Программа курса предусматривает изучение истории и культуры народов Южного Урала. Есть возможность уделить внимание изучению происхождения имён и фамилий, познакомиться с историей заселения и первыми поселенцами нашего края, района, села, старейшими жителями.
Курс «Краеведение» 8 класса является подспорьем для изучения географии в 9классе в плане народных промыслов южного Урала. Есть необходимость в посещении музеев, курс даёт возможность для широкой творческой деятельности учащихся, развития самостоятельности, проявления инициативы.
№
| Учебная тема, название занятия
| Кол. час.
| дата
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид занятия
| Используемые материалы, литература, оборудование
| Форма контроля
|
| Введение. Наша Родина – Южный Урал
|
|
|
|
|
|
|
1.
| «Флаг семьи». Происхождение имён и фамилий.
|
|
| -знать происхождение современных имён и фамилий из разных языков, уметь составлять генеалогическое древо семьи
| Комбиниров.
| П. Дукаревич «Моя родословная».- Ленинградское издательство, 2008
| Оценить составленные родословные
|
2.
| Первые поселенцы нашего села.
|
|
| -знать о заселении п.Сурменевского, исторической памяти местных жителей
| Урок-встреча с правнучкой первого поселенца - Голышевой Л.С..
|
Семейный фотоархив, родословная семей Сурменевых, Багателия, Голышевых
| Конспект интервью, оценить интересные вопросы детей
|
| Народы Южного Урала.
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Древние жители Южного Урала:финно-угорские и иранские племена.
|
|
| -знать основные этапы истории народов Южного Урала
| Виртуальное путешествие в прошлое
| Виноградов Н.Б. «Страницы древней истории»
| Текущий контроль
|
2.
| Тюркские народы: казахи, башкиры и татары.
|
|
| -южноуральские народы в древности и средневековье
|
| Материалы газеты «Челябинский рабочий», Интернет-сайт E – mail: [email protected]
презентация
|
|
3.
| «Загадочные земляки»: тептяри, калмыки и нагайбаки.
|
|
|
| Встреча с Зайцевой Т.М – представите-лем нагайбакского народа
| Интернет-сайт E – mail: [email protected],
презентация
| Оценить сообщения
|
4.
| «Братья- славяне»; русские, украинцы и белорусы.
|
|
|
| Комбиниров.
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»
презентация
| Макеты жилищ
|
5.
| Южно – Уральские европейцы: немцы, поляки, евреи.
|
|
| - знать историю появления европейцев на Южном Урале, их роль в формировании региона
| Комбиниров..
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»,
презентация
|
|
6.
| «Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья.
|
|
| - уметь отличать жилища разных народов
| Урок-презентация
| презентация
| Оценить творческие работы
|
7.
| «Масленица и сабантуй»: народные календари и праздники.
|
|
| -уметь давать эмоциональную оценку праздникам
| Мастер - класс
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация
| Оценить участников представления праздников
|
8.
| Народные традиции воспитания. Верхнеуральское казачество.
|
|
| - уметь высказывать своё мнение по отношению к казачеству
| Комбиниров.
| Брошюра «Верхнеуральское казачество»
|
|
9.
| История Сурменевского казачества (встреча с А. П. Егоровым).
|
|
| - роль казаков в охране границ России, области, правопорядка в Сурменевском сельском поселении
| Урок - встреча
| Фрагмент видеофильма о Верхнеуральске, казаках
|
|
10.
| «Блистайте златом, купола!» Храмы Южного Урала.
|
|
| -иметь представление о православных храмах, мусульманских мечетях и других культовых сооружениях
| Виртуальное путешествие по городским и сельским поселениям области
| презентация
| Оценить презентации учащихся
|
| Народные ремесла и художественные промыслы.
|
|
| -вызвать интерес к народным ремёслам и художественным промыслам родного края
|
|
|
|
1.
| Художественная обработка растительных материалов.
|
|
| -
| Урок- выставка
| Изделия из растительных материалов
| Оценка изделий
|
2.
| Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание.
|
|
|
| Урок - ярмарка
| Образцы изделий
|
|
3.
| Вязание, вышивка и кружевоплетение.
|
|
|
| Мастер – класс
(совместно с учителем технологии)
| Пряжа, ткань, нитки, спицы, крючки, вилки
|
|
4.
| Гончарство.
|
|
|
| Урок – экскурсия (посещение поселкового музея «Горенка»)
| Презентация, экспонаты музея
| Впечатления об экскурсии
|
5.
| Художественная обработка камня и кости.
|
|
|
| Урок - выставка
| презентация
|
|
6.
| Златоустовская гравюра на стали. Украшенное оружие.
|
|
|
| Заочное путешествие
| презентация
|
|
7.
| «Узор чугунных кружев». Каслинское и кусинское литьё.
|
|
|
| Заочное путешествие
|
|
|
8.
| Лоскутное шитьё.
|
|
|
| Интегрированный урок краеведение-технология
| Выставка изделий сурменевских школьниц
|
|
9.
| Фестиваль народного творчества. (повторительно – обобщающий урок).
|
|
|
| Урок-ярмарка
|
| Оценить работу всех активных участников
|
| Просвещение и искусство Южного Урала.
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Образование и просвещение на Южном Урале.
|
|
| -знать историю развития образования, старейшие вузы; современное высшее образование, наиболее крупные вузы
| конференция
| Буклеты и проспекты разных учебных заведений области
|
|
2.
| Наука на Южном Урале.
|
|
| -иметь преставление о НИИ и центрах, их развитии и современном состоянии, крупнейших научных и технических достижениях
| комбинированный
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»
| Текущий контроль
|
3.
| Архивы и библиотеки Южного Урала.
|
|
| - знать историю появления и становления архивов и библиотек на Южном Урале
| комбинированный
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»
|
|
4.
| Музеи Южного Урала.
|
|
| - иметь представление о крупных краеведческих музеях области, сельских, школьных музеях района
| Виртуальное путешествие
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»
|
|
5.
| Театральная жизнь Южного Урала.
|
|
| - знать о ведущих театрах области, их особенностях
| Поездка в театр
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»
|
|
6.
| Южный Урал и кинематография.
|
|
| -иметь представление о знаменитых режиссёрах (С.Герасимове, Н.Оболенском), актёрах
|
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»,
презентация
|
|
7.
| Музыкальная жизнь Южного Урала.
|
|
| - иметь представление о певцах, музыкантах, вокальных группах области, района
| Урок- встреча (по возможности – очная с Никитой Хабиным)
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация
|
|
8.
| Архитектура, скульптура, живопись.
|
|
| - знать о ведущих скульпторах, архитекторах, художниках
| конференция
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация
|
|
9.
| Снимаем кино.
|
|
|
| Интегрированный урок МХК - краеведение
| Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация
| Оценка проектов
|
10.
| Повторительно – обобщающий урок.
|
|
| Обобщение знаний
|
|
| Оценка устных ответов
|
| Местный (школьный) компонент
| 4 часа
|
|
|
|
|
|
| Поездка в Верхнеуральский краеведческий музей
|
|
| - иметь представление о народах, населявших территорию района в разные времена, их быте, культуре
| экскурсия
|
| Отчёт об экскурсии
|
| Итого: 35 часов
|
|
|
|
|
|
|