Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности государственного управления в русских землях в условиях удельной раздробленности (ХII-ХIII вв.)1) Изменение порядка княжеского владения. - Древняя Русь - единое княжеское владение, все князья – члены одного рода, порядок владения по старшинству. Отдельные части русской земли, доставшиеся тем или иным представителям княжеского рода, считались их временными владениями и потому назывались наделами или волостями, - Удельный период. Во главе региональных элит утверждаются местные княжеские династии из различных ветвей Рюриковичей. «Отчинный» принцип наследования от отца к сыну. Бывшие наделы, превратившись в собственность отдельных князей, становятся уделами - отдельными владениями, постоянной и наследственной собственностью местного удельного князя. От обычных боярских вотчин они отличались тем, что в своем уделе князь являлся носителем верховной политической власти. 2) Складывание властных отношений сюзерен-вассал. Уже не личного, а собственнического характера. Соединение собственности на землю с политической властью. Европейский тип власти - вассалитет В системе властных отношений местные князья выступали в роли сюзеренов удельных княжеств, так же как и прежде опирающихся на дружину, новым здесь было то, что представители боярской верхушки являлись теперь вассалами князя, имевшими право свободно выбирать себе сюзерена и переходить от одного князя к другому. 3) Формально – сохранение великокняжеской власти, но удельные князья перестают платить дань Киеву, по ряду внутренних и внешних причин постепенно терявшему свои централизаторские возможности. Статус старшего великокняжеского стола и политического центра русских земель переходит к Владимиру на Клязьме - главному городу Владимиро-Суздальского княжества, со временем ставшему и политическим центром Северо-Восточной Руси. На рубеже ХIII - XIV вв. во Владимир была перенесена также кафедра митрополита Киевского и всея Руси. 4) Формирование региональных моделей власти и управления и складывание новых политических центров ( альтернативные пути политико-государственного развития древнерусского общества). Полицентричный характер государственной власти. Основные модели государственной власти и управления (формы русской государственности). Различия касались: - во-первых, соотношения княжеского (монархического) и вечевого (республиканского) начал в системе власти и управления - во-вторых, степени самостоятельности политической власти князя в его отношениях с укреплявшим свои позиции боярством. Модели: - Южная Русь – иногда выделяют отдельно (Киевское, Черниговское и Северское княжества). Киев, страдавший от набегов кочевников и княжеских усобиц, постепенно утрачивал свое значение. К середине ХII в. власть киевских князей становится номинальной. Являясь древним политическим и территориальным ядром древнерусской государственности, Киевское княжество так и не сложилось в отдельное независимое княжество, не выделилось в наследственную вотчину какой-либо княжеской династии. Вплоть до монгольского нашествия оно считалось чем-то вроде собственности великокняжеского стола или династическим наследством всего княжеского рода. Отсюда претензии великих киевских князей на представительство общерусских интересов, а удельных князей — на определенную долю ответственности за Киев, а значит, и за все земли Руси. В результате соперничества различных княжеских ветвей в Киеве в XII в. складывается система дуумвирата (реже триумвирата) на основе ряда киевского вече и боярства с князьями. Все это создавало относительное равновесие сил, ослабляло усобицы и было одним из факторов связи Южной Руси со всеми остальными русскими землями. - Юго-западные земли (Галицко-Волынское княжество) княжеско-боярская модель (княжеско-боярская монархия). - Северо-западные земли (Новгородско-Псковская земля) республиканская модель – боярская республика. - Северо-восточные земли (Владимиро-Суздальское княжество) княжеская модель (княжеская монархия). Политический строй, сложившийся в других, русских землях, хотя и обладал некоторыми особенностями, как правило, не выходил за рамки этих моделей управления. В Черниговском и Новгород-Северском княжествах (в этих двух княжествах утвердилась ветвь Ольговичей - потомков внука Ярослава Мудрого Олега Святославича, более известного по «Слову о полку Игореве» как Олег Гориславич), Полоцкой и Турово-Пинской землях (там правили соответственно Всеславичи и Изяславичи) установилась олигархическая, боярская монархия. В Смоленске и Рязани, где также утвердились свои местные династии, форма правления, наоборот, была ближе к типу княжеской монархии, установившейся в Северо-Восточной Руси. Черниговские, смоленские и рязанские князья претендовали на титул великих князей. Гораздо реже на Руси встречалась «республиканская» модель управления: помимо Новгорода она установилась только в Пскове, выделившемся из состава Новгородской республики в 1348 г. и просуществовавшем в качестве самостоятельного государства до присоединения к Москве в 1510 г. 5) Несмотря на период раздробленности в массовом и элитарном сознании сохранялось представление о Руси как едином территориальном и духовном целом, память о ее былом могуществе. Несмотря на участившиеся княжеские усобицы и распри региональных властных элит, центростремительные процессы и конфедеративные связи находили отражение в деятельности съездов князей, сходстве правовых систем, сохранении православия и единой для всей Руси церковной организации — митрополии (а в отдельных землях епископских кафедр), духовная власть которой не оспаривалась ни удельными князьями, ни местными духовными иерархами. В данных условиях поставление общерусского митрополита из Константинополя, независимо от русских князей, было важным интеграционным фактором.
|