Данный курс является частью регионального аспекта, целью которого является: помочь школьнику познать природу, население, экономику того края, где он живёт (Челябинской области, Верхнеуральского района), увидеть его красоту, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, её ресурсов; изучить, что предпринимается различными организациями в области охраны природы. Изучение региональной географии направлено на формирование у школьников ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Таким образом, цели изучения региональной географии реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.
Плюс ко всему освобождается время на традиционных уроках географии.
№занятия
| Тема занятия
| Кол. Час.
| Дата
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид занятия
| Используемые материалы, литература, оборудование
| Форма контроля
|
| Тема 1. Введение
|
|
|
|
|
|
|
| «От Исетской провинции до Челябинской губернии»
|
|
| Знать: основные этапы и ключевые события истории Южного Урала, выдающихся деятелей родного края
| Комбинированное
| Атлас, контурные карты Челябинской области
| Проверка заданий на контурных картах
|
| «На службе Отечеству». Оренбургское казачество.
|
|
| Знать основные этапы становления Оренбургского казачества, уметь высказывать собственное мнение о роли казаков в истории края
| Комбинированное
| Верхнеуралье: страницы истории. Казачество.
Мухамедьянов Р.А. На Урал-реке
Видеофильм
|
|
| Тема 2. Население
|
|
|
|
|
|
|
| Особенности расселения населения
|
|
| Уметь объяснять закономерности размещения населения по территории области
| Практичес кая работа
| Атлас Челябинской области, контурные карты
|
|
2,3
| Численность и состав населения Челябинской области
|
|
| Уметь объяснять причины изменения численности населения в разные периоды
| Комбинированное, практичес кая работа
| Челябинская область: цифры и факты, 2007 г.
|
|
| Численность, естественный прирост населения в Верхнеуральском районе, Сурменевском сельском поселении
|
|
| Знать численность населения, уметь объяснять причины отрицательного естественного прироста, сопоставлять и сравнивать цифры, формулировать выводы
| Практичес кая работа
| Статистические материалы периодической печати, данные о естественном движении населения Сурменевского поселения
| Оценить практичес=кую работу
|
| Национальный состав населения Челябинской области, Верхнеуральского района
|
|
| Уметь объяснять причины пёстрого национального состава населения области, района
| Комбинированное
| Энциклопедия Челябинской области
|
|
| Социологическое исследование: изучение естественного движения населения п. Сурменевский
|
|
| Уметь объяснять причины изменения численности населения
| Практичес кая работа
|
| Оценка практичес=ких работ
|
| Типы населённых пунктов Челябинской области
|
|
| Уметь с помощью условных знаков «читать» карты разного содержания
| Практичес кая работа
| Административная карта, атласы Челябинской области
|
|
| Трудовые ресурсы Челябинской области. Проблема безработицы
|
|
| Знать возрастной состав населения области
| Заочная экскурсия в центр занятости населения
| Челябинская область: (цифры и факты) 2007
|
|
| Обобщение знаний
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Экономика Челябинской области
|
|
|
|
|
|
|
| Общая характеристика хозяйства области
|
|
| Знать особенности становления хозяйства региона в дореволюционное время
| Вводное
| Карта Челябинской области, атласы
|
|
| Советский и постсоветский периоды развития хозяйства
|
|
| Знать особенности становления хозяйства региона в послереволюционное время
| Комбинированное
| Карта Челябинской области, атласы
| Текущий опрос
|
| Производство конструкционных материалов в Челябинской области
|
|
| Знать виды кострукционных материалов, производимых в регионе.
Уметь показывать на карте центры металлургии
| Заочная экскурсия на ЧМК
| Карта, атласы Челябинской области
|
|
| Химико-лесной комплекс
|
|
| Знать перечень продукции, производимой предприятиями комплекса
| Комбинированное
|
|
|
| Машиностроительный комплекс
|
|
| Знать центры машиностроения, уметь показывать их на карте
| Презента- ция Машино- строитель ных предприя тий области
| Карта, атласы Челябинской области
| Оценка работ на контурных картах
|
| Топливно-энергетический комплекс
|
|
| Знать предприятия комплекса
| Комбинированное
|
|
|
| «Уральские атомграды» (закрытые города области)
|
|
| Уметь объяснять роль «закрытых городов» в укреплении обороноспособности страны
| Конферен ция
| Видеофильм «Снежинску – 50»
|
|
| Лёгкая промышленность
|
|
| Знать предприятия отрасли, производимую продукцию, географию предприятий
| Комбинированное
|
|
|
| Агроклиматические ресурсы. Агропромышленный комплекс области
|
|
| Знать состав АПК области, района
| Практичес кая работа
| Климатическая карта области
|
|
| Агропромышленный комплекс Верхнеуральского района
|
|
|
| Комбинированное
|
|
|
| Транспорт Челябинской области
|
|
| Знать состав транспортного комплекса области
| Путешест вие по дорогам области
| Административная карта, контурные карты Челябинской области
|
|
| Сфера услуг
|
|
| Знать перечень услуг, оказываемых населению области
| Комбинированное
|
|
|
| Рекреационные ресурсы
|
|
| Знать виды рекреационных ресурсов
| Реклама рекреационных ресурсов области
| Физическая карта, атласы, контурные карты
Карта для туризма и отдыха. Туристские ресурсы Челябинская область
| Оценка работы на занятии
|
| Экологические проблемы, пути их решения
|
|
| Знать виды проблем, причины их возникновения, пути решения
| Семинар
| Физическая карта, атласы, контурные карты
| Оценка выступлений
|
| Экономические связи области
|
|
|
| Обобщение знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.Микрорегионы и города Южного Урала
|
|
|
|
|
|
|
| Территориальная организация хозяйства
|
|
| Знать хозяйственные микрорегионы области
| Комбинированное
| Физическая карта, атласы, контурные карты
|
|
| Южно-зауральский район
|
|
| Знать сельскохозяйственную и промышленную специализацию микрорегиона
| Комбинированное
| Физическая карта, атласы
|
|
| «Стальная столица России». Магнитогорск
|
|
| Уметь объяснять роль ММК в экономике страны, в Великой Отечественной войне
| Заочная экскурсия на ММК
| Видеофильм «ММК»
|
|
| Горно-заводский район
|
|
|
| Комбинированное
| Карта, атласы презентация
|
|
| Восточно-зауральский район
|
|
| Знать промышленную специализацию микрорегиона
| Комбинированное
|
|
|
| Челябинск – столица Южного Урала
|
|
| Знать историю возникновения Челябинской крепости, становления города как центра Южного Урала
| Заочная экскурсия
|
| Оценить сообщения учащихся
|
| Местный (школьный компонент)
|
|
|
|
|
|
|
| Наше село – история и современность
|
|
| Знать историю села, заслуженных людей (ветеранов войны и труда)
| Экскурсия в сельскую библиотеку, музей «Горенка»
|
|
|
| Личные подсобные хозяйства – основа экономики села
|
|
|
| Встреча с руководителями ЛПХ
|
|
|
| Перерабатывающие предприятия села
|
|
| Знать технологию переработки мясной продукции, производственные связи предприятия
| Экскурсия в пельмен ный цех
|
| Отчёт об экскурсии
|
| Повторение и обобщение по курсу
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 35 час.
|
|
|
|
|
|