острова» в степном море. Карагайский гос. Заказник
|
|
| Урок-путешествие
| - уметь объяснять понятие «островной бор», показывать на карте Челябинской области
| Карты Челябинской области, атласы, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала»
| Контурные карты
|
| Древний Даикс
|
|
| комбинированный
| -знать исторические названия реки Урал, роль её в качестве природной, историко-культурной границы
| Карты Челябинской области, атласы, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала», Тетрадь юного краеведа
| Текущий опрос
|
| Жизнь первых южноуральцев
|
|
| комбинированный
| -уметь добывать информацию о жизни первых южноуральцев из разных источников;
| Виноградов и др. «Страницы древней истории»
|
|
| «Страна городов». Укреплённые поселения эпохи бронзы
|
|
|
| -Знать места расположения поселений эпохи бронзового века
| Виноградов и др. «Страницы древней истории», видеофильм «Аркаим» (фрагмент)
|
|
| В урочище Кесене. Курганы с усами и мавзолей.
|
|
| комбинированный
| -Уметь высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях местной истории
| Презентация, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала»
|
|
| «Город-музей». Верхнеуральск и его окрестности.
|
|
| Заочное путешествие
| -знать историю Верхнеуральска(275 лет)
| видеофильм
| Творческие работы
|
| «На новой линии».
|
|
| комбинированный
| -знать причину возникновения «новолинейных» поселений, находить их на карте Челябинской области
| Видеофильм о г. Верхнеуральске (фрагмент)
|
|
| Город металлургов.
|
|
| Заочное путешествие
| -знать историю города(2009 г.- 80 лет), ММК сегодня
| Видеофильм «ММК», энциклопедия «Официальные символы городов и районов Челябинской области»
| Ответы на вопросы
|
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| Урок повторения, систематизации знаний
|
|
| Оценка знаний всех
|
| Горно-заводской Южный Урал
|
|
|
|
|
|
|
| «Крыша Южного Урала». Национальный парк Таганай
|
|
| Урок-экскурсия
| -уметь использовать различные источники краеведческой информации
| презентации
|
|
| «Сердце горного Урала». Национальный парк Зюраткуль
|
|
| Заочная экскурсия
| -уметь использовать различные источники краеведческой информации
| презентация
| Выступления отдельных учащихся в роли гидов
|
| «Укрощение строптивой». Пороги на реке Сатка
|
|
| Заочная экскурсия
| -уметь использовать различные источники краеведческой информации оценить роль европейцев в становлении экономики Южного Урала
| презентация
|
|
| Картинные галереи каменного века, Игнатьевская пещера
|
|
| Заочная экскурсия
| -знать о местах пребывания древнего человека на Южном Урале
| презентация
|
|
| «Младший брат Байкала». Озеро Тургояк и остров Веры
|
|
|
Заочная экскурсия, встреча с учащимися и выпускниками школы
| -уметь рассказывать об уникальных местах Южного Урала
| Презентация, книга «Легенды Южного Урала»
| Тест по изученным достопримечательностям горно-заводской зоны
|
| Секрет уральского булата.- Златоуст
|
|
| Заочная экскурсия
| -Знать историю создания уральского булата, персоналии;
-уметь показывать город на карте
| Презентация, книга «Официальные символы городов и районов Челябинской области»
|
|
| Город в Золотой долине - Миасс
|
|
| Заочная экскурсия
| _ знать историю появления, развития города, его настоящее;
-уметь показывать город на карте, отметить его на контурной карте Челябинской области
| Презентация, книга «Официальные символы городов и районов Челябинской области»
|
|
| Тайны Белого дома. Кыштым
|
|
| Заочная экскурсия
| - знать историю становления уральских заводов на примере кыштымских – Верхнего и Нижнего
| Презентация, книга «Символы городов и районов Челябинской области»
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
| Оценить работу на уроке всех учащихся
|
| Восточно-зауральский край
|
|
|
|
|
|
|
| «Страна здоровья. Озеро Еловое
Озёра Увильды, Кисегач
|
|
| Урок-конференция с участием школьников, отдыхавших в сан. «Еловое»
| - уметь показывать озёра-здравницы на карте;
-знать особенности южноуральских озёр, их происхождение, природу
| М. Фонотов «Голубые зеркала Каменного пояса»
| Оценить выступления учащихся
|
| Главная артерия нашего края – река Миасс
|
|
| комбинированный
| -на примере реки Миасс сформировать представление о реках нашего края
|
| Контурные карты
|
| Коелгинское мраморное месторождение
|
|
| комбинированный
| -уметь показывать на карте месторождения мрамора
| презентация
| Оценить синквейн
|
| На берегу степного океана. Троицк
|
|
| комбинированный
| -знать историю города, роль в формировании границ Челябинской области; _уметь показывать на карте
|
|
|
| «Ворота города». Челябинские вокзалы
|
|
| Заочная экскурсия
| -знать об автовокзале, железнодорожном вокзале, аэропорте, их пропускных возможностях; выяснить роль вокзалов в жизни города, области
| презентация
|
|
| Уральский Танкоград
|
|
| Комбинирова-нный, приглашение на урок библиотекаря школы Куликовой Л.Т.
| -знать роль челябинского Урала в Великой Отечественной войне
| «Опорный край державы», Москва. «Советская Россия», 1982
Виноградов Н.Б. Историческое краеведение. Краткий справочник
| сочинения
|
| «Челябинский Арбат». Народный дом. Сфера любви.Кировка.
|
|
| Встреча с выпускниками школы – студентами Челябинских ВУЗов
| -знать главные улицы Челябинска
| Фотографии, презентация
|
|
| «Уральская молния». Спортивные достижения южноуральцев.
|
|
| комбинированный
| - знать о спортивных аренах, выдающихся спортсменах, их достижениях
| Презентация
| Итоговое тестирование
|
| Местный компонент
|
|
|
|
|
|
|
| Жемчужины Верхнеуральского района:оз. Чебачье, Б. Бугодак
|
|
| комбинированный
| - высказывать собственные суждения о состоянии водоёмов нашего района
| Мухамедьянов Р.А. «На Урал-Реке »
| |
| Архитектура п. Сурменевского (Дом культуры, школа, дет.сад)
|
|
| Экскурсия по посёлку
| - знать о разных типах архитектурных сооружений посёлка, времени их появления
| Рассказ библиотекаря сельской библиотеки – Борисюк А.П.
| Творческая работа
|
| «Ходят кони над рекою…»
|
|
| Экскурсия на конный двор
| - иметь представление о породах лошадей, их биологических особенностях, секретами ухода за ними
| Встреча с Зыковой С.А., работником конного двора
| сочинения
|
4-6
| Экскурсия в музей МОУ Петропавловская СОШ
|
|
| Урок-экскурсия (работа в группах)
| -иметь представление о трудовых и военных подвигах земляков - верхнеуральцев
|
| Творческие отчёты групп
|
Итого – 35 часов
| | |